Статья "Современные дети: взгляд нейропсихолога"
статья

Андреева Ирина Александровна

Каждое следующее поколение отличается от предыдущего, и в тоже время имеет с ним общее и единое. Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Директор Центра детской нейропсихологии РОСТ (Москва) Александр Курицын раскрывает свой взгля на современных детей и дает практические советы педагогам и родителям в общении с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья нейропсихолога37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети: взгляд нейропсихолога


А.В.Курицын, нейропсихолог,

директор Центра детской нейропсихологии РОСТ (Москва)

Каждое следующее поколение отличается от предыдущего, и в тоже время имеет с ним общее и единое. Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Кто-то из взрослых называет их поколением Z. Дети, рожденные в эпоху цифровой революции. Кто-то считает, что дети как дети! Как были 30 лет назад, такие же и сейчас. Мы же, специалисты-нейропсихологи, сталкиваемся на собственной практике с увеличением количества детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья и выраженные трудности в обучении и общении. Пропорционально научно-техническому прогрессу и цифровизации растет количество детей с выраженными коммуникативными проблемами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Аутистические особенности, СДВГ, задержка психического, речевого и моторного развития, алалия и другие нарушения. Количество детей с особенностями развития растет с каждым годом. В чем же причина, и что делать родителям? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Во-первых, мы все должны принять факт, что сильно шагнула вперед медицина. На нейропсихологические консультации стали приходить дети, которые были рождены на 6-7 месяце беременности. Выхаживание детей, которые родились раньше срока на 2-3 месяца, раньше было бы просто невозможно. Конечно, часто эти дети имеют врожденную гипоксию, у них низкий общий уровень энергии, ослабленное здоровья, но эти дети живут! Бездетные пары получили в 21 веке возможность зачать ребенка с помощью таких методов как ЭКО, суррогатное материнство и тд. Изученность детей, которые родились с использованием различных современных методов зачатия пока еще недостаточная. Каковы особенности этих детей? Отличаются ли дети ЭКО от других детей? Почему при зачатии с помощью ЭКО такой высокий уровень рождения детей-двойняшек? Все эти вопросы волнуют как нас, детских нейропсихологов, которые изучают развитие мозга ребенка в онтогенезе, и корректируют все высшие психические функции, так и вас, родителей.

Во-вторых, сильно изменилась социально-психологическая ситуация развития современных детей. У взрослых жителей мегаполисов и крупных городов не хватает ощущения безопасности, защищенности. Часто ли ваши дети гуляют сами, без вашего присмотра, во дворе? Давно ли вы видели детей, которые сами на улице выбрали себе игру, и например, бегают и играют в прятки? А может быть они играют в жмурки? Салки? Колдунчики? Куда пропало самое замечательное средство развития крупной моторики – игра “в резиночку”? Где те замечательные игры нашего детства, так называемая дворовая субкультура, в ходе которой происходила естественная самокоррекция детей, происходило моторное, физическое развитие. В этих играх шло полноценное насыщение кислородом головного мозга. Дети в дворовых играх учились взаимодействовать друг с другом, дрались, выясняли свои отношения, создавали коалиции, выбирали, во что и как они будут играть, получали первый опыт самоорганизации и самоуправления. Вместо этого, сейчас в лучшем случае мальчишки играют в футбол, если рядом с домом есть спортивная площадка. В худшем – не гуляют совсем. Почему так случилось? Конечно, играет роль и тревожность взрослых, особенно мам, которые заняты сами какими-то делами и не отпускают своих детей на улицу. Но нельзя не отметить, что и сами дети стали более пассивными.

В третьих, у детей наблюдается снижение нейродинамического компонента, повышенная истощаемость нервной системы.  Неблагоприятная экологическая ситуация, проблемы питания, повышенный уровень стресса, шум транспорта и бытовое электроизлучение – вот факторы, которые сопровождают беременность мамы и ее еще не родившегося малыша. Родовые травмы, асфиксия, гипоксия, преждевременные роды и многие другие неблагоприятные факторы при рождении ведут к микротравматизации головного мозга младенца. До поры до времени младенец развивается нормально. Физическое развитие на первом году жизни обычно соответствует возрасту. Ребенок начинает сидеть, ползать, затем ходить. Но вот речевое и познавательное развитие идет с опозданием, проблемы выявляются в 3-4 года. К этому возрасту первый блок мозга уже полностью сформирован, он отвечает за энергетическое обеспечение деятельности, крупную и мелкую моторику. Никого сейчас не удивляют жалобы на головные боли детишек 5-7 лет, вегето-сосудистые дистонии и повышенное внутричерепное давление у малышей. Сидячий образ жизни, слабое развитие мышц, моторная неловкость.
На консультации к нейропсихологам приводят детей обычно уже школьного возраста: “Ни к чему нет интереса, все, чем занимался бросил”, ”Ребенок меня не слышит, не реагирует на просьбы, по дому не помогает, может пройти проверить слух?”, “Не читает совсем”, ”Проблемы с письмом: пишет как курица лапой, ничего не разберешь, строки не видит, не попадает”. Чтение – это сложный психический процесс, не просто способность воспринимать текстовую информацию, а и расшифровывать ее, соотносить с известными буквенными символами. Читающих детей сейчас можно встретить единицы!
 

При письме синхронно должна работать вся мозговая система, что невозможно при тех нейродинамических проблемах, о которых мы говорили выше. Наш ребенок не нехочет, а неможет. Его мозг не способен полноценно справляться с тем объемом учебного материала, которые дает школа. Кроме этого, а часто ли мы, родители, читаем книги вместе с ребенком, или читаем свою литературу, например связанную с работой, в присутствии ребенка? Несколько лет назад с нами в поход, 5-6 километров пути (а мы периодически с командой Центра Рост проводим походы выходного дня) пошел мальчик 12 лет. Пройдя 3-4 километра, ему так стало так физически плохо, он плакал, говорил, что он не может больше идти, сильно устал, что он так много в жизни не ходил! С нашей помощью он прошел этот маршрут, пришел последний, усталый, обессиленный. Что же мы делаем? Что за замкнутый круг?! Все ли мы, взрослые, делаем для того, чтобы наши дети развивались гармонично? Не сами мы ли в два года даем ребенку планшет, чтобы он под мультики ел? Не заменяем ли мы сами детско-родительское общение с ребенком на полувиртуальное? Может быть, нам легче включить ему мультфильм, чем спеть на ночь колыбельную или рассказать добрую сказку? Ребенок развивается в состоянии эмоциональной депривации, если живое эмоциональное общение со взрослым заменяется на любую, пусть и хорошую развивающую электронную игру. Огромное количество мам почти сразу после родов, через 3-4 месяца, выходят на работу, поручая заниматься ребенком няням, бабушкам или другим родственникам. Никого важнее мамы в первые годы жизни для ребенка быть не может!

В-четвертых, изменился ведущий канал восприятия. Еще лет 20-30 назад все наши основные каналы восприятия были нагружены равномерно. Речь идет о 3 основных способах познания мира: аудиальный, визуальный, кинестетический. Раньше в каждом доме было радио, играл магнитофон, бабушки и мамы пели колыбельные и рассказывали сказки на ночь, вместе с детьми взрослые лепили пельмени. Сейчас мы стали реже использовать аудиальные способы передачи информации. Мы стали меньше звонить друзьям и говорить по телефону, преимущественно переписываясь в чатах. В каком количестве групп whats up вы состоите? Помните ли о чем в большинстве из них идет речь? Раньше ребенок чаще сталкивался с реальным окружающим миром. Дети лазили по деревьям, рвали яблоки, помогали на огородах своим родителям, копали картошку, делали шалаши из палок, связывая их веревками. Они видели как развиваются деревья, как ведут себя птицы, звери, наблюдали природу, познавали мир, ощущая, вдыхая, слушая. В современных условиях больших городов дети видят все в основном на картинках и в видеороликах youtube.

С раннего детства на современных детей льется огромный поток визуальной информации. Реклама с билбордов, яркие вывески, телевизор, планшет, телефон, мессенджеры! Даже в школах сейчас на уроках внедряются электронные доски, хотя и без них каждый ребенок, несколько лет назад, по наблюдениям ученых, не менее 3-4 часов проводил у экранов. Сколько же времени ребенок-школьник проводит у экрана сейчас? Этот поток визуальной информации мозг обработать не в состоянии. А потом мы жалуемся, ребенок плохо слышит, не отзывается на родительские просьбы, не реагирует на критику, не может запомнить и выполнить алгоритм из 2-3 действий!
Я сейчас говорю не столько о детях, имеющих выраженные особенности развития, сколько о массовой детской популяции в целом. Однозначно можно сказать, что в 21 веке доминирующим каналом восприятия у детей стало зрительное восприятие. Нагрузка на зрение возросла колоссально, в ущерб аудиальному и кинестетическому каналу восприятия. Вспомните, когда ваш ребенок в последний раз познавал мир наощупь: делал поделку из шишек и травы, трогал распускающийся весенний бутом сирени, нюхал ароматный нарцисс? Без развития аудиального и кинестетического восприятия не может быть гармоничного развития личности ребенка.

Учителя жалуются. Говорят, что увеличилось количество детей гиперактивных, которые не могут совсем концентрироваться, и 20 минут не сидят за партой. Объем информации, которую мозг человека может обрабатывать, практически не изменился, а вот объем так называем помех, фоновых компонентов, отвлечений, которые рассеивают внимание, увеличился в десятки и сотни раз. Поэтому одна из главных задач современных родителей – учить детей критическому мышлению, учить поиску информации в интернете, выделять главное и второстепенное.

Во время прогулок оторвитесь от своих телефонов, обратите внимание ребенка весной на то, какие листья у деревья когда распускаются. Покажите ребенку, что такое березовый сок и попробуйте, какой он на вкус. В мае посидите рядом с сиренью, не срывая ее, вдохните аромат, пусть ребенок запомнит как пахнет сирень! Читайте ребенку, читайте по очереди, то родитель, то ребенок! Слушайте классическую музыку, давайте ребенку возможность погрузиться в предметную среду.

В-пятых, по мнению многих психологов, современный ребенок растет в ситуации детоцентризма. Ребенку не выставляют нужные ему границы, правила, нормы. Куда делись домашние обязанности, которые были раньше? Трудовая жизнь в ситуации тотального упрощения и облегчения. Мытье посуды и помощь по дому –это выполнят стиральная и посудомоечная машинки, электрические пылесосы-роботы. Вместо необходимости спланировать день, чтобы успеть зайти в библиотеку, взять нужную книгу, вступив в коммуникацию с библиотекарем, получение электронной информации из интернета, сидя дома. Вместо приготовления супа вместе с мамой – заказ еды через службу доставки, когда привозят все запакованное, готовое, в красивой упаковке – только открывай да ешь! Да что и говорить, дети разучились резать хлеб, ведь он лежит уже в нарезке. Лобные отделы головного мозга человека отвечают за возможность создавать, реализовывать и корректировать программы, отвечают за произвольное внимание, саморегуляцию, самоконтроль, способность моделирования и прогнозирования различных ситуации в коммуникации. Префронтальная область коры мозга регулирует сложные формы и модели поведения, обеспечивая взаимосвязь мотивационного, эмоционального и когнитивного компонентов деятельности. Исследования последних лет показывают, что лобные отделы головного мозга наших детей созревают гораздо позже, чем у детей, рожденных в предыдущих поколениях.
У подростков мужского пола возраст формирования лобных отделов уже приближается к 18-24 годам, у подростков женского пола чуть раньше, в 15-19 лет. Лобные отделы отвечают за способность человека выполнить то, что “надо”. Вот с этим-то все очень туго. Современные дети считают, что они никому и ничего не должны. Самое интересное, что также считают и многие родители. Мне кажется, что корень этой проблемы лежит в следующем. В советское время за счет идеологии лобные отделы были перегружены слишком рано, с дошкольного возраста. Ребенок с ранних лет был “должен” партии и родителям. Должен был хорошо себя вести, быть старательным и прилежным учеником, помогать старым и младым. Дети рано были встроены в вертикаль “октябренок-пионер-комсомолец”. Жестко поступала система с невписывающимися детьми, хулиганами. Их лобные доли “простраивали” со всех сторон, начиная от таких же детей, которые брали штрафников “на поруки и помогали с учебой”, и заканчивая обращением школы в организации, где работали родители. Сейчас другая крайность – детоцентризм, потворствующая гиперопека. Поэтому дети со своей будущей профессией не могут иногда определиться и в 20 лет. Семьи свои создавать рано не спешат, как и заводить детей, предпочитая жить с родителями или без детей. Если ребенок живет только по принципу “хочу”, и родители потворствуют этой модели, мы говорим о “безлобных” детях, которые не умеют сочувствовать и переживать за другого, не знают, чем себя занять, не запоминают простейшие алгоритмы. У этих детей не развита воля, большие сложности с мотивацией, они боятся выходить из зоны комфорта, общение строится по принципу получения удовольствия, использования другого человека в своих целях. Зачем родители удовлетворяют все потребности ребенка? Ведь естественно, что ребенок должен столкнуться с опытом, когда не все будут плясать под его дудку и не все желания исполнятся? Почему взрослые не подключают детей к домашним делам, не учат трудиться, помогать близким, радоваться за других?. Результат печален. Мы наблюдаем сейчас всеобщую инфантилизацию большинства детей, их неготовность выстраивать коммуникативные отношения, нежелание взрослеть, бессознательное бегство от своего реального возраста.

В походном лагере, который мы проводили несколько лет назад, девчонки 13 лет плакали от радости, когда в день самоуправления у них в походе получилось сварить суп, и накормить других ребят. Самое интересное, что дома мамы не подключали девчонок к домашним обязанностям, предпочитая все делать самим, быстренько, без лишних объяснений. Лишь бы учились! Чему мы учим подростков? Готовим ли мы их ко взрослой жизни? Надеемся, что они получат в школе какие-то жизненные знания? Маловероятно, ведь школа у нас занимается исключительно образованием, а не воспитанием. Учим ли мы, папы мальчишек, будущих мужчин, разбираться в простейших способах ремонта автомобилей? Учим ли заступаться за слабого, помогать старикам? Учат ли мамы девчонок простым жизненным навыкам: шитье, кулинария, вязание?

В связи со всеми вышеперечисленными факторами наблюдается неравномерное развитие высших психических функций у детей. При правильном развитии ВПФ в раннем возрасте 1-2 года ведущая функция ребенка это восприятие, затем активно начинает формироваться речь, затем память. Вначале формируется наглядно-действенное, затем наглядно-образное и лишь потом словесно-логическое и аналитико-синтетическое мышление. Что происходит в наше время? Анна Владимировна Семенович, профессор и один из известных нейропсихологов в нашей стране, в своей статье “Отстаньте от детей” пишет, что “если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы законы работы мозга переворачиваем наоборот”. Не секрет, что родители некоторых детей с 3-4 лет уже начинают готовить к школе. В возрасте, когда доминирует и является ведущим правое полушарие, родители начинают нагружать левое полушарие. Вместо того, чтобы ребенку дать возможность вволю насладиться лепкой, рисованием, музыкой, сюжетно-ролевой игрой, развивать воображение, мы начинаем пытаться его учить читать, считать, писать, сидеть неподвижно за столом! Ребенка, у которого имеется общее недоразвития речи, вместо интенсивных занятий с логопедом, отдают заниматься английским языком.

Что получается в итоге? Дети некоторые умеют читать с 4-5 лет, но они же не могут вырезать простейшие фигурки ножницами. Дети считают в уме, но не могут элементарно кинуть мяч в стену и словить его. Ребенка рано отдали в школу и в начальном звене он был отличником, а как стал подростком, начал безудержно играть в компьютерные игры, дорвавшись до игр, потому что в дошкольном детстве вместо игр его готовили к школе. Развитие ребенка должно быть гармоничным. В дошкольном возрасте нельзя лишать ребенка игры, перегружая его интеллект. В период начального обучения каждый учитель должен в ходе урока использовать нейроразминки, игры, упражнения для активизации мозга. Все эти упражнения давно описаны, но, к сожалению, учителями и родителями почти не используются.

Подход к решению проблем современных детей должен быть комплексным. Нужно рассматривать работу организма ребёнка в целом, его психофизиологические особенности, окружающую социальную среду и семью, особенности психического состояния и темперамента. Первые, кто видят ребенка, и могут определить, правильно или нет он развивается, это врачи: участковый врач-педиатр, невролог, лор и тд. Бывает, что родители бьют тревогу, что ребенок в 3 года не говорит, а врач-невролог спокойно отвечает: “Ничего, подождем еще немного, бывает дети и в 4 начинают говорить”. Бесценное время, важный сензитивный период, может быть упущен при таком поверхностном отношении. При диагностике ребёнка, я в своей практике, внимательно читаю заключения врачей: невролога, психиатра, эпилептолога. Перед началом нейрокоррекционных занятий многим детям необходимо сделать электроэнцефалограмму, посмотреть нет ли очагов эпи-активности. Нередко приходится отправлять детей на консультацию к остеопату, чтобы определить особенности его позвоночника и скорректировать их. Часто у детей с различными особенностями развития (СДВГ, расстройство аутистического спектра, ЗПР) нарушено кровоснабжение мозга, которое поможет выявить УЗИ-ДГ. По-хорошему, в наше время, при нашей экологии нужно подключать и диагностику нутрициологов. Дефицит нутриентов и микронутриентов, избыток сахаров в рационе тоже негативно сказывается на поведении ребёнка и работе мозга. Питание оказывает значительный вклад как в положительную, так и в отрицательную стороны. Коррекционная работа с логопедом и учителем-дефектологом нужна сейчас практически половине современных детей. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения, общее недоразвития речи, задержка психоречевого развития встречается у детей достаточно часто.

Работа с родителями – не менее важная часть работы специалистов коррекционного профиля (психолога, нейропсихолога, логопеда). Зачастую, к нам приходят эмоционально и физически выгоревшие родители. Вымотанные вопросами материального обеспечения, сложными взаимоотношениями в кругу семьи, в том числе со своими непростыми особенными детьми. Таким родителям самим нечего дать ребёнку, не на что опереться. В этом случае родителям самим нужна психологическая помощь, необходимо дать им ориентиры, почву под ногами, чтобы они смогли вытащить из нездоровья своих детей. Мне кажется важным создание сети групповой поддержки родителей детей с ОВЗ. Родители могли бы делиться друг с другом своими успехами и личными опытом преодоления возникающих трудностей, выразить свои накопившиеся эмоции среди таких же родителей, которые их понимают. Только такой комплексный всесторонний подход (врачи, специалисты, педагоги, семья) способен дать эффективный результат.

Что делать родителям: советы нейропсихолога

1) Режим дня. Он должен быть постоянным, четким, последовательным. Постоянное время подъема и отбоя, небольшая зарядка, прогулки на свежем воздухе должны быть каждый день. Сон для каждого человека – это возможность восстановиться, подзарядиться. По наблюдениям психофизиологов, подростки и некоторые младшие школьники хронически недосыпают 1-2 часа ежедневно. Ребенку необходим сон не менее 9-10 часов. Если ребенок недосыпает, накапливается усталость, невысокий энергетический потенциал падает еще ниже. За 1-2 часа перед сном каждому человеку необходима спокойная бытовая среда: минимум шума, отсутствие визга ТВ, чтение перед сном, либо рисование, прослушивание музыки, анализ дня в дневнике настроений и др.

2) Полноценное физическое развитие ребенка, спорт. Почему на занятиях с нейропсихологом любимой наградой для наших детей стала игра в “Вышибалы”? Моторному развитию в условиях большого города стало уделяться недостаточное внимания. Перекос же пошел в сторону развития интеллекта. Ментальная арифметика, скорочтение, каллиграфия – это модные направления развиваются стремительно. Но, я думаю, многие согласятся со мной, что в 4-6 лет гораздо важнее для ребенка физическая выносливость, ловкость. Необходимы регулярные занятия спортом (борьба, плавание, игровые командные виды спорта и тд) в ходе которых ребенок должен выполнять инструкции тренера, происходит развитие произвольности, вестибулярного аппарата, повышается энергетическая функция и корректируется так часто встречающаяся у детей “нейродинамическая ослабленность”.

3) Общение с родителями и членами расширенной семьи – важный компонент гармоничного развития ребенка. Рождение ребенка меняет взаимотношения между супругами, нередко семьи распадаются, когда ребенку еще и не исполнится год. Особенно остро этот вопрос стоит в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с органическими поражения ЦНС, неврологической симптоматикой. Внимание матери полностью уделено в таких семьях ребенку, времени ни на себя, ни на мужа совсем нет. Отцы начинают избегать проблем, уходя с головой в работу. Накапливается усталость, раздражение, между супругами происходит отдаление. Вместе с тем, семьи, прошедшие данный этап благополучно, развиваются и укрепляются. Ребенку необходимо общение как с обоими родителями, так и общение с другими родственниками. В настоящее время уменьшились социальные контакты внутри семьи, произошло отдаление бабушек-дедушек и других родственников. Все реже и реже люди встречают вместе совместные праздники. Семейные традиции, регулярные встречи с Большой семьей в определенные дни ежегодно, помогают детям чувствовать себя увереннее, понимать, что есть еще кто-то кроме родителей, кто поможет, на кого можно опираться. Такие встречи запоминаются надолго, на всю жизнь. Чем с большим количеством людей с разными характерами ребенок контактируем, тем шире его социальный интеллект. Уже давно доказано, что успешность человека определяет его социальный интеллекта, а не вербально-логический интеллект. Если вы живете в неполной семье, найдите для мальчика авторитетного человека мужского пола – тренера, специалиста, учителя. Общайтесь с другими семьями, не замыкайтесь!

4) Общение со сверстниками. Некоторое время назад в одной статье была информация про социальный аутизм у современных детей. Разрешайте ребенку ходить в гости и приглашайте друзей к себе! Вспомните традиции. Раньше все ходили друг к другу в гости, приносили с собой угощения, играли, читали, бегали. Что случилось сейчас, почему эти традиции ушли? Если вы не хотите, чтобы к вам приходили в гости, разрешайте тогда детям посещение мест общего пользования ( кинотеатры, магазины). В школе дети общаются мало, общение там носит скорее формальный характер, время перемен ничтожно мало. Именно живое общение на неформальном уровне вне школы необходимо детям сейчас.

5) Помощь по дому и посильные домашние обязанности – у детей должны быть с дошкольного возраста. Полив цветов, уход за домашними животными, помощь в наведении чистоты, порядок на рабочем столе. Если ответственность за определенный участок не прививать в дошкольном возрасте, не рассчитывайте его сформировать у подростка!

6) Хорошая альтернатива гаджетам это игры. Сейчас действительно много интересных настольных развивающих игр, которые очень нравятся и детям, и подросткам, и взрослым. “Доббль”, ”Барабашка”, ”Дикие джунгли”, ”Хали-гали”, “Скоростные колпачки” – список достаточно большой. Играя в настольные игры, мы учим ребенка соблюдать правила игры, формируем произвольное внимание, концентрацию, усидчивость, умение проигрывать. Можно договориться, например, иногда устраивать семейные воскресники, куда приглашать детей друзей, родственников и давать им возможность поиграть без взрослых. Игра – уникальная возможность коммуникации, ведь включается чувство азарта, интереса, эмоции. По своему опыту работы, дети после правильного выполнения нейропсихологических упражнений, лучшей наградой ждут настольную или подвижную игру. Из подвижных игр особо любимые – “вышибалы”, ”перепрыгивания через канат”, ”Горелки”, ”Я змея змея змея”.

7) Развивайте лобные отделы мозга ребенка: через выстраивание программ, правил, алгоритмов. До 4-5 лет ребенок действительно никому ничего не должен, он живет по принципу “хочу”. Только с этого возраста начинается формирование произвольной регуляции у детей. Давайте детям первые посильные поручения, введите дома систему мотивации, (поощрения за желаемое поведение, штрафы за негативное поведение). Начинайте играть с детьми в игры по правилам, строго требуйте соблюдения правил игры. С 4-5 лет начинайте тренировать внимательность: первые задания “найди и вычеркни”, “корректурные пробы”. Много хороших заданий по подготовке к школе в папках Буракова. Со школьниками начинайте заниматься постановкой целей, учите разбивать каждую задачу на несколько этапов, введите ежедневную вечернюю рефлексию перед сном и добрые беседы (“Как прошел день? Что сегодня для тебя было самым важным? Твоя самая большая победа или огорчение?”) Сначала расскажите, что нужно сделать, чтобы приготовить обед. Затем попросите ребенка запомнить эти операции, и выполнить их. Доходит до смешного: дети 8-9 лет в магазине путают при покупке лук с чесноком, свеклу с репой. Пусть сначала сходит в магазин, купит, что ему нужно, затем с вашей помощью приготовит этот обед сам. Радость от того, что получилось, будет огромной.

8) Возьмите за правило: каждый день делать с ребенком нейрогимнастику. Это специальная система упражнений, разработанная отечественными нейропсихологами А.В.Семенович, Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутиной, Б.А. Архиповым и другими специалистами. Цель нейрогимнастики – за счет упражнений улучшить межполушарные связи, концентрацию внимания, скорость обработки информации. Нейрогимнастика помогает мозгу быть в тонусе. Опишем здесь несколько упражнений.
“Перекрестные шаги”. Ребенок идет по комнате, на каждый шаг поднимая согнутую в колене ногу и дотрагиваясь до нее локтем противоположной руки.
“Педали”. Сидя на стуле, носочки оторваны от пола, пятка касается пола. Руки на коленях. На счет “раз” левая рука нажимает на правую ногу. На счет “два” правая рука нажимает на левую ногу. Повторить так 10-20 раз. Можно сделать наоборот, левая рука нажимает на левую ногу. Правая рука – на правую.
“Молоток-утюг”. Правой рукой ребенок как будто помогает гладить утюгом маме, горизонтальные действия. Одновременно с этим левой рукой совершает как будто вертикальные удары молотком по гвоздю
“Гимнастика для глаз”. Родитель выполняет сначала это упражнение вместе с ребенком, затем ребенок выполняет сам. Родитель берет небольшой предмет (ручка, игрушка яркая), и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх- вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3-4 секунда задерживать предмет в крайних положениях, чтобы ребенок удерживал взгляд в этих крайних точках (слева, справа, сверху, снизу)

9) Регулирование времени, проводимого в гаджетах. Чем младше ребенок, тем больше информации он должен получать вживую, а не с экрана смартфона. Перед сном выключайте гаджеты или не заряжайте их. В таком случае сон ребенка пройдет спокойнее. Больше гуляйте с детьми. Ежедневное время на прогулки от 2 часов. А то получается, что в школе сидим в помещении, затем небольшая прогулка до дома, а дома снова уроки, задания, занятия. Где ежедневные прогулки по 2 часа? Некогда? Но развивающийся мозг не получил нужный объем кислорода. Для подростка оптимальное время использования гаджета составляет 2-3 часа в день. Регулируйте, договаривайтесь, обсуждайте!

10) Развиваем все ведущие каналы восприятия ребенка. Помогите ребенку познавать мир с помощью слуха и ощущений. Попросите ребенка прислушаться, как шумит ветер, качаются деревья. Дайте понюхать, какой аромат у цветка. Наблюдайте, обращайте внимание на окружающий мир вокруг, побуждайте ребенка к предметной деятельности. По мнению известного дефектолога, кандидата педагогических наук А.Р.Маллера совсем мало внимания стало уделяться трудовому воспитанию. Заменяйте по возможности игры в телефон и просмотр ТВ предметной деятельностью, ведь именно в ней идет развитие движений пальцев рук, зрительно-двигательной координации. Лепка, оригами, работа с бумагой, конструирование, архитектура, рисование, работа с глиной, столярное дело, выжигание… Ребенок будет видеть реальные результат своего труда, сформируется адекватная самооценка. У части современных детей и подростков наблюдается переоценка своих возможностей и способностей. Работодатели отмечают, что молодежь сразу после окончания ВУЗа ориентирована сразу на высокую зарплату. Современные подростки, приходя после обучения, с нулевым опытом и еще без компетенций, сразу хотят высокое должностное положение и приличную зарплату.
Удачи вам в нелегком деле воспитания и развития современных детей!

С уважением, Александр Курицын


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенн...

Как развивать саморегуляцию у детей старшего дошкольного возраста: советы нейропсихолога

Информация предназначена для воспитателй подготовительной и старшей групп детского сада. Некоторые из приведенных игр можно использовать на занятиях воспитаталей с группой с целью развития умения регу...

«Поколение детей с СДВГ – это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог

Данный материал изучен и проанализирован в рамках темы самообразованияСтатья подготовлина нейропсихологом, специалистом по сенсомоторной терапии Аллой Козуровой....

«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»

В современном мире  дети  стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически).  Редко встретишь сейчас  ребёнка открытого с природной   естественностью, которой ребё...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Занятие с элементами нейропсихологии к дню рождения детского сада для детей старшей дошкольной группы "Весёлые колпачки"

Вашему вниманию представляется конспект фронтального занятия с использованием кинезиологических игр и заданий. Основной целью занятия является развитие межполушарных связей. Данное занятие проводилось...