Война и мир в представлении дошкольника : от кругозора к исторической и культурной памяти
презентация

Колошко Е.Н.

Обратится к проблеме познания окружающего мира в дошкольном детстве. Поднять вопрос о становлении основ исторической и культурной памяти. Анализировать два термина – «кругозор» и «картина мира». Выявить особенности картины мира ребенка старшего дошкольного возраста. Раскрыть сущность мировоззренческих категорий «война» и «мир». Предложить вариант проектирования содержания образовательной деятельности, направленной на осмысление этих категорий старшими дошкольниками. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка-детский сад № 199 «Радужный» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: Презентация на тему: Война и мир в представлении дошкольника : от кругозора к исторической и культурной памяти Подготовил воспитатель : Колошко Е.Н. 2021 г.

Слайд 2

Как ребенок познает окружающий мир? Какие исторические события и культурные артефакты доступны восприятию дошкольника? Может ли он понять, что такое «война» и «мир»? Как нужно организовать образовательную среду, чтобы не разорвалась связь времен и поколений? Какой термин поможет педагогам осмыслить суть образовательного процесса и грамотно проектировать его содержание?

Слайд 3

? Словари русского языка и народная педагогика ввели в оборот слово «кругозор», а философские трактаты, государственные документы и научные труды в сфере образования предложили термин «картина мира». Что означают эти термины, являются ли они синонимами или отражают принципиально разные уровни открытия ребенком окружающего мира, в том числе в освоении сложнейшей пары мировоззренческих понятий «война» и «мир» ?

Слайд 4

Что такое кругозор? Кругозор -это объем, широта интересов, познаний и предствлений человека. Различают кругозор умственный и духовнный , житейский и культурный, узкий и широкий, бедный и богатый, ограниченный и необразимый и пр. Впервые слово «кругозор» появилось в «Русском словотолке », приложенном к «Письмовнику» Н.Курганова (1796),где оно служило средством определения и синомического замещения слов «горизонт» и «обзор»

Слайд 5

В,И.Даль в своем словаре (1881)раскрыл термин «кругозор» как горизонт,небосклон , пространство, окидываемое глазом,взором . Официально утвердил это слово и тем самым ввел его в широкий лексический оборот

Слайд 6

В словорях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова появилось второе (переносное)значение слова «кругозор», связанное с объемом и широтой взглядов человека. Именно в таком значении термин «кругозор» стал использоваться просветителями и книгоиздателями начиная со второй половины ХХ в. Это понятие пришлось по душе педагогам и родителям детей младшего возраста, поскольку отвечало их представлениям о специфике мировосприятия познавательной деятельности ребенка. Дошло оно и до наших дней ,но так и не обрело официального статуса в современной педагогической науке и практике.

Слайд 7

Ч то такое «картина мира»? В современной философии картина мира – это сформированная в обществе или в сознании отдельного человека и словесно оформленная целостная система знаний и представлений о мире, выступающих ориентировочной основой поведения и деятельности индивида. Она имеет сложную структуру и складывается из подсистем, включающих бытовые, научные, интуитивные знания как «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (К. Ясперс) . Немецкий философ Карл Ясперс

Слайд 8

Главный способ построения картины мира в сознании ребенка дошкольного возраста – это эмпирическое обобщение как осмысление, систематизация и структурирование чувственного опыта, накопленного в разных видах деятельности. В более старшем возрасте картина мира строится на основе теоретического обобщения, для которого характерен выход за пределы чувственного опыта, движение в слое понятий. (В.В. Давыдов) Советский педагог Василий Васильевич Давыдов

Слайд 9

На основе картины мира у каждого человека складывается своя концепция мира, включающая «образ Я», в соответствии с которой он выстраивает отношения с окружающим миром и самим собой. М. Доналдсон (M. Donaldson ) полагает, что человек – это существо, которое задает вопросы, принимает одни вещи за хорошие, важные, а другие – за плохие или незначительные, делает оценки и строит модели мира. Со временем в такие модели мира начинают включаться представления о себе как частице этого мира.

Слайд 10

Даже маленький ребенок уже мыслит о мире, пытаясь на своем уровне найти ответы на вечные вопросы: что есть мир, кто есть я, что значит этот мир для меня и что я сам значу для него ?

Слайд 11

Сопоставление понятий «кругозор» и «картина мира» «Кругозор» Кругозор складывается из конкретных знаний и представлений об окружающем мире, но не предполагает ни отношения человека к этому миру, ни системности полученной информации, ни возможности построения модели мира. «Картина мира» Картина мира характеризуется целостностью, системностью и обобщенностью понятий, имеющих не только информационную, но и аксиологическую значимость, что позволяет человеку строить модели мира и выражать свое отношение к нему.

Слайд 12

«Война и «мир» в детском кругозоре Детский кругозор включает в себя общие представления о том, что такое война и мир . О Родине и государстве О доме ,родной земле и ее границах О защитниках Отечества О самых крупных в истории человечества войнах и сражениях(Ледовое побоище на Чудское озере,Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение; Великая Отечественная война и др.) О героях (например, А.Матросов , А.Маресьев , В.Клочков И.Кожедуб Полководцах ( А.Невский,Дм . Донской,А.Суворов , М.Кутузов,Г.Жуков и др.) О родах войск (военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска) О мирной военной технике О мирных и военных профессиях Об особенностях одежды для мирной жизни и участия в войне( спецодежда, камуфляж, снаряжение,обмундирование,знаки отличия) О наградах за военные подвиги и мирный труд.

Слайд 13

ДЕТЯМ можно показать… После такого наглядного сравнения дети глубже поймут смысл стихотворных строк поэта-фронтовика А. Недогонова «Из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд». Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации Этим знаком особого отличия награждают за выдающиеся заслуги перед государством и народом, связанные с совершением подвига, и за личное мужество на государственной службе. Медаль «Герой труда Российской Федерации» это награда за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Слайд 14

В детский кругозор входят также представления о том, как люди воспевают мир и увековечивают память о героях в разных видах искусства: литературе, живописи, графике, скульптуре, музыке, театре, кино и др. Дети могут вспоминать стихи и песни военной тематике, попытаться раскрыть смысл пословиц и поговорок, в которых метафорично выражены суждения народа о войне и мире. Мир за себя постоит. Герой за Родину горой. Ты за мир, и мир за тебя. Жить – Родине служить. Мир строит, а война разрушает. Русский солдат не знает преград. Без смелости не возьмешь крепости. Смелый боец в бою молодец (удалец). В бою побывать – цену жизни узнать. Кто честно служит, с тем слава дружит. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Бой красен мужеством, а приятель – дружеством.

Слайд 15

Старшие дошкольники уже знакомы с батальным жанром в разных видах искусства, в том числе и живописи, и уверенно отличают его от тех жанров, в которых создаются картины мирной жизни (пейзаж, натюрморт и др.) В. Костецкий . «Возвращение» (1947 г.) Ю. Ракша. «Поле Куликово» (триптих)

Слайд 16

Примерный перечень произведений живописи военной тематики Великая Отечественная война К. Антонов. «Победители»; К. Васильев. «Парад на Красной площади 1941 года», «Прощание славянки», «Тоска по Родине»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; А. Китаев. «Возвращение с Победой»; В. Костецкий . «Возвращение»; П. Мальцев. «Штурм Сапун-горы»; Б. Неменский . «Машенька», «Последнее письмо»; Б. Окороков. «Первый день мира»; В. Пантелеев. «Дороги войны»; Ю. Пименов. «Фронтовая дорога»; А. Пластов. «Защита родного очага», «К партизанам», «Немцы идут. Июль 1941»; C. Присекин . «Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года»; М. Самсонов. «Сестрица»; А. и С. Ткачевы. «Горький хлеб Победы (Русское поле)»; В. Харламов. «Победа»; Н. Цуцин . «Блокада Ленинграда»; М. Шегаль . «Медсестра (В свободную минуту)»; К. Юон . «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» и др. Былинный и сказочный жанры К. Васильев. «Битва Добрыни Никитича со Змеем», «Бой на Калиновом мосту»; В. Васнецов. «Богатыри». Куликовская битва М. Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»; А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; Ю. Ракша. «Поле Куликово» (триптих). Бородинская битва С. Герасимов. «Кутузов на Бородинском поле»; Ф. Рубо . Панорама «Бородинская битва». Крымская война А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Ф. Рубо . Панорама «Оборона Севастополя». Морские сражения в живописи И. Айвазовского «Большой рейд в Кронштадте», «Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 г.», «Морское сражение при Наварине 20 октября 1827 г.», «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года».

Слайд 17

На прогулках, экскурсиях по своему городу или селу, в семейных путешествиях по разным городам России дети знакомятся с памятниками воинам-освободителям, посещают места боевой славы, а в музейных экспозициях с интересом рассматривают артефакты, связанные с военными событиями (мундир, пилотка, каска, оружие, знамя, фронтовое письмо, рация и др.), увековечением памяти героев (медали, портреты и др.) и обустройством мирной жизни (предметы быта и личные вещи).

Слайд 18

Во многих дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) создаются мини-музеи боевой и трудовой славы. Приглашаются ветераны войны и труда, для которых готовят концерты, им дарят рукотворные открытки, дети задают вопросы, слушают рассказы, рассматривают ордена и медали. Руководители и педагоги ДОО стремятся расширить социальное партнерство с учреждениями образования и культуры, в том числе с библиотеками, художественными галереями, домами детского творчества, школами искусств. Дети посещают выставки и сами становятся участниками художественных, образовательных и культурных проектов. В канун знаменательных дат проекты, выставки, экскурсии посвящаются великим людям и событиям. Одно из важнейших событий – Победа народов России в Великой Отечественной войне

Слайд 19

Важно заметить, что в детском кругозоре понятия «война» и «мир» столь полярны , что редко рассматриваются во взаимосвязи, хотя уже в пять–семь лет ребенок понимает, что мир – это когда нет войны, а война, напротив, – это когда нарушен мир. Дошкольник может высказать свое суждение о том, что война – это когда плохие (злые) люди нападают на хороших (добрых, мирных) людей, убивают их или берут в плен, разрушают жилища, города и даже целые государства; на войне люди используют оружие (в давние времена эти были копья, лук и стрелы, а сейчас пистолеты, автоматы, пушки и пр.). Каким будет детский кругозор, зависит от взрослых, которые своим прямым или опосредованным участием расширяют представления ребенка об окружающем мире, формируя тем самым основы его исторической и культурной памяти.

Слайд 20

Что же такое историческая память? В современной философии, социологии, культурологии историческая память понимается как символическое ви́дение исторического прошлого в сознании человека, основной канал трансляции родового опыта, одно из главных измерений индивидуальной и коллективной (социальной) памяти. Поэтому историческая память – важнейшая составляющая социокультурной идентификации конкретного человека и общества в целом. Дошкольное детство – первый этап формирования исторической памяти человека, на котором совокупность начальных представлений о прошлом его семьи, Отечества и всего человечества начинает складываться в некую систему, составляющую исторический кругозор.

Слайд 21

Историческая память. Сначала это – понятия о знакомых ребенку предметах, вещах, семейных и народных традициях, затем расширяется благодаря информации об архитектурных сооружениях, скульптурах, памятных местах родного города (поселка, региона), например: Мамаев курган с монументальной скульптурой Е.В. Вучетича «Родина-мать» в Волгограде, Куликово поле в Липецкой области, Прохорово поле в Белгородской области – память о великой танковой Курской битве. Начальные исторические представления и образы прошлого, формирующие исторический кругозор старшего дошкольника, отличаются такими особенностями, как эмоциональность, интегративность , неустойчивость, динамичность. Эти представления и образы постоянно дополняются, систематизируются и осмысляются в процессе образования и развития. Индивидуальный характер исторического кругозора зависит от множества аспектов: социокультурного опыта ребенка, ценностных установок личности, влияния близких взрослых и окружающей среды, выбора информации и т.д.

Слайд 22

Что такое культурная память ? По мысли немецкого культуролога Яна Ассмана ( Jan Assman ), культурная память – универсальная форма передачи и актуализации культурных смыслов, ценностно значимых для каждого человека и выходящих за пределы индивидуального опыта [1]. Это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим человека, семьи, Отечества, всего человечества. Культурная память, подобно исторической, может быть индивидуальной и коллективной. Она сохраняется и транслируется традициями, а выражается символами, образами, знаками. Например: слово «Победа», число «9» (9 Мая – День Победы), звезда; в форме культурных памятников – письменных, изобразительных, монументальных и др.

Слайд 23

Педагогам и родителям важно знать следующие особенности культурной памяти, которые со временем начинают играть роль функций: системность, основанная на установлении смысловых связей и отношений между предметами и явлениями культуры, а также на закономерностях функционирования самой культуры как целостной системы; аксиологичность , вырастающая из системы ценностных ориентиров (например, образцов, норм и моделей поведения человека); интегративность , предусматривающая « вписанность » предмета или явления культуры во множество ценностно-смысловых контекстов; познавательная активность, связанная с мотивами любой деятельности человека (социально-коммуникативной, художественной, исследовательской и др.); проективность , предполагающая установление смысловых и эмоционально-ценностных связей между прошлым, настоящим и будущим; создание моделей желаемого будущего на основе знания прошлого и настоящего.

Слайд 24

Культурная память понимается сегодня как особая символическая форма передачи и актуализации общечеловеческих культурных смыслов. Она помогает сохранять, обобщать, воспроизводить и передавать в ценностно-проективной форме культурный опыт человека, семьи, народа, государства. Культурная память способствует преобразованию конкретных фактов в универсальные (общечеловеческие) смыслы.

Слайд 25

«Война» и «мир» в представлении ребенка-дошкольника. В сознании каждого человека картина мира начинает складываться в дошкольном детстве на основе обобщения познавательного, эстетического, социального, нравственного, двигательного опыта, который выступает как структурированная система различных представлений и знаний об окружающем мире и себе самом, а также способов интеллектуальной и практической деятельности. В ряду фундаментальных понятий, формирующих картину мира ребенка и осуществляющих мировоззренческую функцию, особое место занимают полярные понятия «война» и «мир».

Слайд 26

«ВОЙНА» и «МИР» Выявление и осмысление понятий происходят в сопоставлении. Первичные представления детей о войне и мире еще неопределенны, диффузны, не совсем отчетливы, во многом интуитивны, зачастую не выражены точным словом. Но даже в таком виде они играют важную роль в общей организации мышления ребенка. Одни из этих терминов более конкретны, поэтому понятны детям, другие нуждаются в иллюстрировании и пояснении. Исторические и культурные факты, раскрытые с учетом возрастных особенностей детей, позволяют расширять содержание образовательной работы.

Слайд 27

Картина мира ребенка-дошкольника имеет динамический характер, ее постоянное развитие обусловлено стремительным обогащением жизненного опыта, трансформацией ясных и неясных знаний, расширением круга все новых и новых понятий, которые постепенно обобщаются и интегрируются. При этом обобщение носит эмпирический характер, а интеграция осуществляется как результат глубинного пересечения разных линий развития (интеллектуального, эстетического, нравственного, физического) в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми в увлекательной, интересной, содержательно насыщенной деятельности.

Слайд 28

Модель мира ребенка дошкольного возраста, растущего в любви и заботе, имеет, как правило, позитивный характер: «Мир большой и красивый, люди добрые и хорошие, я тоже хороший, меня любят (мама, папа, бабушка, дедушка и др.), и я тоже всех люблю, я вырасту и сделаю так, чтобы все было еще лучше и все стали хорошими и веселыми, а войны вообще не было».

Слайд 29

ВЫВОД 1)Детский кругозор как динамичная система представлений об окружающем мире лежит в основе целостной картины мира, создаваемой в сознании ребенка дошкольного возраста. Кругозор позволяет формировать опыт фактов (например, о войне и мире), который в картине мира обобщается и преобразуется в опыт оценок и отношений. Кругозор – это «что я знаю о мире», а картина мира – «что значит для меня мир, как я к нему отношусь и как он относится ко мне». 2) Представления о войне и мире выступают универсальными категориями, полярными по смыслу. Они занимают важное место в картине мира ребенка и раскрываются через систему таких понятий, как: добро/зло, свет/тьма, жизнь/ смерть, созидание/разрушение (уничтожение), победа/поражение и др. Эта система позволяет обобщать полученные знания на личностном, ценностно-проективном уровне. 3) Историческая память ребенка формируется в недрах культурной памяти, строится на базовых представлениях о прошлом своей семьи и своего Отечества (включая понятия о войне и мире), которые носят аксиологический характер. При этом понятия «мир», «жизнь», «свобода», «Родина» и др. обретают статус общечеловеческих ценностей. 4) Для обогащения детского кругозора, питающего культурную и историческую память, и картины мира, позволяющей человеку выстраивать свое эмоционально-ценностное отношение к миру, большое значение имеет искусство в разнообразии его видов и жанров: детская художественная литература, живопись, графика (плакат, книжная иллюстрация, открытка, марка), скульптура, фотография, музыка, театр, кино, мультипликация и др. 5) Важнейшей компетенцией современного педагога является готовность (способность, умение) к проектированию мотивирующей образовательной среды, позволяющей каждому ребенку создавать целостную картину мира, основанную на общечеловеческих ценностях.

Слайд 30

Источники 1. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 2. Герасимов О.В. Феномен исторической памяти // Вестник УРАО. 2013. № 5 (68). 3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. Под ред. В.И. Лубовского . М.: Педагогика, 1985. 4. Лыкова И.А. Война и мир в детском кругозоре (от концепции к методике и практике) // Управление ДОУ. 2015. № 4. 5. Лыкова И.А. Картина мира: сущность, структура, становление (к вопросу о метакатегориях педагогики) // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 1. 6. Лыкова И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Монография. М.: Цветной мир, 2019. 7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. СПб: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. 9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Государ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»

laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...