Проект "Море - что это за чудо и взялось оно откуда?"
проект (подготовительная группа)

Ширнина Светлана Александровна

Помочь сформировать и обобщить детям восприятие заданного музыкального образа  с помощью интеграции разных видов деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_more_-chto_eto_za_chudo_i_vzyalos_ono_otkuda.docx68.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области

                                     

                           ПРОЕКТ ПО МУЗЫКЕ

       «Море – что это за чудо и взялось оно откуда?»

                     

                                       

                                           Разработчик: Ширнина Светлана Александровна,

                                           музыкальный руководитель,

                                           высшая квалификационная категория

Цель  проекта: помочь сформировать и обобщить детям восприятие заданного музыкального образа  с помощью интеграции разных видов деятельности

Задачи проекта: 

  • Через представление образа, заданного музыкой, развивать у детей элементарное музыкально – эстетическое сознание.
  • Через систему творческих заданий развивать музыкальные способности детей, их воображение и фантазию.
  • Совершенствовать умение сравнивать и обобщать, анализировать.
  • Развивать память, речь.
  • Обогащать музыкально – слуховые впечатления детей.

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: 2 месяца

Основные формы реализации проекта: занятие, совместная деятельность детей и родителей

Обеспечение: материально – техническое, учебно – методическое, информационное

Предполагаемый результат: научить детей чувствовать и создавать заданный образ средствами музыки, живописи и литературы

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.  

Формирование  цели и задачи проекта. Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор музыки, художественной литературы, музыкальных инструментов, атрибутов для танцев, картин и иллюстраций)

2 этап – основной.

Реализация плана деятельности по проекту

3 этап – заключительный.

Подведение итога реализации плана проекта.

                                              1 ЭТАП

п/п

                      Задачи

Содержание

Результаты мониторинга

1.

Выявить знания детей об этом явлении природы.

Беседа с детьми о море, его происхождении

45% - отл.

35% - хор.

20% - удл.

2.

Понимать и эмоционально воспринимать песню образного содержания; выражать своё отношение к ней.

Через чтение художественной литературы создать образ сказочных персонажей, оживших в опере «Садко»

Знакомство с песней «Капля в море», сл. Е. Руженцева,

муз. Дубровина

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Чтение былины «Садко» и рассматривание иллюстраций.

3.

Пробуждать и поддерживать интерес к теме проекта, соотносить с характером музыки.

Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на образ ручейков и речки, воспитывать любовь к природе;

Подводить к умению вслушиваться в музыкальные интонации, давать словесные характеристики.

Способствовать прочному усвоению детьми мелодии песни, обращая внимание на её чистое интонирование интервалов и мелодических оборотов.

Чтение стихотворения «Ручеёк» Р.Сефа

Слушание отрывка из оперы «Садко» Римского – Корсакова «Пляска ручейков и речки»

Разучивание песни «Капли в море», сл. Е. Руженцева, муз. Дубровина

4.

Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять, углублять различение детьми характера частей произведения. Расширять высказывания детей об эмоционально – образном содержании музыки.

Предложить прорисовать в воздухе движением рук характер ручейков, речки и огромного моря.

Формировать не только у детей, но и у их родителей желание принимать участие в проекте.

Слушание отрывка из оперы «Садко» Римского – Корсакова «Пляска ручейков и речки»

Изображение характера ручейков, речки и моря с помощью движения рук.

Совместная деятельность родителей и детей.

5.

Предложить дома изобразить графически ручеёк, речку и записать характеризующие их прилагательные.

Учить детей петь легко, спокойно, не форсируя звук, с чёткой дикцией (работать над напевностью звука)

Разучивание песни «Капли в море», сл.Е. Руженцева, муз.Дубровина

6.

Уметь определять темп движения по графическому изображению с использованием движения рук, соотнося слово с характером образа.

Учить детей начинать пение сразу после музыкального вступления; выполнять динамические оттенки, петь с музыкальным сопровождением без помощи педагога.

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки, различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, кто я?»

Пение песни «Капли в море» сл. Е.Ружецева, муз. Дубровина

Слушание отрывка из оперы «Садко» Римского – Корсакова «Пляска ручейков и речки»

7.

Петь выразительно, осмысливая характер песни, её содержание; чувствовать логические ударения в музыкальных фразах, тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песни.

Развивать творческое воображение, умение различать разнохарактерные части музыкального произведения, темповые изменения, передавая их в движении с платочками, лентами, тканью.

Выразительное исполнение песни «Капли в море», сл.Е.Руженцева, муз. Дубравина.

«Пляска ручейков и речки» Римского – Корсакова.

8.

Дать представление о художественном образе моря, созданном поэзией и музыкой.

Учить замечать средства художественной выразительности, созвучной музыке «Океан – море синее» Римского – Корсакова средствами художественной литературы.

Дать детям представление о людях, создающих книгу: писателе и художнике – иллюстраторе; побудить детей и родителей к созданию книги «Морские истории»

Слушание отрывка из оперы «Садко» Римского – Корсакова «Океан – море синее»

Чтение отрывков из сказки «Сказки о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» А.С.Пушкина.

Совместная деятельность детей и родителей – оформление книжки «Морские истории».

9.

Продолжать учить понимать и любить музыку, различать её изобразительность, средства выразительности. Расширять словарный запас детей музыкальными терминами, развивать образность языка. Добиваться, чтобы дети сами определяли музыкальный образ, настроение в музыке.

Формировать эстетический вкус и умение соотносить музыку «Океан – море синее» Римского – Корсакова с сюжетом иллюстрации, т.е. взаимосвязь языка интонаций с художественно – изобразительным образом.

Закреплять знания детей об изобразительности языка музыки, развивать навыки творческого музицирования.

Самостоятельно и качественно исполнять песню, передавая в песне её характерные интонации.

Слушание отрывка из оперы «Садко» Римского – Корсакова «Океан – море синее»

Рассматривание репродукции И.К.Айвазовского «Море»

Слушание музыки «Звуки природы»

Выразительное исполнение песни «Капли в море», сл.Е.Руженцева,

муз. А.Дубровина

10.

Углублять, закреплять у детей различение средств музыкальной выразительности, создающих образ, изобразительность музыки. Передавать в рисунке различный характер частей пьесы (использовать оттенки).

Слушать стихотворение. Беседа по его содержанию, определение частей и установление связи между образом моря в музыке и образом моря в поэзии.

Продолжать учить слышать искрящиеся, звенящие звуки ручейка и неторопливый, спокойный звук речки, широкое звучание моря. Развивать звуковую фантазию, воображение, ассоциативное мышление, используя детские музыкальные инструменты.

Слушание отрывка из оперы «Садко» Римского – Корсакова «Океан – море синее»

Слушание стихотворения «Море и берег» И.Махашина

Слушание музыки «Звуки природы»

11.

Рисование иллюстраций к книге «Морские истории». Чтение сочинённых сказок и рассказов.

Знакомство с героем – мореплавателем  Синбадом – Мореходом.

Вернисаж «Море, море, голубые дали. Вы такого моря просто не видали…»

Чтение отрывка из сказки «Тысяча и одна ночь» - «Путешествие Синбада – Морехода

12.

Углублять понимание художественного образа, эмоционально обогащать его восприятие, сочетая с художественной литературой, живописью. Закреплять умение замечать многообразие звукового окружения, рисовать звуки, рождённые миром природы и музыкальными инструментами.

Интегрированное занятие «Море – что это за чудо и взялось оно откуда?»

13.

Предложить инсценировать стихотворение, импровизируя танцевальные движения, соответствующие характеру стихотворения и музыки к заданному образу.

Слушание стихотворения «Море любит танцевать» М.Корема.

Музыка «Звуки природы»

14.

Подвести детей к пониманию того, что звуки сливаются в музыку, которую можно передать с помощью слова и цвета.

Развивать положительный эмоции, создавать ощущение счастья и умиротворения средствами музыки.

Коллективная работа «Море – что это за чудо и взялось оно откуда?»

Музыкотерапия «Море, я к тебе иду! Я уже на берегу!»

15.

Выявить сформированные у детей знания о море средствами поэзии, живописи и музыки.

Обработка и оформление материалов проекта.

Анализ результативности.

95 % - отл.

4 % - хор.

1 % - удл.

ВВОДНОЕ  ЗАНЯТИЕ.

Музыкальный руководитель встречается с детьми в группе.

Музыкальный руководитель. Дети, сегодня я взяла в библиотеке очень интересную книгу (показывает). Она называется «Загадки моря». Мне очень захотелось узнать, о каких загадках она расскажет. Хотите послушать?

Звучит музыка природы «Море».

На фоне этой музыки музыкальный руководитель читает отрывки о море.

                                                «Как возникло море?»

Море синее потому, что в нём отражается небо. Когда по небу плывут облака, видно, как они бросают не море тень. Цвет может зависеть от глубины воды. Вода на мелком месте с песчаным дном кажется светлее, чем на глубоком, где на дне тёмные водоросли. Меняется цвет моря из-за погоды. Так, в шторм море становится тёмно – серым.

   Точно сказать нельзя, но учёные полагают, что океаны и моря получились из огромных облаков водяного шара, поднимавшегося от вулканов и гор. Когда поверхность Земли остыла, пар превратился в дождь, который лил и лил, заполняя впадины на земле. Так появились моря и океаны.

                               

                                      «Откуда в море берётся вода?»

   Когда солнце нагревает море, миллионы литров воды на его поверхности превращаются в невидимый водяной пар, а затем поднимаются в воздух. Охлаждаясь, пар собирается в облака, из которых потом над сушей идёт снег и дождь. Реки несут дождевую воду обратно в море – и всё начинается сначала. Это называется круговоротом воды в природе.

   Вода в морях и океанах движется под действием ветра, волн, приливов и течений. Волны бывают разных форм и размеров: от лёгкой ряби до сокрушительных цунами. Некоторые волны могут перевернуть корабль.

Морской берег – это место, где встречаются море и суша, морской берег может быть песчаным и плоским, а может быть скалистым и неприступным. В любом случае он густо населён разнообразными существами…

   Море хранит в себе много нераскрытых тайн. Возвращаясь из дальнего плавания, моряки часто рассказывали о громадных морских чудищах и русалках….

   Море, как и суша, очень страдает от загрязнения. Многие годы его использовали как свалку для разнообразных отходов. Все они могут причинить вред существам, живущим в море.

Хочу всё знать. Загадки моря. Автор Лора Уэйд, перевод с англ. Языка Е.А. Стеколицевой. Москва «РОСНЭН» 1999 г.

Музыкальный руководитель.  Вам понравилась книга? Тогда ждите – сюрприз…

ЗАНЯТИЕ № 1

Музыкальный руководитель.  Ребята, сегодня мы будем разговаривать о чудесном явлении природы, которое называется море. Что вы знаете о море? Что можете о нём рассказать?

Дети. «Я отдыхал на море. Оно огромное и есть ещё волны…»; «А я видел море по телевизору. Там плавали дельфины, корабли…»; «Море – это много-много воды…» и т.д.

Музыкальный руководитель. А откуда мы можем узнать о море?

Дети. Мы можем съездить на море… Мы можем прочитать книги о море... Мы можем посмотреть море в кино…Посмотреть картины…»

Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Посмотрев кино, прочитав книги или рассмотрев картины, съездив на море, мы можем узнать о нём много интересного. Но есть ещё один замечательный источник для получения знаний – это музыка.

Удивительная и прекрасная музыка.

Запомни правило, мой друг,

Слушай музыку вокруг.

В ней есть всё: веселье, счастье,

Горе, злоба и ненастье,

Ложь и правда, слёзы, кровь,

Надежда, вера и любовь.

Потому в различных странах,

На морях и океанах,

В небесах и в дождь, и в снег

Рядом с нею человек.    (Л.А. Исаева, С.В. Пугачёва)

Море синее потому, что в нём отражается небо. Когда по небу плывут облака, видно, как они бросают на море тень. Цвет может зависеть от глубины воды. На мелком месте с песчаным дном вода кажется светлее, чем на глубоком.  Где на дне – тёмные водоросли. Меняется цвет моря и из-за погоды. Так, в шторм море становится тёмно-серым, а в солнечную погоду голубым. Откуда же в море берётся вода? Об этом мы узнаем, послушав песню «Капли в море», сл. Е. Руженцова, муз. Дубравина.

       Знакомство с песней «Капли в море», сл. Е Руженцова, муз. Дубравина.

Музыкальный руководитель. Какая песня по настроению, характеру?

Дети. Спокойная, неторопливая, светлая.

Музыкальный руководитель. Правильно, мелодия песни спокойная, приветливая, светлая. О чём мы узнали, слушая песню «Капли в море»

Дети. О море, речке, ручейке.

Музыкальный руководитель. А какой танец вам напомнила мелодия песни?

Дети. Вальс.

Музыкальный руководитель. Действительно, мелодия похожа на вальс. Она плавно и спокойно повествует нам историю появления моря. А какие слова использует автор песни, только вслушивайтесь: «…голубое чудо, …звонкое большое». Давайте ещё раз послушаем эту чудесную песню «Капли в море»

                                 Дети ещё раз слушают песню.

ЗАНЯТИЕ № 2

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о море, речке, ручейке. Послушайте, какое замечательное стихотворение «Ручеёк» написал Роман Сефа.

Если спросишь Ручеёк:

«Ты куда бежишь?» -

То в ответ Ручеёк:

«В речку, мой малыш».

Если спросишь Речку:

«Ты куда бежишь?» -

То ответит Речка:

«В море, мой малыш».

Если спросишь Море:

«Ты куда бежишь?»-

Скажет Море:

«Никуда. Засыпай, малыш»

Дети. О том, как рождается море.

Музыкальный руководитель. На что похоже это стихотворение?

Дети. На песню «Капли в море»

Музыкальный руководитель. Да, дети, и в песне и в стихотворении говорится о ручейке, речке, море. А что их ещё объединяет?

Дети. Характер. Он одинаковый: светлый, спокойный, неторопливый.

Музыкальный руководитель. А теперь я предлагаю начинать разучивать песню «Капли в море» (использовать приём «эхо»; обратить внимание на скачкообразный ход мелодии; следить за чистотой пропевания мелодии со словами и без слов)

  Разучивание песни «Капли в море», сл. Е. Руженцова, муз. Дубравина

Музыкальный руководитель. О том, как рождается море, мы можем узнать не только из стихотворения и песни, но и из музыки, написанной великим русским композитором Н.А. Римским – Корсаковым. Давайте послушаем отрывок из его оперы «Садко», который называется «Пляска ручейков и речек»

      Слушание «Пляска ручейков и речек» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель. Что вы услышали в этой музыке? Какая картина представилась вам?

Дети. Ясное солнце; камешки, по которым скачут ручейки; тихая речка с течением; огромное море. Всё светится, искрится.

Музыкальный руководитель. Действительно, музыка рисует красивейшую природу, где смешиваются звуки перезвона ручейков, тихого плавного шелеста речки, величественного моря.

Всё это соответствует характеру светлой музыки Н.А. Римского-Корсакова «Пляска ручейков и речек», создающей впечатление лёгкости, блеска и радости. Композитор в этой музыке воспел мир родной природы, красоту рождения моря.

  Дети слушают произведение Н.А. Римского-Корсакова «Пляска ручейков и речек»

ЗАНЯТИЕ № 3

Музыкальный руководитель. Дети, наше занятие мы начнём с того, что послушаем знакомое вам музыкальное произведение и вспомним, как оно называется.

Слушание отрывка из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова «Пляска ручейков и речек»

Дети. «Пляска ручейков и речек» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, удалось композитору передать образы ручейков, речек?

Дети. Да, удалось.

Музыкальный руководитель. Что же вы услышали в этой музыке?

Дети. Иногда мелодия звучит высоко, игриво: как будто она позванивает, переливается, а иногда, музыка опускается вниз и становится плавной, спокойной, светлой.

Музыкальный руководитель. Правда, ребята. Мелодией любуешься, восхищаешься и ничуть от неё не устаёшь. В ней слышишь всё новые и новые звуки и понимаешь: музыка – это волшебство. А в конце этой музыки, когда всё устремляется в морское пространство, наступает спокойствие и безмятежность.

А сейчас представьте, что вы – юные художники, и в руках у вас волшебный карандаш. Как бы вы нарисовали ручеёк, речку и море?

 Предложить нескольким детям выполнить задание, уточняя, что линии должны быть похожи на характер передаваемого образа.

 Затем все дети прорисовывают в воздухе движением руки характер ручейка, речки, моря.

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы смогли бы изобразить характер ручейка, речки на бумаге? Придумайте дома с мамой и папой, как это правильно изобразить, а на следующем занятии покажите. Потом все вместе попробуйте отгадать по изображению на рисунке, какой характер у ручейка, речки и написать об этом с помощью родителей.

Сегодня к нам в гости прибежал Ручеёк из стихотворения И. Толмаковой «Куда спешил Ручей». Давайте послушаем, куда же он так торопился.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку – прыг туда,

И сразу утонул!

Что же дальше случилось с Ручейком мы узнаем из песни «Капли в море»,

сл. Руженцова, муз.Дубравина

  Разучивание песни «Капли в море», сл. Е. Руженцова, сл. Дубравина (работать над напевностью звука; учить петь легко, спокойно, не форсируя звук; чётко и ясно проговаривать слова).

В конце занятия музыкальный руководитель напоминает, что с нетерпением будет ждать следующего занятия, на которое дети принесут рисунки.

ЗАНЯТИЕ № 4

Музыкальный руководитель встречает детей с игрушечным мальчиком Почемучкой, который приплыл к ним на кораблике. Он очень любит море, но не знает, откуда оно взялось. Дети показывают ему свои рисунки и рассказывают о ручейке, речке, море. Музыкальный руководитель обобщает беседу с Почемучкой.

Музыкальный руководитель. Запоминай, Почемучка, что ручеёк наполняет речку водой, чтобы та, в свою очередь, понесла их к морю. Давай вместе с ребятами поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

                Проводится дидактическая игра «Угадай, кто я?»

Музыкальный руководитель показывает детям графическое изображение заданного образа, а они определяют его характер. Музыкальный руководитель называет словами характер заданного образа, а дети отвечают, что это и показывают свои рисунки с определённым изображением. Музыкальный руководитель называет образ, а дети изображают его движением рук и т.д.

Музыкальный руководитель.  А теперь я предлагаю научить Почемучку петь песню о ручейке, речке и море.

 Разучивание песни «Капли в море», сл. Е. Руженцова, муз. Дубравина  (учить детей начинать пение сразу после музыкального вступления; обратить внимание на выполнение динамических оттенков в песне; петь с музыкальным сопровождением без помощи взрослых).

Музыкальный руководитель.  А сейчас я загадаю вам музыкальную загадку.

 Дети слушают отрывок из оперы «Садко» Н. А.  Римского-Корсакова «Пляска ручейков и речек»

Дети. Это  отрывок из оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова.

Музыкальный руководитель.  Что изображает искрящаяся музыка? Как она звучит?

Дети. Музыка звучит высоко и передаёт переливы ручейков, которые озорные, игривые.

Музыкальный руководитель.  Можно ещё сказать – шаловливые. А что ещё нам рассказывает музыка, если прислушаться?

Дети. Это речка, которая плывёт по течению спокойно, плавно, неторопливо.

Музыкальный руководитель.  А что вы услышали в конце музыки?

Дети. Море – широкое и необъятное.

Музыкальный руководитель.  А теперь закройте глаза и, слушая музыку, представьте небольшую живописную реку, неторопливые воды, которые уносят с собой множество весёлых ручейков. День яркий и солнечный. Вода в ручейке и в речке переливающаяся, искрящаяся. Всё звенит и искрится от предчувствия скорой радостной встречи с огромным и величественным морем.

 Слушание отрывка из оперы «Садко» Н.А. Римского – Крсакова «Пляска ручейков и речки»

В конце занятия Почемучка благодарит детей за интересный урок знаний о море и откуда оно берёт  своё начало. Музыкальный руководитель и дети приглашают Почемучку приходить к детский сад чаще, чтобы узнать ещё больше.

ЗАНЯТИЕ №5

Музыкальный руководитель.  Дети, сегодня я получила необычный конверт (показывает) Какого он цвета?

Дети. Синий.

Музыкальный руководитель.  Посмотрите, вместо печати, на нём приклеен якорь. Значит, это морское письмо. Вам интересно узнать, что в нём?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель.  Для этого нужно исполнить морскую песню и конверт откроет нам свой секрет. Какую же песню о оре мы знаем?

Дети. Это песня «Капля в море»

Музыкальный руководитель.  Кто из вас вспомнит и ответит, как мы должны исполнять песню «Капля в море»?

Дети. Спокойно, плавно, легко.

Музыкальный руководитель.  Верно. Исполним её именно так, как вы сказали.

  Звучит песня «Кали в море», сл. Е. Руженцова, муз. А. Дубравина

Музыкальный руководитель и дети заглядывают в конверт и обнаруживают в нём ленточку на палочке, длинную ленту и ткань.

Музыкальный руководитель.  Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего их нам прислало море?

Дети. Танцевать, играть

Музыкальный руководитель.  Правильно, с помощью этих предметов мы будем изображать пляску ручейков и речки, впадающих в море. Как вы думаете, с помощью чего мы можем изобразить ручейки?

Дети. С помощью ленточек на палочках.

Музыкальный руководитель.  А что нам поможет изобразить неторопливую речку?

Дети. Длинные ленты.

Музыкальный руководитель.  Ну, а море мы изобразим, используя большой кусок ткани. Только нужно помнить об одном, что все движения с этими предметами должны быть лёгкими, воздушными, плавными.

Давайте попробуем придумать пляску ручейков и речки, впадающих в море.

 

Под музыку «Пляска ручейков и речек» Н.А. Римского – Корсакова дети импровизируют с ленточками, лентами и тканью.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Мне очень понравилась ваша пляска.

  

ЗАНЯТИЕ № 6

Музыкальный руководитель. Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в далёкое морское путешествие вместе с известным вам героем, певцом и гусляром – Садко. Только плавание будет не простое, а музыкальное. Вы уже знакомы с отрывком «Пляска ручейков и речек» из оперы «Садко» Н. А. Римского – Корсакова. А сегодня мы познакомимся с его другим музыкальным произведением «Океан – море синее». Отправился Садко на корабле открывать новые морские торговые пути. Скользил его корабль по волнам морским, как вдруг…

Звучит отрывок из оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова «Океан – море синее»

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что случилось в море? О чём рассказала нам музыка? (Ответы детей)

Да, музыка нам рассказала о том, как моряки на корабле попали в шторм. Изначально, нежный и трепетный аккомпанемент – рисует тихое прозрачное море, плещущееся под лёгким ветерком.

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Но вот зазвучала тревожно, взволновано, как бы предчувствуя беду.

«…море вдруг

Всколыхнулось вокруг…»

И вот уже в музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет.

«Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге…»

Музыка рисует нам страшную картину бушующего моря, где слышится плач и крик тонущих моряков, которые взывают о помощи.

Но вот постепенно музыка затихает, разбушевавшаяся морская стихия успокаивается. Что же происходит с морем?

«Не шумит оно, не хлещет,

Лишь едва – едва трепещет…»

Давайте ещё раз послушаем музыку «Океан – море синее» Н.А. Римского - Корсакова

Дети слушают отрывок из оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова  «Океан – море синее»

Музыкальный руководитель. А теперь давайте возьмём в руки ленточки, ленты и ткань. На прошлом занятии вы придумывали сами движения под музыку «Океан – море синее» Н.А. Римского Корсакова, а сегодня я предлагаю вам танец, сотоящий из определённой последовательности движений.

Дети творчески подходят к танцевальной импровизации «Пляска ручейков и речек» Н.А. Римского - Корсакова

Музыкальный руководитель. Посмотрите, сколько интересных есть о море. Кто пишет книги? Правильно, писатели. Чтобы книга получилась ещё интересней ей нужны иллюстрации о написанном. Их рисуют художники – иллюстраторы.

Мы с вами уже сочинили сказки, рассказы о море, а вот иллюстраций у нас нет. Вы хотите, чтобы наша книга стала ещё интересней? Тогда давайте попробуем нарисовать то, о чём вы сочиняли вместе с вашими мамами и папами. Вы готовы?

                                                 

ЗАНЯТИЕ № 7

Музыкальный руководитель. Дети, сегодня Почемучка прислал нам в музыкальный зал замечательную репродукцию картины «Море» И.К. Айвазовского. Давайте её рассмотрим.

Дети рассматривают репродукцию «Море» И.К. Айвазовского

Музыкальный руководитель. Что изображено на картине? (ответы детей)

- Чему художник уделил внимание в своей картине? (ответы)

- Какое настроение вызвал сюжет этой картины у вас? (ответы)

- А какую музыку вам бы хотелось услышать, смотря на сюжет картины?

Дети. «Океан – море синее» Н.А. Римского – Корсакова

Музыкальный руководитель. Почему вы так думаете?

Дети. Потому что характер и настроение музыки похожи на картину.

Музыкальный руководитель. Да, перед нами снова образ моря, столь поэтично созданный художником И.К. Айвазовским.

Давайте послушаем «Океан – море синее» Н.А. Римского –Корсакова и полюбуемся на изображение картины.

Слушание отрывка из оперы «Садко» «Океан – море синее» Н.А. Римского –Корсакова

Музыкальный руководитель. А сейчас давайте попробуем одними словами охарактеризовать образ моря, созданный композитором и художником.

Дети. Неспокойное, волнующееся, таинственное

Музыкальный руководитель. Действительно, слушая музыку и рассматривая картину, создаётся впечатление, как пенистые волны перекатываются, накрывая одна другую. С помощью чего художнику удалось передать настроение музыки?

Дети. С помощью красок, цвета

Музыкальный руководитель. Художник рисует картину, и мы можем видеть, какие чувства он хочет нам передать, какой образ создать. А вот когда композитор пишет музыку, поэт – стихи, то мы их не можем услышать без помощи исполнителя. Успех произведения будет зависеть от того, как оно будет исполнено.

Например, песня «Капли в море» имеет  свой характер, своё содержание. Как мы должны исполнить эту песню, чтобы почувствовать её настроение, передать содержание?

Дети. Мы должны петь песню спокойно, неторопливо, приветливо.

Музыкальный руководитель. Тогда давайте споём её выразительно, именно так, как вы сказали.

Исполнение песни «Капли в море», сл. Е. Руженцова, муз. Дубравина

Музыкальный руководитель. Молодцы! Вы прекрасно исполнили песню, передали её характер. Никто не кричал, все слушали друг друга и мелодию  песни.

А теперь настала пора поиграть с музыкой природы «Стихия вода». Давайте послушаем её и определим характер, настроение и музыкальные инструменты, созвучные ей.

                           Звучит музыка природы «Стихия вода»

 (дети говорят о характере, средствах выразительности, настроении, переданном в музыке)

Музыкальный руководитель. Перед вами набор музыкальных инструментов, некоторые  из которых смогут передать образ дождя, ручейков, речушек. Какие вы выберите?

Дети. Бубенчики, колокольчики, треугольники, звоночки, музыкальные треугольники.

Музыкальный руководитель. Почему?

Дети. Потому что они нежные, звенящие, мелодичные, как капельки воды.

Музыкальный руководитель.  Тогда возьмите названные вами инструменты и попробуйте извлечь из них звуки (дети выполняют задание) Правильно подобрали? Хотите создать свою музыкальную композицию «Игра капелек» (ответы) Тогда начинаем!

    Дети импровизируют на музыкальных инструментах под музыку природы «Стихия вода»

                           

ЗАНЯТИЕ  № 8

Музыкальный руководитель. Сегодня я побывала в мастерской художника и попросила у него набор красок. С помощью них я хочу создать рисунок, передающий характер и настроение музыкального произведения «Океан – море синее» Н.А. Римского – Корсакова.

    Под звучание знакомого произведения  музыкальный  руководитель  рисует, используя  разнообразные  оттенки  красок для передачи картины меняющегося моря.

Музыкальный руководитель. Сначала я нарисовала светлой краской, потому что море какое?

Дети. Спокойное, величественное.

Музыкальный руководитель.  Затем краски слегка темнеют. Почему?

Дети. Потому что море начинает волноваться.

Музыкальный руководитель.  Краски сгущаются и становятся тёмными и мрачными. Почему?

Дети. На море начался шторм. Всё бушует и ревёт.

Музыкальный руководитель. Но вот появилась красная ниточка.

Дети. Это зовут на помощь мореплаватели, которые тонут на корабле.

Музыкальный руководитель. Постепенно краски становятся мягче, светлее. Почему?

Дети. Это море успокаивается и становится опять спокойным и величественным.

Музыкальный руководитель. А сейчас послушайте стихотворение «Море и берег» И. Махонина.

«Море к берегу ходило 

И подарки приносило:

Травку, камушки, рыбешку

Подавало на ладошку,

И просило:

— Пропусти!

По земле хочу пройти!

Только берег дальше скал

Сине море не пускал! 

Море злилось, 

Море с силой

Волны к берегу носило,

А потом,

Устав сердиться,

Приплывала помириться.

И подарки приносило:

Травку, камушки, рыбешку

Подавало на ладошку»

Что общего вы находите в содержании данного стихотворения, моего рисунка и музыкального произведения «Океан – море синее» Н.А. Римского – Корсакова?

Дети. Все они похожи по характеру. Сначала море было ласковым, дарило подарки. Затем море начинает злиться, сердиться, становится злым. Постепенно море успокаивается и становится опять ласковым  и добрым.

Музыкальный руководитель.  Когда море спокойное, доброе – оно дарит нам радость и морские сюрпризы. А мы сейчас давайте тоже сделаем морю подарок. Сыграем для него оркестром музыку природы «Стихия вода»

Дети импровизируют на инструментах под музыку природы «Стихия воды»

Музыкальный руководитель.  Я думаю, что море получило огромное наслаждение, слушая наш музыкальный подарок. Вы  правильно подобрали инструменты, извлекали звуки, передавая характер водной стихии. Увидимся с вами на следующем занятии.

                                                 

ЗАНЯТИЕ  № 9

Музыкальный руководитель (с куклой Почемучкой в руках).  Ребята, Почемучка приглашает нас посетить вернисаж. Вы готовы? (ответ) Почемучка, а чему посвящается вернисаж?

Почемучка. Конечно же, морю.

Музыкальный руководитель.  Дорогой Почемучка, но я не вижу ни одной картины о море. Как же так получается? Ведь на вернисаже должны быть обязательно картины на морскую тему.

Почемучка. У меня есть сказки и рассказы, которые сочинили дети о море, ручейках и речке, поют морские песни. Я хочу, чтобы ребята тоже участвовали в создании вернисажа о море. Только, пожалуйста, я первый начну рисовать. Можно, ребята? (ответы)

Почемучка берёт кисточку, краски и листок, начинает рисовать.

Почемучка.  Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая!

Я сижу тихонько

Около прибоя –

Окунаю кисточку

В море голубое!  В.Орлов

Музыкальный руководитель.  Почемучка, давай вспомним, о чём дети написали вместе со своими родителями в своих рассказах и сказках.

Почемучка и музыкальный руководитель зачитывают отрывки из сочинённых рассказов и сказок; вспоминают былину Садко, стихотворение «Море и берег».

Музыкальный руководитель. Ну что же, Почемучка, мы с ребятами готовы помочь тебе организовать морской вернисаж. Правда, ребята? (ответы).

А когда вернисаж закончится, то мы создадим свою книгу, где писателями и художниками будут дети и их родители.

Дети рисуют иллюстрации на морскую тему для оформления книги «Морские истории» под звучание мелодии «Морской прибой».

Вместе с Почемучкой рассматривают рисунки и обсуждают.

ЗАНЯТИЕ № 10

Зал украшен под палубу корабля. Дети входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель, одетый в морскую форму.

Музыкальный руководитель (поёт). Добрый день, мои дорогие друзья!

Дети (поют). Добрый день!

Музыкальный руководитель (поёт). Всех приветствую вас я!

Дети (поют). Добрый день!

Музыкальный руководитель. Дорогие друзья, разрешите представиться, я великий путешественник, который любит разгадывать тайны окружающего мира. Сегодня я отправляюсь в необычайное путешествие. Хотите узнать, куда? (ответ) Подскажет вам ответ волшебная книга цветных страниц.

Музыкальный руководитель показывает детям книгу, останавливаясь на синей странице. Звучит музыка.

Музыкальный руководитель (поёт).  

Это страница – морская.

На ней не увидишь земли,

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда.

И листья подводных растений

Качает, как ветер вода.

Мы отправляемся в морское путешествие. Вы готовы?

Дети. Да!

Музыкальный руководитель. Тогда в путь! Прошу всех на палубу корабля.

Дети проходят на палубу корабля и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы будем исследовать море. А помогать нам будет музыка, живопись и художественное слово.

Многие композиторы пытались средствами музыки изобразить это явление природы. Вместе с музыкой они одновременно выражали своё отношение к тому, о чём сочиняем. Можно слушать музыку, не задумываясь над тем, что хочет рассказать композитор, а можно слушать внимательно. И не просто слушать, а слышать её. И тогда, обязательно услышите, какие чувства и настроение передаёт и какую картину рисует музыкальное произведение. Например, русский композитор Н.А. Римский –Корсаков и его знаменитая симфоническая сюита «Тысяча и одна ночь», где есть картина путешествия Симбада – морехода. Музыка спокойна, но поднявшийся ветер всколыхнул водную стихию. Ветер усиливается.

Море становится бурным, оно шумит и рокочет, волны с грохотом бьются о каменистый берег. И вдруг, представьте…..

На море – шторм,

Корабль о риф разбился.

И воду, черпая бортом,

В пучину он погрузился.

Звучит отрывок из сюиты «Тысяча и одна ночь» Н.А. Римского – Корсакова.

Музыкальный руководитель. Какое море вы представили себе, слушая эту музыку?

Дети. Страшное, бурное, большие волны.

Музыкальный руководитель. Правильно, море было грозное, неприветливое, суровое. Композитор рассказал о нём тёмными, мрачными, низкими звуками и рисунком мелодии. Как движется мелодия : она стоит на месте, или то поднимается вверх, то опускается вниз?

Дети. То вверх, то вниз.

Музыкальный руководитель. Верно, мелодия здесь, то взлетает вверх, то падает вниз. На что это похоже?

Дети. На волны.

Музыкальный руководитель. Волны плещут, набегают друг на друга…

Ты, волна моя, волна,

Ты гуллива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Подмываешь корабли…

Музыкальный руководитель. Постепенно, море успокаивается, шум волн затихает, переходит в шелест, лёгкую морскую зыбь. А вы знаете, что тема моря звучала не только в музыке великих композиторов, но и просматривалась в картинах Айвазовского.

Палубу моего корабля украшает иллюстрация этого художника, которая называется  «Девятый вал». Давайте рассмотрим её и попробуем ответить на вопрос: «Похожи ли по настроению музыку Н.А. Римского – Корсакова «Море. Корабль, разбившийся о скалы» и картина «Девятый вал».

Дети встают полукругом возле картины и под музыку рассматривают её.

Дети. Да, похожи.

Музыкальный руководитель. Почему? Как вы думаете? Что их объединяет?

Дети. И на картине, и в музыке море грозное, тёмное, страшное.

Музыкальный руководитель. Какие краски использовал художник?

Дети. Тёмные, мрачные.

Музыкальный руководитель. Какие бы карточки по цвету вы использовали для передачи характера музыки?

Дети. Фиолетовые, коричневые, тёмно – синие.

Музыкальный руководитель. Но вот море успокоилось, затихло. Давайте сядем и послушаем морской прибой.

Дети садятся на стульчики и слушают звуки природы «Плеск волн и крик чаек»

Музыкальный руководитель. Какая красота кругом!

До чего красиво море!

Волны плещут на просторе…

Мы поём о море песни,

Море! Это так чудесно!  В.И. Шестакова

А давайте споём песню «Капля в море», сл. Е. Руженцова, муз. Дубравина.

        Звучит песня «Капля в море», сл. Е. Руженцова, муз. Дубравина.

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы и открыли тайну, откуда берёт своё начало море и каким оно бывает. Давайте рассмотрим схему (графическое изображение линиями ручейка, речки и моря) и попробуем сами нарисовать ручеёк, речку и море, характеризуя их соответствующими прилагательными.

 Дети прорисовывают рукой схему ручья, речки, моря и дают характеристику

Музыкальный руководитель. А как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных инструментов передать образ ручейка, речки, моря?

Дети. Да, можно.

Музыкальный руководитель. Давайте попробуем.

Дети подбегают к заранее приготовленным музыкальным инструментам.

Звучит музыка природы «Стихия воды». Дети импровизируют мелодию, играя на колокольчиках, звоночках, музыкальных треугольниках, бутылочках с водой и т.д.

Музыкальный руководитель. Вы прекрасно справились с заданием. А с помощью чего ещё можно изобразить рождение моря из ручейка и речки?

Дети. С помощью ленточек, лент и ткани.

Музыкальный руководитель. Конечно же, используя эти предметы, музыку и движение можно изобразить пляску ручейков и речки, впадающих в огромное море.

Звучит отрывок из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко» «Пляска ручейков и речки». Дети импровизируют с предложенными предметами танцевальную композицию.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Что же, мои юные мореплаватели, я вижу, что не зря пригласил вас в морское путешествие на своём корабле. Разрешите представить вашему вниманию морской калейдоскоп.

Дети подходят к мольберту, на котором выставлен калейдоскоп.

Музыкальный руководитель.  Для чего морю наряды?

В ночь любую,

В день любой 

Море занято собой (крутит калейдоскоп по ходу всего стихотворения)

1 ребёнок. По утрам оно одето

В платье 

Розового цвета

2 ребёнок. Днём - одето                                      

В голубое,

С белой ленточкой прибоя

                                       

3 ребёнок. А сиреневое платье 

Надевает на закате

4 ребёнок. По ночам

На чёрной глади –

Мягкий бархатный наряд

А на бархатном 

Наряде 

Драгоценности

Горят.

Дети (хором). Море,

Если не секрет,

Дай пожалуйста

Ответ:

Для чего тебе наряды?

Музыкальный руководитель (крутит калейдоскоп на место) Чтобы люди были рады! В. Орлов.

(смотрит в бинокль) Внимание! Наблюдаю за бортом какой-то предмет. Всем построиться на палубе возле стульчиков.  Дети возвращаются на свои места.

Музыкальный руководитель (имитирует движение): Приготовились: раз-два, взяли! (вытягивает сундучок)

Дети заглядывают в сундук  и обнаруживают морские ракушки.

Музыкальный руководитель. О, это подарок с самого морского дна. В них хранится чарующая песнь моря. Прислоните ракушки к уху и прислушайтесь, что шепчет и поёт нам море.

«Там в раковине звон

Далёких волн сокрыт.

Прилива вечный гул и бури рокотанье

Меж стенок розовых синелись

В одно шептание…»      Дети слушают  морские ракушки.

Музыкальный руководитель. Это прощальная песня. Песня расставания с таинственным и загадочным явлением природы – морем.

                             Звучит морская тема в музыке.

Музыкальный руководитель. Расставание!

Вот и расставание.

Море, до свидания!

До свиданье, синее,

Не вздыхай прибой.

Море, ты ведь сильное,

Что это с тобой?

Ветром занесённые

Капают в песок

Капельки солёные

У меня со щёк.

Что за настроение,

Просто не пойму.

Видимо, скрыть волнение

Трудно мне ему!   В. Орлов

Вот и закончилось наше путешествие по морю. Но я верю в то, что мы встретимся ещё не раз с ним. А на память у вас в группе останутся эти морские ракушки.

ЗАНЯТИЕ № 11

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, дети, когда светит яркое солнце, чайки кружатся и парят над морской гладью, волны трепещут под лёгким ветерком, какое настроение у моря?

Дети. Солнечное, радостное, озорное.

Музыкальный руководитель. Правильно. Когда мы радуемся, улыбаемся – мы счастливы, нам хочется петь и танцевать. Так и море, сливаясь с ручейками, речками – веселится. Об этом написал поэт Морис Карем, которому посчастливилось увидеть танцующее море.

Море любит танцевать:

Шаг вперёд и шаг назад.

Море любит танцевать

И танцует круглый год.

С неба смотрят облака

И завидуют волнам.

Потому что облака –

Ты, конечно, видел сам –

Не умеют танцевать:

Шаг назад и шаг вперёд,

И два ползут туда,

Куда их ветер несёт.

А весёлая луна

Не завидует волнам,

Потому что иногда,

Ты, конечно, видел сам,

Вместе с ним – раз, два, три!

Шаг вперёд и шаг назад –

Плещет море до зари,

Брызги весело летят!

Море любит танцевать:

Белой пеной в бубен бьёт,-

Море любит танцевать,

И танцует круглый год!

Что произошло с вашим настроением, когда вы слушали это стихотворение?

Дети. Стало радостно, захотелось станцевать вместе с морем, луной, облаками.

Музыкальный руководитель.    Так чего же мы ждём? Давайте превратимся в радостные капельки и потанцуем вместе с морем.

                                Звучат звуки природы «Море»

Дети выполняют образные  движения, характерные для вальса. Добиваться эмоционального, выразительного исполнения движений; обращать внимание на мимику.                                  

Музыкальный руководитель. Ах, как красив был ваш танец с морем. Вы просто, молодцы!

Занятие № 12.

                            Звучат звуки природы «Плеск волн и крик чаек».

Музыкальный руководитель. Добрый день, юные мореплаватели! Нас вновь встречает море, которое стало нам таким близким и родным. Сегодня оно с нами прощается, но совсем ненадолго. Чтобы подольше его образ оставался в нашей памяти я предлагаю создать яркую, красивую морскую картину о море и его друзьях – речках и ручейках. А помогать нам будет Почемучка. Мы отправимся к нему в мастерскую.

Дети подходят к столам, на которых разложены цветная бумага, ножницы, клей и т.д. Их встречает Почемучка.

Почемучка. Ребята, я вместе с вами в своей мастерской хочу приготовить прощальный подарок морю и его друзьям: картинку – аппликацию «Море – это чудо и взялось оно откуда». В этой картине будет музыка звуков, стихов и ярких красок! Всё, о чём мы с вами беседовали, рассматривали, слушали.

Музыкальный руководитель. Действительно, Почемучка, чтобы узнать много нового и интересного о море, мы познакомились с творчеством русского поэта С.А. Пушкина, современных поэтов; художника И.К. Айвазовского; слушали великого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова, а так же звуки природы.

Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами, и все эти виды искусства вместе могут выражать один образ.

Почемучка. Тогда давайте, скорее, начнём создавать нашу картину.

Музыкальный руководитель. А я включу для вас музыку, состоящую из звуков природы «Море»

Под музыку дети с Почемучкой выполняют коллективную аппликацию «Море – это просто чудо и взялось оно откуда?». Когда аппликация будет закончена, дети и Почемучка рассматривают её, обсуждают, любуются.

Почемучка. Ребята, а давайте представим, что мы идём гулять к морю. Мы торопимся, потому что хотим поскорее увидеть его.

Море,

Я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна

Бежит ко мне.    Э. Мошковская.

Музыкальный руководитель проводит с детьми релаксационные этюды:

«На берегу моря», «Игра с камушками», «Игра в воде», «Игры в песок»

Дети гуляют на берегу моря. Они, то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети, то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Затем дети набирают в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживают песок в руках (задержка дыхания). Посыпают колени песком, постепенно раскрыв пальцы (на вдохе). Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти пальцев.Затем дети купаются в море. Они плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем пляж. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

На фоне музыки природы «Плеск волн и крик чаек» музыкальный руководитель читает стихотворение В. Орлова «Расставание»

Список литературы.

Гераскина Л. Ожидание чуда-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003

Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М.: Просвещение, 1990

Научно – методический журнал «Музыкальный руководитель», № 5,2004

Шестакова В.И. Праздники и развлечения для дошкольников и младших школьников – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004

Исаева Л.А., Пугачёва С.В. Что такое музыка? 2 класс – Саратов: Лицей, 2004

Головачёва И.Н., Власенко О.П. Окружающий мир и музыка. Учебно – игровые занятия и мероприятия для детей 4-6 лет – Волгоград: Учитель, 2009

Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова – М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Взял в руки карандаш"

Консультация для родителей      Взял я в руки КАРАНДАШ     Советы родителям    Изобразительная деятельность крайне важна не сто...

Откуда я взялся?

Материал родителей, воспитателей, для информационного уголка, на тему как очень тактично и доступно рассказать ребенку откуда он взялся....

Откуда я взялся?

Однажды этот непростой воп­рос обязательно задаст ваша любознательная девчушка или смышленый мальчуган... Тру­ден он только для нас, взрослых. Для малышей же спросить: «От­куда берутся дети?» абсолютн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Проект "Море - что это за чудо и взялось оно откуда?"

Помочь сформировать и обобщить детям восприятие заданного музыкального образа  с помощью интеграции разных видов деятельности...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»

Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...