Прогулки. Сентябрь. Старшая группа
картотека (старшая группа)

Царан Александра Владимировна

Прогулки. Сентябрь. Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki._sentyabr._starshaya_gruppa.docx84.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь.                                                    

Карточка № 1.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.

Ход наблюдения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…  

(И.А. Бунин)

Воспитатель задает детям вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Как вы догадались, что осень?

- Перечислите характерные признаки осени?

- Почему осенью стало холодно?

- Что делает человек осенью?

- Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев

Цель: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы.


Индивидуальная работа: Прыжки с продвижением вперед .

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Подвижные  игры: «Стоп».

Цель: развивать двигательную активность детей;

«Третий лишний».

Цель: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.

«Кто самый быстрый».

Цель: учить бегать на скорость.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 2.

Наблюдение за листопадом.

Цель: закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

Ход наблюдения.

Посмотрите, дети, наступила осень.  Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один  листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много-много листочков с шуршанием полетело на землю.  Это ЛИСТОПАД.

Листопад, листопад.

Листья по ветру летят.

Листья летят  медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Трудовая деятельность: Собрать красивый букет для помощника воспитателя.

Цель: научить детей создавать коллективную композицию из осенних листьев.

Подвижные игры: «Листопад».

Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

«Догони меня».

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Индивидуальная работа. 

Сравнивание 2 групп предметов.

Цель: совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

Д.И. «Доскажи фразу».

 Цель: развивать логическое мышление, чувство рифмы.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 3.

Наблюдение за деревьями.

Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев; уточнить приметы осени, её признаки; развивать логическое мышление.

 

Ход наблюдения.

Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова

Красную ягоду мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи это ягодка просто не дозрела,

Толи рябина хитрая пошутить хотела?

Беседа по содержанию стихотворения.

Индивидуальная работа.

Бег  «змейкой» между кеглями.

Цель:  учить не задевать кегли, пробегая между ними; развивать быстроту, ловкость, равновесие.

Трудовая деятельность: Пересадка цветущих растений с участка в группу.

Цель: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

Подвижные игры: «Добеги и прыгни» (бег, прыжки); «Огородники» (закатывание мяча в ведро).

Цель: умение прыгать в длину.

«Удочка».

Цель:  закреплять прыжки на двух ногах вверх.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 4.

Наблюдение за цветочной клумбой.

Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), бархатцы, петуния, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни); закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

 

Ход наблюдения.

Мой сад с каждым днем увядает,

Помят он, поломан и пуст.

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Дети обходят клумбу свободно, любуются осенними цветами. Спросить какие из цветов дети знают.  Какая у нас красивая  клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне  покажет красный цветок? А белый? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? А другие цветы низкие (петунья, календула). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте все низкие цветы, высокие. Каждый раз при показе цветка дети называют его.  Рассматривание цветков и их строение: стебель, цветок, листья. Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? Как называются цветы, растущие на клумбе? Можно ли их срывать с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Индивидуальная работа.

Составление узоров из осенних листьев, чередуя желтые и красные листья.

Цель:  учить выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, чередуя по форме (цвету или размеру),

Трудовая деятельность: Собрать семена растений.

Цель: познакомить детей с правилами сбора и хранения семян; учить различать семена различных цветковых растений.

Подвижные игры: «Карлики и великаны».

Цель: упражнять в умении чередовать ходьбу широким и коротким шагом по сигналу воспитателя; развивать внимание и выдержку.

«Гуси-лебеди».

Цель:  учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 5.

Наблюдение за воробьем.

Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Как выглядит воробей? Чем он питается?

Как передвигается? Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Трудовая деятельность: Прополка грядки на огороде детского сада.

Цель: закреплять умение детей различать сорные растения по внешнему виду.

Подвижные игры:

«Баба – Яга».

Цель: учить соблюдать правила игры: ходить, бегать легко и ритмично, изменяя направление и темп движения.

«Найди себе пару».

Цель: учить быстро двигаться по сигналу, меняя направление движения.

«Поймай мяч».

Цель: продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа: 

«По ровненькой дорожке».

Цель: учить детей ходить в колонне по одному по узкой дорожке.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 6.

Наблюдение за насекомыми.

Цель: развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых; закреплять названия насекомых, их пользу для природы; рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.); напомнить, что паук не является насекомым.

Ход наблюдения.

Загадки о насекомых.

Этот маленький ловец          

Сетку прочную плетет,        

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец.         (Паук.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.     (Пчела)

На поляне, возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.   (Муравейник)

Где зимуют насекомые?

На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. Пчелы закрываются в своих домах ульях. Муравьи остаются жить в муравейниках. Все насекомые зимой спят.

Трудовая деятельность: Сбор семян

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

Подвижные игры:

«Ловишки» (с ленточками).

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро; развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление. «Мы весёлые ребята».

Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием; развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа:

Развитие движений: прыжки через скакалку.

Цель:  совершенствовать  прыжки через длинную скакалку.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 7.

Наблюдение за домашними животными (кошка).

Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных; познакомить с особенностями поведения этих животных.

Ход наблюдения

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Незаметно педагог приносит котенка. Ребята посмотрите, кто к нам пришел. Дети рассматривают котенка, части тела, гладят, определяют цвет шерстки. Воспитатель предлагает придумать имя котенку. Он ласковый котенок. Он знает, что у нас добрые дети и его не будут обижать. Взрослый напоминает, что гостей всегда угощают. Что любит кушать котенок? А мы сейчас проверим. Идут на кухню, и повар выносит конфету  и кусочек мяса.  Котенок ест, педагог обращает внимание на острые зубы и когти.  После обеда нужно умыться, а как же будет умываться Федот? (язычком)

Целый день у нас работа:

Ищем мы кота Федота.

Не пришел к обеду кот.

Где ты прячешься, Федот?

Трудовая деятельность:  Собрать поломанные веточки с участка.

Цель: воспитывать трудолюбие, закреплять умение работать сообща, радоваться результату своего труда.

Подвижные игры: 

«Раздувайся пузырь».

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

 «Мыши водят хоровод».

Цель: учить детей двигаться в соответствии со словом; закреплять у детей слуховое внимание; укреплять физическое здоровье; воспитывать интересе к подвижным играм.

Индивидуальная работа.  Рассматривание осенних листьев.

Цель: упражнять детей в определении понятия большой-маленький листок.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 8.

Наблюдение за дождем.        

Цель: пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

Ход наблюдения.

Дождик, дождик, капелька,    

Водяная сабелька,  

Лужу резал, лужу резал,  

И устал, и перестал.              И. Токмакова.

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три... Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр!.. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки.

Когда идет дождь моросящий, затяжной? Какое настроение он вызывает? Как природа реагирует на дождь? Что такое лужи? Как выглядят облака и небо?

Трудовая деятельность: Уборка игрушек.

Цель: формировать у детей представление о сборе игрушек и наведение порядка.

Подвижные игры:

«У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

«Кот и мыши».

Цель: учить соблюдать правила игры

Индивидуальная работа:

 «Смелые ребята».

Цель: упражнять в быстром беге.

Самостоятельная деятельность.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 9.

Наблюдение за цветником.        

Цель: формировать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются; познакомить детей с названием цветов, их строением.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,              

Высохли цветы.

И глядят уныло            

Голые кусты.

Какими стали цветы на клумбе? Почему они завяли?

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать  семена.)

 

Трудовая деятельность:

Собрать поломанные веточки.

Цель: заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым.

Подвижные игры:

«Волк во рву».

Цель: упражнять в прыжках в длину с разбега, приземляться, сохраняя равновесие, развивать ловкость.

«Пустое место».

Цель: познакомить детей с правилами игры; развивать ловкость, координацию движений, умение распределять движения.

 

Индивидуальная работа:

 «Прыгни дальше».

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 10.

Наблюдение за  погодой.        

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений осенью.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Как вы догадались?

- Что растет в огороде?

- Как можно назвать все это одним словом?

- Кто из вас знает загадки про овощи?

- Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Трудовая деятельность:

Уборка территории.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания.

Подвижные игры:

«Догони свою пару».

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Мышеловка».

Цель: учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 11.

Наблюдение за деревом.        

Цель: уточнять понятия «дерево»; закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий»; формировать умения отличать хвойные деревья от лиственных.

Ход наблюдения

Ребята, отгадайте загадку:

Рук много, а нога одна? (Дерево)

Правильно, это дерево.  Посмотрите сколько много у него рук – веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки).  

Давайте  рассмотрим  листочки. Какого они цвета?

- Какой формы?

- Они маленькие или большие?  

- Как называется это дерево?

- Чем оно отличается от других деревьев?

- Какие деревья растут на нашем участке?

- Каких цветов бывают осенние листья? Почему они меняют свой цвет?

Все ли деревья изменились (обращают внимание на ель, у ели нет листьев – значит ель хвойное дерево). Деревья с иголками называются хвойными, а с листьями лиственными.

Трудовая деятельность: Собрать красивые листья для аппликации.  

Цель: развивать зрительное внимание, мышление, закреплять знание цвета (желтый, оранжевый, коричневый) развивать мелкую моторику рук.

Подвижные игры: 

«Метание шишек в дерево правой и левой рукой».

Цель: развивать меткость, глазомер.

«Поймай грибок».

Цель:  учить детей соревноваться; упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.

Индивидуальная работа: Рисование мелками на асфальте «Наш детский сад».

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 12.

Наблюдение за трудом взрослого на огороде.        

Цель: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает загадки:

Летом в огороде —

Свежие, зеленые,

А зимой в бочке —

Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда

Не обижал на свете.

Так что же плачут от него

И взрослые и дети?  (Лук.)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я… (Свёкла)

Воспитатель задает детям вопросы:

- Какие овощи растут на нашем огороде?

- Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

- Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность:

Сбор урожая в огороде.

Цель: предложить оказать посильную помощь в уборке  на огороде.

Подвижные игры:

«Горелки».

Цель:  закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

«Мыши и кот».

Цель:  учить детей  выполнять бег с пятки перекатом на всю ступню и переходом на носок.

Индивидуальная работа:        

Развитие движений.

Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.        

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 13.

Наблюдение за пнем.        

Цель: способствовать формированию представлений о том, что такое пень; что пень служит «домом» для разнообразных живых существ (животных и растений).

Ход наблюдения

У безногой табуретки

Раньше были ствол и ветки. (Пень)

Воспитатель подводит детей к пню.

- Ребята, посмотрите, что это такое? А вы знаете, откуда он взялся?

Раньше росло дерево, оно выросло большое – пребольшое, но однажды оно заболело. Вы когда-нибудь болели? Люди старались  его лечить: весной  побелили ствол известью, окопали его, полили, но оно, к сожалению погибло. Потому что зимой  у дерева замерзли корни. И вот пришлось это дерево спилить, и вместо него образовался пень. В коре пенька  прячутся букашки, паучки от холода. Так что пень служит еще домом для насекомых. Еще его осенью любят грибы. Они покрывают его полностью.

Трудовая деятельность: Уборка территории от веточек.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания.

Подвижные игры: 

«День – Ночь».

Цель: развитие быстроты реакции; развитие ловкости, координации движений; развитие внимательности; закрепление знаний о повадках животных; закрепление умений имитировать повадки животных.

«Карусель».

Цель: учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом. Развивать умение двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Индивидуальная работа:  Пальчиковая гимнастика «Березка».

Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову)

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 14.

Наблюдение за листопадом.        

Цель: закрепить знания признаков поздней осени; уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

Ход наблюдения

Посмотрите, дети, наступила осень.  Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один  листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много листочков с шуршанием полетело на землю. Это явление называется листопад.                     

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,                                      

Собирайте, не ленитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат,

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли,

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружили и опять

Опустились на земь спать.   (А. Тесленко).

Листья летят  медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.)  На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы). Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Дерево тоже умирает с опавшими листьями?

Трудовая деятельность: Сбор шишек для изготовления поделок.

Цель: учить детей рассказывать о проделанной работе.

Подвижные игры: «Хитрая лиса».

Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке.

Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.

Индивидуальная работа:  Рисование на асфальте «Листопад».

Предложить детям собрать красивые листья, опавшие с различных деревьев, обвести их по контуру мелом на асфальте, раскрасить рисунок.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 15.

Наблюдение за паутиной.        

Цель: показать детям многообразие осени; учить наблюдательности.

Ход наблюдения

Осенью бывают ясные деньки,

Листики порхают словно мотыльки,

Нити-паутинки серебром горят,

Льется на тропинку желтый листопад.

Посмотрите как красиво вокруг! Золотые деревья, голубое небо, ласковое солнышко. Приглядитесь вокруг, видите на солнышке блестят тончайшие нити – паутинки. Серебристые ниточки летят по ветру, оплетают кусты. Откуда же взялась эта Паутина? Кто ее сделал? Паучок.

А знаете, для чего он плетет паутину? Для того чтобы отправиться в путешествие. Он взбирается на ветки, сучки и принимается за работу. Сначала паук прикрепляет начало своей нити, затем передвигается против ветра и выпускает паутинку. Когда длина паутины достаточная  паук передвигается к месту прикрепления, откусывает паутину, подбирает ножки и улетает. Таким образом, он ищет новое место жительства, (расселяется). Паутина как парашют не дает ему упасть.

- Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)

-  Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)

- Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)

- На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)

Трудовая деятельность:

Уборка территории от веточек.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания.

Подвижные игры: 

«Бездомный заяц».

Цель: учить детей бегать быстро, стараясь занять домик; развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

«Сделай фигуру».

Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку; приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

Индивидуальная работа: 

«Сдуй листок со стола».

Цель: развивать речевое дыхание.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 16.

Наблюдение за работой дворника.        

Цель: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.

Ход наблюдения

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

- Какую работу выполняет дворник осенью?

- Для чего нужна работа дворника?

- Как мы можем помочь дворнику?

Встанет дворник на заре,

Всё очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Трудовая деятельность:

Подметание дорожки от песка.

Цель: учить правильно, пользоваться вениками.

Подвижные игры:

«Кот и мыши».

Цель: продолжать учить соблюдать правила игры;

«Затейники».

Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево; повторять движения за водящим; развивать внимание, память, творчество.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 16.

Наблюдение за ветром.        

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; научить определять силу ветра.

Ход наблюдения

Неизвестно где живет,

Прилетит, деревья гнет.

Засвистит по речке дрожь
Озорник, а не уймешь!?  
(Ветер)

Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и проверим.   Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет.   Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган. Что же такое ветер?

Ветер – это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава.

- Какой сегодня ветер: тихий или сильный?

- Как по-другому можно сказать?

- Приносит ли ветер пользу?  

Трудовая деятельность:

Подмести веранду.

Цель: учить пользоваться метелкой.

Подвижные игры: 

«Уголки».

Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

«Гуси - лебеди».

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали; развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа. 

Пальчиковая гимнастика «Ветер дует».

Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников; развитие тонких движений пальцев рук.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 17.

Наблюдение за птицами.        

Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание.

 

Ход наблюдения

Сниться ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит-плохи дела.  (Птица)

Давайте посмотрим, какие части тела есть у птички: голова, лапки, крылья, хвост.

- Как передвигается птичка? Она может летать, прыгать, ходить.

- Как летает, покажите, как прыгает?

- Сколько крыльев у птичек?

- У всех птичек 2 крыла или нет?

- А сколько хвостов?

С помощью крыльев она может летать. Посмотрите, когда птичка сидит она складывает крылья и их не видно, а когда летит, они раскрываются, становятся большими. Птичка размахивает ими, как будто отталкивается ими от воздуха.  А лапок в полете не видно, потому что она их подтягивает к себе.

Трудовая деятельность.

Покормить птичек.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в холодные периоды года.

Подвижные игры: 

«Летает – не летает».

Цель: развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

«Филин и пташки».

Цель: закрепить умение спрыгивать с предметов приподнятых над землей, быстро ориентироваться в пространстве; действовать согласно правилам игры.

Индивидуальная работа. 

Дидактическая игра «Назови, одним словом».  

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, сообразительности, речи; формирование умения классифицировать предметы.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 18.

Наблюдение за травой.        

Цель: дать представление о травянистых растениях; воспитывать бережное отношение к травянистым растениям; показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.

 

Ход наблюдения        

Божья коровка на длинной травинке –

Как светофор на зеленой тропинке.

Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле.

Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво.

Что происходит с деревьями осенью?  Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

- Почему осень называют золотой?

- Какое явление называют листопадом?

- Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Трудовая деятельность:

Навести порядок в песочнице.

Цель: формировать у детей навыки трудовой деятельности.

Подвижные игры:

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Коршун и наседка».

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Индивидуальная работа

«Перейди речку».

Цель:  вырабатывать координацию движений.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 19.

Наблюдение за солнцем.        

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.

Ход наблюдения

Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …     (Солнце). 

Какая сегодня погода? Теплая, хорошая.

- А почему сегодня так тепло? Потому  что солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю.  Посмотрите на солнце.

- Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее.  

- Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

- Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

- Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность:

Собрать веточки и составить из них геометрические фигуры.

Цель: развивать воображение, умение анализировать, сопоставлять, закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Подвижные игры: 

«Солнышко и дождик».

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.  

«С кочки на кочку».

Цель: учить детей перебираться с одной  стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге; развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.

Индивидуальная работа

«Перейди речку».

Цель:  вырабатывать координацию движений.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 20.

Наблюдение за березой осенью.        

Цель: уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.

Ход наблюдения

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

- Как нам узнать березу среди других деревьев?

- Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

- Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

- Какого цвета ветки?

- Зачем корень дереву?

- Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)

- Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий  белый ствол, с черными полосками.

- Как вы думаете для чего черные полоски на березе? (Через эти полоски дерево дышит).

Гибкие тонкие веточки.  Ветер любит прилетать к березке  и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Трудовая деятельность: 

Подмести дорожки от песка.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры:  

«Мы веселые ребята».

Цель:  формировать умение действовать по сигналу; упражнять в беге;

«Белки в лесу».

Цель: упражнять детей в прыжках со скамейки в обозначенное место.

Индивидуальная работа. 

Разучивание считалочки «Кто быстрей?».

Цель: тренировка памяти; развитие внимания, чувства ритма; развитие артикуляционного аппарата.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 21.

Наблюдение за березой осенью.        

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,        

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.        О. Высотская

- Как выглядит рябина?

- Где она растет?

- Какие звери любят ягоды рябины?

- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

- Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность:

Сбор листьев осины, рябины, ивы для гербария.

Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры:

«Коршун и наседка».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

«Ловишка в кругу».

Цель: упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле.  

Индивидуальная работа:

Рисование на асфальте мелками «Осенний лес».

Цель: учить передавать силуэты различных растений.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Сентябрь.                                                                            

Карточка № 22.

Наблюдение за небом.        

Цель: познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба; вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает загадку:

Голубая простыня

Весь свет одевает.

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.  (Небо)

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.)

- Бывает утром пойдет дождь, небо станет хмурым, облачным, а потом подует ветер, разгонит облака, выглянет солнце и вдруг снова прилетят облака пойдет дождь.

- Какая это погода? (переменчивая)

- Сегодня, какое небо? Погода?

- Посмотрите внимательно на небо, самолеты пролетели и можно заметить длинный облачный след, который тянется за летящей машиной. Этот след называется конденсационным и состоит из тумана, который на фоне голубого неба кажется белым.

- Чем отличаются настоящие облака от облачного следа самолета?

Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе часто не видно, его закрывают облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег.

- Почему небо голубое?

Небо кажется нам голубым, однако ночью или в космосе небо выглядит черным. Голубизна дневного неба создается находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю.

Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры:

«Краски».

Цель: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным.

«Догони пару».

Цель: упражнять в беге в нужном направлении до определенного места.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения с короткой скакалкой.

Цель: учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг (сентябрь) старшая группа

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2015– 2016 уч.год.Согласно плану работы МКДОУ, проводился мониторинг образовательного процесса воспита...

Примерное комплексно-тематическое планирование на сентябрь. Старшая группа. В соответствии с ФГОС.

Лето - пора отдыха и отпусков. Для педагога - напряжённая пора по подготовке рабочей программы. Если вы работаете по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Прогулки в старшей группе - сентябрь

Прогулки разработаны на каждый день в соответствии с методикой....

Прогулки в старшей группе Сентябрь.

Прогулки в старшей группе . Сентябрь месяц...