Мастер- класс для родителей "Сенсорное развитие детей"
материал (младшая группа)

Ирина Григорьевна Карелина
ОРГ.МОМЕНТ
    Cенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.
     Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.    Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 
     На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
   На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
     Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:  Зрительные; осязательные; обонятельные; слуховые; вкусовые. А теперь поговорим о каждой системе поподробнее. (СЛАЙД)
1)Зрительное восприятие у детей является сложным процессом получения и преобразования информации об окружающем мире. В нем задействованы различные компоненты зрительного анализатора, известно, что более 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Существует большое количество игр для развития зрительного восприятия.
- игра «Грибок»
- игра «Шары»
- подбери заплатку Мише
- спрячь животных 
- кукла.
2) Тактильное восприятие – это познание объектов при непосредственном касании. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
   Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.
-игра «Мешочек»
- прищепки
- тактильные дощечки.
3) Обонятельное восприятие – это получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького). Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание).
- Игра «Попробуй». 
Ребята, у каждого на парте есть три стаканчика с водой. Вам нужно будет попробовать то, что там находится и рассказать мне, какой вкус вы чувствуете. Делаем очень маленькие глоточки. Мы же не знаем, какая там вода может быть.
   Помимо восприятия развиваются и другие психические процессы: память, речь, мышление. Для развития восприятия ребенка используйте любые игры и игрушки, бытовые предметы, в общем, все, что вас окружает. В процессе этих игр у ребенка также развиваются и его способности.
4) Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
- Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”)
- Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.
САМОДЕЛЬНЫЕ ШУМОВЫЕ; ПОГРЕМУШКИ ИТ.Д.
5) Вкусовое восприятие- любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами. Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов, и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
-игра «Определи предмет по запаху». 
Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
-«Коробочки с запахами» 
Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
   Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
    Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие детей21.8 КБ

Предварительный просмотр:

     ОРГ.МОМЕНТ

    Cенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

     Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.    Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

     На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

   На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

     Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:  Зрительные; осязательные; обонятельные; слуховые; вкусовые. А теперь поговорим о каждой системе поподробнее. (СЛАЙД)

1)Зрительное восприятие у детей является сложным процессом получения и преобразования информации об окружающем мире. В нем задействованы различные компоненты зрительного анализатора, известно, что более 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Существует большое количество игр для развития зрительного восприятия.

- игра «Грибок»

- игра «Шары»

- подбери заплатку Мише

- спрячь животных

- кукла.

2) Тактильное восприятие – это познание объектов при непосредственном касании. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

   Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

-игра «Мешочек»

- прищепки

- тактильные дощечки.

3) Обонятельное восприятие – это получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького). Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание).

- Игра «Попробуй».

Ребята, у каждого на парте есть три стаканчика с водой. Вам нужно будет попробовать то, что там находится и рассказать мне, какой вкус вы чувствуете. Делаем очень маленькие глоточки. Мы же не знаем, какая там вода может быть.

   Помимо восприятия развиваются и другие психические процессы: память, речь, мышление. Для развития восприятия ребенка используйте любые игры и игрушки, бытовые предметы, в общем, все, что вас окружает. В процессе этих игр у ребенка также развиваются и его способности.

4) Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.

- Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”)

- Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.

САМОДЕЛЬНЫЕ ШУМОВЫЕ; ПОГРЕМУШКИ ИТ.Д.

5) Вкусовое восприятие- любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами. Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов, и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

-игра «Определи предмет по запаху».

Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

-«Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

   Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

    Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.


Практическая часть: «Найди пару».

Приготовить картон белый, клей, ножницы, цветной картон, карандаши .

Трафареты геометрических фигур круг, квадрат, треугольник, овал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по речевому развитию детей

Конспект мастер-класса для воспитателей "Калейдоскоп чудес"...

Мастер класс Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»

Танцевально-ритмическое развитие детей в рамках реализациимуниципальной подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования»...

Мастер-класс "Кинезиологическое сопровождение развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ совместной деятельности и режимных моментах"

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-Мастера....

Мастер - класс "Социально - эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений"

Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.Задачи:1.      Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2....

Мастер-класс «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить участников с опытом использования упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.Задачи:1. Представить участникам мастер-класса приемы развит...