Соль и её волшебные свойства
план-конспект занятия (старшая группа)

Развитие познавательной активности детей с помощью эксперементирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_i_eyo_volshebnye_svoystva.docx21.97 КБ
Файл sol.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей старшей группы

на тему «Соль и её волшебные свойства»

Цель: развитие познавательной активности детей с помощью экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

1) систематизировать представления о свойствах соли в сравнении со свойствами

сахара;

2) обобщить знания детей о применении и значении соли в жизни человека;

3) закреплять умения делать выводы, умозаключения по результатам проведённых опытов.

Развивающие:

4) развивать психические процессы: мышление, внимание, память;

5) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, разрешать проблемные ситуации путём опытов и экспериментов;

6) развивать интерес к экспериментальной деятельности;

Воспитательные:

7) воспитывать аккуратность, самостоятельность, навыки экспериментальной деятельности .

Методы и приемы:

- практические: опыты и эксперименты с солью и яйцом;

- наглядные: использование ИКТ, наблюдение;

-словесные: объяснение, обсуждение, уточнение, анализ работы.

Ход занятия:

1.Мотивация деятельности детей:

Приветствие:

Воспитатель. Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Доброе утро!

Дети. Доброе утро!

Воспитатель. Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку .                

Наверное это для Вас. Может быть откроем её и узнаем что в посылке.

(воспитатель берёт посылку достает письмо и читает его.)

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо – загадку. А что в ней находиться вы отгадайте!!!

На столе стоит всегда,

Внешне белая она

И на вкус, не вкусна

Но в пищу каждому нужна.

Воспитатель. Ребята, а вы догадались о чем идет речь?

Дети. Это соль.

(Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. )

Воспитатель. Правильно, это соль. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.

 А зачем она ещё  нам нужна мы сегодня с вами и узнаем.  Дети, мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную лабораторию.

А что такое экспериментальная  лаборатория?

Дети.  Место, где люди экспериментируют, проводят опыты

Воспитатель. А как называют людей, которые проводят опыты ,

эксперименты ?

Дети. Ученые

Воспитатель. Ребята  я предлагаю вам, стать учеными.

А ученые, что делают?

(дети одевают фартуки)

Дети. Проводят опыты, экспериментируют.

Воспитатель.  Ребята, а чтобы провести какой – то эксперимент, нужно вещество. Мы с вами сегодня будем экспериментировать с солью.

Воспитатель.  А какие виды соли, вы знаете?

Дети. Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная.

2 Практическая часть.

Воспитатель.  Сегодня мы будем проводить эксперимент  с мелкой солью.

( На столах у детей стоят 3 больших стакана с водой, стакан с солью, яйца, ложка.)

Опыт №1 Определение свойств соли.

Проходите, пожалуйста, к столам.

Возьмите стаканчик с солью и понюхайте.

Есть ли у соли запах?

Дети. Нет

Воспитатель. Значит мы можем о соли ,что сказать?

Дети. Соль не имеет запаха.

Воспитатель. А сейчас ,я предлагаю пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали?

Дети. Насыпали.

Воспитатель. Значит, соль какая?

Дети. Сыпучая, рассыпчатая.

Воспитатель. Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети. Растворилась.

Воспитатель.  Значит, что можно сказать еще о соли?

Дети. Соль растворяется в воде.

Воспитатель. А цвет изменился у воды?

Дети. Нет

Воспитатель. Значит соль какая? Прозрачная.

Как вы думаете, какой стала на вкус вода? Давайте с вами сейчас окунем пальчик в воду и узнаем это.

Дети. Вода стала соленной.

Воспитатель.  Давайте вспомним, что мы узнали о соли. Сейчас я вам буду показывать карточки ,а вы будите отвечать.

(показ слайдов)

Дети. Соль сыпучая, без запаха, соленная.

(Воспитатель, говорит детям   отставить этот стакан с соль в сторону.)

Воспитатель. У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований.

И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши

эксперименты.

(Дети встают возле столов)

3 Разминка.

 Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

Воспитатель. Отдохнули?

Дети. Да

Воспитатель. Продолжаем наши исследования.

Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? И где мы её используем? Давайте посмотрим ,где она нам нужна.

(показ слайдов)

Дети. В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лёд.

Опыт № 2

Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент.

Возьмите большой стакан с водой, опустите в него аккуратно сырое яйцо. Почему аккуратно?

Дети. Потому – что оно хрупкое, может разбиться.

Воспитатель. Что вы видите?

Дети. Яйцо опустилось на дно, потонуло.

Опыт №3

Воспитатель.  А теперь возьмите   второй большой стакан с водой, положить в него 2 ст. ложки соли, размешайте хорошенько,  опустите аккуратно сырое яйцо.

Воспитатель. Что произошло с яйцом?

Дети. Оно плавает на поверхности.

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему так происходит?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята,  соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать? Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Ребята, ученые называют это явление – эффект мёртвого моря.

Воспитатель.  Ребята наша  работа в лаборатории подошла к концу

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для неё маленький подарок. Который мы для неё потом отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли.

(На отдельном столике стоит графин с водой, большой стакан соли, пустой стакан, ложка, нитка, стакан для раствора.)

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают.)

Опыт № 4

Наполняем стакан водой, добавляем соль до тех пор, пока она не станет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появиться осадок из кристалликов соли.

Затем наливаем получившийся раствор в стакан  и опускаем туда нитку, ставим в теплое место с комнатной температурой.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.

Для этого заведём тетрадь и будем делать  зарисовки нашего кристалла  соли.

Воспитатель. А сейчас ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.

Воспитатель.  Ребята, вам понравилось быть ученными?

Дети. Да

Воспитатель. Расскажите ,что вы узнали о соли?

Дети. Соль не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде, увеличивает плотность воды, предметы не тонут, не имеет цвета.

Воспитатель.  Ребята,  на этом наши эксперименты на сегодня закончились. Дальше мы будем наблюдать за тем , как растёт наш кристалл, а потом мы его отправим хозяйке медной горы.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия « Организация игр экспериментов и

исследовательской деятельности в старшей группе»

Воспитатель : Новикова С.А.

«Соль и ее волшебные свойства»

Цель: Формировать знания детей о свойствах соли.

Задачи: Продолжать формировать интерес у детей к окружающему миру.

Учить исследовать с помощью органов чувств.

Формировать наблюдательность, познавательный интерес, умение

сравнивать, обобщать, анализировать ,обобщать в процессе

экспериментирования, делать выводы.

Воспитывать положительные эмоции от исследования.

Оборудование: Предметы для экспериментирование ( салфетки,

одноразовые стаканы, ложки, подносы)

Соль, сырое куриное яйцо.

Ход занятия.

( Дети вместе с воспитателем стоят полукругом на ковре.)

Воспитатель. Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Доброе утро!

Дети. Доброе утро!

Воспитатель. Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку .                

Наверное это для Вас. Может быть откроем её и узнаем что в посылке.

(воспитатель берёт посылку достает письмо и читает его.)

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо – загадку. А что в ней находиться вы отгадайте!!!

На столе стоит всегда,

Внешне белая она

И на вкус, не вкусна

Но в пищу каждому нужна.

Воспитатель. Ребята, а вы догадались о чем идет речь?

Дети. Это соль.

(Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. )

Воспитатель. Правильно, это соль. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.

 А зачем она ещё  нам нужна мы сегодня с вами и узнаем.  Дети, мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную лабораторию.

А что такое экспериментальная  лаборатория?

Дети.  Место, где люди экспериментируют, проводят опыты

Воспитатель. А как называют людей, которые проводят опыты ,

эксперименты ?

Дети. Ученые

Воспитатель. Ребята  я предлагаю вам, стать учеными.

А ученые, что делают?

Дети. Проводят опыты, экспериментируют.

Воспитатель.  Ребята, а чтобы провести какой – то эксперимент, нужно вещество. Мы с вами сегодня будем экспериментировать с солью.

Воспитатель.  А какие виды соли, вы знаете?

Дети. Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная.

Воспитатель.  Сегодня мы будем проводить эксперимент  с мелкой солью.

( На столах у детей стоят 3 больших стакана с водой, стакан с солью, яйца, ложка.)

Проходите, пожалуйста, к столам.

Возьмите стаканчик с солью и понюхайте.

Есть ли у соли запах?

Дети. Нет

Воспитатель. Значит мы можем о соли ,что сказать?

Дети. Соль не имеет запаха.

Воспитатель. А сейчас ,я предлагаю пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали?

Дети. Насыпали.

Воспитатель. Значит, соль какая?

Дети. Сыпучая, рассыпчатая.

Воспитатель. Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети. Растворилась.

Воспитатель.  Значит, что можно сказать еще о соли?

Дети. Соль растворяется в воде.

Воспитатель. А цвет изменился у воды?

Дети. Нет

Воспитатель. Значит соль какая? Прозрачная.

Как вы думаете, какой стала на вкус вода? Давайте с вами сейчас окунем пальчик в воду и узнаем это.

Дети. Вода стала соленной.

Воспитатель.  Давайте вспомним, что мы узнали о соли. Сейчас я вам буду показывать карточки ,а вы будите отвечать.

(показ слайдов)

Дети. Соль сыпучая, без запаха, соленная.

(Воспитатель, говорит детям   отставить этот стакан с соль в сторону.)

Воспитатель. У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований.

И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши

эксперименты.

(Дети встают возле столов)

Разминка. Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

Воспитатель. Отдохнули?

Дети. Да

Воспитатель. Продолжаем наши исследования.

Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? И где мы её используем? Давайте посмотрим ,где она нам нужна.

(показ слайдов)

Дети. В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лёд.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент.

Возьмите большой стакан с водой, опустите в него аккуратно сырое яйцо. Почему аккуратно?

Дети. Потому – что оно хрупкое, может разбиться.

Воспитатель. Что вы видите?

Дети. Яйцо опустилось на дно, потонуло.

Воспитатель.  А теперь возьмите   второй большой стакан с водой, положить в него 2 ст. ложки соли, размешайте хорошенько,  опустите аккуратно сырое яйцо.

Воспитатель. Что произошло с яйцом?

Дети. Оно плавает на поверхности.

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему так происходит?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята,  соль повышает плотность воды, поэтому в солёной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать? Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Ребята, ученые называют это явление – эффект мёртвого моря.

Воспитатель.  Ребята наша  работа в лаборатории подошла к концу

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для неё маленький подарок. Который мы для неё потом отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли.

(На отдельном столике стоит графин с водой, большой стакан соли, пустой стакан, ложка, нитка, стакан для раствора.)

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают.)

Наполняем стакан водой, добавляем соль до тех пор, пока она не станет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появиться осадок из кристалликов соли.

Затем наливаем получившийся раствор в стакан  и опускаем туда нитку, ставим в теплое место с комнатной температурой.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли.

Для этого заведём тетрадь и будем делать  зарисовки нашего кристалла  соли.

Воспитатель. А сейчас ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.

Воспитатель.  Ребята, вам понравилось быть ученными?

Дети. Да

Воспитатель. Расскажите ,что вы узнали о соли?

Дети. Соль не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде, увеличивает плотность воды, предметы не тонут, не имеет цвета.

Воспитатель.  Ребята,  на этом наши эксперименты на сегодня закончились. Дальше мы будем наблюдать за тем , как растёт наш кристалл, а потом мы его отправим хозяйке медной горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Проект «Волшебные свойства соли» в подготовительной группе

В детском саду создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательной активности, творчества и воображения. В работе с детьми активно...

Познавательно-исследовательская деятельность "Соль и ее волшебные свойства"

занятие по познавательному развитию по теме: «Соль и ее волшебные свойства» (старшая группа 5-6 лет)Цель: формировать знания детей о свойствах соли, через элементарное экспериментирование:...

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Волшебные свойства соли».

ВведениеСегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой ка...

Конспект «Волшебные свойства соли»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Волшебные свойства соли»...

Познавательное развитие тема: "Волшебные свойства соли"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по   исследовательской деятельностиТема: «Волшебные свойства с...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности Тема: «Волшебные свойства соли»

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклас...