Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Легоша»
материал (старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

 LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической  направленности  «Легоша»

Возраст учащихся: 5 -7  лет        

Срок реализации: 1 год                                  

автор-составитель: Павлова Людмила Анатольевна,

учитель-логопед    

Пояснительная записка

      Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

      Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

      Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

     Визуализация ЛЕГО-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  • Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  • Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  • Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

     Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

     Представленная программа  разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие).  

     Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Направленность программы: Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа «Легоша» (далее - Программа) имеет  техническую направленность.

По форме организации -  кружковая.  

Уровень освоения программы:  стартовый (ознакомительный).

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р),
  3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. № 41 «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций»,  
  4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  5. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБДОУ «Детский сад №20 «Светлячок»

Актуальность Программы

     Актуальность программы значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяет игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

      Данная программа раскрывает для дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

     LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

      Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.  

Новизна

         LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

        LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. При реализации программы используется три вида конструкторов, проектор, интерактивная доска.

     Педагогическая целесообразность Программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности. Обучающиеся, имеющие соответствующий необходимым требованиям уровень знаний, умений и навыков могут быть зачислены в программу углубленного уровня.заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.

     Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий  по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

.  Отличительные особенности данной  программы

          Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по познавательному развитию, художественному творчеству, но и углубляют их:

         Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;

          Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

          Речевое развитие – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

          Художественное творчество - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных и технологических правил.

         Адресат программы:  

Программа рассчитана на детей 5-7 лет.  Программа доступна для детей, посещающих общеобразовательные группы дошкольного учреждения  и  детей  с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные нарушения речи.

          Объем программы:

Количество занятий в год – 34

         Форма обучения – очная, традиционная.  

         Форма организации ученого процесса: групповая,  индивидуальная

         Виды  проведения занятий:

  • тематическое занятие;
  • практическое занятие

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

          Срок освоения программы: 

Срок реализации программы: 1 год

Занятия проводятся с 01 сентября по 31 мая.

          Режим занятий:

         Длительность занятия – 25 мин

          Количество занятий в неделю – 1.

         Учебная группа   8-10 детей. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением.

         Возраст детей: 5-7 лет.

Цели и задачи реализации рабочей программы

           Цель Программы: развитие у дошкольников конструирования как универсальной умственной способности.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

образовательные:

  • Формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
  • передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • Формировать представление о строительных деталях, их свойствах;
  •  создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение;
  • Выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; 
  • Закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • Уточнить и расширить представления детей об окружающем мире;
  • Формировать коммуникативные навыки, способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
  • развивающие:
  • Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление;
  • Развивать мелкие мышцы кистей рук (моторику) при работе с конструктором;
  • Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части;
  • Устанавливать связь между их назначением и строением;
  • Продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
  • Развивать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;  желание экспериментировать, творить, изобретать.

воспитательные:

  • развивать творчество и инициативу;
  • воспитание чувства товарищества, чувства коллектива.

       

Планируемые результаты

В результате освоения  Программы дети должны: 

Личностные результаты

  • Уметь работать в коллективе и паре.
  • Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Использовать речь для регуляции своего действия.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Метапредметные результаты

  • Уметь самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании.
  • Уметь моделировать, а затем в постройке передавать характерные черты людей, сказочных героев, особенности внешнего вида животных и птиц средствами конструктора.
  • Уметь на плате создавать сюжетные композиции.
  • Уметь строить и осуществлять собственный замысел (создание замысла будущей постройки, отбор материала и способа конструирования).

Предметные результаты 

  • Уметь различать и называть детали лего конструктора
  • Уметь различать геометрические фигуры их цвет, форму.
  • Уметь следовать инструкции педагога.
  • Конструировать по условиям, задаваемым взрослым.
  • Скреплять лего детали разнообразными способами.
  • Уметь рассказать о своей постройке.
  • Уметь строить постройки по замыслу.
  • Уметь конструировать по заданной схеме.

Планируемые результаты

В результате освоения программы ребенок может:

 

знать

детали наиболее подходящие для постройки ,способы их комбинирования

уметь

·   самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

·   работать коллективно

·   сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением

иметь представление

·   о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении

·   о различных видах наборов ЛЕГО

·   о создании проектов с помощь мультимедийного контента

·   планировать процесс возведения постройки

·   сооружать постройки, объединенные общей темой

·   создавать различные модели: по рисунку,  по словесной инструкции воспитателя,  по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств.

Условия реализации программы

       Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

      Предметно-развивающая среда: 

 Строительные наборы и конструкторы: 

  • настольные;
  • напольные;
  • деревянные;
  • металлические;
  • пластмассовые (с разными способами крепления);
  • Для   обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

    Демонстрационный материал: 

  • наглядные пособия;
  • цветные иллюстрации;
  • фотографии;
  • схемы;
  • образцы;
  • необходимая литература.

    Техническая оснащенность: 

  • ноутбук
  • фонотека (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
  • демонстрационная магнитная доска.

        Форма контроля:

  • наблюдение;  
  • практический контроль

Виды   контроля и формы аттестации:  

  1. Входной контроль  (диагностика)
  2. Текущий контроль в ходе занятия.
  3. Итоговый  контроль (психолого-педагогическая диагностика, творческое задание)

         Оценочные материалы

Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка,  которая проводится в начале учебного года и в конце.

Диагностическая карта

ФИ

ребенка

Называет все детали

конструкторо

в

Строит более

сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкци

и

педагога

Строит по творческо му замыслу

Работает

в

команде

Использует предметы заместители

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Мониторинг достижения детьми итоговых результатов освоения Программы:

1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний. Может самостоятельно, но медленно, без ошибок или с небольшими неточностями выбрать необходимую деталь.

Низкий.  Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

 2. Умение проектировать по образцу 

Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу, самостоятельно исправляя допущенные  ошибки.  

Средний. Может проектировать по образцу, исправляя допущенные ошибки под руководством педагога.

Низкий. Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.  

3. Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий. Может самостоятельно, быстро конструировать по пошаговой схеме, самостоятельно исправляя допущенные  ошибки.

Средний. Может конструировать по пошаговой схеме, исправляя допущенные ошибки под руководством педагога.

Низкий.  Не может понять последовательность действий  при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.  

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

практический контроль

2

«Здравствуй осень»:

4

4

-наблюдение

- практический контроль

3

« Деревня»

4

4

-наблюдение

- практический контроль

4

«В гости к нам зима пришла»

4

4

-наблюдение

- практический контроль

5

 «Животные»

3

3

-наблюдение

- практический контроль

6

«Фатазии»,

5

5

-наблюдение

- практический контроль

7

«Транспорт»

4

4

-наблюдение

- практический контроль

8

 «Помогаем маме»

3

3

-наблюдение

- практический контроль

9

«Буквы»

1

1

-наблюдение

- практический контроль

10

«Космос»

2

2

-наблюдение

- практический контроль

11

«Моя безопасность»

2

2

-наблюдение

- практический контроль

                                                   Итого

34

2

32

Параллельно на каждом занятии  выкладываем буквы из лего, закрепляем  цветовое обозначение звуков. Активизируем поставленные звуки. Формируем умение последовательного рассказа о предстоящей постройке.

Содержание учебного плана

1

Диагностика

Теория: Дать детям представления о происхождении конструктора Развивать познавательный интерес, навыки общения.

Практика: Диагностика

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение,  практический контроль

2

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с деталями конструктора LEGO DUPLO. Закрепить цвет, форму.

Практика: Способы соединения деталей.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

«Здравствуй осень»:

3

Красивые цветы

Теория: Формировать умение анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.

Практика: Игра «Не ошибись».Обсуждение будущей постройки. Конструирование в парах.

 Выставка работ.Обыгрывание построек

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

4

Грибы

Теория: Закрепить название деталей конструктора, способы крепления деталей.

Практика: Игры «Чудесный мешочек», «Найди деталь такую же, как на карточке».Обдумывание будущей постройки.Конструирование «Грибное царство» (грибы по карточкам 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

5

Дерево, яблоня

Теория: Закрепить умения строить разные деревья. Продолжать учить отличать деревья друг от друга. Закрепить названия деталей, цвет. Закрепить приемы построек снизу вверх.

 Практика Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий. Чтение         стихов, отгадывание загадок. Конструирование: «Деревья» (по чертежам)

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

6

Осенний лес

Теория: Учить строить различные деревья, растущие в лесу. Учить отличать деревья друг от друга. Закрепить названия деталей, цвет

Практика Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий. Рассказ о лесе. Чтение художественной         литературы, стихов, отгадывание загадок. Слушание аудиозаписи звуков леса.

Конструирование: «Деревья» (по чертежам)

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

« Деревня»

7

Курица, петух

Теория: Учить строить из конструктора, анализируя образец. Закрепить названия деталей, цвет. Закрепить приемы построек снизу вверх.

Практика: Игра «Собери модель по памяти».  

Загадка о петухе. Потешка «Петушок, петушок». Рассматривание петушка, беседа. Демонстрация образца. Конструирование. Обыгрывание постройки 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

8

Утка, гусь

Теория: Продолжать формировать представления об обитателями птичьего двора. Формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям. Обогащать и расширять словарный запас 

Практика: Игра «Принеси и покажи». Отгадывание загадки о гусе. Рассматривание картинок. Конструирование по образцу. Проблемная ситуация: друзья для Гадкого утенка. Конструирование птиц по схемам. Выставка работ. Обыгрывание построек

. Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

9

Корова, лошадь

Теория: Закрепить знания детей о домашних животных. Научить строить животных из конструктора LEGO CITY.

 Практика: Игра «Запомни и выложи ряд». Презентация «Домашние животные». Загадка про кошку, собаку. Конструирование по схеме. Оценка работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

10

Собака, кошка

Теория: Закрепить знания детей о домашних животных. Научить строить животных из конструктора LEGO CITY

Практика: Игра «Запомни и выложи ряд». Презентация «Домашние животные». Загадка про кошку, собаку. Конструирование по схеме. Оценка работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

«В гости к нам зима пришла»

11

Зимний лес

Теория: Формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям. Обогащать и расширять словарный запас   

Практика: Игра «Чудесный мешочек».

. Загадка про ель. Рассматривание елочки. Демонстрация образца елки. Конструирование елочки. Оценка и выставка работ

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

12

Дикие животные(медведь, заяц, ежик)

Теория: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.  

Практика: Презентация «Жители леса».

Рассматривание зайца,ежика Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Оценка работ. Обыгрывание построек.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

13

Звезда

Теория: Продолжать формировать умение конструировать по схеме.

Практика: Игры «Поиск недостающей фигуры»,  

Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

14

Дед Мороз

Теория: Формировать умение анализировать объект по образцу, выделять его составные части. Развивать навыки пространственной ориентировки, фантазию и конструктивное воображение. Продолжать формировать умение рассказывать о постройке.

Практика: Игра «Чудесный мешочек».

Загадка про Деда Мороза. Рассказ о праздновании Нового года в разных странах мира. Подарок для Деда Мороза. Конструирование по схеме Деда Мороза. Рассказ детей о своей постройке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

15

Снежинки

Теория: Продолжать формировать умения конструировать из LEGO – конструктора; умение использовать полученные знания и конструктивные навыки; умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память

Практика: Игры «Поиск недостающей фигуры», «Составь узор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

16

Пирамидки

Теория: Закрепить приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

Практика: Закрепить приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

«Животные  жарких стран»

17

Жираф, верблюд

Теория: Продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить строить жирафа, верблюда по образцу.

Практика: Игра «Что лишнее». Загадки про жирафа. Презентация «Жираф». Физкультминутка. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Заселение животных в зоопарк.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

18

Рысь, лев, обезьяна, черепаха

Теория: Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли, развивать способность анализировать, делать выводы. Учить строить по образцу  животных.

Практика: Презентация «Животные жарких стран».

Рассматривание черепахи, льва Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Оценка работ. Обыгрывание построек.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

Лего «Фатазии», Лего «Транспорт»

19

Красивые рыбки

Теория: Формировать умение выделять при рассматривании фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части и определять их форму, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал, умение работать                      в коллективе, сооружать коллективные постройки.   Учить строить речных обитателей.

Практика: Игра «Не ошибись, Петрушка!». Загадка о рыбке. Презентация о рыбах. Беседа. Выбор образца рыбки. Конструирование. Рассказ о своей постройке. 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

20

Разные машины.

Теория: Учить строить автомобили по схеме. Развивать конструктивное воображение, мышление, память

Практика: Игра «Светофор». Загадка про грузовик. Рассматривание схемы грузовика. Конструирование по схеме. Рассказ о постройке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

21

Лодка, пароход

Теория: Закрепить знания о водном транспорте. Формировать умение строить корабли, выделяя функциональные части; умение правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать   любознательность.

Практика: Игра «Составь флаги». Презентация «Корабли – водный транспорт». Рассматривание кораблей. Показ способа конструирования. Конструирование. Обыгрывание построек.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

22

Самолет, танк

Теория: Закрепить знания о профессии летчиков, танкистов. Учить строить самолет/танк по схеме. выделяя функциональные части. 

Практика: Игра «Составь флаги». Беседа и рассматривание иллюстраций «Военная техника». Рассматривание схемы танка/самолета. Конструирование по схеме. Оценка и выставка работ.Учить помогать друг другу.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

«Мамин праздник»  «Помогам маме»

23

Цветы в вазе

Теория: Продолжать формировать умения конструировать из LEGO – конструктора; умение использовать полученные знания и конструктивные навыки; умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память

Практика: Игра «Запомни и выложи ряд». Беседа о приближающемся празднике 8 Марта. Чтение стихов о маме. Показ образца. Конструирование. Оценка и выставка работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

24

Подарок для мамы(по замыслу)

Теория: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.  

Практика: Игра «Таинственный мешочек». Стихотворение про маму. Беседа «Подарок для мамы». Рассматривание образца. Конструирование по схеме. Оценка работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

25

Стол, стул, кровать, телевизор

Теория: Развивать у детей способность выделять в реальных предметах их функциональные части, учить анализировать конструктивный образец. Обустраиваем комнату.

Практика: Игра «Поиск недостающей фигуры».

Рассматривание предметов мебели. Игра «Найди деталь». Показ способа конструирования стола. Конструирование стула и кровати. Оценка работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение

«Буквы»

26

Буквы

Теория: Продолжать формировать представления о буквах русского алфавита. Формировать умение строить буквы из LEGO –

конструктора. Развивать   творчество, фантазию, навыки конструирования.

Практика: Игра «Что лишнее?». Проблемная ситуация: Маша потеряла букву и никак не может ее найти. Конструирование по условию.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

«Космос»

27

Ракета

Теория: Продолжать формировать представления о видах космических кораблей; умение соблюдать симметрию и пропорции в частях построек; умение правильно соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки. учить строить космический корабль по схеме. Развивать   творчество, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность.

Практика: Игра «Что лишнее?». Рассматривание картинок с изображением космических кораблей. Рассказ о космических кораблях. Конструирование по образцу. Оценка работ.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

28

Человечки с другой планеты

Теория: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. 

Практика: Игры «Чья команда быстрее построит», «Разложи детали по местам», «Собери модель по ориентирам». Конструирование по замыслу. Обыгрывание построек.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

«Моя безопасность»

29

Машины города. Светофор

Теория: Продолжать формировать умение работать со схемой. Развивать творческую   активность, мелкую моторику рук.   Закрепить знания детей о светофоре, городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память, учить строить автобус 

Практика: Игра «Светофор». Беседа «Правила дорожного движения». Стихотворение Г.Ладонщикова «Светофор».

История светофора.  Конструирование по образцу. Рассказ о своих постройках.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

30

Такие разные дома

Теория: Учить строить домики разной конструкции: продолжать формировать умения конструировать из LEGO – конструктора; умение использовать полученные знания и конструктивные навыки; умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. 

Практика: Игры «Разложи детали по местам», «Составь флаги». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

Лего «Фатазии»

31

Роботы

Теория: Продолжать формировать умение работать со схемой. Развивать творческую   активность, мелкую моторику рук.  

Учить строить робота из лего –   конструктора. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук.

Практика: Познакомить с игрушкой робот. .  Конструирование по образцу. Рассказ о своих постройках.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

32

Машины будущего

Теория: Продолжать формировать умение создавать конструкции               по собственному замыслу используя полученный опыт (умение представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и             в какой последовательности необходимо действовать). Развивать навыки сотрудничества

Практика: Игры «Собери модель», «Таинственный мешочек». Обдумывание и обсуждение будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. Обыгрывание построек

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

33

Моя любимая постройка

Теория: Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Повторить и закрепить пройденный материал: название деталей конструктора лего, способы крепления деталей, конструирование по условиям, образцу, схеме.

Практика: Обдумывание и обсуждение будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. Обыгрывание построек

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы контроля: наблюдение, практический контроль

34

Моя любимая постройка

Календарный учебный график 

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

09

3

12.00

практическое

25 мин

Диагностика

кабинет логопеда

практический контроль

2

09

10

12.00

практическое

25 мин

Диагностика

кабинет логопеда

3

09

17

12.00

практическое

25 мин

Красивые цветы

помещение группы № 7

наблюдение

практический контроль

4

09

24

12.00

практическое

25 мин

Грибы

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

5

10

1

12.00

практическое

25 мин

Дерево, яблоня

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

6

10

8

12.00

практическое

25 мин

Осенний лес

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

7

10

15

12.00

практическое

25 мин

Курица, петух

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

8

10

22

12.00

практическое

25 мин

Гусь, утка

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

9

11

5

12.00

практическое

25 мин

Корова, лошадь

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

10

11

12

12.00

практическое

25 мин

Собака, кошка

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

11

11

19

12.00

практическое

25 мин

Зимний лес

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

12

11

26

12.00

практическое

25 мин

Дикие животные(медведь, заяц, ежик)

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

13

12

3

12.00

практическое

25 мин

Звезда

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

14

12

10

12.00

практическое

25 мин

Дед Мороз

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

15

12

17

12.00

практическое

25 мин

Снежинки

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

16

01

14

12.00

практическое

25 мин

Пирамидки

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

17

01

21

12.00

практическое

25 мин

Жираф, верблюд

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

18

01

28

12.00

практическое

25 мин

Рысь, лев, обезьяна, черепаха

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

19

02

4

12.00

практическое

25 мин

Красивые рыбки

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

20

02

11

12.00

практическое

25 мин

Разные машины.

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

21

02

18

12.00

практическое

25 мин

Лодка, пароход

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

22

02

25

12.00

практическое

25 мин

Самолет, танк

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

23

03

4

12.00

практическое

25 мин

Цветы в вазе

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

24

03

11

12.00

практическое

25 мин

Подарок для мамы(по замыслу)

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

24

03

18

12.00

практическое

25 мин

Стол, стул, кровать, телевизор

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

26

03

25

12.00

практическое

25 мин

Буквы

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

27

04

1

12.00

практическое

25 мин

Ракета

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

28

04

8

12.00

практическое

25 мин

Человечки с другой планеты

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

29

04

15

12.00

практическое

25 мин

Машины города. Светофор

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

30

04

22

12.00

практическое

25 мин

Такие разные дома

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

31

05

6

12.00

практическое

25 мин

Роботы

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

32

05

13

12.00

практическое

25 мин

Машины будущего

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

33

05

20

12.00

практическое

25 мин

Моя любимая постройка

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

34

05

27

12.00

практическое

25 мин

Моя любимая постройка

Гр. № 7

наблюдение

практический контроль

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение, оборудование

  • Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  • Конструкторы Лего  
  • Игрушки: куколки, звери, робот, паровоз,
  • Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
  • Макеты объемных фигур (шар, призма, пирамиды с разными основаниями, цилиндр, конус, усеченный конус, параллелепипед, куб).
  • Предметные картинки, фотографии, рисунки по следующим темам:

 различные коттеджи, дома, замки, сказочные домики, мосты, беседки;

мебель, бытовая техника, несколько картинок с обустройством комнаты; автомобили различного назначения: грузовые, легковые, «скорая», «милиция», подъемные краны, трактор, автобус  и  др.;

 воздушный транспорт: вертолеты, самолеты  разного вида и  назначения; водный транспорт: разного исторического периода и назначения;

 подводные лодки, батискафы; космические аппараты; поезда;

фотографии достопримечательностей города;

 животные, насекомые, рыбы, рептилии, птицы; .

  • Макет светофора
  • Схемы построек
  • Пространственно-предметная среда
  • Ноутбук
  • доска

Описание общей методики работы

Для обучения детей LEGO-конструированию используются следующие методы и приемы

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек,

демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,

 способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).

Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично- поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

-наглядные (демонстрация),

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

-практические (конструирование),

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приёмы работы:

-беседа,

-ролевая игра,

-познавательная игра,

-задание по образцу (с использованием инструкции),

-творческое задание,

- работа со схемами,

проект.

Формы организации образовательного процесса

          В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены  группой, ндивидуально, парами. 

Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Формы организации учебного занятия

  1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, показ способов их воспроизведения  
  2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.  
  3. Конструирование по замыслу – обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
  5.  Конструирование по модели – из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель.

          Занятия по конструированию из Лего носят творческий характер. Направленные в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности на занятиях используются 

- занимательные игры – эксперименты,

-игры – фантазии,

-разные формы организации детей конструированию:

  • - конструирование по образцу;
  • - по модели;
  • - по условиям;
  • - по простейшим чертежам и схемам;
  • - по замыслу;
  • - по теме.

Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: на каждом занятии обязательно используется обыгрывающий материал.

Каждым месяц учебного года имеет свою тему, состоящую из четырех разделов.

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.  

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Педагогические технологии

В педагогическом процессе дополнительного образования детей используются различные технологии обучения:  

  • групповые         технологии         (формирование коммуникабельности, организаторских способностей, умений работать в коллективе);  
  • игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
  • технологии проектного обучения (постановка проблемы, формирование темы, защита выполненной работы);
  • технологии         дифференцированного         обучения         (создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей);
  • технология проблемного обучения.

Ведущим видом деятельности в возрасте 5-7 лет является игра.

 Список литературы

1.Давидчук А. Н. «Строим из ЛЕГО» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) ./ - М. : "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем / – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г

3.Ишмакова М. С.   «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

4..КомароваЛ. Г. Строим из LEGO  – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

     5.Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.   

Интернет-источники

  1. http://www.lego.com/ru-ru/ 
  2. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school 
  3. http://int-edu.ru 
  4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true 
  5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c 
  6. http://www.robotclub.ru/club.php 
  7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по реализации вариативной части  основной образовательной программы  дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...