Использование квест – игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников
материал (старшая группа)
Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест - игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование квест – игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Исаева Наталия Евгеньевна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Колосок»
Тамбовский район
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест - игра.
Что же такое «квест»?
Квест – универсальная игровая технология, позволяющая за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности, включающая в себя соревновательные механизмы, дающие возможность участникам через систему загадок, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию деятельности.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Квесты можно условно разделить на три группы.
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В детском саду образовательные квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Технология квест-игры активно применяется для решения задач познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей. В практике духовно-нравственного воспитания широкие возможности квест-игры используются редко. В МАДОУ «Детский сад «Колосок» Тамбовского района, где духовно – нравственное воспитание детей является одним из приоритетных, разрабатываются и реализуются квест-игры именно этой целевой направленности.
В основу данного опыта легла идея о том, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием, связанным с представлениями о традициях и обычаях нашего народа, малой Родине, социокультурных ценностях, предоставляет большие возможности и детям, и взрослым почувствовать свою сопричастность с историей и реалиями своей Родины.
Для реализации квест-игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников были определены цели, задачи и прогнозируемые результаты, пересмотрены и внесены коррективы в содержание непосредственной образовательной деятельности.
Квест-игры «День Петра и Февроньи Муромских», «Троица», «Спас» направлены на формирование у детей интереса к православным праздникам, традициям и обычаям.
Квест-игры «Сундучок со сказками», «В гости к Кириллу и Мефодию» предназначены для формирования у детей уважения к культуре и традициям народа, к историческому прошлому.
Квест-игры «Символы России», «Прогулка по поселку» и «Тамбов на карте генеральной…» предусматривают формирование у детей представлений о малой Родине. Особенностью двух последних квест-игр является то, что в них участвуют дети совместно с родителями. Данные квест-игры – одно из средств объединения семьи через совместную познавательную деятельность.
Анализ опыта использования квест-игр позволяет сделать вывод об эффективности их применения для духовно-нравственного воспитания дошкольников. К основным планируемым эффектам можно отнести следующие:
- Сформированность у детей представлений об отечественных праздниках, традициях и обычаях, о малой Родине, социокультурных ценностях.
- Обогащение опыта общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствование опыта в организации совместной работы с другими специалистами дошкольного учреждения (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, учитель логопед) для решения образовательных задач.
- Развитие предметно-развивающей среды ДОУ.
Реализовать разработанные квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей может любое дошкольное образовательное учреждение, это не требует серьезных вложений. Использование квест-игр эффективно и способно объединить всех участников образовательного процесса в творческий коллектив единомышленников.
Список литературы
- Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
- Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
- Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
- Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Выступление из опыта работы «Роль сюжетно – ролевой игры в духовно – нравственном становлении старших дошкольников»
Сюжетно ролевая игра...
Квест игра по направлению:"Патриотическое воспитание дошкольников"
Формирование чувства патриотизма у детей...
Использование квест-технологий в целях патриотического воспитания дошкольников.
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправлен...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
Конспект квест-игры по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Поделись своей добротой»
Конспект квест-игры по духовно-нравственному воспитанию...