Использование квест – игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников
материал (старшая группа)

Исаева Наталия Евгеньевна

Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест - игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование квест – игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Исаева Наталия Евгеньевна,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Колосок»

Тамбовский район

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест - игра.

Что же такое «квест»?

Квест – универсальная игровая технология, позволяющая за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности, включающая в себя соревновательные механизмы, дающие возможность участникам через систему загадок, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию деятельности.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Квесты  можно условно разделить на три группы.

линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В детском саду образовательные квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Технология квест-игры активно применяется для решения задач познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей. В практике духовно-нравственного воспитания широкие возможности квест-игры используются редко. В МАДОУ «Детский сад «Колосок» Тамбовского района, где духовно – нравственное воспитание детей является одним из приоритетных, разрабатываются и реализуются квест-игры именно этой целевой направленности.

В основу данного опыта легла идея о том, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием, связанным с представлениями о традициях и обычаях нашего народа, малой Родине, социокультурных ценностях, предоставляет большие возможности и детям, и взрослым почувствовать свою сопричастность с историей и реалиями своей Родины.

Для реализации квест-игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников были определены цели, задачи и прогнозируемые результаты, пересмотрены и внесены коррективы в содержание непосредственной образовательной деятельности.

Квест-игры «День Петра и Февроньи Муромских», «Троица», «Спас» направлены на формирование у детей интереса к православным праздникам, традициям и обычаям.

Квест-игры «Сундучок со сказками», «В гости к Кириллу и Мефодию» предназначены для формирования у детей уважения к культуре и традициям народа, к историческому прошлому.

Квест-игры «Символы России», «Прогулка по поселку» и «Тамбов на карте генеральной…» предусматривают формирование у детей представлений о малой Родине. Особенностью двух последних квест-игр является то, что в них участвуют дети совместно с родителями. Данные квест-игры – одно из средств объединения семьи через совместную познавательную деятельность.

Анализ опыта использования квест-игр позволяет сделать вывод об эффективности их применения для духовно-нравственного воспитания дошкольников. К основным планируемым эффектам можно отнести следующие:

  1. Сформированность у детей представлений об отечественных праздниках, традициях и обычаях, о малой Родине, социокультурных ценностях.
  2. Обогащение опыта общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3. Совершенствование опыта в организации совместной работы с другими специалистами дошкольного учреждения (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, учитель логопед) для решения образовательных задач.
  4. Развитие предметно-развивающей среды ДОУ.

Реализовать разработанные квест-игры в духовно-нравственном воспитании детей может любое дошкольное образовательное учреждение, это не требует серьезных вложений. Использование квест-игр эффективно и способно объединить всех участников образовательного процесса в творческий коллектив единомышленников.

Список литературы

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
  2. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
  3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
  4. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
  5. Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  6.  Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
  7.  Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
  8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Использование квест-технологий в целях патриотического воспитания дошкольников.

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправлен...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...