Изучение у детей уровня развития познавательной активности
статья

Латыпова Эльвира Рафаиловна

В статье рассматриваются компоненты и уровни развития познавательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение у детей уровня развития познавательной активности

В современном обществе активно идет процесс качественного  обновления образования. Это связано с переориентацией образования на активную позицию ребенка в процессе познания, что связано с развитием его познавательной активности. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основой образовательной программы, где на этапе завершения дошкольного образования в целевых ориентирах представлены такие особенности личности, как активность, овладение основными культурными способами деятельности, самостоятельность [1]. Одной их важных задач дошкольного образования становится развитие познавательной активности ребенка. Эффективность ее решения во многом определяется построением образовательной работы с детьми с учетом понимания сути данного процесса и учетом уровня сформированности компонентов познавательной активности у каждого конкретного ребенка.

Исследователи И.А. Боброва, Д.Б. Годовикова, В.В. Зайко, К.М. Егорова, М.И Лисина, С.И. Мелехина, З.В. Чехлова, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г.Н. Щукина и др. рассматривают познавательную активность с различных позиций: как естественное стремление ребенка к познанию; как проявление интересов и мотивов; как интеллектуальную деятельность;  как творческую активность; как самостоятельную, инициативную деятельность, обращенную на познание окружающего мира; как интегрированное качество личности.

Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. При этом важен поисковый характер этой деятельности. Поэтому уровень развития познавательной активности ребенка во многом будет определяться овладением ребенком соответствующих умений, опыта их применения для решения различных познавательных задач поискового характера (и мыслительных, и практических).

Выделяя компоненты познавательной активности ребенка, мы опирались на подход В.В. Щетининой, которая в своем исследовании выделяет следующие компоненты познавательной активности: информационный компонент, действенно-мыслительный компонент, потребностно-мотивационный компонент и эмоционально-волевой. Все эти компоненты затрагивают различные сферы личности детей [4].

Основываясь на подходе В.В. Щетининой, мы выделяем следующие компоненты познавательной активности: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный и деятельностный.

1. Мотивационный компонент отражает особенности мотивационно-потребностной сферы конкретного ребенка и предполагает сформированность мотивов к проявлению активности и различных ситуациях поисковой деятельности.

2. Эмоционально-волевой компонент отражает особенности проявления эмоциональной сферы ребенка в ситуациях поисковой деятельности и проявления волевых усилий в ситуациях затруднения.

3. Составляющие когнитивного компонента определяются информационно-содержательными аспектами реализуемой познавательной активности, в частности предполагают способность получать новые знания, применяя имеющиеся представления об объектах и способах познания.

4. Деятельностный компонент подразумевает активность в совершении действий, при помощи которых происходит получение и усвоение информации об объекте познания и познавательной деятельности в целом, вариативность пробующих действий, а также оценка результативности своих действий.

Выделенные нами компоненты познавательной активности могут иметь различные уровни развития, но они всегда выступают в тесной взаимосвязи и взаимозависимы.

Т.И. Шамова в своей исследовательской работе выделяет три уровня развития познавательной активности:

– воспроизводящая активность (ребенок должен понять, запомнить и повторить информацию, и уметь применять его по образцу);

– интерпретирующая исполнительская активность (ребенок должен выявлять смысл проникновения в сущность явления, стремится познавать связи между ними, овладеть умениями применения знаний в новых условиях);

– творческая активность (ребенок должен уметь проникать в сущность явлений, в их взаимосвязи и пытаться найти для достижения этих целей новые способы) [2]

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya. (дата обращения 12.01.2019) Режим доступа: социальная сеть работников образования – Текст: электронный

2. Шамова, Т.И. Активизация ученья школьников : учебник / Т.И. Шамова – М. : Педагогика, 1982 – 208 с. – Текст непосредственный.

4. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности / В.В Щетинина – Текст непосредственный // автореф. дисс. канд. пед. наук – М., 2006. – 26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Мониторинг выявления уровня развития познавательной инициативы и активности

Данная диагностика позволяет определить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....