Проект "Покормите птиц зимой"
проект (старшая группа)

Зезюлина Ирина Васильевна

 Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

       Стайки на крыльцо…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну».

Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.

Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

ВИД ПРОЕКТА - экологический

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – природа

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – зимующие птицы

Задачи:

  1. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
  2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  3. Практическое выполнение кормушек.
  4. Сделать анализ и обобщить результат.

Сроки работы: январь (2 недели)

Методы и приемы:

  1. Знакомство  детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
  2. Экскурсии зимний период.
  3. Наблюдение за птицами.
  4. Сбор и обработка информации.
  5. Творческая работа.

Этапы работы:

  1. Теоретический.

Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.

На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.  

  1. Практический.

Цель: Изготовление  и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.

         На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции.

 Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а  также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.

  1. Творческий.

Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.

На этом этапе  детям было предложено изготовить съедобные кормушки для птиц.  А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».

  1. Наблюдения.

Цель:  Вести календарь наблюдений за птицами.

  1. Заключение.

В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:

-  В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

 -  Сытой птице мороз не страшен.

 - Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
 

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Подбор и изучение педагогической литературы; чтение рассказов и стихов о птицах: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.

Прослушивание звукозаписи птичьих голосов.

Подборка иллюстраций и сюжетных картинок по теме

Комплекс утренней гимнастики – «Птицы»,

Привлечь родителей к изготовлению кормушек.

Подбор дидактических и подвижных игр по теме.

Изготовление творческих работ: «Снегирь на ветке», «Съедобные кормушки».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

формирование представлений у детей о птицах, как о живых существах в природе;

Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря)

Умение подражать голосам птиц;

Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло)

Формирование заботливого отношения к птицам;

Умение скатывать бумажные комочки из салфеток и отрывание кусочков пластилина от целого куска.

Умение использовать в игре потешки и песенки по теме.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1 этап – подготовительный

Выявление цели, задачи. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор методической и художественной литературы по теме. Подборка иллюстраций и картинок по теме «Зимующие птицы». Сбор корма для птиц.

2 этап – основной

Образовательные области – виды деятельности.

3 этап – завершающий

Выставка творческих работ, изготовление родителями кормушек для птиц.

Достигнутый результат

Расширен кругозор детей о зимующих птицах, улучшилась предметно-развивающая среда: иллюстрациями, информацией о птицах, дидактическими играми, театральными атрибутами. У детей сформировалось любознательность, творческие способности. Активизировался словарь по теме «Птицы».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

- расширять представления детей зимующих птицах и их характерных особенностях

- воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

- дать представления о птицах.

- закреплять умение составлять группы по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».

- Группировать птиц по размеру (большая, поменьше, маленькая)

- поощрять самостоятельное наблюдение за птицами.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- учить детей отвечать на вопросы по содержанию изображенной картинки.

- Активизировать словарь детей.

- развивать правильное звукопроизношение.

- воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

- обогащать с помощью художественной литературы представления детей об образе жизни птиц

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- закреплять умение в подпрыгиваниях на месте.

- закреплять умение в ходьбе по гимнастической скамейке и в спрыгивании с высоты.

- проявлять интерес к правилам безопасного и здоровьезберегающего поведения.

- Воспитывать выдержку и смелость.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- продолжать учить детей отрывать кусочки от целого пластилина и скатывать шары круговыми движениями.

- учить детей скатывать комочки из салфеток и приклеивать их.

- совершенствовать музыкально-ритмические навыки.

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская, коммуникативная

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе:

«Мы птички», Беседа о птицах.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательная, продуктивная, коммуникативная

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе:

«Зимующие птицы».

Д.и: «Назови птицу», «Кого не стало?».

Беседа «Птицы прилетели на кормушку».

С.р. игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками»

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы

Рассматривание картин

«Таня и голуби», «Грачи прилетели»

Чтение: А. Барто «Кто как кричит», «Синица», «Птичка».

Потешки «Сорока-белобока»,

Д.и: «Как зовут мою маму», «Птичье домино».

Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит».

Развивающее упражнение «Кто как кричит».

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Подвижные игры: «Птички», «Птички в гнездышках»,

«Найди свое гнездо»,«Воробышки и автомобиль», «Птички и дождик».

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивная, познавательная, музыкальная, игровая

Лепка «Покормим птичек», аппликация «Снегирь на ветке».

Пение детских песен: «Птичка», «Села птичка на ладошку».

Разучивание музыкальных движений.

Прослушивание записи «Голоса птиц»

Работа с родителями

- пополнение театрального уголка масками-ободками «Птицы»;

- подборка информации о птицах;

- изготовление кормушек

   


 


 

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

«ПТИЦЫ»

Холодно стало, и птицы на юг стаями улетают.

Ну, а ребята в детском саду в птиц перелётных играют.

Дети строятся в колонну по одному.

Вводная часть:

Ходят по водичке птички-невелички.

Ходьба в колонне по одному.

Ходят, лапки поднимают птички-невелички.

Вот так, вот так ходят у водички.

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.

Полетели птички, птички-невелички.

Взвились в небо высоко, полетели птички.

Бег в колонне по одному.

Летели, летели и на землю сели.

Ходьба. Перестроение в круг.

Основная часть: ОРУ

1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – И. П. (4 раза.)

Вдруг мы громкое КАР-КАР услыхали,

И на ветке мы ворону увидали:

Крылья вверх и крылья вниз.

Зарядку делай – не ленись!

2. И. П. – сидя на ковре, ноги скрестить, руки на пояс. Поворот вправо, правую руку отвести назад, коснуться пола – И. П. То же в левую сторону. (2 раза в каждую сторону.)

Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.

И гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.

Гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.

3. И. П. – сидя на ковре, ноги вместе, выпрямленные руки в упоре за спиной. Согнуть ноги, обхватить колени руками «крылышками греем лапки» - И. П. (4 раза.)

Солнце меньше светит, лапки замерзают.

Птички лапки греют, подгибают.

4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседания, руками постучать по полу - И. П. (4 раза.)

И воробушки тут как тут,

Зёрнышки с земли клюют.

5. И. П. – стоя, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.

Заключительная часть:

Мы бегали, прыгали, вместе играли.

На завтрак все дружно теперь зашагали!

Ходьба в колонне друг за другом

 

 

 


 

ХОД ПРОЕКТА

Звучит музыка, дети проходят в группу.

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

Какое же время года сейчас гостит у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют:стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).

Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.

Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.

1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.

Сорока – белобока, кашу варила – деток кормила.

Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, этому в чашечке,

А этому не дала, зачем дров не рубил, зачем воду не носил.

2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок, завертелась как волчок.

Синица расписная, свистит не уставая.

За окном повешу ей я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей, бедной птичке стало!

Игра « Разноцветные синички».

Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.

Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.

Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.

(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат)

Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,

Корм ищите по полям, по садам и по лесам.

(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).

Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.

Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.

(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»). 

Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!

К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!

3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.

Красные грудки, чёрные спинки –

Яркие птички, будто с картинки!

Что-то там ищут, клюют, посмотри.

Видишь? На белом снегу – снегири!

4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.

На дворе морозище, градусов под сорок.

Прячутся воробушки, а весна не скоро.

Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке.

Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.

Прыгал он у крыльца – покормите молодца!

5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.

Особа всем известная, она крикунья местная.

Пусть снег вокруг искрится и зимний вечер злится.

Кричит не уставая, ворона озорная!

Игра «Вороны».

( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).

Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре — Будут каркать во дворе .

( В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами).

 Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.

Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.

Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»).

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»

( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).

Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).

Я старался, что есть сил, птицам домик мастерил!

Прилетайте хоть сейчас, хватит места в нём для вас!

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Распилить я попросил досочку еловую,

Вместе с папой смастерил птичкину столовую!

Воспитатель:— Для этого люди развешивают зимой кормушки и насыпают туда корм. (Рассматривание ранее приготовленных вместе с родителями кормушек).

Совместный рассказ ребёнка и мамы «Кто что любит».

Стихотворение «Столовая для птиц».

Игра: «Какая птичка улетела?»

Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.

Воспитатель:      

Я думаю, что теперь у нас на участке детского сада будет своя птичья столовая. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями в ней. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм и мы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим в старшей группе.

Викторина "Кто лучше знает птиц?"

Задачи:

  1. Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
  2. Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
  3. Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный  хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);
  4. Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
  5. Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия:

I этап: Актуализация:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)

II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.

Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.

1.Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.

– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?

Дети: Птицы дикие и домашние.

– Назовите домашних птиц.

Дети: Куры, утки, гуси, индюки.

– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?

Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.

2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”

Дети должны разделить птиц и назвать их.

Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.

3. Упражнение “У кормушки”.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.

4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.

Вопросы:

– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?

Дети: У них на лапах перепонки.

– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?

Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.

Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.

5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).

- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

 - Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

 - У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

 - Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

 -  У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

 - Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…

 -  Все люди любят слушать соловья, потому что…

6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.

Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.

7. Задание “Каждую птицу на свое место”.

Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.

Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц,  живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).

8. Упражнение “Кто, где спрятался?”

        На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:

– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?

Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.

– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?

Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.

9. Упражнение “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.

 

 

 

 

Литература:

  1.  «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.
  2. «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
  3. «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
  4. «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.
  5. «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormi_ptits_zimoy.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МАДОУ Д/С №12 Г.КАЛИНИНГРАД

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

 Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

       Стайки на крыльцо…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну».

Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.

Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

ВИД ПРОЕКТА - экологический

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – природа

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – зимующие птицы

Задачи:

  1. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
  2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  3. Практическое выполнение кормушек.
  4. Сделать анализ и обобщить результат.

Сроки работы: январь (2 недели)

Методы и приемы:

  1. Знакомство  детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
  2. Экскурсии зимний период.
  3. Наблюдение за птицами.
  4. Сбор и обработка информации.
  5. Творческая работа.

Этапы работы:

  1. Теоретический.

Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.

На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.  

  1. Практический.

Цель: Изготовление  и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.

         На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции.

 Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а  также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.

  1. Творческий.

Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.

На этом этапе  детям было предложено изготовить съедобные кормушки для птиц.  А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».

  1. Наблюдения.

Цель:  Вести календарь наблюдений за птицами.

  1. Заключение.

В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:

-  В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

 -  Сытой птице мороз не страшен.

 - Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
 

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Подбор и изучение педагогической литературы; чтение рассказов и стихов о птицах: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.

Прослушивание звукозаписи птичьих голосов.

Подборка иллюстраций и сюжетных картинок по теме

Комплекс утренней гимнастики – «Птицы»,

Привлечь родителей к изготовлению кормушек.

Подбор дидактических и подвижных игр по теме.

Изготовление творческих работ: «Снегирь на ветке», «Съедобные кормушки».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

формирование представлений у детей о птицах, как о живых существах в природе;

Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря)

Умение подражать голосам птиц;

Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло)

Формирование заботливого отношения к птицам;

Умение скатывать бумажные комочки из салфеток и отрывание кусочков пластилина от целого куска.

Умение использовать в игре потешки и песенки по теме.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1 этап – подготовительный

Выявление цели, задачи. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор методической и художественной литературы по теме. Подборка иллюстраций и картинок по теме «Зимующие птицы». Сбор корма для птиц.

2 этап – основной

Образовательные области – виды деятельности.

3 этап – завершающий

Выставка творческих работ, изготовление родителями кормушек для птиц.

Достигнутый результат

Расширен кругозор детей о зимующих птицах, улучшилась предметно-развивающая среда: иллюстрациями, информацией о птицах, дидактическими играми, театральными атрибутами. У детей сформировалось любознательность, творческие способности. Активизировался словарь по теме «Птицы».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

- расширять представления детей зимующих птицах и их характерных особенностях

- воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

- дать представления о птицах.

- закреплять умение составлять группы по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».

- Группировать птиц по размеру (большая, поменьше, маленькая)

- поощрять самостоятельное наблюдение за птицами.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- учить детей отвечать на вопросы по содержанию изображенной картинки.

- Активизировать словарь детей.

- развивать правильное звукопроизношение.

- воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

- обогащать с помощью художественной литературы представления детей об образе жизни птиц

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- закреплять умение в подпрыгиваниях на месте.

- закреплять умение в ходьбе по гимнастической скамейке и в спрыгивании с высоты.

- проявлять интерес к правилам безопасного и здоровьезберегающего поведения.

- Воспитывать выдержку и смелость.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

- продолжать учить детей отрывать кусочки от целого пластилина и скатывать шары круговыми движениями.

- учить детей скатывать комочки из салфеток и приклеивать их.

- совершенствовать музыкально-ритмические навыки.

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская, коммуникативная

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе:

«Мы птички», Беседа о птицах.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательная, продуктивная, коммуникативная

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе:

«Зимующие птицы».

Д.и: «Назови птицу», «Кого не стало?».

Беседа «Птицы прилетели на кормушку».

С.р. игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками»

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы

Рассматривание картин

«Таня и голуби», «Грачи прилетели»

Чтение: А. Барто «Кто как кричит», «Синица», «Птичка».

Потешки «Сорока-белобока»,

Д.и: «Как зовут мою маму», «Птичье домино».

Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит».

Развивающее упражнение «Кто как кричит».

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Подвижные игры: «Птички», «Птички в гнездышках»,

«Найди свое гнездо»,«Воробышки и автомобиль», «Птички и дождик».

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивная, познавательная, музыкальная, игровая

Лепка «Покормим птичек», аппликация «Снегирь на ветке».

Пение детских песен: «Птичка», «Села птичка на ладошку».

Разучивание музыкальных движений.

Прослушивание записи «Голоса птиц»

Работа с родителями

- пополнение театрального уголка масками-ободками «Птицы»;

- подборка информации о птицах;

- изготовление кормушек


 


 

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

«ПТИЦЫ»

Холодно стало, и птицы на юг стаями улетают.

Ну, а ребята в детском саду в птиц перелётных играют.

Дети строятся в колонну по одному.

Вводная часть:

Ходят по водичке птички-невелички.

Ходьба в колонне по одному.

Ходят, лапки поднимают птички-невелички.

Вот так, вот так ходят у водички.

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.

Полетели птички, птички-невелички.

Взвились в небо высоко, полетели птички.

Бег в колонне по одному.

Летели, летели и на землю сели.

Ходьба. Перестроение в круг.

Основная часть: ОРУ

1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – И. П. (4 раза.)

Вдруг мы громкое КАР-КАР услыхали,

И на ветке мы ворону увидали:

Крылья вверх и крылья вниз.

Зарядку делай – не ленись!

2. И. П. – сидя на ковре, ноги скрестить, руки на пояс. Поворот вправо, правую руку отвести назад, коснуться пола – И. П. То же в левую сторону. (2 раза в каждую сторону.)

Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.

И гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.

Гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.

3. И. П. – сидя на ковре, ноги вместе, выпрямленные руки в упоре за спиной. Согнуть ноги, обхватить колени руками «крылышками греем лапки» - И. П. (4 раза.)

Солнце меньше светит, лапки замерзают.

Птички лапки греют, подгибают.

4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседания, руками постучать по полу - И. П. (4 раза.)

И воробушки тут как тут,

Зёрнышки с земли клюют.

5. И. П. – стоя, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.

Заключительная часть:

Мы бегали, прыгали, вместе играли.

На завтрак все дружно теперь зашагали!

Ходьба в колонне друг за другом


 

ХОД ПРОЕКТА

Звучит музыка, дети проходят в группу.

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

Какое же время года сейчас гостит у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют:стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).

Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.

Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.

1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.

Сорока – белобока, кашу варила – деток кормила.

Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, этому в чашечке,

А этому не дала, зачем дров не рубил, зачем воду не носил.

2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок, завертелась как волчок.

Синица расписная, свистит не уставая.

За окном повешу ей я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей, бедной птичке стало!

Игра « Разноцветные синички».

Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.

Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.

Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.

(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат)

Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,

Корм ищите по полям, по садам и по лесам.

(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).

Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.

Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.

(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»). 

Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!

К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!

3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.

Красные грудки, чёрные спинки –

Яркие птички, будто с картинки!

Что-то там ищут, клюют, посмотри.

Видишь? На белом снегу – снегири!

4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.

На дворе морозище, градусов под сорок.

Прячутся воробушки, а весна не скоро.

Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке.

Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.

Прыгал он у крыльца – покормите молодца!

5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.

Особа всем известная, она крикунья местная.

Пусть снег вокруг искрится и зимний вечер злится.

Кричит не уставая, ворона озорная!

Игра «Вороны».

( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).

Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре — Будут каркать во дворе .

( В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами).

 Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.

Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.

Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»).

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»

( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).

Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).

Я старался, что есть сил, птицам домик мастерил!

Прилетайте хоть сейчас, хватит места в нём для вас!

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Распилить я попросил досочку еловую,

Вместе с папой смастерил птичкину столовую!

Воспитатель:— Для этого люди развешивают зимой кормушки и насыпают туда корм. (Рассматривание ранее приготовленных вместе с родителями кормушек).

Совместный рассказ ребёнка и мамы «Кто что любит».

Стихотворение «Столовая для птиц».

Игра: «Какая птичка улетела?»

Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.

Воспитатель:      

Я думаю, что теперь у нас на участке детского сада будет своя птичья столовая. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями в ней. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм и мы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями.

 


 

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим в старшей группе.

Викторина "Кто лучше знает птиц?"

Задачи:

  1. Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
  2. Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
  3. Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный  хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);
  4. Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
  5. Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия:

I этап: Актуализация:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)

II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.

Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.

1.Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.

– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?

Дети: Птицы дикие и домашние.

– Назовите домашних птиц.

Дети: Куры, утки, гуси, индюки.

– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?

Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.

2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”

Дети должны разделить птиц и назвать их.

Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.

3. Упражнение “У кормушки”.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.

4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.

Вопросы:

– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?

Дети: У них на лапах перепонки.

– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?

Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.

Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.

5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).

- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

 - Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

 - У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

 - Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

 -  У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

 - Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…

 -  Все люди любят слушать соловья, потому что…

6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.

Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.

7. Задание “Каждую птицу на свое место”.

Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.

Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц,  живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).

8. Упражнение “Кто, где спрятался?”

        На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:

– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?

Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.

– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?

Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.

9. Упражнение “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.

Литература:

  1.  «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.
  2. «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
  3. «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
  4. «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.
  5. «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...