Музыка, настроение, эмоции
методическая разработка

Цветкова Юлия Владимировна

Музыка в жизни человека. Дидактические игры по теме "Музыка, настроение, эмоции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_nastroenie_emotsii.docx22.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА, НАСТРОЕНИЕ, ЭМОЦИИ

Музыка вокруг. Она является частью нашей жизни. Без нее жизнь была бы скучна и однообразна.

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

О чем же говорит нам музыка?

И в жизни взрослых, и в жизни детей бывают разные переживания. И у каждого человека может быть разное настроение: веселое или грустное, спокойное или восторженное. Улыбнулось тебе солнышко и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность, или сломалась любимая игрушка, и вы стали грустными, печальными.

Музыка, как волшебная фея, может без слов передать настроение, характер, переживания, изобразить картины природы.

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье,-

Любовь иль грусть, веселье иль печаль-

В любом природой данном настроенье

Вдруг начинает музыка звучать.

Музыка всегда была, есть и будет главным украшением любого праздника, она придает ему особое настроение.

Она может поднять настроение, когда грустно; разделить с человеком радость или грусть, сделать его добрее.

Веселая музыка может быть торжественной и шутливой, беззаботной и нежной, задорной и танцевальной. Грустная - нежной и задумчивой, скорбной и трагической.

Каждый человек воспринимает музыку по-своему. Кто-то, слушая музыкальное произведение, видит себя в лесу. Другой же представляет шум прибоя.

Музыка хранит в себе загадки, а человек пытается их разгадать.

Дидактические игры по теме «МУЗЫКА, НАСТРОЕНИЕ, ЭМОЦИИ»

«УКРАСЬ МУЗЫКУ»

Цель: развитие восприятия музыки у детей.

Игровой материал: записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры:

Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

 «НАРИСУЙ ПЕСНЮ»

Цель: развитие восприятия музыки у детей.

Игровой материал: аудиозапись любой песни, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры:

Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

«МОРЕ»

Цель: развитие у детей восприятия динамики в музыке.

Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; аудиозапись пьесы Римского-Корсакова «Море».

Ход игры:

Педагог предлагает послушать детям пьесу и рассказывает, что композитор выразил картины моря, какое оно бывает: спокойное, взволнованное, бушующее. После повторного прослушивания разложить картинки по порядку.

 «ЦВЕТ-НАСТОРЕНИЕ»

Цель: различать контрастный характер музыки выражать его через цвет.

Игровой материал: карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке: синий – спокойное, уверенное; зелёный – гордое, торжественное; красный –энергичное, жизнерадостное; жёлтый – лёгкое, тёплое, ласковое, нежное; фиолетовый – мечтательное, дружелюбное; чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное; белый – надежда, вера.

Ход игры:

Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»

Цель: развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Игровой материал: карточки с изображением улыбающегося солнышка; солнышка, прикрытого тучкой; тучки с дождём; набор по числу детей из трёх карточек.

Ход игры:

Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

 «ПОДБЕРИ МУЗЫКУ»

Цель: учить детей различать характер музыки (лирический. героический, комический).

Игровой материал: три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, будёновка, фишки.

Ход игры:

Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.

 «КАКУЮ ЛИНИЮ ВЫБРАТЬ?»

Цель: развитие восприятия музыки у детей.

Игровой материал: фломастеры, бумага.

Ход игры:

Под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую. Линии любого цвета, который, по мнению ребёнка, подходит к настроению фрагмента.

«ЗАМОРОЖЕННЫЙ ТАНЕЦ»

Цель: развитие восприятия музыки у детей, умения передавать ее в движении; быстроты реакции, моторики и социальных навыков.

Игровой материал: аудиозапись музыки разного характера.

Ход игры:

Дети должны танцевать пока играет музыка. Когда музыка останавливается, им нужно замереть – «заморозиться» в танцевальной позе.

 «ВЕСЕЛО - ГРУСТНО»

Цель: развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.

Игровой материал: карточка из плотного картона разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным; три фишки с цифрами 1, 2, 3; аудиозапись «Три настроения» Левкодимова.

Ход игры:

Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку.

«МУЗЫКА И ЭМОЦИИ»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, восприятия музыки у детей.

Игровой материал: музыка разного характера.

Ход игры:

Предложите ребёнку послушать историю и сказать, какую эмоцию может испытывать человек в такой ситуации. Например: «Девочка играла с куклой, пришёл маленький брат и отнял куклу – что чувствует девочка?» (ответ – обида/злость), «Мама подарила мальчику новую машинку, о которой он мечтал – что чувствует мальчик? (ответ – радость/счастье/восторг). Вспомните вместе с ребёнком, какие чувства он испытывал в последнее время. Слушание музыкальных отрывков, определение, к какому настроению, он подходит, какую эмоцию выражает, и как это отражается в музыке. Выбор соответствующего смайлика и размещение его на магнитной доске.

«НАШИ ПЕСНИ»

Цель: развитие восприятия музыки у детей.

Игровой материал: картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, аудиозаписи песен, фишки.

Ход игры:

Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на картинку. Выигрывает, у кого больше фишек.

 «ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»

Цель: развитие восприятия музыки у детей, быстроты реакции, моторики и социальных навыков.

Игровой материал: аудиозапись музыки разного характера; колонка для воспроизведения музыки; доска; мяч.

Ход игры:

Предложите ребятам сесть в круг и передавать мяч, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, ребенок, держащий мяч, выходит из игры.

«ВЫРАЖАЕМ ЭМОЦИИ В ТАНЦЕ»

Цель: развитие восприятия музыки у детей, двигательной активности.

Игровой материал: музыка разного характера.

Ход игры:

Попросите ребёнка придумать танцы для разных чувств и вместе подобрать подходящую музыку. Как бы он «станцевал» грусть? А как «танец злости»? А «танец счастья»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чувства, настроение, эмоции"

Развитие эмоциональной сферы детей.  Цель – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций...

«Чувства, настроение, эмоции»

Цель – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций...

« Музыка настроения» (конспект совместно-образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и детей подготовительной группы)

Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и детей  подготовительной группы "Музыка настроения"...

ПРОЕКТ - "Сказка настроений - эмоции лета" (часть первая "Подарок для Волчонка") Светлана Борисовна Бондаренко

Основная цель - расширить у детей разного возраста круг осознаваемых эмоций; научить понимать чувства свои и других людей, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные ср...

ПРОЕКТ – «Сказка настроений – эмоции лета» (часть вторая - «Природа умеет чувствовать»).

Детям предлагается интегрированное занятие на тему летнего времени года, что позволит им почувствовать то,что может чувствовать  природа, когда светит солнце, дует ветер, время грозы, как происхо...

Конспект занятия «Настроение, эмоции»

1.     Провести работу по обучению  детей различать настроение радость, грусть, испуг.2.     Обучение детей приемам саморасслабления, снятие псих...

Консультация " Музыка и эмоции. Словарь эстетических терминов в музыке"

Консультация " Музыка и эмоции. Словарь эстетических терминов в музыке"...