ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОССИИ, РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ПРОВОДЫ ЗИМЫ – МАСЛЕНИЦА»
проект
Целью проекта является привитие детям интереса к поддержанию обычаев, традиций, народных гуляний и творчества на Руси.
В достижении этой цели поставлены следующие задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания воспитанников о духовном наследии русского народа, которое отражено в жанрах устного народного творчества.
Развивающая: продолжать развивать художественный вкус и культуру воспитанников на примерах духовных традиций русского народа.
Воспитывающая: воспитывать уважение к истокам культуры русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_provody_zimy.docx | 55.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. НАДЫМА»)
Утверждаю:
заведующий МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» ____________Т.Н.Вандзиляк
Приказ № __ от _____2021г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»
г. Надыма»
Протокол №___от ___2021г.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОССИИ,
РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ПРОВОДЫ ЗИМЫ – МАСЛЕНИЦА»
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: краткосрочный
Разработчик: Н.Л. Яхина,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад
«Аленький цветочек» г.Надыма»
г. Надым, 2021 г.
«Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,
Да многоводностью, да не наглядностью
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!»
Руководитель проекта:
Яхина Наталья Леонидовна-
музыкальный руководитель
Творческая группа педагогов:
1. Яхина Натаья Леонидовна - музыкальный руководитель
2. Мищенко Ольга Ивановна –инструктор по ФИЗО
3. Подковырина Арина Александровна - педагог -организатор
4. Воспитатели старших, подготовительных групп
План выполнения проекта
1. Обоснование проблемы, практическая значимость проекта
2. Цель и задачи
3. Исторические данные праздника
4. Тип, форма
5. Методы и принципы проекта
6. Содержание и механизм реализации проекта
7. Предполагаемый продукт проекта
8. Оборудование, атрибуты
9. Ход праздника
10.Вывод
11.Используемая литература
I. Обоснование проблемы,
практическая значимость проекта.
Система образования России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.
Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Ф.Шиллер впервые употребил термин «эстетическое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и формирование с его помощью целостного человека. Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.
Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивали художественный вкус людей, обеспечивали связь нравственного с прекрасным. Идеалом красоты являлось служение Родине. Мера духовного, единое вселенское чувство добра и красоты, народное мировоззрение пронизывали все бытие предков, которое было устроено по принципу «не навреди себе, природе, миру». Система нравственно-эстетического воспитания на Руси была глубоко продумана и испытана средой. Усвоение знаний реализовывалось через традиции, праздники, фольклор, ремесло.
Фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора. Поэтому мной составлена модифицированная программа музыкального воспитания детей младшего школьного возраста на основе русского народного фольклора «Детский музыкальный фольклор».
Детский фольклор– это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в хджественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.
художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями. Эти возрастные психические особенности, взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребёнка от рождения до отрочества.
Поэтому так богата, своеобразна и разнообразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Данная программа предоставляет детям возможность почувствовать целостность культуры народа, в которой невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Таким образом, решая задачи эстетического воспитания и образования, осуществляя комплексный подход становления личности ребенка я решила с детьми подготовить и провести открытое мероприятие «Проводы зимы – Масленица» в связи с чем и разработан данный проект.
II. Цель и задачи проекта.
Целью проекта является привитие детям интереса к поддержанию обычаев, традиций, народных гуляний и творчества на Руси.
В достижении этой цели поставлены следующие задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания воспитанников о духовном наследии русского народа, которое отражено в жанрах устного народного творчества.
Развивающая: продолжать развивать художественный вкус и культуру воспитанников на примерах духовных традиций русского народа.
Воспитывающая: воспитывать уважение к истокам культуры русского народа.
III. Исторические данные
Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Поэтому в основе Масленицы лежит идея встречи-проводов, которая прослеживается во всех обрядах, будь то кукольные комедии или приготовление кулинарных блюд.
Название праздника-«Масленица» не случайно, т.к. она ещё известна с языческих времён. Семь праздных дней Масленицы имели своё значение и название. До наших дней дошло много пословиц, поговорок, народных песен, игр связанных с этим праздником. В деревнях собрался народ, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки.
Чучело
Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку соломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы "хороня Масленицу".
Снежные городки
Было принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на "пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению. Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив "конницы", не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами. Однако, "конница" берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой.
Петровский Маскарад
А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.
В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.
Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и "Князь-кесарь" Ромодановский - он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада - 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока!
На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.
Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд.
Катальные горы
В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.
Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи изо льда и снега.
Вспоминая свое детство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: "В субботу, после блинов, едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом. Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие "Дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Степенный плотник Иван помогает Пашке - конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано - "С обоих концов - по разу". Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая…
По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, - "Дилижаны", - на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие "Дилижаны" с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, "на корыте".
Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…"
Медвежья потеха
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.
Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей. С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.
В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян, но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара. Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно - шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".
Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу, и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки. Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.
Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой". Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".
Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг, оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.
Петрушечные комедии
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день. Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.
Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.
Кулачные бои
Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться".
Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой «один на один». Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".
Балаганы
Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение.
Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.
Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка".
Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.
4.Тип и форма проекта
Тип: праздник «Проводы зимы – Масленица»
Форма: театрализованное представление.
Контингент участников: воспитанники 5-7лет
5. Методы и принципы проекта.
Методы:
- словесный метод - объяснение, разъяснение, убеждение;
- игровой метод - выполнение практической работы;
- метод показа – демонстрирование наглядных пособий;
- метод одобрения, метод поощрения -методы стимулирования поведения и деятельности.
Принципы обучения, реализуемые на занятии;
- принцип доступности: выбор заданий посильных для воспитанников;
- принцип ориентации воспитанников на общечеловеческие ценности;
- дифференцированный подход;
- принцип эмоционального комфорта.
6. Содержание и механизм реализации проекта.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно.
Этапы проекта | Действия | Ответственные |
I-Этап органнизационный (январь) Задачи: 1. Создание творческой группы. 2. Эмоциональный настрой и положительная мотивация на предстоящее мероприятие. | 1.Изучение литературы о масленичных традициях и обрядах. 2.Ознакомление с проведением праздника Масленицы на Руси. 3.Знакомство с русской кухней, русскими народными костюмами. 4.Подбор песенного репертуара, частушек, игр, хороводов, пословиц, загадок, стихов. 5.Подбор материала для сценических костюмов 6.Составление сценария праздника. | Творческая группа педагогов и воспитанников |
2-Этап - Практический Февраль 10 февраля Февраль-март Февраль-март Март Март | 1.Разучивание с детьми песен, хороводов, стихов, частушек, игр. 2.Распределение ролей по сценарию. 3.Индивидуальная работа (репетиции) с ведущими и действующими лицами. 4.Подготовка костюмов в русском народном стиле для исполнителей ролей (Масленица, заяц, медведь, скоморохи, маски для участников праздника). 5.Подготовка материала для чучела зимы (солома, тряпки). 6.Изготовление для коробейников коробов (через плечо перекинуты шнуры (ленты), на которых крепятся коробки с товарами – игрушками, конфетами, лентами, музыкальными инструментами). 7. Выпечка блинов. 8. Подбор музыкального оформления для всего праздника. 9.Написание афиши и плакатов с пословицами. 10.Подготовка атрибутов для игр. 11.Проведение праздника Масленица. | -музыкальный руководитель, Творческая группа педагогов Творческая группа педагогов Творческая группа педагогов Музыкальный руководитель Творческая группа педагогов Творческая группа педагогов |
Март Продукт проекта | Проведение праздника «Проводы зимы - Масленица». Презентация проекта, создание альбома о проведении праздника. | Творческая группа воспитанников и педагогов Отзывы воспитанников и родителей по проведению праздника. |
7. Предполагаемый продукт проекта
Дети должны знать и уметь:
- водить песни-хороводы;
- знать историю русского народного праздника Масленица;
- сплочение детского коллектива на основе толерантности;
- сформируются навыки позитивного общения друг с другом;
- сформируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношения к русской культуре.
Создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств.
8. Оборудование и атрибуты
Шнур длиной 4-5м, носовые платки 10 штук, прищепки, 2 пилы, бревно, 2 метлы, детали конструктора, кегли, 2 мяча, 2 гири, бревно, аккордеон, муз.центр, СД, 2 мешка набитые сеном, 4-5 шаров, 20 городков, 2 веника из газет, 2-3 моталки, З рыбки из картона, канат, чучело из тряпок или соломы, колокольчики, кукла масленицы, праздничные газеты, шары, ленты, спортивный инвентарь, костюмы для актёров, народная музыка (инструменты), стол с угощением (блины, самовар…).
9. Ход праздника
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
Ведущая:
- Уж, каких только нет масленичных обрядов! И чучело Зимы сжигают, и блины пекут, и в игры играют! А все оттого, что в старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки.
( Под русскую народную музыку вбегают скоморохи с бубнами в руках. Они пробегают вдоль детей, стоящих в кругу).
1 - й скоморох.
Люди добрые, собирайтесь, торопитесь,
На скоморошьи игры подивитесь!
Скоморохи – люди не простые, люди удалые,
Все играют, все поют, всех к веселью вас зовут!
2 - й скоморох.
- Слушайте и не говорите потом, что не слышали! Ведь мы объявляем праздник – не простой, а такой, в котором зима лютая встретится с весной красной.
1 - й скоморох.
- Короче говоря, праздник такой, во время которого все едят, все пьют, друзей в гости ждут. Вы знаете, как такой праздник называется?
Хором вместе с детьми произносят: «Масленица!»
2 - й скоморох.
Как на масленой недели
Пироги на стол летели,
А из печки-блины,
Люди ждут приход весны.
1 - й скоморох.
Люди в праздник – всем на диво,
Все нарядны, все красивы.
Девочки – так в полушалках,
Мальчики – так в кушаках.
Одного лишь только жалко, что неделя коротка!
2 - й скоморох.
- Рады мы вам, гости дорогие, спасибо, что пришли праздник Масленицы встретить. Себя показать да других посмотреть. А какая Масленица без забав веселых да развлечений? Вот и мы сейчас для вас все устроим – высший класс!
1 - й скоморох.
- Первое развлечение – всем на удивление! Кто знает, почему на Масленицу было принято обязательно печь блин?
(Ответы детей: блин по своей форме круглый, он похож на солнце. Считалось, что люди, выпекая блины таким образом, помогают солнцу горячее припекать, чтобы поскорее пришла весна.)
- На Масленицу не только блины принято было печь. А еще вокруг села на санях три раза объезжать – тоже круг рисовать, солнышку помогать.
2 - й скоморох.
- Вот и мы сейчас устроим соревнование на санное катание. Кто готов принять участие в гонках на санях?
(Выбираются участники гонок, каждый из них получает инвентарь – сани и две лыжные палки)
- Вам надо проехать свой маршрут, сидя на санях, но отталкиваясь от снега лыжными палками. А остальные ребята будут подбадривать своих друзей хлопками в ладоши.
Участники гонок показываются линии старта и финиша. Проводятся гонки на санках, где ездоки отталкиваются лыжными палками. По сигналу все участники преодолевают нужный маршрут. Победитель получает какой-нибудь приз-сувенир.
1 - й скоморох.
- Вот молодцы, вот удальцы! Объявляю вторую забаву – всем на веселье, а нам на славу.
2 - й скоморох.
- Ой, ребята не устали, ну тогда продолжим с вами. Дальше будем с вами говорить скороговорки. Кто три раза фразу вслух произнесет, тот очко своей команде непременно принесет.
Карточка 1: Идут бобры – добры, храбрые – в сыры боры.
Карточка 2: Погода размокропогодилось.
1 - й скоморох.
- Поведемте хоровод, запасемся весельем на целый год!
2 - й скоморох.
- А мы с вами веселую небывальщину расскажем, небывальщину да неслыхальщину споем!
Участники праздника – дети – берутся за руки и идут в хороводе. Скоморохи рассказывают небылицы, помогая себе звуками бубну трещотки.
1 - й скоморох.
Вы послушайте, ребята, непоседы, пострелята,
Расскажу вам нескладуху, чтоб потешить ваше ухо.
Свинка добрая, свинья на дубу гнездо свила.
С нею сорок поросят, по сучочкам все висят.
Повисели – повисели, а потом и полетели.
2 - й скоморох.
Мишка, бурый наш медведь, принялся он песни петь.
Пел он песни, танцевал, в сине море он упал.
Сине море расплескалось, в нем вся рыба испугалась.
Как на берег большой кит прибежал,
И в тарелку щей к Ванюшке он упал.
В круг входит ведущая.
Ведущая.
Дорогие скоморохи, ваши шутки все неплохи,
Вы ребят развеселили, только об одном забыли.
1-й и 2 – й скоморохи (вместе). О чем это мы забыли?
Ведущая.
- О то, что праздник встречаем, - о самой сударыне Масленице, красной девице. Давайте, дети, позовем в гости к нам Масленицу.
1-й и 2 – й скоморохи (вместе). А как это сделать?
Ведущая.
- А вот как. Сейчас я буду масленицу звать, буду ее хвалить, а вы не зевайте, за мной слова повторяйте.
( Произносит слова призыва Масленицы, скоморохи вместе с детьми по строчке повторяют слова ведущей.)
Дорогая наша гостья Масленица.
Масленица – красная девица.
У нее косы до пояса, у нее щеки румяные,
У нее шуба новая, цветным поясом подпоясана.
Масленица, выйди, покажись,
Всем детям на свет объявись!
Появляется Масленица со свитой – Зайцем и Медведем, которые могут быть «запряжены», изображая конную пару: бегут вприпрыжку и несут в руках дугу, украшенную цветами. Масленица и звери по кругу обходят детей-зрителей. Ведущая и скоморохи кланяются им.
1 - й скоморох.
Наша Масленица годовая,
Она гостюшка дорогая.
2 - й скоморох.
Она пешею к нам не ходит,
Все на кониках разъезжает.
Ведущая.
А еще она любит, чтобы коники у нее были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Масленица.
- Добрый день, дорогие дети, прибыла я к вам на санях расписных, со своими зверями-помощниками, вашими любимыми сказочными героями. Узнали вы их? Как их зовут?
(Ответы детей: Заяц, Медведь.)
- Верно! Но пришли они со мной не просто так, а для того чтобы прочитать мой масленичный указ.
Заяц.
Прочитаем вам указ,
Чтобы знали на сей раз.
Медведь.
Надо песни петь да танцевать, снежный город штурмовать!
Ведущая.
- Вот молодцы, напомнили нам о важном деле. Действительно, ведь нам еще надо выполнить важное масленичное задание – взять штурмом снежный городок.
(Показывает созданную насыпь из снега, которая изображает снежный городок.)
- Вот он, наш городок, из снега насыпан, льдом украшен.
1 - й скоморох.
- Сейчас будет дан приказ снежный город штурмовать.
2 - й скоморох.
- Ребятня, торопись, городок окружай.
Дети окружают снежный городок. Ведущая дает задание – по сигналу надо постараться «начать штурм» городка: как можно скорее влезть на его вершину и поднять руку. Тогда считается, что снежный городок штурмом взят, и игра заканчивается.
Масленица.
- А кто из вас, дети, знает поговорки и пословицы про меня, про щедрую Масленицу?
Дети вспоминают и говорят пословицы и поговорки про Масленицу.
- Без пирогов - не именины, а без блинов - не Масленица.
- Блин – не клин, живота не расколет.
- Пусть первый блин и комом, зато все остальные хороши.
- Где блины, там и мы, где оладьи, там и ладно, где с маслом каша, там и место наше.
Заяц.
Цынцы – брынцы, пеките блинцы,
Мажьте масленее, будет повкуснее.
Медведь.
Мы стояли у печи, выпекали калачи,
Чтобы зиму проводить, Масленицу веселить.
1 - й скоморох.
- Продолжается веселье.
2 - й скоморох.
- Масленицы продолженье.
Ведущая.
- Сейчас мы и празднуем встречу зимы с весной, поэтому давайте, исполним песню про наступление весны. Походим в хороводе, покажем все действия, о которых в песни поется.
Исполняется русская народная песня « Я на камушке сижу». Скоморохи, ведущая и Масленица со свитой показывают соответствующие тексту движения в каждом куплете детям.
Текст.
1.Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.
(Дети слегка приседают на месте.)
2. Я топор в руках держу,
Уж я колышки тешу,
Ай, ли, ай, люли,
Уж я колышки тешу.
( Далее дети идут хороводным шагом по кругу, выполняя скользящие движения ладонями друг о друга.)
3. Уж я колышки тешу,
Изгородь горожу,
Ай, ли, ай, люли,
Я капусту сажу.
(Делают движения кулачками вверх и вниз – «городят изгородь».)
4. Изгородь горожу,
Я капусту сажу,
Ай, ли, ай, люли,
Я капусту сажу.
(Двигаясь по кругу, слегка наклоняются, опуская руки,- «сажают капусту».)
5. У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород,
Ай, ли, ай, люли,
Прошу к нам в огород.
(Идут по кругу, разводя руки в стороны, - приглашая гостей.)
6. Прошу к нам в огород,
На веселый хоровод.
Ай, ли, ай, люли,
На веселый хоровод.
(Идут по кругу приплясывая.)
Ай, ли, ай, люли,
Я капусту сажу.
(Двигаясь по кругу, слегка наклоняются, опуская руки,- «сажают капусту».)
5. У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород,
Ай, ли, ай, люли,
Прошу к нам в огород.
(Идут по кругу, разводя руки в стороны, - приглашая гостей.)
6. Прошу к нам в огород,
На веселый хоровод.
Ай, ли, ай, люли,
На веселый хоровод.
(Идут по кругу приплясывая.)
- Прошу вас разойтись по площадке и слушать мои команды. Когда я скажу слова «Снежинки, прилетайте, по полю полетайте!», вы должны плавно покружиться на нашем участке, словно настоящие снежинки во время снегопада. При этом можно даже исполнить куплет одной песни
(Показывает напев на мотив песни «В лесу родилась елочка».)
Мы белые снежиночки,
Примчались к вам сюда,
Летим мы, как пушиночки,
В большие города.
- А вот когда я скажу: «Снежинки, поспешите, от ветра улетите!», то ваша задача – разбежаться в стороны и присесть, чтобы ветер не сдул вас в сторону.
Несколько раз проводится игра «Снежинки и ветер».
Масленица.
- А сейчас я загадаю детям свои загадки. Загадки это не простые, а с подвохами. Смотрите, не ошибитесь.
(Загадывает загадки с подвохами. Скоморохи и ведущая помогают детям не ошибиться в произнесении ответа.)
- Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … (белка).
- В малине понимает толк хозяин леса, бурый … (медведь).
- Кто стучит, как в барабан? На сосне сидит … (дятел).
- Хвост веером, на голове корона, прекрасней нету птицы, чем…(павлин).
1 - й скоморох.
- Ой, подружки-хохотушки, развеселые болтушки!
2 - й скоморох.
- Эй, ребята, молодцы, озорные удальцы!
Ведущая.
Все на масленой неделе веселились, песни пели,
В веселые игры играли, друг друга блинами угощали.
1 - й скоморох.
Масленица пришла, в дом весну привела.
Птички-невелички, высоко летите, зиму проводите.
2 - й скоморох.
Зиму провожайте, а весну встречайте.
Мы Масленицу дожидались, к себе в гости зазывали.
Заяц.
На горе ее встречали, снегом гору посыпали.
Медведь.
Будет горушка ледяная, придет Масленица дорогая.
Масленица.
Ай, да блины!
Три дня как испечены!
А посейчас кипят!
Вкусные блиночки
Кушайте, сыночки
И любимые дочки.
- Угощайтесь, отведайте блиночков! Спасибо вам, дети, за хороший праздник, за веселые игры. Вижу, хорошо вы меня встретили, значит дружной весна будет, а лето - щедрым. Прощайте до следующего года! (Масленица и ее свита – звери – машут всем руками и уходят).
1 - й скоморох.
Широкоротая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
2 - й скоморох.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины
Ой, блиночки мои.
Под песню “Блины” Масленица со своей свитой угощают детей и взрослых блинами.
Ведущая.
- Вот нам и пришла пора прощаться. Прощай, Масленица!
Под музыку выносят чучело Масленицы и сжигают его.
Гори, чучело зимы!
Нам не надо кутерьмы!
Мы хотим весны, мы хотим красны!
Прощай, зима, здравствуй, весна.
Все рассаживаются за столы, угощаются блинами, пьют чай.
Каждый день на масленичной неделе имеет своё название:
Понедельник – встреча.
К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу- Масленицу да наряжали её.
Вторник - заигрыши.
С утра девицы и молодцы приглашали покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда – лакомка.
В среду тёщи приглашали своих зятьёв к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Четверг - широкий четверток, разгул, перелом.
Катались по улицам, выполняли всякие обряды, творили кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво и петь песни.
Пятница - тёщины вечёрки.
В этот день зятья угощали блинами своих тёщ, иногда- и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тёщу.
Суббота - золовкины посиделки.
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
Воскресенье - проводы Масленицы, прощанья, целовник.
9. Вывод
На празднике была доброжелательная обстановка, создающая ситуацию успешности. Наша творческая группа проявляла интерес, взаимопомощь и активность. Праздник всем очень понравился, было весело. Ребята активно играли в народные игры, водили хоровод, катались на - перегонки на санках. Интересно прошла игра «Взятие снежной крепости», участвовали и дети, и наши педагоги. В конце праздника любовались как горит чучело Масленицы, весело пели песню про блины. Ну и конечно же самым приятным моментом было чаепитие с блинами.
10. Вывод
Данное мероприятие является обобщающим и входит в модифицированную программу «Детский музыкальный фольклор», которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, и формирование глубоких гражданственных чувств – любви к родине, культуре, традициям, истории.
Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению воспитанников в воспитательно-развивающий процесс занятий. Большое внимание уделено методическим приемам проведения музыкальных занятий, театрализованных представлений, занятий по физическому воспитанию, развитию речевых навыков. В структуру мероприятия входят три части: подготовительная, основная и заключительная.
В период подготовки к мероприятию и во время его проведения присутствовала доброжелательная обстановка, создающая ситуацию успешности. Воспитанники проявляли интерес, взаимопомощь и активно работали, справились со всеми заданиями.
11. Используемая литература
1. Детский фольклор. Частушки. / ред. В.М. Гацак, вст. статья, составление, комментарии Т.М. Ананичевой, Е.Г. Борониной, А.Н. Мартыновой, М.Ю. Новицкой, Е.А. Самоделовой.
2. Серия "Фольклорные сокровища Московской земли". Т. 4. - М.: "Наследие", 2001. - 496 с.
3. Боронина Е. Субботинские проходочки // Вестник Российского фольклорного союза. 2002. № 1. С. 8-13; № 2. С. 43-47.
4. Боронина Е.Г. Подмосковная Троица. Участие детей в праздничном действе // Игры и праздники Московии. Вып. 2. Научное и программно-методическое издание / сост. Е.В.
5. Борисов, С.В. Григорьев. Под. Ред. Е.В. Борисова. –М.: ЛО «Московия», 2002. С. 81-87.
6. Боронина Е.Г. Традиционый детский фольклор Подмосковья // Гуслицы. Историко-краеведческий альманах. М., «Транзит», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"
Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"...
Конспект игры-занятия по развитию речи "Матрёшкин сундучок"с использованием русского народного творчества
Цель игры-занятия: активизировать речь детей средствами устного народного творчества...
Сценарий праздника к женскому дню, интегрированный с русским народным праздником проводов зимы – Масленицей для детей младшего возраста
Сценарий праздника к женскому дню, интегрированный с русским народным праздником проводов зимы – Масленицей для детей младшего возрастаЦель: Формировать интерес детей младшего возраста к русским...
Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества
Доклад на тему "Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества"...
презентация «Развитие речи детей раннего возраста через русское народное творчество».
laquo;Развитие речи детей младшегодошкольного возраста с использованием форм малого фольклора». Слайд №1В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества &nda...
Мастер-класс для педагогов детского сада на тему: "Развитие и воспитание детей по средствам русского народного творчества - фольклор"
мастер-класс фольклор...
Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»
Обобщения опыта работы по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...