«Музыкальное воспитание дошкольников»
консультация

Швыдкова Надежда Владимировна

Семинар-практикум  для воспитателей и специалистов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_dou.docx36.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Семинар-практикум по теме:

                 «Музыкальное воспитание дошкольников»

  для воспитателей и специалистов детского сада.

Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия специалистов и воспитателейМКДОУ  врешении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задачмузыкального воспитания, в том числе, и в самостоятельной музыкальной
    деятельности, и в режимных моментах дня;
  2. Уточнить и расширить знания о роли музыкального восприятия в
    интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.

Оборудование: аудиозапись произведения М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (фортепьянное исполнение - Святослав Рихтер и оркестровое исполнение симфонический оркестр под управлением Светланова); диск «Танцевальная ритмика» № 3, Т. Суворовой, трек № 2; дидактическое пособие (цветные карточки) на ассоциативное восприятие музыки.

Лекция № 1.

Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки...Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого

раннего возраста подходящим способом.

/Дьюлане Михайи./

I.Теоретическая часть.

В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир.

Музыкальное восприятие представляет собой сложный, многосоставной процесс. По словам Ю. Н. Рагса, «это работа представления, памяти, мышления, это активное включение предыдущего опыта (не только музыкального), это различные логические действия, эмоциональная реакция, понимание, оценивание». Композиторы осознанно или неосознанно используют особенности музыкального восприятия и тем самым активизируют все названные психические функциинаходили отклика даже в среде просвещенной публики - ныне это одно из самых популярных произведений классического репертуара.

Наиболее логичным представляется мнение об адекватности восприятия В. Медушевского: «Адекватное восприятие - это идеал, эталон восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей предыдущей культуры». То есть говорить об адекватности музыкального восприятия можно только в том случае, если слушатель является человеком музыкально образованным, знакомым с основными достижениями музыкальной культуры. (Медушевский В., 1980. С. 143.) «Чтобы реальное восприятие могло быть названо адекватным, слушатель должен на основе владения музыкальным языком, жанрово-стилистическими представлениями, системой художественных ценностей при помощи своего художественного мышления понять произведение и найти в нем глубокий личный смысл.» (Там же. С. 155.)

Значительная роль в воспитании слушательского восприятия принадлежит Л. Бетховену. Когда он выступал, то требовал, чтобы к искусству относились серьезно, не взирая на титулы. Бетховен мог поставить на место любого, кто позволял себе какие-либо вольности во время звучания музыки.

Только в XIX - XX веках восприятие слушателя начинает приобретать главенствующее значение, моделирующее композиторскую и исполнительскую деятельность. Оно становится сложным, самостоятельным мыслительным процессом, так как одна их исторических функций музыкального восприятия заключается в выработке и установке художественных критериев.

II. Практическая часть.

Муз. руководитель: предлагаю послушать пьесу композитора М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Определить характер музыки и средства музыкальной выразительности и, может быть, изобразительности, а также форму произведения. Сравнить пьесу с произведением другого композитора П. И. Чайковского «Баба-яга»

Краткая историческая справка о композиторе.

Мусоргский Модест Петрович (21 III 1839 в Псковской губернии - 28 III 1881, Петербург) - русский композитор, пианист. В раннем детстве обучался дома игре на фортепьяно, после переезда в Петербург продолжал занятия с пианистом А. Герке, поощрявшим его первые шаги сочинения музыки. В дальнейшем изучал музыку под руководством М. Балакирева. В 1952 поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой (1856) 2 года служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Мусоргский стал участником творческогосодружества «Могучая кучка». Характерные черты его композиторского стиля -самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность. Вершина творчества Мусоргского - его оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Сочинял пьесы для фортепьяно, в том числе сюита «Картинки с выставки» (1874), 67 романсов и песен.

Муз. рук: как изображается Баба-яга у М. Мусоргского?

Слушатели: она злющая, свирепая.

Муз. рук: да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, беснующейся, лютой ведьмы.

Муз. рук:   с помощью каких выразительных средств композитор достигает подобного впечатления?

Слушатели: за счет динамики (музыка громкая), в ней слышны резкие, внезапные, жесткие акценты и даже паузы звучат как-то устрашающе.

Муз. рук: а что можно сказать о темпе, какую роль он играет в создании музыкального образа?

Слушатели: музыка все время ускоряется, мчится - грозная, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс, даже с оттенком злобного торжества.

Муз. рук:   что вы можете сказать о форме музыкального произведения, его строении?

Слушатели: в пьесе Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки.

Муз. рук: уточните роль регистра?

Слушатели: в средней части мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга задумала что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится...

Муз. рук: Если сравнить пьесу «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и пьесу М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», в какой из них Баба-яга вам показалась наиболее злой?

Слушатели: В пьесе Чайковского можно найти и черты юмора, комизма, а у Мусоргского Баба-яга очень страшная.

Муз. рук: Да, я согласна с этим утверждением. А что общего в характере этих пьес?

Слушатели: В обоих произведениях явственно слышен элемент суетности, поспешности, какой-то возни.

Муз. рук. Предлагает одному из слушателей подойти                         к столу, на котором разложены цветные карточки и выбрать ту, цветовая гамма которой, по его мнению, соответствует (ассоциативно) характеру прослушанного произведения.

Лекция № 2.

Пение как средство коррекции и развития музыкальных способностей.

Самое первозданное средство художественного выражения человека ичеловеческого сообщества - это музыка, песня.

/ТиборШараи./

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке. Обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а затем и творческое воображение в музыке.

Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку. Активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Чтобы сориентировать детей в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Импровизация имен, звукоподражаний, импровизация музыкальных вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, попевок контрастного характера, завершение мелодии - это и есть проявление творческих способностей на занятиях музыкой.

Упражнения для практической части.

Муз. рук: «Где ты?»

Слушатель: «Я здесь!»

Муз. рук: «Как тебя зовут?»

Слушатель: «Таня» («Танечка»)

Муз. рук:   «Ладушки ладушки!

Где были?»

Слушатель:   «У бабушки».

Муз. рук:   «Гуси, гуси, где ваш дом?»

Слушатель: «Возле речки, под кустом».

Муз. рук: «Что ты хочешь, кошечка?»

Слушатель: «Молочка немножечко».

Муз. рук: «Зайка, зайка, где бывал?»

Слушатель: «На лужайке танцевал».

Муз. рук: «Зайка, зайка, где ты был?»

Слушатель: «Я в лесу дрова рубил».

Муз. рук: «Танечка идет, весело поет» -мажорный лад.

«Танечка упала, всем нам грустно стало» - минорный лад.

Муз. рук. предлагает слушателю повторить задание, но изменить мелодию.

Муз. рук: «Лето, лето к нам пришло - это очень хорошо!» -динамичная, подвижная попевка.

«Справа - лето, слева - лето! – широкая, напевная,

До чего приятно это!» – протяжная.

Музыкальный руководитель исполняет свой вариант
и предлагает слушателю исполнить новый.

Муз. рук: «Баю-баю-баю, куколку качаю,

Кукла засыпает, глазки закрывает. Баю-бай, баю-бай, баю-бай».

Музыкальный руководитель исполняет колыбельную повторно, видоизменяя мелодию. Слушатели импровизируют мелодию на слоги: «Баю-, бай», хором, исполняя каждый свою мелодию.

Муз. рук:   Пение - искусство дыхания, поэтому качественное звукоизвлечение невозможно без крепкого певческого дыхания.

Упражнения на дыхание «Понюхай цветок»

Детям предлагается схема, где нарисован цветок и буквы «У» с точками наверху.

Показать иллюстрацию из сборника «Пение и логопедия»,

автор Т. Овчинникова, с.27

Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем, то же с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой.

Представь, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого собери все пальцы вместе и втяни воздух носом, а затем:

  • понюхал, а затем медленно и долго подуй на свои ладошки;
  • понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;
  • понюхал, подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца
    весь воздух.

То же самое можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок, окарин и прочее. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога, по его дирижерскому жесту.

Упражнения на пропевание длинных и коротких звуков.

Детям рассказывают о том, что звуки бывают длинные и короткие. Долго и протяжно спеть один звук часто очень сложно маленьким детям. Поэтому опять же, используя прием зрительного контроля, можно предложить детям «рисовать» звук. Карандаш будет двигаться по бумаге так долго, сколько будет звучать нота. Полезно, осваивая пение длинных звуков, петь с использованием другой схемы, где звук дети тянут так долго, сколько по схеме ведет педагог.

Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Детям объясняют, что на письме над нотами ставят точки и тогда певцы знают, что петь надо отрывисто ($tассаto). Жестом тоже можно показать такую точку - «капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук.

Жест, который мы показывали, когда нюхали цветок, называется у музыкантов (ауфтакт), а короткая «капелька» над нотой –staccato.

Лекция № 3.

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные ритмические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство для ее более глубокого восприятия и понимания.

Дети учатся оценивать свои собственные движения, придумывать «свой» игровой образ, персонаж т «свою» пляску, комбинировать различные элементы физкультурных упражнений. Импровизация движений в хороводах и музыкальных играх развивает творческое воображение и фантазию детей.

1.) Подготовительные упражнения без музыки.

Подготовительные упражнения не служат задачам передачи детьми музыкально-двигательного образа. Они разучиваются и исполняются без музыки, под счет или в индивидуальном ритме и должны воспитывать у детей навыки, которые помогут им избежать возможных ошибок при выполнении движений в музыкально-двигательных заданиях.

Подготовительные упражнения: а) учат детей принимать правильные исходные положения; 2) способствуют осознанию работы двигательного аппарата; 3)укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов; 4) воспитывают навыки построения и перестроения детского коллектива.

Проделав вспомогательное упражнение, приобретя навык, дети тут же применяют его в музыкально-двигательном задании; надо стремиться к тому, чтобы через некоторое время дети научились сознательно, без напоминания, самостоятельно пользоваться подготовительными упражнениями, готовясь к началу музыки и движения (например, проверяли свое исходное положение, правильность интервалов, строй.)

Практическая часть:

  1. Основное положение, стоя (основная стойка, с. 24);
  2. 3-4. Положения рук, с.25;
  3. 5. Исходные положения ног, с. 26;
  4. 6. Расслабление мышц плечевого пояса, с. 27;
  5. 9. Твердые и мягкие руки, с.29;

6.        10. Твердые и мягкие ноги, с.29;

7.        11. «Мельница» (свободное круговое движение рук, с. 29);

8.        12. «Маятник» (перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно; с одной ноги на другую, с. 30);

9.        17. «Кошка выпускает когти» (постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук, с.32).

2.)Игры со словом.

Большая роль по развитию речи принадлежит подвижной игре, созданной на основе стихотворного текста, то есть «играм со словом». Эти игры, разработанные Л. Генераловой и ее учениками, способствуют решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи, но что, в свою очередь, очень способствует их развитию.

Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, педагог должен быть уверен, что дети справятся не только с текстом. Но и с движением. Игры со словом могут использовать логопеды, и воспитатели на занятиях, физкультминутках, на прогулке, а дети - в самостоятельной деятельности, закрепляя при этом свои речевые и двигательные навыки.

Практическая часть — освоение игр:

  1. Совушка-сова (русская народная потешка. Автор Л. Генералова);
  2. Лиса по лесу ходила (русская прибаутка, автор Л. Генералова);
  3. Ванька-встанька (русская народная потешка, автор Н. Щербакова);
  4. Мой веселый звонкий мяч. Слова С. Маршака, автор Н. Щербакова;
  5. Ваня-простота (русская народная потешка, автор Л. Исаева);
  6. Дощечка. Слова О. Колпаковой. Автор О. Берзина;
  7. Дуйте, ветры. (Русская народная потешка, автор Л. Генералова).

3) Вокально-двигательные разминки.

В упражнения, предназначенные для вокально-двигательной разминки, заложены определенные цели. Прежде всего, сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Поэтому первые задания такой разминки могут начинаться с самых примитивных движений - одновременно с вокализированием хлопков в ладоши, постукиваний пальцем одной руки по пальцу другой, притопов, шлепков по коленям. Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением рисунок, основную мелодию следует не просто прослушивать, а пропевать. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми.

Практическая часть - освоение упражнений вокально-двигательной разминки.

  1. Наши ручки. (Русская народная песня «У кота-воркота». Слова попевки
    М. А. Давыдова, с. 7.)
  2. Ручки и голова. По коленочкам. Петушка, курочки и цыплята. Мишка с куклой. (Скок-поскок. ((Русская народная песня «Во саду ли, в огороде». Слова
    попевки М. А. Давыдова, с.9.)
  3. (Русская народная песня «Ах, вы, сени». Слова попевки
    - М. А. Давыдова, с. 10.)
  1. ( Словапопевки М. А. Давыдова, с.11.)
  2. Песня Г. Качурбиной «Мишка с куклой, с. 14.)
  3. Русская народная песня «Скок-поскок. Слова народные,
    с-19.);
  4. Орешки. (Русская народная песня «Вейся, вейся капустка», слова народные в обработке М. А. Давыдовой, с.20.)

«Раздумье»

С. Майкапар

(Музыкально-ритмическая игра, автор Т. Коренева, с. 19.

Задачи:

  1. Учить воспитанников двигаться спокойным шагом
    поочередно
    (сначала 1-е номера, затем - 2-е),согласовывая шаг с ритмом музыки; останавливаться, удерживая равновесие на передней ноге.
  2. На вторую часть музыки двигаться противоходом на легком устремленном беге до встречи со своей парой.
  3. Выполнять ритмичные хлопки и поклоны.

Спортивный тренаж.

Музыка с диска «Классическая эстрада в джазовом исполнении, 2001 г. (Автор Т. Суворова «Танцевальнаяритмика» № 3, с. 6.)

Предложить слушателям совместно исполнить композицию, используя авторские движения. Затем обсудить возможные варианты других танцевальных комбинаций.

Заключение.

Музыкальное восприятие, по мнению американского педагога и психолога Д. Марселла, создает «фундамент будущей музыкальной культуры». Поэтому вряд ли стоит подвергать сомнению тот факт, что, наряду с основными музыкальными способностями, оно требует целенаправленного развития и в сфере музыкального воспитания и образования, в том числе и специального. Если педагог ограничивается только обучением техническим навыкам, подготовкой к успешным концертным выступлениям и экзаменам. Он никогда не воспитает настоящего музыканта. Потому что музыку, прежде всего, надо понимать и сопереживать, в ней надо уметь слышать смысл.

Музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснованная планомерная работа.

 Список используемых источников:

  1. Т. Овсянкина «Музыкальная психология», издательство «Союз художников», СПб, 2007 г.
  2. Т. Овчинникова «Пение и логопедия», издательство «Союз художников», СПб, 2009 г.
  3. Стефанида Руднева, Эмма Фиш «Музыкальное движение», С Пб, издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000 г.
  4. Ю. Вайнкоп, И. Гусин. Краткий биографический словарь
    композиторов. Ленинград «Музыка», 1984 г.
  5. Н. А. Щербакова «От музыки к движению и речи» (Игры со словом, танцы, хороводы, сценки-шутки), Москва 2001 г.
  6. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» (Вокально-двигательные разминки). Москва, «ВАКО», 2006 г.
  7. Татьяна Суворова «Танцевальнаяритмика для детей» № 3, с. 6. Т. Коренева «В мире музыкальной драматургии», Москва 1996 г., с. 19.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников»

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях...

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...

Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"

Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»...