Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2025 гг
материал (подготовительная группа)

Южакова Наталья Александровна

Индивидуальный план  работы по самообразованию 2021 - 2025 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_21-25.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

 2021-2025 гг

Тема:  «LEGO - конструирование и робототехника как средство развития творческого мышления старших дошкольников».

(Ф.И.О. педагога) Южакова Наталья Александровна

(специальность) Воспитатель        

(образование) Высшее, Институт экономики управления и права (г.Казань), преподаватель психологии, в Нижнекамском филиале, в 2009г.

Среднее профессиональное образование, Нижнекамское  педагогическое училище, по специальности дошкольное воспитание, воспитатель в дошкольных учреждениях,    2011 год

(стаж педагогической работы) 27 года

(квалификационная категория) высшая

 (курсы повышения квалификации) Предполагаемые курсы 2023 г

(дата начала работы над темой)   2021 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2025 год

Тема:  «LEGO - конструирование и робототехника как средство развития творческого мышления старших дошкольников».

Актуальность

Самая лучшая профессия на земле - быть "волшебником". Если помочь ребенку и разбудить в нем волшебника - тогда и его жизнь и жизнь окружающих его людей изменится: малышу не захочется быть жестоким, он будет стараться никого не обижать, а наоборот, ему захочется творить добро, его сердце откроется миру.

Ребёнок – прирождённый, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Наблюдая за развитием познавательных психических процессов  детей, я заметила, что у воспитанников моей группы недостаточно сформировано творческое воображение. Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

В педагогике существует множество различных способов и приемов развития творческого воображения. В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.

Мне как педагогу, наиболее интересно конструирование из «LEGO» - конструктов, т.к. прежде всего это - современно, увлекательно для детей. Использование «LEGO»- конструирования решает  множество педагогических и образовательных задач. Поэтому нами было решено внедрить в образовательный процесс элементы модуля «Робототехника» образовательной программы «STEM-образование». Мы предположили, что внедрение проекта  позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству,  расширит содержание конструктивной деятельности дошкольников, поможет сформировать первоначальные технические навыки у дошкольников, предпосылки успешного обучения в школе.

Цель: повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
  2. Пройти курсы повышения квалификации «LEGO-конструирование и робототехника, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
  3. Развивать  интерес  к робототехнике, механике, физике, правил безопасности. Создать словарь с техническими словами.
  4. Создать картотеку дидактических игр lego.
  5. Формировать умения и навыки конструирования,  приобретение первого опыта  по решению конструкторских задач по механике.
  6.  Развивать творческую активность в принятии  решений в проблемных  ситуациях.
  7. Формировать зрительное восприятие,  мышление, память, доказательную речь.
  8. Воспитывать коммуникативную способность, дисциплину, ответственность.
  9. Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка.
  10. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

                 Организовать кружок дополнительного образования по авторской  рабочей  программе  «Мы  инженеры» «LEGO - конструирование и ПервоРоботы «LEGO Education»  

                 для детей  старшего дошкольного возраста 5 -7 лет

     Ожидаемые результаты:

у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

-  умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-  овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;

-  умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности;

 у детей  на базе конструктора «LEGO Education WeDo»:

1.Познавательные:

-  определять, различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу, схеме и   самостоятельно строить схему;

- программировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу, схеме и самостоятельно;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

  2.Регулятивные:

- работать по предложенным инструкциям;

- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,

- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

 3.Коммуникативные:

- работать в паре и коллективе; уметь рассказывать о постройке;

- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметные результаты изучения курса «Робототехника», базовый уровень:

- знание простейших основ механики;

- виды конструкций, соединение деталей;

- последовательность изготовления конструкций;

- целостное представление о мире техники;

- последовательное создание алгоритмических действий;

- начальное программирование;

- умение реализовать творческий замысел;

- знание техники безопасности при работе в кабинете робототехники.

Имеют представление:

- о базовых конструкциях;

- о правильности и прочности создания конструкции;

- о техническом оснащении конструкции.

Основные вопросы:

  • изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию и робототехнике (история возникновения LEGO-конструирования и робототехники);
  • актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;
  • цели и задачи LEGO-конструирования и робототехники в обучении детей дошкольного возраста;
  • этапы работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;
  • группы умений, формируемые конструированием;
  • особенности LEGO-конструирования и робототехники детей дошкольного возраста;
  • роль родителей в деятельности детей по конструированию;
  • практическая реализация программ по LEGO-конструированию и робототехники;
  • изучение педагогический опыт других педагогов;
  • внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ поселка Красный Ключ.

  • Участники проекта: педагоги, дети, родители,  специалисты учреждений

Диагностика творческого воображения детей 5-7 лет.

  • Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

Основные (ближайшие) действия по реализации проекта –

1 этап – организационный (2021-2025 гг)

   Разработка нормативно - правовой базы.

    Создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по разработке программы.

    Презентация авторской  программы Южаковой Н.А.  «Мы инженеры».

    Создание творческой группы по реализации проекта.

    Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике.

    Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

      Исследование первичных конструктивных способностей детей.

      Организация материально-технического обеспечения, повышение квалификации педагогов по данному направлению.

      Разработка проекта основной образовательной программы ДОУ, с включением инновационной образовательной программы.

      Совершенствование развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).

2 этап – основной (2021-2025 гг)

 

         Анализ результатов реализации проекта в учреждении, корректировка содержания, подведение итогов первого этапа.

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в учреждении.

Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей.

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы учреждения перед родителями и общественностью.

3 этап – заключительный (2021-2025 гг) 

Анализ результатов реализации проекта в учреждении, корректировка содержания, подведение итогов, обобщение опыта работы;

Трансляция педагогического опыта на районных, городских и региональных мероприятиях.

Выход темы:

1. Памятки для родителей  «Что такое LEGO -  конструирование?», «Играем дома в LEGO»

2. Буклет «Основы   детской робототехники».          

 3. Консультации для педагогов и родителей «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Развитие творческих способностей через игру в LEGO- конструктор», «Роль конструирования в дошкольном возрасте», «Развиваем речь- играя»,»Много конструктора не бывает».

4. Картотека дидактических игр по лего-конструированию  

5. Консультация для родителей «LEGO - конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», «LEGO – технологии», «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей».

6.Мастер-классы для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью  LEGO -конструирования», «Мои первороботы»,  «Мы будущие инженеры».

7. Семинар для педагогов «Конструирование как средство развития речевых функций»

8. Папка-передвижка «Дети и робототехника»

9. Мастер-класс для педагогов по конструированию «ПервоРоботы «LEGO Education»    

10. Оформление выставки «Роботы», фотовыставки «Мой перворобот», «Чему мы научились».

11. Внедрение рабочей авторской рабочей программы кружка «Мы инженеры»

12. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Изучение литературы по теме самообразования:

  1.   А. Бедфорд  «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.  
  2. Е.В. Фешина «ЛЕГО - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/ 
  4. Л. Г. Комарова «Строим из Лего» /– М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  5. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
  6.  О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «

Сфера», 2002 г.

  1.   Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
  2. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochischools.ru/sut/im/d_114.pdf)
  3. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
  4. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.intedu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002 
  5.  «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
  6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

Список сайтов

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  4. «НС–портал»http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
  5. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф 
  6. http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html 
  7.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego
  8. http://www.int-edu.ru/
  9. http://www.lego.com/ru-ru/
  10. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  11. http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.

Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...

Индивидуальный план повышения профессионального на 2021-2025 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального на 2021-2025 гг....

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет».

ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 6-7 лет». ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать ...