Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию "Пряники на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Борисова Надежда Михайловна+

В моей группе прошло открытое занятие "Пряники на Руси". Дети не только познакомилсь  с разнообразием пряников, но и сами приняли участие в украшении испеченных пряников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryanik_na_rusi.docx412.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Пряники на Руси…»

 Автор: Борисова Надежда Михайловна

воспитатель, МБДОУ детский сад№19

                                                            комбинированного вида

 Цель: приобщение детей к традиционной культуре через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.

Задачи: выявить особенности разных видов пряников, развивать художественно-эстетический вкус, формировать умение раскатывать тесто скалкой и вырезать пряники с помощью формочек, закрепить умение украшать пряники глазурью.

Оборудование и материал: пергаментная бумага, скалки; тесто медовое, вырезные пряники; принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, салфетки, тарелки, выставка расписных пряников, пряности: черный перец, корица, имбирь, ваниль, тмин, гвоздика.

Ход деятельности:

Воспитатель. Проходите, ребята! Гостям я всегда рада! Сегодня мы посетим выставку «Пряники русские» и я вам расскажу об истории пряников, и не только расскажу, но ещё мы с вами приготовим пряники и распишем их.

Считается, что прянику на Руси больше 1000 лет. Так из чего же делали пряничное тесто наши предки? В Древней Руси хозяйки разводили ржаную муку с медом, добавляли ягодные соки и замешивали тугое тесто. Готовые лепешки отправляли в печь. Так в старину готовили медовый хлеб, который считается прототипом лепного пряника. Шло время, и на Руси в XII веке появились купцы заморские, которые привозили из Индии и Ближнего Востока экзотические пряности: черный перец, корицу, имбирь, ваниль, тмин, гвоздику (показывает), которые стали добавлять в медовое тесто. Отсюда и появилось название сладкого угощения – пряник.

Ребята, а помните, мы с вами в прошлом году пекли имбирные пряники? А почему они так называются? (ответы детей). Да, в них добавляли такую пряность, как имбирь.

Но в старину восточные пряности были очень дорогие и не каждый человек мог их приобрести. Поэтому на Руси пряники пекли и медовые, и имбирные, и мятные. В медовое тесто хозяйка добавляла ту пряность, которая была в доме.

Издавна ни одно семейное торжество в России не могло обойтись без праздничных пряников. Их ели на Пасху, Рождество, украшали елки, дарили на именины, а пряники в виде сердца дарили на свадьбу молодым. И ни одна традиционная русская ярмарка не обходилась без пряника.

В старину эта исконно русская сладость была 3-х видов:

Лепные пряники «Козули». Их лепили руками на подобие глиняных игрушек.


Печатные пряники – для их изготовления требуется пряничная доска – специальная форма для пряников.

Третий вид пряников – вырезные. Их вырезают из пряничного медового теста ножом по трафарету или с помощью металлических форм. Вырезанные фигурки покрываются глазурью (показывает).

В России каждая область славилась своими изделиями и рецептами теста, секрет приготовления тщательно хранился и передавался от отца к сыну. Производство пряников процветало в таких городах, как Архангельск («козули»), Пермь, Рязань, Тула («тульский пряник»), Тверь («тверской пряник»), Коломна, Вязьма («вяземский пряник»), Покров («покровский пряник»), Гжель («гжельский пряник»), Москва («московский медовый пряник»). Мастеров, которые занимались пряничным делом, называли прянишниками. 

Ребята, хотите побыть такими мастерами – прянишниками? Тогда рассаживайтесь и приступим к делу. Посмотрите, у вас на столе лежат формочки. Значит, какие пряники у нас будут: лепные, печатные или вырезные? (ответы детей)

Прежде, чем вырезать пряники, нужно раскатать тесто (самостоятельная деятельность детей).

Эти пряники сложим на противень и отнесем на кухню, там их испекут, и вы сможете угостить ими своих друзей.

               
А здесь у меня на блюде уже готовые пряники. Вот их-то мы и будем расписывать. Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать при росписи пряника.  Сначала делаем обводку по контуру белым жгутиком, затем форму украшаем внутри.

Какими элементами можно украсить? (точки, круги, крестики, волнистые, прямые, ломаные линии).

(Самостоятельная деятельность детей. Звучит народная музыка. Воспитатель помогает детям советом, показом, хвалит детей).

Воспитатель: Молодцы! Вот вы и украсили все пряники, давайте посмотрим, что у нас получилось! Все пряники у нас красивые и разные.

                             

Сегодня вы и на выставке побывали, и пряники украсили, и многое узнали о пряниках! Теперь можно и чай попить с пряниками!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Художественно - эстетическое развитие в младшей группе Тема: «Дождик»

Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.Задачи:Учить детей изображать дождик, развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа, воспи...

Открытое занятие художественно эстетического направления для разновозрастной группы " У милой матушки в дому "

Постановка мини-сказки для детей . В ней показаны традиции русского народа в быту....

Конспект открытого занятия " Художественно-эстетическое развитие" (лепка).

Конспект открытого занятия для 1 младшей группы по лепке "Лучики для солнца"....

Открытое занятие : «Художественно-эстетическое воспитание детей с использованием этнокультурного компонента» Тема: «Бурятский головной убор (малгай)»

Цель: Художественно-эстетическое воспитание детей, с использованием этнокультурного компонента, через художественное творчество: прикладное исскуство (лоскутное шитьё без иглы , техника кинусайга)Зада...