План кружковой работы по исследовательской деятельности
материал (подготовительная группа)

Куклина Марина Николаевна

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внутреннюю потребность к получению знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Теремок»

п. Советский Республики Марий Эл

Программа кружка

«Волшебный мир открытий»

Составил: воспитатель

            Куклина М.Н.

п. Советский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность:

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, разработана программа кружка «Волшебный мир открытий» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников, способствующих успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Расписание кружка: 1 раз в неделю,  во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

Возраст: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Основная цель работы кружка: сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты, делая при этом выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внутреннюю потребность к получению знаний.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий,   обследования объектов.
  • Расширение познавательного опыта.
  • Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию.
  • Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов.
  • Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности.
  • Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

сентябрь

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его  устройство). Дать представления о правилах поведения в детской

лаборатории.

2

«Почему желтеют листья»

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)

3

«Живой кусочек»

Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Рассматривание овощей. Дид. игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

октябрь

1

«Знакомимся с песком и глиной. Откуда берется песок»

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской).

2

«Для чего человеку песок и глина»

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки).

3

«Животные и песок»

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

4

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

 

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.   

ноябрь

1

«Камни. Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

2

«Как человек использует камни»

Показать, какую роль в жизни

человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних

времен.

3

«Что такое горы»

Познакомить с существованием

особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

4

«Дымящиеся горы», «Вулкан»

Сформировать представления о вулканах. Показать химическую реакцию соды и

лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

декабрь

1

«Вода»

Дать детям знания о свойствах воды.

2

«Кожа» воды»

Дать представления о поверхности воды.

3

«Впитывание воды»

Показать детям, что некоторые

предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают.

4

«Вода - растворитель»

Опытным путем проверить, как

растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

январь

2

Лед и снег –

тоже вода

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде.

2

Изготовление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

4

«Поможем воде стать чистой»

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

февраль

1

«Воздух – первое

знакомство: вдох –

выдох»

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха.

2

«Воздух есть везде»

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

3

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со

свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха.

4

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании

свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом.

март

1

«Магниты»

Дать детям первоначальное

представление о магнитах, о том, что он может делать.

2

«Силы притяжения»

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

3

«Притягивание через

предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

4

«Как человек

использует магниты»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

апрель

1

«Что такое театр?»

Знакомство с театром. Что есть в театре: касса, фойе, сцена, кулисы.

2

«Знакомство с разными видами театра»

Познакомить детей с видами театров: пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе и т.д. Учить пользоваться атрибутами к театру, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

3

«Тишина! Идет спектакль!»

Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе. Беседа о вежливости.

4

«Угадай-ка»

Знакомство детей с эмоциями: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление. Понятие эмоций у человека.

1

«Свет вокруг нас».        

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.  

2

«Радуга»

Развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета.

3

«Как образуется тень».

Понять, как образуется тень, ее

зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

4

«Теневой театр»

Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под

общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

3. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.  

4. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

5. Различные виды театров. Т.Н.Караменко «Кукольный театр дошкольникам», М., «Просвещение», 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)

Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....

перспективный план кружковой работы по театральной деятельности

№п/п Тема Цель   1 Сказку ты дружок послушай и сыграй Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. ...

План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе

План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе...

План кружковой работы по театральной деятельности.

                                                      ...

Перспективный план кружковой работы по изо-деятельности "Юный художник".

Перспективный план кружковой работы по изобпразительной деятельности "Юный художник" в подготовительной к школе группе....

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....