Проблема адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ
статья

Келоева Бэлла Усамовна

Проблема адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_adaptatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_dou.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным  результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям требует разрушения некоторым сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни.  Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей и быстрого образования новых, что для детей первых трех лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни при поступлении показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребенка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников.  На эти перемены в жизни дети отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания (“животик заболел”), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

Существуют разные степени сложности адаптационного периода и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, а у других - тяжело.

 Круг общения

Исследованиями последних лет доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад (ясли), развития у него потребности в общении со взрослыми и детьми, а также формирования навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности.

Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей.

Есть случаи, когда у ребенка родители вызывают отрицательное отношение к посторонним. “Вот дядя придет, тебя заберет”; “Видишь, какая нехорошая тетя. Отдам тебя ей, если будешь плакать”, - говорят иногда малышу родители, не сознавая, какой вред наносят этим.

Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми, приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт.  А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, как в первое время, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки.

Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем - и совместно. Побуждать ребенка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, то по всей вероятности, не только не успокоит его, но еще больше испугает. Ведь и опыта общения с детьми у него еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно.

 Культурно-гигиенические навыки и привычки

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных привычек и навыков. Нередко дети 2-3-летнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т.п.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата.

Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка узнать сразу трудно. Да они не всегда и проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, даже имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, в новые условия жизни, ему необходима помощь.

Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам

 Взрослому необходимо сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии в новых условиях, а затем уж давать соответствующие указания.

 Уровень развития речи

Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два-три года жизни, различен и, если ребенок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, необходимо развивать у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обращать внимание и на произношение: когда речь ребенка невнятна, он нервничает оттого, что его не понимают.

 Трудности адаптации значительно чаще отмечаются среди детей с нарушениями речи, нежели среди дошкольников, речевое развитие которых соответствует физиологической норме. Таким образом, отсутствие отклонений в речевом развитии является одним из факторов, необходимых для нормального протекания адаптации.

 Состояние здоровья и уровень физического развития

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Ослабленный болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляемым. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по весу и росту, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.

  Режим дня и рацион питания

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка; он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.

 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации или когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени.

Между тем, если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

Как следствие всего этого малыш отказывается идти в детский сад, хотя до его посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», справлялся, когда же это будет, и сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители недоумевают. Им кажется, что они подготовили ребенка: много рассказывали о детском саде, наблюдали вместе с ним, как играют дети на участке. И вот, держа свою руку в маминой, он выражает желание идти в детский сад, а когда его и в самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без мамы. Иногда это случается не в первый, а на второй или третий день.

Родители, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина - в их педагогической неосведомленности, незнании, как правильно готовить детей к поступлению в детский сад, так как рассказы о детском саде и наблюдения за детьми лишь внешняя сторона подготовки ребенка.

Все вышеперечисленные негативные явления вовсе не являются неизбежными спутниками периода адаптации, который в той или иной мере переживается каждым ребенком при поступлении в дошкольное учреждение. Правильнее их отнести к “издержкам” семейного воспитания, неподготовленности ребенка к этому событию. А в результате у некоторых родителей возникают сомнения в возможности и целесообразности посещения малышом дошкольного учреждения, особенно когда дело касается двух-трех леток. Бытует даже совершенно необоснованный термин “несадовский” или “неясельный” ребенок, который в подавляющем большинстве случаев свидетельствует лишь о педагогической беспомощности взрослых (как семьи, так и некоторых воспитателей).

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном.

Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там.  Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив сотрудников.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть  сидя на руках взрослого или засыпать с укачиванием на руках и  т.д. Все это отвлекает воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр. И конечно же, не следует высказывать вслух опасения по поводу того как он останется один, как его будут кормить, одевать и тем более угрожать: “Не будешь слушаться - отдам тебя в детский сад!”

 Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления

Среди педагогов действует правило - приходить на работу только с хорошим настроением, т.к. от этого зависит настроение детей. Ведь на какое-то время педагог заменяет ребенку самого близкого человека - маму, поэтому как и у мамы, у него должны быть ласковые глаза и добрые руки. Хорошее настроение помогает поддерживать в группе в течение дня спокойную обстановку.

В первые дни пребывания ребенка в детском саду все режимные процессы выполняются не спеша. Не стоит предъявлять к детям непосильных для них требований. Обязательным считается соблюдение принципа постепенности. Так, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не следует торопить их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется.

В период адаптации важно ежедневно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. В зависимости от возраста ребят игры могут быть различными.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту в условиях детского сада, требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых малыш может заболеть, т.к. постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и дольше.

Заключение

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.

Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации  ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка - это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации.

Но все же, родителям рекомендуется не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад, ясли и таким образом, можно будет избежать неприятностей.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает:

Укрепление здоровья.

Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Приучение к режиму дня.

Формирование навыков самообслуживания; культурно-гигиенических навыков и привычек.

Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного чле...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Данная статья посвящена проблемам адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрены основные факторы, способствующие и затрудняющие успешную адаптацию, а ...

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»....

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес...

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.

  Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знак...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...