Проект "Перелетные птицы"
проект (подготовительная группа)

Бредихина Ольга Семеновна

Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_perel.ptitsy_podg.gr_.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе

Вид проекта: познавательно-творческий, речевой.

Продолжительность: 5 дней (краткосрочный)

Тема: «Перелётные птицы»

Участники: воспитатель, дети подготовительной к школе группы

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Проблема: у детей недостаточно знаний о перелётных птицах, беден словарный запас.

Актуальность: дети имеют недостаточные представления о перелетных птицах, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Перелетные птицы» позволит обогатить знания и представления о перелетных птицах и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Перелетные птицы»; углубление знаний детей о жизни перелетных птиц, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений и бесед; активизация словаря по теме.

Задачи:

-Развивать логические умения: доказательство, синтез, анализ, строить причинно- следственные связи.

-Развивать коммуникативную функцию речи и активизацию познавательной деятельности детей.

-Формировать доброе отношение к птицам.

Для детей:

-приобретение необходимых знаний и представлений о перелетных птицах;

-умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности;

(познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность) ;

- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая):

- произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний;

- освоение детьми способов принятия общего решения.

Для педагогов:

- реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

-повышение уровня знаний детей по теме «Перелётные птицы»;

-активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;

-формирование умений и навыков в лепке и рисовании, оригами.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2. Изготовление дидактических игр.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности:

Социально –коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Назови перелётную птицу»;

«Кто улетел?»;

«Улетает – не улетает»;

«Разбери птиц» (классификация птиц)

«Четвертый лишний» (какая птица лишняя)

«Кто чем питается?» (подобрать корм)

«Опиши, я отгадаю» (описание птиц)

«Хорошо - плохо» (польза – вред от птиц для человека и природы)

Рассматривание картинок с изображением перелётных птиц.

Беседы:

«Наши пернатые друзья»

«Чем птицы отличаются от животных»

«Что мы знаем о птицах»

Познавательное развитие:

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Опытно –экспериментальная деятельность:

«Почему говорят «как с гуся вода»

«Как устроены перья у птиц»

«Почему у водоплавающих птиц такой клюв»

ООД. Познавательное развитие. Тема: «Перелётные птицы»

Математические игры:

упражнение «Посчитай и обведи цифру» (счёт перелётных птиц)

упражнение «Сложи птицу» (закрепление геометрических фигур) ;

игра на логическое мышление «Определи по контуру»,

Речевое развитие:

ООД. Речевое развитие. Тема: «Перелётные птицы».

Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Десять птичек – стайка», «Летят лениво журавли».

Загадывание загадок о птицах.

Пересказ рассказа о ласточке.

Придумывание предложений с предложенными словами.

Дидактические игры:

«Определи первый - последний звук в названиях птиц»;

«Скажи одним словом»

«Скажи наоборот»

«Какой, какая?» (употреблять в речи прилагательные)

«Кто у кого?» (детеныши птиц в единственном, множественном числе)

«Кто как поет?»

Художественная литература:

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»; В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница»; Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок», М. Горький «Воробьишко»

Чтение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет…»

Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами.

Художественно –эстетическое развитие:

Рисование.Тема: «Ласточка»

Аппликация. Тема: «Сова»

Самостоятельная деятельность: лепка «Лебеди на озере»; оригами «Голубь»; изготовление масок птиц для подвижных игр.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Филин и пташки», «Гуси», «Совушка», «Коршун».

Утренняя гимнастика «Птицы и насекомые»;

3 этап: результаты проекта.

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Вечер развлечений «Праздник птиц»

3.Викторина «Знатоки птиц»

4. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.

5. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Итоги реализации проекта: Дети знают и называют перелётных птиц, об особенностях внешнего вида (части тела, повадках, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты). Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице. У детей повысился уровень знаний по теме «Перелётные птицы».

Приложения:

Правила поведения в природе.

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

  • Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
  • Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
  • Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
  • Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
  • Подкармливайте птиц зимой.
  • В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
  • Главное правило: не можешь помочь, в твоих силах не мешать!
  • Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не убедитесь в том, что он надежно затушен.
  • Высаживайте деревья и различные густые кустарники. Именно в них птицы любят вить себе гнезда. Это может быть шиповник, акация или боярышник.
  • Заботьтесь о найденных раненых птицах. Сдавайте их на руки ветеринарам или в специальные заповедники.
  • Участвуйте в работах в природных заповедниках. Значение таких охраняемых территорий для мира животных просто огромно.
  • Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

 

Загадки про перелётных птиц

 

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

/Кукушка/

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

/Скворец/

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту.

/Аист/

 

Стихи про птиц

 

 Скворец за морем жил зимой,

вернулся он домой.

И рано утром в тишине

о солнце и весне.

 

 Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

 

 С нею солнце краше

весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

 

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

 

Жаворонок.

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли — своей постели.

 

Среди колосьев он живет.

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

 

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днем ходил,

Клювом червяков ловил.

 

Аист.

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

 

 Кукушка.

Я - важная птица, хотя и мала.

На сотни вопросов ответы дала!

Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."

Порой притаюсь я средь яркой листвы,

Да так, что меня не заметите вы.

Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."

 

 

 

Народные приметы про перелётных птиц

 

Галки собираются большими стаями и сильно кричат - на ясную погоду и мороз.

 

 Журавли летают низко - на непогоду.

 

Жаворонки высоко в небе долго поют - на погоду, а если утром они молчат - жди дождя.

 

Кукушка кукует на сухом дереве - похолодает.

 

Зяблик отлетает - к похолоданию.

 

Ласточки летают высоко - на хорошую погоду, а низко - к дождю.

 

Цапли громко кричат в полете - на хорошую, ясную погоду.

 

Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат - перед ненастьем.

Ласточка стучится в окно - будет известие.

 

 Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.

 

Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето.

 

Почему именно эти приметы считаются наиболее надежными? Потому что поведение птиц основано на том, что они умеют чувствовать будущую погоду, и вести себя соответственно. И человеку, просто понаблюдав за поведением птиц, можно сделать выводы о предстоящей погоде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....