Доклад "Воспитание патриотизма и уважения к культурным традициям Мордовского народа средствами музыки"
материал (подготовительная группа)

Бережная Ольга Ивановна

Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №3» г. Энгельс.

Доклад

« Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки».

( стажировочная площадка)

Составила музыкальный руководитель: Бережная О.И.

2021 год

Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого оно является и в среде которого оно живет, выступает неразрывной частью  многомерного процесса становления человека. Все это формирует подрастающее поколение и оказывает большое влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

   Этнокультурный компонент  внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России - Поволжья, Приуралья и др. В республике Мордовия одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование у дошкольников бережного отношения к культуре и языку мордовского народа.

   Республика Мордовия расположена в самом сердце России. Красивые леса, зеленые луга раскинулись по берегам рек Волжского бассейна - Суры и Мокши. Люди, живущие здесь, бережно хранят богатые культурные традиции своего края.

  Слово «мордва» встречается в старинных русских летописях. Но жители этих мест сами себя так никогда не называли. Предположительно это слово произошло от общего корня «мурт» или «морт». Похожие корни есть  в удмуртском и коми языке.

   В Мордовии живут две основные народности: мокша и эрзя. А есть еще там и татарские села, семьи с русскими, чувашскими корнями, представители других народностей. И все живут в мире и согласии уже много веков.

   У народов мокша и эрзя есть различие в облике народных костюмов,  и в  языке. В тот числе одни и те же музыкальные инструменты могут называться по- разному. Однако сами музыкальные традиции, календарные обряды, мелодии и ритмы песен и танцев во многом похожи друг на друга. Так и мокша, и эрзя верили в магическую силу звука и украшали ракушками, бубенчиками, монетками предметы быта и одежды. При движении они позвякивали, отпугивая злых духов.

   Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Здесь, так же как и в других республиках России можно было услышать варган, волынку, струнные смычковые инструменты, напоминающие скрипку.

   Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например в одной из мордовских сказок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком… Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба-торама, звуки которой были слышны далеко в округе. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

  В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус  их владельцев Символом власти считалась торама. Справедливый царь Тюштя  оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет трубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края.

  Колокольчики - символ юности и красоты. Колокольчики, бубенцы входили в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде так же считался оберегом- чтобы никто не мог навредить жениху и невесте.

  Круглый год звучала на мордовской земле музыка. В жаркие летние дни далеко по лугам были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо.

  Вплоть до начала 20 века народы мордовии оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались  в,  первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Огня и другим поклонялись, исполняя моляны - языческие обряды, сопровождающиеся пением божественных песен.

 В настоящее время в республике Мордовия  функционируют детские сады, где в рамках национального регионального компонента осуществляется изучение разных языков мордовского народа - мокшанского и эрзянского, которое строится  с опорой на языковые, культурные и исторические традиции народа.

   

С целью обновления современного дошкольного образования была разработана программа «Валдоня», которая предполагает следующие направления работы по реализации национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия: художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского прикладного и изобразительного искусства; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, их знакомят с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством народных мастеров и умельцев, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки) дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Этнокультурный подход все чаще находит воплощение в практике дошкольного образования.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Им очень важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.

В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Малыши приходят туда как в сказку: все предметы необычные да расписные. Все потешки и прибаутки, которые разучивались в группе, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей. Непонятные и даже забытые слова станут для детей знакомыми и родными.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данной проблеме включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Услышанные детьми произведения фольклора вызывают реакцию детей, что оказывает значительное влияние на их понимание: ребёнок быстрее и лучше усваивает и запоминает наиболее яркое, впечатляющее, какими и являются жанры фольклора.

Нужно стремиться использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараться раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом мордовского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, доброты.

Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляю как с полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, применяя новые формы работы: консультации, беседы, открытые занятия, праздники, утренники.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №3» г. Энгельс.

Доклад

« Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки».

( стажировочная площадка)

Составила музыкальный руководитель: Бережная О.И.

2021 год

Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого оно является и в среде которого оно живет, выступает неразрывной частью  многомерного процесса становления человека. Все это формирует подрастающее поколение и оказывает большое влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

   Этнокультурный компонент  внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России - Поволжья, Приуралья и др. В республике Мордовия одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование у дошкольников бережного отношения к культуре и языку мордовского народа.

   Республика Мордовия расположена в самом сердце России. Красивые леса, зеленые луга раскинулись по берегам рек Волжского бассейна - Суры и Мокши. Люди, живущие здесь, бережно хранят богатые культурные традиции своего края.

  Слово «мордва» встречается в старинных русских летописях. Но жители этих мест сами себя так никогда не называли. Предположительно это слово произошло от общего корня «мурт» или «морт». Похожие корни есть  в удмуртском и коми языке.

   В Мордовии живут две основные народности: мокша и эрзя. А есть еще там и татарские села, семьи с русскими, чувашскими корнями, представители других народностей. И все живут в мире и согласии уже много веков.

   У народов мокша и эрзя есть различие в облике народных костюмов,  и в  языке. В тот числе одни и те же музыкальные инструменты могут называться по- разному. Однако сами музыкальные традиции, календарные обряды, мелодии и ритмы песен и танцев во многом похожи друг на друга. Так и мокша, и эрзя верили в магическую силу звука и украшали ракушками, бубенчиками, монетками предметы быта и одежды. При движении они позвякивали, отпугивая злых духов.

   Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Здесь, так же как и в других республиках России можно было услышать варган, волынку, струнные смычковые инструменты, напоминающие скрипку.

   Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например в одной из мордовских сказок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком… Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба-торама, звуки которой были слышны далеко в округе. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

  В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус  их владельцев Символом власти считалась торама. Справедливый царь Тюштя  оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет трубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края.

  Колокольчики - символ юности и красоты. Колокольчики, бубенцы входили в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде так же считался оберегом- чтобы никто не мог навредить жениху и невесте.

  Круглый год звучала на мордовской земле музыка. В жаркие летние дни далеко по лугам были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо.

  Вплоть до начала 20 века народы мордовии оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались  в,  первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Огня и другим поклонялись, исполняя моляны - языческие обряды, сопровождающиеся пением божественных песен.

 В настоящее время в республике Мордовия  функционируют детские сады, где в рамках национального регионального компонента осуществляется изучение разных языков мордовского народа - мокшанского и эрзянского, которое строится  с опорой на языковые, культурные и исторические традиции народа.

   

С целью обновления современного дошкольного образования была разработана программа «Валдоня», которая предполагает следующие направления работы по реализации национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия: художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского прикладного и изобразительного искусства; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, их знакомят с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством народных мастеров и умельцев, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки) дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Этнокультурный подход все чаще находит воплощение в практике дошкольного образования.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Им очень важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.

В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Малыши приходят туда как в сказку: все предметы необычные да расписные. Все потешки и прибаутки, которые разучивались в группе, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей. Непонятные и даже забытые слова станут для детей знакомыми и родными.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данной проблеме включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Услышанные детьми произведения фольклора вызывают реакцию детей, что оказывает значительное влияние на их понимание: ребёнок быстрее и лучше усваивает и запоминает наиболее яркое, впечатляющее, какими и являются жанры фольклора.

Нужно стремиться использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараться раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом мордовского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, доброты.

Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляю как с полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, применяя новые формы работы: консультации, беседы, открытые занятия, праздники, утренники.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №3» г. Энгельс.

Доклад

« Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки».

( стажировочная площадка)

Составила музыкальный руководитель: Бережная О.И.

2021 год

Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого оно является и в среде которого оно живет, выступает неразрывной частью  многомерного процесса становления человека. Все это формирует подрастающее поколение и оказывает большое влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

   Этнокультурный компонент  внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России - Поволжья, Приуралья и др. В республике Мордовия одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование у дошкольников бережного отношения к культуре и языку мордовского народа.

   Республика Мордовия расположена в самом сердце России. Красивые леса, зеленые луга раскинулись по берегам рек Волжского бассейна - Суры и Мокши. Люди, живущие здесь, бережно хранят богатые культурные традиции своего края.

  Слово «мордва» встречается в старинных русских летописях. Но жители этих мест сами себя так никогда не называли. Предположительно это слово произошло от общего корня «мурт» или «морт». Похожие корни есть  в удмуртском и коми языке.

   В Мордовии живут две основные народности: мокша и эрзя. А есть еще там и татарские села, семьи с русскими, чувашскими корнями, представители других народностей. И все живут в мире и согласии уже много веков.

   У народов мокша и эрзя есть различие в облике народных костюмов,  и в  языке. В тот числе одни и те же музыкальные инструменты могут называться по- разному. Однако сами музыкальные традиции, календарные обряды, мелодии и ритмы песен и танцев во многом похожи друг на друга. Так и мокша, и эрзя верили в магическую силу звука и украшали ракушками, бубенчиками, монетками предметы быта и одежды. При движении они позвякивали, отпугивая злых духов.

   Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Здесь, так же как и в других республиках России можно было услышать варган, волынку, струнные смычковые инструменты, напоминающие скрипку.

   Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например в одной из мордовских сказок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком… Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба-торама, звуки которой были слышны далеко в округе. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

  В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус  их владельцев Символом власти считалась торама. Справедливый царь Тюштя  оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет трубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края.

  Колокольчики - символ юности и красоты. Колокольчики, бубенцы входили в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде так же считался оберегом- чтобы никто не мог навредить жениху и невесте.

  Круглый год звучала на мордовской земле музыка. В жаркие летние дни далеко по лугам были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо.

  Вплоть до начала 20 века народы мордовии оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались  в,  первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Огня и другим поклонялись, исполняя моляны - языческие обряды, сопровождающиеся пением божественных песен.

 В настоящее время в республике Мордовия  функционируют детские сады, где в рамках национального регионального компонента осуществляется изучение разных языков мордовского народа - мокшанского и эрзянского, которое строится  с опорой на языковые, культурные и исторические традиции народа.

   

С целью обновления современного дошкольного образования была разработана программа «Валдоня», которая предполагает следующие направления работы по реализации национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия: художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского прикладного и изобразительного искусства; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, их знакомят с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством народных мастеров и умельцев, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки) дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Этнокультурный подход все чаще находит воплощение в практике дошкольного образования.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Им очень важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.

В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Малыши приходят туда как в сказку: все предметы необычные да расписные. Все потешки и прибаутки, которые разучивались в группе, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей. Непонятные и даже забытые слова станут для детей знакомыми и родными.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данной проблеме включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Услышанные детьми произведения фольклора вызывают реакцию детей, что оказывает значительное влияние на их понимание: ребёнок быстрее и лучше усваивает и запоминает наиболее яркое, впечатляющее, какими и являются жанры фольклора.

Нужно стремиться использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараться раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом мордовского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, доброты.

Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляю как с полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, применяя новые формы работы: консультации, беседы, открытые занятия, праздники, утренники.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов.

Тема: « Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов».Дошкольное детство – важнейший перио...

Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"

Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивае...

Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»

Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...

Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые ока...