Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Казачка в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Мещерякова Наталия Александровна

Этот конспект образовательной  деятельности поможет педагогу приобщить детей к народной культуре и традициям казаков, научить играть в хороводные игры, обогатить словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 3-4 лет

«Казачка в гости к нам пришла»

Составила: Мещерякова Н.А.

Цель: Знакомить детей с казачьим фольклором.

Задачи: Развивать речь детей с помощью народного фольклора (потешек, загадок, считалок, колыбельных песен). Учить играть в хороводные игры. Воспитывать любовь к народной культуре.

Оборудование: Женский казачий костюм, корзина, колыбель, кукла-казачок, шапочки: петушок, жаворонок.

Ход занятия:

(Раздается стук в дверь. Входит воспитатель в казачьем костюме, в одной руке корзина, в другой кукла-казачок).

Выходи честной народ!

Не пыли дорожка!

 Я, казачка, к вам пришла.

 Погостить немножко.

Казачка приветствует детей: Здорово живете!

Дети отвечают: Слава богу!

Казачка: Ребята, вы уже знаете кто такие казаки.

Гордый и лихой народ,

Заслужил себе почёт:

Храбрость, мужество, отвагу,

На своих плечах несёт.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Казаки с песней работали, отдыхали и укладывали спать детей. Казачки пели своим малышам колыбельные песни.

Ребята, я пришла к вам в гости со своим сыночком Николой. Дорога к вам была дальней, Никола устал, хочет отдохнуть. Поможете мне укачать сыночка.

(Казачка на руках укачивает куклу и поёт колыбельную, дети повторяют песню за воспитателем 2-3 раза).

Ай, качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

Прилетели, поглядели,

На ворота наши сели.

Ворота-то скрип, скрип,

А Никола спит, спит.

А-а-а-а-а-а-а-а.

А Никола спит, спит.

(Казачка сообщает детям, что сынок спит, кладёт его в колыбель).

Казачка: Ребята, у каждой казачьей семьи было подворье, где жили домашние животные и птицы.

 Угадайте, кто живёт на моём подворье? (Казачка читает детям загадки).

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,                            

На макушке гребешок,

Кто же это?  (Петушок)

Цып-цып-цып! Кудах-кудах! -

Слышим мы на улице.

Созывает всех цыплят

Рябенькая...(Курица)

Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет

И на задних лапах пляшет,

Лижет руки, лижет нос?..

Это – наш любимый ... (Пёс)

Расчесал хозяин мне,

Длинный хвост и гриву.

Красавец я гнедой,

 Я скакун- ретивый (конь).

Казачка: Молодцы, отгадали все загадки.                                                                    

В старые времена, ребята, петушок будил казаков по утрам, курочка несла для них яички, пёс охранял дом. Казачка за ними ухаживала, старшие дети ей помогали. А за конём ухаживал казак. Он его кормил, поил, мыл, подковывал. И конь ему за это служил верой и правдой: помогал и на поле пахать и с врагом воевать.

В старину казаки не только трудились. После трудовых дней они устраивали вечерние посиделки, где водили хороводы.

(Казачка приглашает детей на посиделки, предлагает завести хоровод «Петушок», выбирает петушка считалкой).

Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет —

Тот уйди!                                                

(Дети водят хоровод, читают потешку,а петушок стоит в центре круга, показывая на головушку, бородушку, затем кричит «Ку-ка-ре-ку», идет по кругу и выбирает другого петушка, продолжая игру.)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

(Казачка предлагает завести хоровод «Жаворонок», выбирает жаворонка считалкой).

 Чики-брики, ты куда?

 Чики-брики, на базар.

 Чики-брики, ты зачем?

 Чики-брики, за овсом!

 Чики-брики, ты кому?

 Чики-брики, я коню!

 Чики-брики, ты какому?

 Чики-брики, вороному!

Дети ведут хоровод приговаривая:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Казак песенку найдет,

Будет весел целый год.

 (Дети водят хоровод вокруг «жаворонка», повторяют за казачкой потешку. Ребенок – жаворонок стоит в центре круга, звенит колокольчиком. С окончанием потешки «жаворонок кладёт колокольчик на пол рядом с другим ребёнком. Ребёнок поднимает колокольчик, становится жаворонком).

Казачка: Ребята играли, меня потешали. Пока мы с вами забавлялись, мой сынок Никола выспался и нам пора возвращаться домой. (Казачка вынимает куклу из колыбели).

А какую песенку мы  пели Николе, когда укладывали его спать?

Дети: колыбельную.

Что я вам загадывала?

Дети: загадки.

Что мы с вами водили?

Дети: хороводы.

Что мы использовали, когда выбирали в хороводе, кто будет петушком и жаворонком?

Дети: считалки.

Казачка: Ну, вот и славно провели время. А у меня для вас, ребята, есть вкусное угощение. Берите, не стесняйтесь, петушками угощайтесь! А мне пора с вашего двора. (Казачка прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «В гостях у зайчика»

Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года)    «В гостях у зайчика»...

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию: «В гости куклы к нам пришли» (1мл. группа)

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию: «В гости куклы к нам пришли»(1мл. группа)...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «В гости к нам пришла зима».

Задачи:1.     Закрепить и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.2.     Продолжать формировать представление о пейза...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе на тему «В гости к нам пришли матрешки».

Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса словами «большой – маленький», закрепление название основных цветов, разучивание стишка – разминки про матрешек, учить детей б...