Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ратенкова Людмила Викторовна

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такие эффективные средства для развития мелкой моторики, как пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры, театрализация, занятия лепкой, аппликация, рисование, собирание пазлов, конструирование и тд.

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такие эффективные средства для развития мелкой моторики, как пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры, театрализация, занятия лепкой, аппликация, рисование, собирание пазлов, конструирование и тд.

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики для детей от 1 до 6 лет, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

 

«А где же наши ножки?»

Давай-ка малыш, потанцуем! Где у нас ножки? Как они умеют танцевать? Поддерживая ребенка подмышки, поднимайте и опускайте его над опорой, напевая

песенку-потешку:

Маленькие ножки

За водой ходили.

Маленькие ножки

Домой семенили,

Маленькие ножки

Дома танцевали,

Маленькие ножки

Ой, как танцевали!

Усадите малыша к себе на колени и спросите: «Где у (имя ребенка) ножки?»

А теперь покажите ему, как кукла танцует. Предложите малышу показать, как у куклы танцуют ножки.

  • Игра развивает координацию движений, мышление.

«Покажи козу!»

Для маленького ребенка интонация порой имеет большее значение, чем сами слова. Когда вы читаете стишок, он понимает: сначала у мамы был веселый голос, потом стал испуганным и так далее. Все малыши просто обожают этот стишок:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами:

Ножками— топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает, забодает!

Научите его показывать «козу», топать ножками и хлопать глазками. Вот как весело получается!

  • Игра улучшает координацию, развивает мышление.

«Баночки с крышками»

Приготовьте самые разные пузыречки, флакончики и баночки. Желательно, чтобы крышечки открывались и закрывались по-разному — завинчивались, просто надевались и вставлялись, как пробки. Покажите малышу, как открывается каждая баночка. Пусть теперь он сам попробует! Главное, чтобы ему стало понятно: каждая крышечка подходит для какого-то одного флакончика. Перемешайте крышечки — пусть малыш найдет подходящие.

  • Игра развивает внимание, знакомит с различными формами предметов.

 

«Цып-цып-цып»

Что-то мы давно не тренировали пальчики! А малышу то так нравится! Усадите кроху к себе на колени и шевелите его пальчики, рассказывая стишок:

Цып-цып-цып,

Цып-цып-цып.

Здравствуй, курочка-рябушка.

Сколько у тебя цыпляток?

Десять деток у меня (приподнимите раскрытые ладошки малыша):

Четверо — желтые (согните четыре пальчика на одной ладошке, оставив только большой пальчик)

Четверо — буры (согните четыре пальчика на другой ладошке),

А двое — в красную крапинку (соедините большие пальчики обеих рук) —

Самые красивые на свете (поцелуйте большие пальчики)!

  • Игра развивает мелкую моторику, воображение.

«Вышел зайчик погулять...»

Прочитайте стишок про игрушечного зайчика:

Раз, два. три. четыре, пять.

Вышел зайчик погулять (потрясите игрушкой вверх-вниз).

Огляделся (поверните голову зайчика влево-вправо),

Повертелся (покрутите зайчика).

Посмотрел наверх и вниз (наклоните голову зайчика).

Пробежался (побегайте с игрушкой).

Где ты, зайчик, отзовись (спрячьте зайчика за спину)?

  • Игра развивает пространственное восприятие.

«Веселые прищепки»

Пусть малыш поиграет с яркими пластмассовыми прищепками для белья. Покажите крохе, как брать прищепку двумя пальцами, раскрывать и прикреплять на лист плотного картона. Можно прикреплять их к листу картона, создавая узор. Призовите на помощь все свое воображение. И малыш пусть пофантазирует — у него все прекрасно получится!

  • Игра развивает мелкую моторику.

«Маленький музыкант»

Покажите, как звучит бубен. Можно ударить сильно, а можно слегка: звук получается разный — интересно, правда? Поиграйте на барабане — громко и тихо, медленно и быстро. Пусть малыш сначала постучит по барабану одной палочкой, а потом — двумя. Поиграйте на клавишах игрушечного пианино (сначала

одним пальцем). Теперь - его очередь.

  • Игра развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную

память и воображение.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

  1. «В гости»

В гости к пальчику большому.

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому:

Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.

 

  1. «Ну-ка, братцы, за работу!»

"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".

(Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы)

 

 

  1. «Алые цветки»

«Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают»

(Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка)

 

  1. «Апельсин»

«Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!»

(Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

 

  1. «Прятки»

«В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали»

(Сжимание и разжимание пальцев рук)

 

МАССАЖ КАРАНДАШАМИ

Упражнения подойдут для более старших детей. У каждого ребенка в доме, конечно, живут карандаши. Посмотрите, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в руках ребенка умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. Ведь скоро ваши дети пойдут в школу, будут учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы их пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьмите со своим ребенком карандаши и поиграйте с ними.

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной рукой, потом другой. Покачай карандаш по столу.

«Карандаш я покачу, вправо-влево как хочу»

«Пианино»

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

Прижимай на карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!

«Прятки»

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

«Карандашик посжимаю и ладошку поменяю»

 

«Волчок»

Вращение карандаша на столе указательными и большими пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большими и средним пальцами.

«По столу круги катаю, карандаш не выпускаю»

«Вертолет»

Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолета.

«Отправляется в полет наш красавец-вертолет»

«Качалочка»

Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.

Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить.

«Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет»

 

 

РАССЛАБЛЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК)

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий;
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз;
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание;

Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:

«Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

«Каляки-маляки»

Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, снеговик, домик, солнышко.

«Солнышко улыбается»

Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.

«Мозайка»

Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто «мужскими» играми. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.

 

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  • Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп);
  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  • Кухонная утварь;
  • Различные емкости, пузырьки, коробочки;
  • Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных; размеров, форм, цветов и текстуры;
  • Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму;
  • Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей);
  • Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол;

А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  • Подметать и собирать мусор, а также мыть полы;
  • Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки);
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;
  • Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;
  • Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом;
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться; Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки;
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение);
  • Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка;
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
  • Собирать на даче или в лесу ягоды;
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью;
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки;
  • Перелистывать страницы книги;
  • Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком;

 

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку;
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков;
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки;
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие;
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям;
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку;
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики;
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу;
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его;
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

 

ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВАШ РЕБЕНОК УВЕРЕННО УМЕЛ ПРОДЕЛЫВАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  • раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  • вырезать крупные многоугольные фигуры;
  • лепить из пластилина мелкие детали;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • одеваться и обуваться;
  • шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  • наливать в чашку молоко из пакета;
  • умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики 3-5 лет. М., 2016.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. 2-е изд., испр. М., 2016.
  3. Дмитриева В.Г. 250 пятиминутных развивающих игр для малышей от года до трех лет. М., 2007.
  4. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами. Минск, 2005.
  5. Тимофеева Е.Ю., Смирнова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд., СПб., 2007.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...