комплекс занятий для индивидуальной коррекции агресcивного поведения ребёнка
план-конспект занятия

Николаева Светлана Васильевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по индивидуальной коррекции

агрессивного поведения ребенка.

Занятие 1,2

Необходимые материалы: бумага, ручка, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Знакомство

2. Диагностический блок

3. Проективная методика «Моя семья»

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении. Ребенку предлагается простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

4.Методика «Кактус»

(автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования:

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов:

Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Варианты вопросов:

  • кактус домашний или дикий?
  • он сильно колется? Его можно потрогать?
  • кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
  • когда кактус подрастет, то как он изменится?

5.Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:

«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»

Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.

Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.

Проведение исследования:

Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:

- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.

Выраженность проявлений оценивается в баллах:

  • 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
  • 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
  • 2 балла – часто;
  • 3 – почти всегда;
  • 4 – непрерывно.

Регистрация ответов:

Кто?

Какая агрессия бывает?

«кошка»

«динозавр»

«молния»

«шесте-ренки»

«змея»

«консервная банка»

Мама

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Папа

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Брат

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Сестра

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Дедушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Бабушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Я сам (сама)

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Оценка выраженности агрессии:

0 –6 баллов –низкая;

7-12 баллов – средняя

13 – 18 баллов – высокая

19 – 24 балла – очень высокая

6. Ритуал завершения занятий. Получение обратной связи.

Занятие 3,4.

Необходимые материалы: бумага, ручка, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Знакомство

2. Диагностический блок

3.Методика «Градусник»

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте  любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.

4.Методика « Рисунок несуществующего животного»

Материалы: простой карандаш средней твердости; стандартныйлист белой бумаги (не глянцевой).

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка, подтвердить результаты, полученные из наблюдения.                                            

Инструкция: ребенку предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя.

5.Тест на проверку психологической комфортности ребёнка в детском саду «Я в детском саду»

6.Ритуал завершения занятий. Получение обратной связи.

Занятие 5,6.

Необходимые материалы: карандаши, бумага

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня утром я был …..(эмоции). Потому что….»

2.Упражнение «Недружеский шарж»

Этот игровой прием поможет ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и "выливает" свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т. д. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете отразить его чувства словами типа: "Я вижу, ты сильно разозлился на Колю" или "Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают" и т. п. Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим "недружеским шаржем" (пусть ребенок совершит это в действительности).


3. Упражнение «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

4. Упражнение «Листок гнева»

"Листок гнева" можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!

5.Упражнение «Посчитал до десяти я и решил...»

По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с сыном или дочерью, как изменились его (ее) мысли и желания после "успокоительного" счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите ребенку освоить такой "взрослый" стиль мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно.

6.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 7,8.

Необходимые материалы: картинка дракона с головами, у которых разное настроение, красный и синий шарики или мячики.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(цветок). Потому что….»

2.Упражнение «Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

3.Беседа на тему «Мое настроение». Показать ребёнку картинку дракона с различным настроением у каждой головы и предложить определить своё настроение. Проговорить с ребенком о его настроении в данный момент, о его переживаниях, чувствах.

4. Упражнение «Тише - громче»

Ребенку показывается красный и синий шарики и говорится, что если красный шарик можно топать ногами, если синий, то нужно стоять спокойно.

Повторить несколько раз.

5.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 9-10.

Необходимые материалы:  магнитофон, записи спокойных (тихих)и громких музыкальных фрагментов

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(цвет). Потому что….»

2.Упражнение  «Шум дождя»

Ребенку предлагается поиграть с маракасом, имитирующий шум дождя под эдентичную музыку.

3.Упражнение «Моё настроение»

Предложить ребенку нарисовать свое настроение. Предложить ребенку рассказать почему у него такое настроение? И.д.

4.Упражнение «Считаем до 10».

 Беседа о том, что не всегда можно решить конфликт кулаками, нужно все обдумать, а для начала можно про себя сосчитать до 10

5.Упражнение «Вдох - выдох»

6.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 11-12.

Необходимые материалы: листы бумаги, магнитофон, музыкальные композиции.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(зверя). Потому что….»

2.Упражнение «Снежки».

Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.

3.Беседа «Какой Я…»

Предложить ребёнку рассмотреть картинку с гусеницами и определить, какое настроение у каждой гусеницами. Проговорить с ребенком о его настроении, поведении, о друзьях, родителях

4.Релаксация в процессе наблюдения за  «Водопадом»

5.Упражнение «Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

6.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 13-14.

Необходимые материалы:  бумага, карандаши, бубен, погремушка

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(эмоцию). Потому что….»

2.Упражнение «Рисуем 2 руками»

Предложить ребенку нарисовать дорожку на листе сначала правой, затем левой рукой.

3.Упражнение «Зайчики».

На звон бубенчика ребенок прыгает по ковру, на шум погремушки замирает. Повторить несколько раз

4. «Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

5.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 15-16.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(природное явление). Потому что….»

2.Упражнение «Выжимаем апельсин»

Предложить ребенку представить, что у него в руках сочный апельсин, нужно как можно сильнее сжать руку и выжить весь сок.

3.Упражнение «Волшебные линии».

Ребенок рисует в произвольном порядке линии, а затем ищет в них знакомые предметы, животных.

4.Беседа «Что хорошо, а что плохо»

- Помогать маме хорошо или плохо?

- Ухаживать за домашними животными хорошо или плохо?

- Валяться на улице в грязи хорошо или плохо? И т.д.

5.«Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 17-18.

Необходимые материалы:  магнитофон, музыкальные композиции, шарики красного, жёлтого, синего цветов, картинка с изображением лиц с настроением и ситуации.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(дерево). Потому что….»

2.Упражнение «Кричалки- шепталки-молчалки»

Когда педагог поднимает красный шарик — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтый — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синий шарик —нужно замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

3.Упражнение «Соедини лица детей и ситуации»

Ребёнку предлагается картинка с изображением лиц с  настроением и ситуации, чтобы соединить определённое лицо с ситуацией, далее проводится  беседа на тему «Какой я, когда…». Беседа о настроении, поведении, дружбе. Подвести итог беседы словами, что нужно быть добрым, нужно дружить с детьми и не обижать их и т.д.

4.Расслабление под музыку «Шум моря» 

5. «Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

7.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 19-20.

Необходимые материалы: листы бумаги

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(животное). Потому что….»

2.Упражнение «Попади в цель»

Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.

3.Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате.

4.Беседа на тему «Как вести себя, когда ты обиделся»

Предложить ребёнку картинку с изображением лягушат с разным настроением и предложить найти себя. Проговорить, что в случаях, когда ты обиделся можно сосчитать до 10, мысленно выжать апельсин, глубоко вздохнуть и выдохнуть.

5.«Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 21-22.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(одежду). Потому что….»

2.Упражнение «Моя семья»

Предложить нарисовать семью и рассмотреть рисунок, спросить, кто нарисован на рисунке и т.д.

3.Расслабление под спокойную музыку.

4.Упражнение «Говори»

- Я буду задавать вопросы, а ты должен будешь отвечать только после того как я скажи волшебное слово «говори»

- Какое сейчас время года?

- Назови летние месяцы….. и т.д

5.«Вдох - выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

6.Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 23-24.

Необходимые материалы: бумага, ручка, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(школьный предмет). Потому что….»

2.Упражнение  «Самоанализ» (научить ребенка способам самоанализа).

Ребёнку предлагается 3 раза закончить фразу: «Я злюсь, когда…». Затем, стоя нужно взять в руки  один лист цветной бумаги на выбор (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, черный) скомкать ее, проговаривая фразу: «Я злюсь, когда…» и бросить в центр круга (обруча).

3.Упражнение «Я рисую»

Ребёнку предлагается нарисовать все эмоции которые были обговорены в упражнениях ранее на заранее приготовленных кружочках. И рассказать какие эмоции он чувствует чаще остальных.

4.Ритуал завершения занятий.Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было

   интересно, важно, понравилось на занятии».

Список используемой литературы

1.Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 2004

2.Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986

3.Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007

4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2001

5.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.

6.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. - М.: Класс, 2005. - 336с.

7.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с

8.Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников.  Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

Занятие, направленное на коррекцию агрессивного поведения

Занятие, направленное на коррекцию агрессивного поведения дошкольников...

Рекомендации по организации индивидуальной коррекции речи у ребёнка с ОНР, I ур.речевого развития с синдромом Дауна.

Данные рекомдации прдназначаются учителям-логопедам и дефектологам для осуществления коррекции речевого развития неговорящих детей, детей с недостатками психофизического развития....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Домашние птицы". Воспитание навыка плавной речи в отраж...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ АФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА

В работе педагогов, работаю­щих в образовании, исполь­зуется много современных методов. Для коррекции аффективного по­ведения детей адекватным методом является сказкотерапия. Извест­но...