Главные вкладки

    Рекомендации по организации индивидуальной коррекции речи у ребёнка с ОНР, I ур.речевого развития с синдромом Дауна.
    методическая разработка по логопедии на тему

    Девицкая Ольга Станиславовна

    Данные рекомдации прдназначаются учителям-логопедам и дефектологам для осуществления коррекции речевого развития неговорящих детей, детей с недостатками психофизического развития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации по организации индивидуальной коррекции речи у ребёнка с ОНР, I ур.речевого развития с синдромом Дауна.

    ФИО, год рождения ребёнка

    Заключение ПМПК 

    ПМПК от        

    Асинхронное искажённое развитие. Парциальная несформированность ВПФ, смешанный тип.

    ОНР, I уровень речевого развития. Дизартрия.

    Актуальная проблема

    1. Слоговая структура слов и звукопроизношение грубо нарушены.

    2. Обращённую речь понимает.

    3. Фразовой речи нет (общается с помощью жестов, звукокомплексов,  малопонятных слов)

    4. Активный словарь ограничен, пассивный – бедный, не соответствует возрасту.

    5. Фонематический слух нарушен.

    Цель

    Работа направлена на коррекцию речевого развития ребёнка с ОНР I уровня речевого развития с синдромом Дауна в условиях группы компенсирующей направленности посредством специального обучения и воспитания.

    Задачи.

    Коррекция слоговой структуры слова.  

    Пополнение активного словаря.

    Формирование фразовой речи.

    Формирование грамматического строя речи.

    Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

    Развитие артикуляционной моторики, просодии.

     Коррекция звукопроизношения.

    Развитие импрессивной речи.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Развитие мимики и эмоций.

    Познавательное развитие.

    Форма работы: индивидуальная

    Методическое обеспечение.

    «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 

    В коррекционной работе использую  следующие пособия:

    • Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994.
    • Жукова О.С. Малыш учится говорить. Самые нужные игры и задания.  Москва: АСТ, 2014.
    • Жукова Н.С. « Формирование речи у детей с моторной алалией»
    • Методическое пособие для логопедов «От слова к фразе 2» Новиковой- Иванцвой Т.Н. 
    • Захарова Ю.В. Покажи и назови.
    • Боровская И.К. Пособие для детей с особенностями психофизического развития. Минск ОДО «ТОНПИК» 2004
    • Кучмезова  .В. Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребёнка с ОВЗ: Методические рекомендации.
    • Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы,, О.С. Гомзяк ,, ГНОМ,, 2011
    • «Логопедическую грамматику для детей от 2-4 (4-6) лет» О.А.Новиковской, Санкт - Петебург ,2012г.
    • Сюжетные картинки по развитию речи «Развивайся, малыш!» Закревской О.В. (К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраст)а / О.В. Закревская. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
    • Логопедический тренажёр «Дельфа»

    Срок реализации

    с сентября 2015 по май 2017 года.

    Здоровьесберегающие технологии:

    Су-Джок терапия

    Упражнения для развития речевого дыхания

    Пальчиковая гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Элементы кинезиологии

    Элементы логоритмики        

    Формы работы с родителями:

    Индивидуальные консультации.

    Открытые индивидуальные логопедические занятия.

    Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

    Содержание логопедической работы

    1. Развитие общей и мелкой моторики.

    Логоритмические упражнения.

    Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

    2. Развитие мимики и эмоций.

    Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

    3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

    Узнавание неречевых звуков.

    Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо.

    Подключение движений руками .

    Узнавание звука на фоне ряда звуков.

    Узнавание звуков на фоне слова.

    Определение первого гласного звука в слове.

    Определение последнего гласного и согласного звука в слове.

    4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

    • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

    Дутье в музыкальные игрушки, упражнения ,,Сдуй бабочку с цветка,,:,, Забей мяч в ворота,,; ,,Подуй на перья,,

    • Артикуляционные упражнения для губ:

    - вытягивание трубочкой: ууууууууу

    -растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии

    -округление губ: оооооо

    -  -чередование улыбка-хоботок;

    - вибрация губами.

    • Артикуляционные упражнения для языка:

    - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

    -упражнение ,,Лошадка,,( присасывание языка к верхним альвеолам);

    - ,,Лопатка,, ( распластывание широкого языка и удержание его между зубами);

    -,,Болтушка,,( движение вперёд-назад при открытом рте);

    - ,,Кошечка,,(попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);

    - ,, Вкусное варенье,, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);

    -  ,,Часики,,(тянуться к ушам ,на счёт);

    -  ,,Качели,,(движение вверх-вниз);

    - ,,Маляр,,(движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу

    Постановка и автоматизация звуков: заднеязычных К,Г, шипящего (Ш), сонора (ЛЬ)

    Основная задача логопедического воздействия на первом этапе вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений

    5.1. Развитие импрессивной речи

    Основная задача логопедического воздействия - расширить объем понимания речи.

    5. Первый этап - предложения из аморфных слов-корней

    Задание 1. Назвать предметы, действия в той ситуации, в которой ребенок находится.

    Задание 2. Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок.

    Задание 3. Расширить пассивный глагольный словарь С помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.

    Задание 4. Научить детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается и т.д.

    Задание 5. Научить детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий.

    Задание 6. Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на чем?, выясняющие местонахождение предметов.

    Задание 7. Научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.

    Задание 8. Научить детей понимать вопросы что? кого?    (у   кого?), которые помогают выяснить объект действия.

    Задание 9. Научить детей понимать вопрос чем?

    Задание 10. Научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке.

    Задание 11. Предложить ребенку разложить картинки или игрушки в названной логопедом последовательности.

    Задание 12. Предложить выполнить в определенной последовательности действия без предмета.

    Задание 13 . Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности.

     

    5.2. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ

    Задание 15. Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

    С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.; потянуть звуки "а-а-а-а" (девочка плачет), "у-у-у" (труба гудит), "ау" (заблудились дети), "и-и-и" (плачет мышонок), "уа" (плачет Ляля), "ой-ой, аи-аи" (укусила оса).

    Задание 16. Провести упражнения для губ (например, сделать трубочку, остановить лошадку ("тпру"), попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы).

    Задание 17. Провести упражнения для языка (например, облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать "уколы" в каждую щеку; "почистить" зубы языком; пощелкать языком).

    Задание 19. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки). Допустимы искажения и замещения звуков.

    Задание 20. Предложить повторить за логопедом названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах.

    Задание 21. Вызвать у детей двухсложные предложения с помощью соединения слов: где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 19, 20.

    Задание 22. Научить ребенка выражать свои желания словесно:

    дай пить          хочу пить

    Итог логопедической работы

    В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

    Основные задачи логопедического воздействия:

    1) научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении), повеление + название предмета (существительное в форме винительного падежа); 2) заучить отдельные обиходные словосочетания; 3) произносить ударный слог слова; 4) расширить объем понимания речи.

    6.1. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

    6. Второй этап  — первые формы слов

    Задание I. Научить детей узнавать предметы по их назначению.

    Образец. "Покажи то, чем ты будешь кушать". "Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять". "Чем ты будешь чистить зубы?" "Чем ты нарисуешь домик?" и т.д.

    Задание 2. Научить детей узнавать игрушки (предметы или животных) по их описанию.

    Фрагмент   одного   занятия

    На столе находятся игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком он говорит: "У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы". Или: "Он круглый, красный, деревянный" и т.д.

    Задание 3. Научить детей соотносить слова одинмаломного с соответствующим количеством предметов.

    Замечание к проведению задания В условиях специализированного детского сада для детей с нарушениями речи это задание можно соединить с занятиями по счету

    Задание 4. Научить детей соотносить слова большой— маленький с величиной предметов.

    Задание 5. Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

    а)  без предмета

    иди — стой                  иди — прыгай

    садись — встань          беги — иди

    ложись — садись        беги — стой

    сиди — лети                прыгай — беги

    б)  с предметом или предметами

    возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Вове;

    возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.

    Задание 6. Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не:

    а)  без предмета

    иди — не ходи                прыгай — не прыгай

    садись — не садись         дыши — не дыши

    беги — не беги                вставай — не вставай

    ложись — не ложись      закрой глаза — не закрывай глаза

    пей — не пей                  пой — не пой

    б)  с предметом (мяч, обруч, кубик или любой другой предмет)

    возьми — не бери кубик                     дай — не давай обруч

    неси — не неси обруч                         спрячь — не прячь мяч

    подними — не поднимай мяч              убери — не убирай

    кубики

    Задание 9 . Научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение).

    Образец. Возьми: шар — шары, мяч — мячи, гриб — грибы, цветок — цветы,

    возьми (дай): кубик — кубики, карандаш — карандаши, лопату — лопаты, книгу — книги, картинку — картинки, тетрадь — тетради.

    Задание 10. Научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (II склонение).

    Образец. Покажи, где нарисован (ы) дом (а): перо — перья, стул — стулья, лист — листья, глаз — глаза, дерево — деревья, окно — окна, крыло — крылья.

    6.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ СЛОВ

    Задание 11. Научить детей называть имена близких людей, предметы или предметные картинки.

    Примерный   лексический   материал

    1. Имена близких людей, состоящие из двух слогов

    а)  одинаковых: мама, папа, баба, Тата, Ляля, дядя, няня;

    б)  из разных стогов с ударением на первом слоге: Вова, Нина, Валя, Ната, Толя, Оля, Коля, Таня, Митя, Витя, Капа, Лена, Поля, Галя, Тома, Катя.

    2.  Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, стул, хлеб, таз, рот, лес.

    3. Двухсложные слова

    а)  с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, боты, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма, сани;

    б)  с ударением на втором слоге: пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо.

    4.  Трехсложные слова

    а)  с ударением на втором (среднем) слоге: машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;

    б)   с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево;

    в)  с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолет.

    Задание 12. Научить детей "наращивать" слоги к концу слов .

    Например: зай-ка, гал-ка, пал-ка, ут-ка

    Прием логопедов стационарного отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи детской психоневрологической больницы № 6 (г Москва)

    Задание 13. Научить детей объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

    где зайка? — вот зайка       это ножка        тут пушка

    Примечание. От детей не требуется точной дифференциации по значению слов: вот, там, тут, здесь. Задание выполняется примерно так же, как и на первом этапе обучения (см. задание 21), Лексический материал подбирается таким образом, чтобы ребенок мог воспроизвести интонационно-ритмический рисунок слова.

    Задание 14. Научить детей отдавать команды (куклам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения.

    Например:

    иди             спи             неси           лови           дай

    сиди           пусти          ищи            зови            мой

    Замечание к заданию. Логопед добивается, чтобы ребенок сохранял ударный слог с ясным произношением конечного звука и, а затем дифтонгов ой, ей. Остальные звуки слов могут быть приближенными или замещаемыми.

    Логопед подбирает речевой материал на свое усмотрение, а глаголы по сходству последнего слога. На начальных этапах речевого развития достаточно, чтобы у детей в запасе было 8-10 названий действий. В трехсложных словах может опускаться один слог, стечения согласных могут опускаться во всех словах.

    Задание 15. Научить детей объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа. Например:

    Нина, лови.            Лежи, Миша.          Пей, Оля.

    Задание 16. Научить детей объединять слова: обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного:

    а)  винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа

    дай                  мяч                 шарик             грибок

    б)  винительный падеж существительного имеет окончание -у-

    вату               лопатку          собаку

    возьми            куклу             пирамиду        мишку

    игрушку          зайку

    палку             чашку            утку

    дай                 ложку                                  корову

    вилку

    Игровой   прием   к   заданию

    "Подскажи нужное слово". Дети садятся вокруг стола. На столе разложены перевернутые картинки. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей: "Вова, вымой..." Вова открывает одну из лежащих картинок и называет ее (руки, уши, лицо). Вова выполняет это действие (имитирует мытье рук, ушей, лица).

    Задание 17. Научить детей грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием -у) падежей одних и тех же слов.

    это утка — дай утку              это машина — дай машину

    это собака — дай собаку        это лопата — дай лопату это киса — дай кису

    Задание 18. Научить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить,

    мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединять их в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

    Игровой   прием   к   заданию

    "Угадай, кто что будет делать". На столе сидят куклы, одетые по-разному в зависимости от того, что они будут делать: кукла, одетая в пальто, шапку или пижаму; кукла, сидящая в фартучке, с ложкой в руке; кукла с карандашом и листком бумаги и т.д.

    Логопед предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.

    Задание 19. Проследить, чтобы в общении дети использовали имеющиеся в их активной речи словосочетания, например выражали желания (дай + существительное, хочу + инфинитив), спрашивали разрешение (можно + инфинитив или существительное), выражали повеление и т.д.

    Примерные обиходные словосочетания: дай (хлеба, воды, игрушку); налей (супу, киселя, воды, молока); хочу (есть, пить, спать, гулять, играть); можно спать? можно идти? можно гулять? можно кушать? можно встать? идем (играть, гулять, строить, лепить); мой (лицо, уши, руки, шею).

    Итог логопедической работы

    На втором этапе логопедической работы по формированию устной речи дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонение глагола единственного числа + винительный падеж существительного; разграничено употреблять именительный и винительный падежи некоторых слов; выражать свои желания, употребляя наречия модальности можно (надо, не надо) + инфинитив отдельных глаголов (пить, спать, гулять, есть).

    Дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухи желательно трехсложных слов. При работе над

    звукопроизношением можно ограничиться следующими согласными звуками: п(б), м, т(д), н, к,х(г), без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие и звуком и. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, названной взрослым, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные логопедом к деталям сюжетных картин.

    Основные задачи логопедического воздействия:

    1) научить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени; 2) воспроизводить ритмика-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных (кроме звука ы); 3) в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

    7.1. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

    7.Третий этап — двусоставное предложение

    Задание 1. Научить детей различать слова (существительные), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком.): Например:

    земля — змея     горшок — порошок   крыша — крыса

    Задание 2. Научить детей различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

    Кого несут, а кого везут.       Кто купается, а кто катается. Что висит, а что стоит.         Кто копает, а кто покупает.

    Задание 3. Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

    моет — умывается — стирает           несет — везет

    бежит — прыгает                              подметает — чистит

    лежит — спит                                   шьет — вяжет

    строит — чинит

    Игровой   прием   к   заданию

    "Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?" Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.

    Игру "Покажи, кто спит, а кто лежит" или "Покажи, кто везет, а кто несет" можно провести по демонстрируемым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сюжетом.

    Задание 4. Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:

    застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку — надень шапку;

    отнеси — принеси, намочи — отожми, завяжи — развяжи, открой — закрой, найди — спрячь, войди — выйди, вымой — вытри, включи — выключи.

    Задание 5. Научить детей понимать действия, изображенные на сюжетных картинках:

    вытирается — вытирают, одевается — одевают, купается — купают, катается — катают, умывается - умывают, обувается — обувают, качается — качают, причесывается — причесывают.

    Задание 6. Научить детей различать значения приставок в страдательных причастиях: завернут (-а, -ы) — развернут (-а, -ы) кукла, конфета; завязан (-а, -ы) развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки; застегнут (-ы, -о) — расстегнут (-ы, -о) пальто, воротник; одет (-а) —раздет (-а) кукла, девочка, мальчик; открыт (-а, -о) — закрыт (-а, -о) окно, шкаф, форточка.

    Задание 7. Повторение пройденного (см. задания 9, 10 второго этапа обучения):

    возьми шар — возьми шары, возьми конфету — возьми конфеты.

    Задание 8. Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие — одному лицу или нескольким лицам: Например:

    спит — спят                           летит — летят

    бежит — бегут                       лежит — лежат

    идет — идут                          везет — везут

    сидит — сидят                       едет — едут

    стоит — стоят                        несет — несут

    Задание 9. Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие. Например:

    Женя упал. — Женя упада.

    Женя встал. — Женя встала.

    Женя вымыл руки. — Женя вымыла руки.

    Женя вытер руки. — Женя вытерла руки

    Женя подмел пол. — Женя подмела пол.

    Задание 10. Научить детей различать, кому из них надо совершать действие:

    Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.

    Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку

    Катю.

    Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

    Задание 11. Научить детей определять взаимоотношения действующих лиц. Спросить о реальности изображенной ситуации.

    Задание 12. Предложить детям показать на сюжетных картинках, кто совершает действие совместно с каким-то лицом или предметом, а кто совершает это же действие один.

    Задание 13. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под.

    Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой для ребенка ситуацией: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч. Затем производится дифференциация предлогов: в— на; под — из-под; из — от; около — за.

    Задание 14. Научить детей объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по их общему назначению. Например: "Из предметных картинок отобрать все то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдешь гулять, если захочешь есть" и т.д.

    Задание 15. Предложить детям совершить действия с двумя предметами с целью научить их различать падежные значения. Например: "Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь" и т.д.

    Задание 16. Научить детей различать множественное и единственное число предложного падежа существительных.

    Задание 17. Научить детей понимать значения прилагательных, противоположных по значению:

    большой маленький (-ая)      низкий высокий (-ая) узкий широкий (-ая)              толстый тонкий (-ая)

    длинный короткий (-ая)

    Задание 18. Научить детей понимать значения слов, выражающих следующие пространственные отношения :

    вниз (внизу) вверх (вверху)          вперед (впереди)

    далеко (близко)                               назад (сзади)

    7.2. ФОРМИРОВАНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Задание 19. Научить детей отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: "Кто (что) это? Что (он, она) делает?"

    Задание 20. Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.

    Задание 21. Научить детей употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени.

    Примерный лексический  материал

    Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается, вытирается, причесывается.

    Задание 22. Предложить детям назвать и сравнить пары сюжетных картинок, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами:

    мальчик идет — мальчики идут

    мальчик бежит — мальчики бегут

    девочка стоит — девочки стоят

    мальчик спит — дети спят

    девочка поет — дети поют

    Задание 23. Сопоставить грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени.

    Задание 24. Научить детей договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

    Примерная сложность стихотворных текстов {выделенные слова дети самостоятельно договаривают)'.

    7.3. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

    Задание 25. Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух одинаковых слогов. Например:

    па-па              ма-ма              Та-та              ба-ба

    Задание 26. Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух открытых слогов:

    Ка-тя         Ма-ня         му-ха         у-ши           зу-бы

    Задание 27. Уметь разделить на слоги слова, состоящие из трех открытых слогов1. Например:

    ма-ши-на

    ло-па-та

    ма-ли-на

    ко-ле-но

    Задание 28. Научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки: мак, дом, кот, суп, рот, нос, зуб.

    Если дети не могут выполнять задание, следует перенести его на следующий этап обучения.

    7.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Задание 29. Научить детей четко произносить звуки и и т в глаголах 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения: спит, лежит, ходит, кипит, шумит, бежит, сидит, говорит, сушит и т.д .

    Итог логопедической работы

    К концу третьего этапа обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиходно-разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

    Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

    Основные задачи логопедического воздействия:

    1) научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-4 слов; 2) научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов; 3) сформировать простейшие навыки связной речи.

    8.1. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

    8. Четвертый этап —предложения из нескольких слов.

    Методические указания. Повторить задания на развитие понимания речи, предлагаемые на втором и третьем этапах обучения. Обратить внимание на понимание детьми грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов.

    8.2.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ

    Задание 1. Научить детей отвечать на вопросы: кто это! что он (она) делает! после чего составить предложения по моделям:

    а) именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

    Примерный  лексический  материал

    СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ пьет— чай, молоко, кофе ест — (кушает) суп, мясо, хлеб, арбуз, яблоко лепит — шарик, гриб(ок), дом(ик), цветок несет — мяч, гриб, кубики, мешок, самолет

    моет — полы, окно, руки,лицо, уши, нос ловит — мяч читает — письмо

    СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ сажает — цветы, лук, маки

    убирает — книги, игрушки

    собирает — грибы, цветы, ягоды

    стирает — белье, носки, чулки, платок, трусы

    подметает — двор, пол

    закрывает — шкаф, дверь, окно пишет — письмо

    б) именительный падеж существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание -у).

    Примерный лексический  материал

    СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ

    ест — кашу, котлету, лапшу

    пьет — воду

    несет — лейку, банку, куклу

    лепит — утку, кошку, машину

    рисует — собаку, машину, козу

    ловит — бабочку

    варит — кашу, лапшу

    шьет — кофту, рубашку

    моет — раму

    СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ чистит — шубу, шапку читает — книгу, газету вешает — рубашку, кофту стирает — рубашку, майку подметает — комнату, улиц сажает — вишню, капусту убирает — комнату собирает — землянику закрывает — сумку

    Задание 2. Научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа).

    Примерный   лексический   материал

    Девочка дает сено козе.        Мальчик дает девочке цветы. Мальчик несет маме цветы. Нина несет бабушке очки. Собака дает девочке лапу.    Мама дарит девочке куклу. Девочка сыплет зерно           Мама дарит Вове велосипед.

    петуху.

    Задание 3. Научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: именительный падеж единственного числа + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа).

    а)  Предложить детям ответить на вопросы, поставленные к косвенному дополнению, выраженному творительным падежом, в значении орудия действия (с окончаниями -ом и -ой).

    Например:

    Чем мама режет хлеб? —          Чем посыпают дорожки? —

    Ножом.                                     Песком.

    б)  Научить детей составлять предложения по сюжетным картинкам. Например:

    Девочка гладит платье утюгом. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Вова рисует самолет карандашом. Девочка ест кашу ложкой. Девочка ест котлету вилкой.

    Задание 4. Научить детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: кто это? что он (она) делает? как он (она) это делает?

    Образец:

    Таня танцует /сак? — Хорошо. Витя танцует как?

    Плохо.

    Нина поет как! — Громко. Оля поет как! — Тихо.

    Задание 5. Научить детей отвечать на вопрос у кого? (конструкция с предлогом у).

    Загадки о животных: "У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого

    большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?".

    Задание 6. Предложить детям выполнить поручение: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом в, который может опускаться).

    а) При ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов логопеда.

    Желательны развернутые ответы.

    ЛОГОПЕД

    Поставь игрушки в шкаф.' [3]Скажи, куда ты их поставил.

    Положи кубики в ящик. Скажи, куда ты их положил.

    РЕБЕНОК.

    Я поставил игрушки (в) шкаф.

    Я положил кубики (в) ящик.

    б) Дети изменяют формы слов с помощью окончания (в безударном положении фонетически близко к и). Желательны развернутые ответы.

    ЛОГОПЕД

    Где лежат кубики? Где лежит платок? Где лежат ключи?

    ребенок

    Кубики лежат (в) кармане. Платок лежит (в) кармане. Ключи лежат (в) сумке.

    Задание 7. Предложить детям выполнить поручение: поместить предмет на поверхности чего-то и ответить, куда помещен (положен, поставлен) предмет (конструкции с предлогом на).

    Задание 8. Предложить детям выполнить поручение: положить (спрятать) предмет подо что-то (конструкция с предлогом под).

    Задание 9. Предложить детям сравнить пары сюжетных картинок и составить по ним предложения.

    Кошка сидит под стулом. — Кошка сидит на стуле. Мяч лежит под столом. — Мяч лежит на столе. Собака сидит под кустом. — Птичка сидит на кусте. Белка сидит под елкой. — Белка сидит на елке.

    Задание 10, Научить детей отвечать на вопрос, с кем совместно совершается действие (конструкции с предлогом с):

    Задание 11. Научить детей отвечать на вопросы о направленности совершаемого действия (конструкции с предлогом к):

    Задание 12. По сюжетным картинкам выучить с детьми следующие выражения:

    а)  едет, катается на + предложный падеж единственное число (машине, самолете, осле, коне, самокате, велосипеде и т.д.);

    б)  катается на + предложный падеж множественное число (лыжах, санках, коньках, качелях);

    в)  играет в + винительный падеж (мяч, куклы, прятки, кубики и т.д.).

    Сроки динамического контроля

    Январь 2016 г.

    Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

    Особенности речевого развития _______________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
    ___________________________________________________________________________

    Корректировка программы  ___________________________________________________

    Май 2016 г.

    Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

    Особенности речевого развития _______________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

    Сроки динамического контроля

    Январь 2017 г.

            Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

    Особенности речевого развития _______________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Корректировка коррекционной работы  ___________________________________________________

    Январь 2017 г.

    Сроки динамического контроля

                    Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

    Особенности речевого развития _______________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Корректировка коррекционной работы  ___________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с воспитанником с ограниченными возможностями здоровья (с синдромом Дауна), фрагмент

    В материале подобраны и адаптированы дидактические игры и упражнения для индивидуальной работы с воспитанником с ОВЗ (с синдромом Дауна, психологический возраст 3 года).В представленном фрагменте план...

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы.Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...

    Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

    Организация пропедевтического периода в контекте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ

    Материалы участия в VIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной, КГУ, гор. Курск, 2015 г....

    Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

    Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста с задержкой речи...

    Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

    КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР...