Тематическая неделя "Сельскохозяйственные профессии" (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Все виды детской деятельности направлены на ознакомление детей с сельскохозяйственными пофессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selskohozyaystvennaya_nedelya.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Сельскохозяйственные профессии»

(подготовительная группа)

Задачи: закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий; расширять знания о труде в деревне; формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм; развивать речь, обогащать словарь детей.

Рассказ воспитателя о сельскохозяйственных профессиях.

- Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда не задумывались, откуда берутся эти продукты?

Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное, ребята, то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.

Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства для того, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц. Их труд нелёгок, отнимает много сил и времени. В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает специальная техника, в которой он должен хорошо разбираться.  Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами… Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

Недавно на селе появилась новая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Это человек, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Фермер – это человек, который ведёт хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера огромное хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц. Все члены его семьи трудятся с раннего утра до позднего вечера. (Показывает иллюстрации с изображением колхозного двора). У фермера много земли и эту землю пашет тракторист. Тракторист – это рабочий управляющий трактором. Одна из главных профессий на селе – агроном.

Не застать весною дома, днём и ночью агронома.

Дом его весной – поля, сева ждущая земля!

(Е. Санин)

Агроном – специалист сельского хозяйства, который знает всё о растениях: как и когда их высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы.

- Ребята, давайте отправимся в путешествие, в село и сами станем трактористами, агрономами и фермерами.

Опыт «Посадка семян»

Так как у нас нет тракторов, мы сами превратимся в тракторы. Давайте возьмём лопатки и вспашем землю на нашем «поле». А теперь мы станем агрономами. Перед вами – коробочки с семенами. Давайте разберём их по сортам, а затем засеем наше «поле».

- Мы сейчас превратимся в фермеров, и я прошу вас помочь мне. Как закончить эти предложения?

Пшеница растёт на…

Хлеб пекут из…

Яйца несут…

Сметану делают из…

Сахар делают из…

- Кроме этих профессий есть и другие сельскохозяйственные профессии, такие как: свинарка, пастух, доярка, зоотехник и другие. О них мы поговорим в другой раз.

- Ребята, давайте с вами нарисуем то, что больше всего понравилось в путешествии. Какие вы сегодня молодцы, потрудились на славу.

- Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему? Важен ли труд агронома? Нужен ли труд тракториста на селе? Почему?

Вот как, дети, живут и работают люди в деревне: кто-то ухаживает за животными, кто-то работает на земле. Работают в деревне люди, которые труда не боятся.

Дидактическая игра «Определи профессию по результату труда»

Цель: учить определять профессию людей по результату их труда, по аналогии задавать вопросы о людях разных профессий.

Воспитатель объясняет детям, что работу большинства профессий можно оценить по результату их труда. Задаёт вопрос, дети должны ответить тем же предложением, только вместо слова «кто» вставить название профессии человека.

- Кто вылечил больное животное? (Ветеринар вылечил больное животное).

- Кто работает на комбайне? (Комбайнёр работает на комбайне).

- Кто отремонтировал трактор? (Слесарь отремонтировал).

- Кто ведёт машину? (Шофёр ведёт машину).

- Кто испёк мягкий, душистый хлеб? (Пекарь испёк хлеб).

- Кто заботится о сельхозрастениях? (Агроном заботится о растениях).

- Кто надоил много молока? (Доярка надоила много молока).

- Кто кормит животных на ферме? (Скотник кормит животных).

- Кто ухаживает за телятами? (Телятница ухаживает за телятами).

Дидактическая игра «Отгадай, что мы задумали»

Цель: закреплять знания детей о трудовых процессах на животноводческих фермах, воспитывать уважение к труду; упражнять в умении имитировать разные трудовые действия по уходу за животными.

Игровые правила: вспомнить и изобразить такие действия, которые знакомы детям из наблюдений, рассказов, собственной деятельности по уходу за животными в группе. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия: считалочкой выбирается отгадывающий (водящий). Он выходит из комнаты. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. Отгадывание действия.

- Сейчас мы будем показывать разные действия работников, а тот, кого выберем считалочкой, будет отгадывать, что мы изобразили: «Катилось яблочко мимо сада, мимо града, кто поднимет, тот и выйдет», - произносит педагог считалочку. Тот, на кого указано с последним словом считалки, выходит за дверь. А дети, оставшиеся в группе, договариваются, что они будут изображать: рвать траву и кормить ею животных, косить траву, доить корову, приготавливать корм, делать уколы телятам, поросятам и т. д. Если водящий не мог сразу определить, какое действие изображали дети, надо повторить ещё раз. Если же и тогда ребёнок не отгадывает, он платит фант, который в конце игры выкупает, т. е. выполняет задание, придуманное детьми.

Познавательное развитие

Беседа «Как сделали томатный сок»

Цель: познакомить детей с трудом овощеводов и рабочих плодоовощного консервного завода; воспитать уважительное отношение к этим профессиям.

Беседа «Как хлеб на стол пришёл»

Цель: закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что в нашей стране для всех людей хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе.

Речевое развитие

Игра «Кто, где живёт»

Свиньи живут в …свинарнике.

Коровы живут в …коровнике.

Козы живут в …сарае, хлеву.

Лошади живут в …конюшне.

Кошки живут в … доме.

Собаки живут в …конуре, доме.

Пальчиковая игра «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

Пирожки да плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно! Сжимают и разжимают пальчики.

Прихлопывают ладонями, «лепят». Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Гладят живот.

Булка колосом росла,

Зерном под жерновом была,

А в печи её испёк

Добрый мастер – хлебопёк!

Дети поднимают руки вверх, покачивают ими влево - вправо. Выполняют упражнение «Кормление птиц». Хлопают одной округлой ладошкой по другой. Выполняют упражнение «Поднос». Поднимают большие пальцы рук.

Эксперименты с мукой

Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определённые задания, вы поможете мне узнать, что же в нём написано.

В первой клетке живёт буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)

Во второй клетке живёт буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)

В третьей клетке живёт буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)

В четвёртой клетке живёт буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нём на втором месте. (А)

- Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось! (МУКА)

- А для чего нужна мука? (Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье)

- Предлагаю изучить свойства муки. Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (У муки есть запах, но он особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Лёгкая, мягкая, пышная, воздушная) – мука мягкая, пушистая.

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. (Оказывается на муке можно писать и рисовать).

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась).

Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто; смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая).

Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того, чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.

Сейчас, в один из стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождём.

Физкультминутка

Дидактическое упражнение с мячом. ( Ведущая, задавая вопрос, бросает мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)

- Откуда хлеб пришёл? (Из магазина)

- А как попал в магазин? (Из пекарни)

- Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)

- Из чего пекут хлеб? (Из муки)

- Из чего делают муку? (Из зерна)

- Откуда зерно? (Из колоса пшеницы)

- Откуда пшеница? (Выросла в поле)

- Кто её посеял? (Хлеборобы)

- Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (Из зерна)

- Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис кукуруза, рожь, гречиха).

Выращивают много зерновых культур и из них потом выпекают различные изделия.

- У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овёс, пшеница, кукуруза, рис, гречка).

- А теперь сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок. Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)

- А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

- А почему же мука белая?

Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зёрен получается чистая белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

Физическое развитие

«Колоски» (релаксация)

- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. (Дети присаживаются).

- Тёплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети встают, поднимают руки вверх).

- Колоски тянутся к солнышку. (Дети протягивают руки вверх).

- Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (Дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).

- И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

«Мельница»

За работу жернова,

Зёрна перетрём сперва.

(Делаем вращательные движения: руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз).

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай.

(Вращательные движения кулачками перед грудью).

Крепче трём зерну бока,

Получается – мука!

(Скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой.)

Тематическая неделя «Сельскохозяйственные профессии»

Понедельник

1 половина дня

Рассматривание пшеничного колоса (СКР)

Цель: рассказать детям о злаковых культурах.

Беседа «Откуда хлеб пришёл? (ПР)

Цель: познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол.

Игра «Цепочка» (РР)

Цель: закрепить умение детей изменять слова по образцу.

Внесение репродукции М. Клодта «На пашне» (ХР)

Цель: рассмотреть произведение, подвести детей к теме недели.

Физминутка «Мельница» (ФР)

Цель: познакомить детей с игрой.

Прогулка

С/р игра «Пекарня» (СКР)

Цель: учить спокойно договариваться в игре.

Наблюдение за поведением насекомых (ПР)

Цель: выяснить влияние погоды на поведение насекомых.

Игра «Где что зреет» (РР)

Цель: активизировать словарь детей.

Подвижная игра «Коршун и наседка» (ФР)

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления.

Подвижная игра «Мышеловка» (ФР)

Цель: закреплять умение убирать рабочее место.

2 половина дня

Рассказ воспитателя о работе агронома (СКР)

Цель: углублять знания детей о профессиях.

Познавательно – исследовательская деятельность с мукой (ПР)

Цель: познакомить детей со свойствами муки.

Чтение К. Ушинский «»Как рубашка в поле выросла» (РР)

Цель: обсудить произведение.

Конструктивно – модельная деятельность из палочек «Мельница» (ХР)

Цель: продолжать закреплять умение выкладывать по образцу.

Самостоятельные игры в физкультурном уголке (ФР)

 Цель: способствовать развитию физических качеств.

Вторник

1 половина дня

Ситуативный разговор «Вспомнить, как надо кушать» (СКР)

Цель: совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным.

Замешивание солёного теста (ПР)

Цель: учить пользоваться мерными ёмкостями.

Размещение в книжном уголке подборки иллюстраций и картинок с изображением сохи, плуга, труда крестьян в поле (РР)

Цель: расширять знания о труде людей на селе.

Изготовление муляжей хлебных изделий из солёного теста (ХР)

Цель: привлечь детей к изготовлению атрибутов в игре.

Домино «Виды спорта» (ФР)

Цель: вспомнить названия видов спорта, правила игры.

Прогулка

Наблюдение за трудом взрослых на огороде (СКР)

Цель: формировать интерес к сельскому хозяйству.

Упражнение «Классификация» (ПР)

Цель: совершенствовать умение детей классифицировать овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Пословицы и поговорки о хлебе (РР)

Цель: формировать уважение к труду взрослых, формировать бережное отношение к хлебу.

Раскраски по теме недели (ХР)

Цель: формировать умение доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра «Чья колонна быстрее построится?» (ФР)

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны.

Подвижная игра «Совушка»

Цель: упражнять детей в равновесии.

2 половина дня

Домашние заготовки «Работа фермера» (СКР)

Цель: учить детей выступать перед сверстниками.

Беседа «Как сделали томатный сок» (ПР)

Цель: познакомить детей с трудом овощеводов и рабочих плодоовощного консервного завода; воспитывать уважительное отношение к этим профессиям.

Чтение Л. Кузьмин «Заветное дело» (РР)

Цель: обсудить произведение.

Ручной труд «Колосок» (ХР)

Цель: развивать ручную умелость и фантазию.

Эстафеты «Собери урожай», «Полоса препятствий» (ФР)

Цель: закрепить правила передачи эстафет.

Среда

1 половина дня

Работа на метеостанции (СКР)

Цель: продолжить заполнение дневника наблюдений.

Внесение альбома «Сельскохозяйственная техника» (ПР)

Цель: познакомить детей со специальной техникой, работающей на селе.

Составление рассказов по репродукциям на тему «Сбор урожая» (РР)

Цель: совершенствовать умение составлять рассказы, используя эпитеты и сравнения.

Рассматривание репродукций по теме «Сбор урожая» (ХР)

Цель: продолжить учить внимательно рассматривать картины.

Физминутка «Трактора» (ФР)

Цель: удовлетворить потребность в движении.

Прогулка

Труд на огороде (СКР)

Цель: формировать трудовые навыки, воспитывать трудолюбие.

Наблюдение за травой (ПР)

Цель: выяснить изменения, происходящие в природе осенью.

Пальчиковая игра «Хлеб» (РР)

Цель: развивать моторику и речь.

Изготовление схем постройки коровника (ХР)

Цель: воспитывать аккуратность при составлении схем на листах.

Подвижная игра «Быстро возьми» (ФР)

Цель: развивать ловкость, быстроту.

«Эстафета парами»

Цель: учить бегать в парах, держась за руки, стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников.

2 половина дня

 Настольные игры «Танграм», «Колумбово яйцо» (ПР)

Цель: развивать логическое мышление и пространственное восприятие.

Отгадывание загадок о тракторе, бульдозере и т. д.  (РР)

Цель: развивать мышление и креативность.

Конструирование «Коровник» (ХР)

Цель: закреплять навыки конструирования по схеме.

Игра «Кто скорее свернёт ленту» (ФР)

Цель: развивать ловкость и моторику.

Четверг

1 половина дня

Беседа «Что такое красота и для чего она нужна» (СКР)

Цель: формировать основы нравственного поведения.

Решение примеров на состав числа с палочками Кьюзенера (ПР)

Цель: продолжать формировать математические представления.

Дидактическая игра «ОТ зёрнышка до булочки» (РР)

Цель: закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года (весной, летом, осенью, зимой).

Рисование по замыслу «На селе» (ХР)

Цель: закреплять изобразительные навыки, умение передавать перспективу.

Самостоятельные игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием.

Прогулка

Разрезные картинки «Символика России» (СКР)

Цель: вспомнить о значении флага и герба страны.

Логические таблицы и знаки по теме «Овощи и фрукты» (ПР)

Цель: продолжить учить детей составлять загадки, используя знаки-отрицания.

Дыхательные упражнения по выбору воспитателя (РР)

Цель: вспомнить знакомые игры.

Настольная игра «Несуществующее животное» (ХР)

Цель: способствовать развитию креативности.

Подвижная игра Коршун и наседка» (ФР)

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: учить детей перепрыгивать ров шириной 70-100 см с разбега, стараясь, чтобы не поймал волк.

2 половина дня

Дидактическая игра «Определи профессию по результату труда» (СКР)

Цель: учить определять профессию людей по результату их труда. Учить задавать вопросы о людях разных профессий.

Самостоятельная деятельность в экспериментальном уголке (ПР)

Цель: вспомнить о технике безопасности при проведении некоторых опытов.

Чтение стихов о профессиях на селе (РР)

Цель: Закреплять умение внимательно слушать произведение.

Слушание песен о сборе урожая (ХР)

Цель: формировать музыкальную культуру.

Релаксация «Колоски» (ФР)

Цель: снять напряжение.

Пятница

1 половина дня

Рассказы из опыта «Улица, на которой я живу» (СКР)

Цель: уточнить и расширить знания детей о своей улице, почему она так называется.

Игра «Выбери пятиугольники» (ПР)

Цель: продолжить знакомство детей с многоугольниками.

Упражнение «Составь предложение» (РР)

Цель: закрепить умение составлять предложения с заданным словом.

Аппликация «Консервированные овощи и фрукты» (ХР)

Цель: изготовить атрибуты к игре «Магазин консервированных продуктов».

Игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием (ФР)

Цель: способствовать развитию физических качеств.

Прогулка

Наблюдение за осенней погодой (ПР)

Цель учить детей отмечать состояние осенней погоды.

Труд на участке «Подметаем дорожки» (СКР)

Цель: учить пользоваться веником и метёлкой.

Подвижная игра «Совушка» (ФР)

Цель: упражнять в равновесии.

Подвижная игра «Не попадись»

Цель: учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами.

2 половина дня

Рассматривание альбома «Моя  родина – Россия» (СКР)

Цель: способствовать развитию чувства патриотизма.

Дидактические игры по выбору воспитателя (ПР)

Цель: совершенствовать умение играть по правилам, развивать самоконтроль.

Игра «Назови слова, в которых второй звук гласный, (согласный)» (РР)

Цель: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Разрезные картинки «Музыкальные инструменты» (ХР)

Цель: закрепить умение классифицировать музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей с профессиями, подготовительная группа«Профессия Почтальон».

Данное занятие желательно проводить перед экскурсией на почту.Как  правило.почтовые отделения находятся недалеко от жилых районов,где собственно,имеются детские сады.Попробуйте договориться с раб...

Конспект встречи с родителями на тему: "Дошкольник и профессия" (подготовительная группа)

В данной статье представлен опыт ознакомления родителей с проблемой ранней профориентации дошкольников в форме встречи с интересными людьми и мастер – класса....

календарное планирование "Сельскохозяйственные профессии" подготовительная группа

Календарно-тематический план реализации педагогического проекта  «Сельскохозяйственные профессии» Подготовительная группа        Срок реал...

Конспект занятия «Стройка. Строительные профессии».Подготовительная к школе группа.

Занятиепопознаниювшкольноподготовительнойгруппе.Тема:"Стройка.Строительные професии"...