Проект "Удивительный мир живой природы"
проект

Ураева Наталья Николаевна

Проект "Удивительный мир живой природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Н. Луконин

«Удивительный мир живой природы»

Вид проекта: познавательно- исследовательский   

Продолжительность проекта: Долгосрочный: с 15.04.19  по 17.05.19  

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников

Актуальность

Природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой.   Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
 Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не могут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, жить этим творением, любить их, общаться с ними, бережно относиться к ним.

 Цель проекта:   Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Развитие познавательного интереса, ценностного отношения к природе.

Задачи проекта:

 -Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективного плана работы с детьми и родителями.

-  Формировать у детей основные природоведческие  представления и понятия о живой и неживой природе;

- Развивать понимание взаимосвязей в природе и месте человека в них;

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле, а также развивать эстетическое восприятие природы;

-Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- Вызвать интерес к проблеме загрязнения окружающей среды на земле.

- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

Этапы проекта.

Проект включает три основных этапа:

  1. подготовительный – постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования,  , детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
  2. исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
  3. обобщающий (заключительный) – обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

-У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

-Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.

 

-У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 

-Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

-Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

-Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

-Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

-  У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

-У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

-Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе .

 - К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

- Дети научатся проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Формы и методы экологической работы с детьми:

-НОД по формированию элементарных экологических представлений (тематические, интегрированные, комплексные, комбинированные);

-экологические экскурсии;

-уроки доброты;

-ведение календарей природы;

- праздник «День Земли»;

-КВН «Знатоки природы» итоговое мероприятие

-экологические акции  « Посади дерево»

-чтение и сочинение экологических сказок;

-викторины, конкурсы детских рисунков «Природа глазами детей».

Этапы работы над проектом

Первый этап – подготовительный

- определение цели и задачи проекта

-Составление перспективного плана, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, записей музыкальных произведений;

-Подготовка к занятиям,  беседам, опытам, играм;

-Создание предметно-развивающей среды: тематически материал в книжном уголке, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

-опрос родителей

-презентация

Второй этап – реализация проекта:

- проведение запланированных мероприятий по реализации проекта

- Привлечение родителей к   к совместной с детьми трудовой деятельности на участке.    

-Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус,   детская энциклопедия.)

-Привлечение родителей к творческой работе, экологическим акциям

Третий этап – заключительный:

- подведение итогов

- подготовка презентации

-альбом «Я и природа» (домашняя фотосъемка).

- итоговое занятие  КВН «Знатоки природы»

 Презентация проекта «Вода – это жизнь».

Формы работы с родителями:

- Беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному городу, советы, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные видеофильмы.

- Сбор фотографий по теме

- Консультация для родителей

  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Реализация проекта:

Познавательная деятельность

Занятие   «Знакомство с Красной книгой»

Занятие «Растения  - лёгкие нашей планеты»

Занятие «Берегите природу!»

Беседа «Где живёт вода?»

Беседа:   «Наш чистый город»  

Беседа «Правила поведения в лесу»

Беседа:  «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»

Беседа: «Вода в жизни человека».

Беседа о дождевых червях»

Беседы  «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Беседа и кто такие экологи? »

Рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;

Экскурсия по экологической тропе (по участку детского сада)

Опыты и исследовательски-поисковая деятельность:

Опыты: «Вода: свойства воды, её состояния», «В воде одни вещества растворяются, другие нет»,  «Ветер-это движение воздуха», «Сыпучесть песка», «Свойства мокрого песка», «Как увидеть воздух. Как услышать воздух» - опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.»  и др                  

«Влияние солнца и полива на рост растений»

Исследовательская деятельность на прогулке: сравнить одуванчик и мать-и-мачеху. Найти сходства и различия.

Художественно – речевая деятельность

 К.Ушинский «Утренние лучи»

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

Ф.Троицкий «Отчего зацвел цветок?»;В.Бманки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»

А. Прокофьев « Березка» Е.Чарушин «Воробей, Лисята  », «Медвежата»

В.Бианки «Четыре времени года».

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Художественно – эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность

Рисование   «Весенние цветы».

Рисование  «На лесных  тропинках», «Ветка с     листочками»

 Конструирования  Изготовление вертушки.

Лепка «Одуванчик » ,« Животные»

 - Аппликация (коллективная) « Наш дом природа»

 ИКТ

«Грибы и ягоды»,«Экология»,«Животные», «Весна»

 Слушание музыки:

Свиридов «Дождик»,

Шаинский «Облака»,

Аренский «Лесной ручеек»,

Малков «Мы на речку идем»,

Куликова «Капельки»,

Вережников «Под дождем»,

Римский – Корсаков «Океан – море синее».

Игровая деятельность: 

Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо?», лото  «Мир растений», лото  «Мир животных », «Посели в домики»

 Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию », «Какие цветы ты знаешь?»

Сюжетно – ролевая  игра «Мы – экологи»

Подвижные игры « Солнышко и дождик », «Ручеек», «Море волнуется раз» «Птички в гнездышках»

Физкультминутка «Животные в лесу », «Божья коровка»,

Трудовая деятельность

 - Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в группе.

-Уборка территории детского сада.

- Приведение в порядок клумб

- Посадка рассады цветов на клумбы.

Работа с родителями:

 - Беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, советы, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные видеофильмы.

-Консультация для родителей  « Организация детского экспериментирования в домашних условиях»   «Играя, познаем природу»

- Сбор фотографий по теме

- Конкурс рисунков « Красота природы»

- Экологическая газета «Живи, Земля!».

- Экологический  субботник с родителями по озеленению территории детского сада

Результаты реализации проекта:

 - Пополнились знания детей по экологии.

- Сформировались системы элементарных научных экологических знаний о растительном и животном мире, его многообразии.

-  Сформировались основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

-  Обогатился   словарь детей новыми понятиями.

- Познакомились с правилами поведения в природе.

- Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-  Появился интерес к проблеме загрязнения окружающей среды на земле.

- Повысился уровень экологических знаний у родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Сказка» комбинированного вида ПРОЕТК « Удивительный мир живой природы» Подготовила: Ураева Н.Н.

Слайд 2

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Н. Луконин

Слайд 3

Паспорт проекта Вид проекта: познавательно- исследовательский Продолжительность проекта : Долгосрочный: с 15.04.19 по 17.05.19 Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников

Слайд 4

Актуальность Природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не могут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, жить этим творением, любить их, общаться с ними, бережно относиться к ним.

Слайд 5

Цель проекта Формирование основ экологической культуры де­тей старшего дошкольного возраста. Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Развитие познавательного интереса, ценностного отношения к природе.

Слайд 6

Задачи проекта - Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективного плана работы с детьми и родителями. - Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; - Развивать понимание взаимосвязей в природе и месте человека в них; - Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле, а также развивать эстетическое восприятие природы; -Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности. - Вызвать интерес к проблеме загрязнения окружающей среды на земле. - Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

Слайд 7

Формы и методы экологической работы с детьми -НОД по формированию элементарных экологических представлений (тематические, интегрированные, комплексные, комбинированные); -экологические экскурсии; -уроки доброты; -ведение календарей природы; - праздник «День Земли»; -КВН «Знатоки природы» итоговое мероприятие -экологические акции « Посади дерево» -чтение и сочинение экологических сказок; -викторины, конкурсы детских рисунков «Природа глазами детей».

Слайд 8

Этапы работы над проектом Первый этап – подготовительный - Определение цели и задачи проекта -Составление перспективного плана, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, записей музыкальных произведений; -Подготовка к занятиям, беседам, опытам, играм; -Создание предметно-развивающей среды: тематически материал в книжном уголке, атрибуты к сюжетно-ролевым играм; -Опрос родителей -Презентация

Слайд 9

Второй этап – реализация проекта: - проведение запланированных мероприятий по реализации проекта - Привлечение родителей к к совместной с детьми трудовой деятельности на участке. -Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, детская энциклопедия.) -Привлечение родителей к творческой работе, экологическим акциям

Слайд 10

Третий этап – заключительный: - подведение итогов - подготовка презентации -альбом «Я и природа» (домашняя фотосъемка). - итоговое занятие КВН «Знатоки природы» Презентация проекта «Вода – это жизнь».

Слайд 11

Реализуемые мероприятия Познавательная деятельность Занятие «Знакомство с Красной книгой» Занятие «Растения - лёгкие нашей планеты» Занятие «Берегите природу!» Беседа «Где живёт вода?» Беседа: «Мусор Земле не к лицу…» Беседа «Правила поведения в лесу» Беседа: «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» Беседа: «Вода в жизни человека». Беседа о дождевых червях» Беседы «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Беседа и кто такие экологи? » Рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»; Экскурсия по экологической тропе (по участку детского сада)

Слайд 12

Опыты и исследовательски-поисковая деятельность : Опыты: «Вода: свойства воды, её состояния», «В воде одни вещества растворяются, другие нет», «Ветер-это движение воздуха», «Сыпучесть песка», «Свойства мокрого песка», «Как увидеть воздух. Как услышать воздух» - опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.» и др «Влияние солнца и полива на рост растений» Исследовательская деятельность на прогулке: сравнить одуванчик и мать-и-мачеху. Найти сходства и различия.

Слайд 13

Художественно – речевая деятельность К.Ушинский «Утренние лучи» Ф.Тютчев «Весенняя гроза» Ф.Троицкий «Отчего зацвел цветок?»; В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры» А. Прокофьев « Березка» Е.Чарушин «Воробей, Лисята », «Медвежата» В.Бианки «Четыре времени года». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 14

Художественно – эстетическое развитие: Продуктивная деятельность Рисование «Весенние цветы». Рисование «На лесных тропинках». Конструирования Изготовление вертушки. Лепка «Одуванчик » Лепка « Животные» Аппликация (коллективная) « Наш дом природа»

Слайд 15

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо?», лото «Мир растений», лото «Мир животных », «Посели в домики» Словесные игры : «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию », «Какие цветы ты знаешь?» Сюжетно – ролевая игра «Мы – экологи» Подвижные игры « Солнышко и дождик », «Ручеек», «Море волнуется раз» «Птички в гнездышках» Физкультминутка «Животные в лесу », «Божья коровка»

Слайд 16

Трудовая деятельность: - Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в группе. -Уборка территории детского сада. - Приведение в порядок клумб - Посадка рассады цветов на клумбы.

Слайд 17

Работа с родителями: -Беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, советы, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные видеофильмы. -Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» - Сбор фотографий по теме - Конкурс рисунков « Красота природы» Экологическая газета «Живи, Земля!». Экологический субботник с родителями по озеленению территории детского сада

Слайд 18

Результаты проекта: - Пополнились знания детей по экологии. - Сформировались системы элементарных научных экологических знаний о растительном и животном мире, его многообразии. - Сформировались основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе. - Обогатился словарь детей новыми понятиями. - Познакомились с правилами поведения в природе. - Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе. - У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе. - Появился интерес к проблеме загрязнения окружающей среды на земле. - Повысился уровень экологических знаний у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...

Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...