Проект "Речь и музыка"
проект (подготовительная группа)

Юрьева Оксана Викторовна

Образовательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_na_muz.docx58.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«МУЗЫКА И РЕЧЬ»

Автор проекта:

музыкальный руководитель

Юрьева Оксана Викторовна

г. Новый Уренгой

2017 год

Актуальность проекта

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы,  музыкальное  воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики, арттерапии в специальном образовании.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух,  развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. 

Один из способов развития речи дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу (голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер). Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально. Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Данный проект позволяет включить дошкольников в разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Существующие технологии освещают односторонних подход к решению коррекции речи на музыкальных занятиях. В связи с этим возникла необходимость дополнить содержание методами и приемами логоритмики.

Цель такого дополнения – решать задачи коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на музыкальных занятиях и в музыкальном воспитании в целом.

Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения, способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и, в конечном итоге, социальной реабилитации детей.

Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи, но способствует их развитию.

Цель проекта: создать условия для развития речи детей через музыкальную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Повышать  речевую активность детей, обогащение и активизация словаря средствами музыкального воспитания.
  2. Использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики: пение,  музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
  3. Систематизировать работу по использованию средств развития речи детей на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно.

Три этапа:

Первый этап -  пропевание гласных. Это вокализы, попевки на слоги (ма-мэ-ми-мо-му). В распевании – упражнения на развитие дыхания, голоса: скороговорки, пословицы, загадки, потешки. Цель этих упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Произношение  в динамике громко, тихо, высоко, низко, фальцетом, в разном темпе. Также пропевание  знакомых стихотворений, ответы на вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией. Дети очень любят голосовые игры, например, «Самолет»«Лошадка»«Поезд». Когда поставлены еще не все звуки, больше внимания уделяем двигательным упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование в пространстве).

На втором этапе активно внедряем в работу двигательные упражнения с пением («Заяц и лиса»«Найди свое дерево»«Цапля»«Снеговик Егорка» муз. М. Картушиной, танцы с пением («Курочка» муз. И. Конвенан, «Озорная полька» Л. Вахрушевой) и хороводы. Они помогают развитию координации пения с движением. Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, песенки-приветствия  («Ну-ка, все встали в круг Е. Железновой,  которые проводятся  в начале музыкального занятия. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, поэтому пальчиковую гимнастику включаем в каждое занятие.

Третий этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями («Как у наших у ворот»«Вот идет лиса» муз. О. С. Боромыковой, «Воробей» И. Конвенан). Этап посвящен в основном закреплению, отработке полученных навыков, на данном этапе необходимо давать творческие задания, направленные на речевую активность.

Если на первом этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу второго этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более сеткой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу третьего этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны. Очень важным средством логоритмики являются упражнения на развитие творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Развитию координации слуха, голоса и движения способствует и самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребенком.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используют детские музыкальные инструменты, т. к. игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки. Дети с удовольствием озвучивают  музыкально-шумовыми инструментами сказки, стихи, небольшие рассказы, подыгрывают песенкам («Где был, Иванушка?»«Пение птиц» польская народная песня, «Музыканты» Л. Вихаревой, играют пьесы композиторов-классиков («Итальянская полька» С. Рахманинова, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Сказки венского леса» И. Штрауса, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта).

Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.

2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.

3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.

Для музыкальных занятий необходима группа детей и, как минимум, двое взрослых - один за инструментом, другой с детьми в зале. Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы все взрослые были искренне вовлечены в происходящее на занятии, делали все с удовольствием. Только тогда педагоги сумеют "заразить" своим настроением детей.

Музыкальные занятия как средство развития речи детей

Музыкальное занятие - это не только последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыкальных часто легче, чем на других занятиях, проходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями - педагог, играющий произведения, которые ему нравятся, получает удовольствие, которое передает ребенку и всем присутствующим на занятии. С другой стороны, на музыкальном занятии у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий - он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и др.) и при этои получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.

При помощи совместного пения и музыкальных игр специалисты стимулируют  и активную речь ребенка.  При этом непроизвольный характер занятия и заинтересованная включенность в процесс пения всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что у них это не получается. Так, именно на музыкальных занятиях дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни, и с этого момента на занятиях логопеда появляется возможность работать с ребенком на новом уровне. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.

Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Некоторые элементы должны  обязательно присутствовать на каждом занятии: это движение под разную музыку, чтобы ребенок вошел в мир музыки, услышал ее и при этом понял или вспомнил, что разной музыке соответствуют разные типы движения (под марш дети ходят, под вальс кружатся и т.д.). После этого дети садятся полукругом около пианино и поют, некоторые песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. На некоторых этапах пение полезно начинать с распевания. Важно также позволить детям отдаться во власть ритма, например, при игре на шумовых инструментах (маракасах, трещотках).

Кульминационная часть занятия - хороводные танцы. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой.

На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все сидят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.

Таким образом, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

  1. Улучшению общего эмоционального состояния детей.
  2. Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений).
  3. Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции.
  4. Нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

В работе при разучивании танцевальных движений нужно использовать методику «Говорю и делаю», которая сопровождается ритмическими словами. 

Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вниз – вверх, как пружинки, пляшут ножки – «балеринки»Или«Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т. д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыкуразвивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля»«ти-ли-ли»«ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика-фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры«Угадай, что звучит?»«На каком инструменте играю?»«Двигайся, как подскажет музыка»«Сыграй, как я»«В лесу»,  «Кукушка» и т. д. Большое внимание нужно уделять голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии. В специализированных детских садах проводятся занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры. Программа «Ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры во всех детских садах на каждом музыкальном занятии.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкальноговоспитания в сочетании с решением коррекционных развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».

Литература:

1. Боромыкова О. С. «Логоритмика в детском саду», практическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. СПб Детство-Пресс, 1999 г.

2. Васильева М. А., Комарова Т. С., Гербова В. В. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Мозаика-Синтез, 2008 г.

3. Гадасина Л. ,Ивановская О. «Звуки на все руки», Детство-Пресс, 1999 г.

4. Картушина М. Ю. «Логоритмика», творческий центр «Сфера», 2006 г.

5. Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Программа обучения детей с недоразвитиемфонематического строя речи», Просвещение, 2005 г.

6. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», учебно-методическое пособие, Детство-Пресс, 2005 г.

Развитие речи через музыкально-творческие игры

на музыкальных занятиях в ДОУ.

             В последние годы, к сожалению,отмечается увеличение количества детей , имеющих нарушение речи.Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей. Музыкальное воспитание детей в детском саду  имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. На дошкольном этапе необходимо , чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей  и удержать интерес. Используя принцип «Говорю и делаю» в работе занятие условно разделено  на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между  собой:

1. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели в процессе  занимательной музыкальной деятельности проводится разминка- артикуляционная гимнастика.Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствует его охране, укрепляют здоровье ребенка. В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать языком попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами(покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение) , массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к.проводятся в игровой форме.

Игра- любимый вид деятельности ребенка.В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую  интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, а так же выравнивают гласные и согласные звуки. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям  очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира

( кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).В этих звуках непроизвольно формируется звукообразование. Дети  учатся  слушать свой голос и  играть с ним.  

2. Игры со звуком являются непременным условием в процессе занимательной музыкальной деятельности, ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный.Материалом для звука может служить все, что угодно: нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри -в общем, все то, что подскажет фантазия педагога.

Часто проводим игру «Волшебная коробочка».Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят , как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук: по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если  ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук.Ученые отмечают , что проекция кисти рук занимает одну треть в коре головного мозга.Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.Этому способствуют пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи.То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

В процессе музыкальной деятельности  создаём ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу-низкий звук, вверху-высокий, руки совершают отрывистые движения-звук отрывистый на стаккато. мягкие движения рук- плавный звук легато.  Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции-все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

4. Большое значение для закрепления речевых навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Для формирования ладотонального звука незаменимым являются задания на развитие песенного творчества «Что ты хочешь, кошечка ?», «Зайка, зайка, где ты был?», «Кто в домике живет?» и др.Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь , под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом  ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа-все это позволит добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка. Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел-который нужно зажечь».

Литература:

1. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду /М.Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.;

2. Музыка. Нестандартные занятия. /Сост. Н.Б. Улашенко. - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей» , 2008.

На дошкольном этапе необходимо , чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей  и удержать интерес. Используя принцип «Говорю и делаю» в работе занятие условно разделено  на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между  собой:

1. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели в процессе  занимательной музыкальной деятельности проводится разминка- артикуляционная гимнастика.Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствует его охране, укрепляют здоровье ребенка. В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать языком попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами(покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение) , массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к.проводятся в игровой форме.

Игра- любимый вид деятельности ребенка.В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую  интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, а так же выравнивают гласные и согласные звуки. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям  очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира

( кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины).В этих звуках непроизвольно формируется звукообразование. Дети  учатся  слушать свой голос и  играть с ним.  

2. Игры со звуком являются непременным условием в процессе занимательной музыкальной деятельности, ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный.Материалом для звука может служить все, что угодно: нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри -в общем, все то, что подскажет фантазия педагога.

Часто проводим игру «Волшебная коробочка».Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят , как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук: по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если  ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук.Ученые отмечают , что проекция кисти рук занимает одну треть в коре головного мозга.Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.Этому способствуют пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи.То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

В процессе музыкальной деятельности  создаём ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу-низкий звук, вверху-высокий, руки совершают отрывистые движения-звук отрывистый на стаккато. мягкие движения рук- плавный звук легато.  Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции-все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

4. Большое значение для закрепления речевых навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Для формирования ладотонального звука незаменимым являются задания на развитие песенного творчества «Что ты хочешь, кошечка ?», «Зайка, зайка, где ты был?», «Кто в домике живет?» и др.Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь , под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом  ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа-все это позволит добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка. Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел-который нужно зажечь».

Литература:

1. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду /М.Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.;

2. Музыка. Нестандартные занятия. /Сост. Н.Б. Улашенко. - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей» , 2008.

Мероприятия  проекта

№ п/п

Мероприятия

Форма проведения

Сроки

Работа с информационными источниками по теме проекта

Заседание рабочей группы

Сентябрь 2017

Диагностика воспитанников совместно с воспитателями

Наблюдение

Диагностика

Сентябрь 2017

Консультация для родителей по теме "Развитие речи средствами музыки"

консультация

Октябрь 2017

Онлайн-консультация для родителей на сайте детского сада

Онлайн-консультация

Октябрь 2017

Подбор музыкальных произведений для слушания

Методическая работа

В теч. проекта

Создание картотеки логоритмических упражнений

Методическая работа

В теч. проекта

Слушание музыки

Культурные практики (творческая мастерская)

Ноябрь 2017 – май 2018, один раз в неделю

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Досуги, развлечения

Ноябрь 2017 – май 2018, один раз в месяц

Мастер-класс по игре на народных инструментах для родителей и детей

Мастер-класс

Март 2018

Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов из подручных и бросовых материалов

Мастер-класс

Апрель 2018

Итоговая диагностика

Наблюдение Диагностика логопеда

Июнь 2018

Обобщение опыта по теме проекта

Выступление на семинаре

Июнь 2018

Оформление портфолио проекта

Оформление портфолио

Июнь 2018

Задачи: 
1.  Создать  мотивацию к общению с окружающими.
2.  Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
3.  Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.
4.  Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.
5.  Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.
6.  Организовать работу с педагогами ДОУ.
7.  Организовать работу с родителями.
Место реализации проекта: МБДОУ №12 «Берёзка»
Участники проекта: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели, специалисты ДОУ, дети и их родители.
Срок реализации проекта: 2 года (сентябрь 2011- май  2013год)
Материально-техническое обеспечение. 
В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет психолога,  кабинет логопеда, спортивный зал, изостудия и музыкальный зал. Подобрана фонотека классической, современной музыки, логопедические песенки, распевки, различные музыкально-ритмические игры и упражнения, а так же методическая  литература.
Приобретены фортепьяно, синтезатор, музыкальные инструменты, музыкальный центр, телевизор, компьютер, мультимидийный проектор, DVD-проигрыватель, разная аппаратура, что способствует достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми. 
Методическое обеспечение ДОУ. 
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу «Берегиня» дошкольного образования в соответствии с ФГТ. Учителем-логопедом совместно с музыкальным  руководителем был разработан календарно-тематический  план по обучению  грамоте детей старшего возраста.
В методическом и музыкальном кабинетах оформлен и систематизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирована фонотека, которая постоянно пополняется новинками.
Предполагаемые  результаты:
Для воспитанников:
повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;
речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей;
повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;
повышение чувства ритма, ладовое чувство;
появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения;
воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.
Для педагогов: 
повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;
проявление творческого самовыражения;
повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
целостное воздействие на речевую систему ребенка;
речевое раскрепощение ребёнка, с учётом  речевых возможностей.
Для родителей: 
повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи;
повышение музыкальной культуры;
формирование  любви к музыкальным произведениям и  песням;
мотивация родителей на активное сотрудничество;
мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания;
формирование активной родительской позиции;
повышение статуса семейного воспитания.

Этапы работы над проектом:
1 этап —  Подготовительный  (сентябрь 2011г — ноябрь 2011 г.)  
На подготовительном этапе были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов. 
Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер. Была проведена мною и учителем логопедом вводная диагностика, с результатами которой были ознакомлены педагоги ДОУ и родители детей.
С помощью метода наблюдений, анкетирования, беседы мы выяснили, что педагогический коллектив и родители, готовы к принятию нашего проекта  и нуждаются в теоретической и практической подготовке. Поэтому были запланированы консультации на темы: «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Учёт индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара», оформлены ознакомительные стенды в музыкальном зале, у логопеда, сделаны информационные книжки-передвижки  в старшей группе и в подготовительной к школе группе (логопедической).
В результате анализа состояния развивающей среды, педагоги предложили приобрести наглядные пособия: магнитофон в группу, подобрать фонотеку и музыкально-логоритмические игры. Определяя функции каждого, мы обозначили и свою роль: координация, планирование и организация деятельности по оптимальному использованию различных упражнений в образовательном процессе.
Нашими идеями заинтересовались родители, которые помогли приобрести материал для костюмов, в их пошиве, для красочного  проведения запланированных мероприятий и праздников. Предлагали  помощь в подборе музыкального материала, помогали делать презентации, а самое главное — включились в совместную работу с ДОУ и детьми, участвовали в организации мероприятий и их проведении.
Подводя итог подготовительного этапа, мы сделали вывод, что использование подготовленного материала, музыки, костюмов, участников,  всё это является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
2 этап —  Основной  этап реализации проекта (декабрь 2011 – февраль 2013 года) 
Особое место на этом этапе занимала  работа с детьми.  Ведь три кита, на которых стоит логоритмика – это и есть  методика, которая опирается  на связь движения, музыки и речи. Она включает в себя музыкально-двигательные, музыкальные, пальчиковые, речевые, и коммуникативные игры. 
Музыкально — ритмические движения – это одна из формы коррекции слоговой структуры слова. Танцы, ритмичные движения – это физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизируют физическую силу, вырабатывают грацию, координацию движения, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, влияют на кровообращение и способствовали выработке многих веществ, необходимых детскому организму. 
В процессе работы подбирала музыкальные игры на развитие внимания, ориентировку в пространстве, координацию движения, чувство ритма, речеслуховую память – что способствовало  правильному ритму дыхания.  Поэтому включала в работу  дыхательную  гимнастику, что помогало  выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение вдоха и выдоха. Дыхательная гимнастика оказывала на организм ребёнка комплексное лечебное воздействие: положительно влияла на обменные процессы, кровоснабжение;  улучшала дренажную функцию бронхов;  восстанавливалось нарушенное носовое дыхание. Обязательно добавлялась артикуляционная гимнастика, что позволяло осуществлять  развитие артикуляционной моторики. Данные занятия проводились как со всей группой, так и индивидуально.
Без пальчиковой гимнастики не проходит не одно занятие, ведь кончики  пальцев — есть второй головной мозг, рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Таким образом, формировалась и совершенствовалась моторика кисти и пальцев рук.  Упражнения  были в медленном темпе и ускорялись. Сначала  одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе, под музыкальное сопровождение и без него. Применяла метод наглядности, показом иллюстраций, пальчикового театра,  и  чаще всего  в стихотворной  форме.  Это стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Анализ работы образовательной области «Музыка» показал, что оптимальные результаты в этой деятельности,  давались при соблюдении следующих требований:
деятельность  была связана с целями и задачами  тематического планирования с учётом ФГТ; 
психофизическая нагрузка соответствовала  определенной последовательности; 
использовались  игровые приёмы, которые вызывали большой интерес у детей и активизировали их; 
обучение и коррекция проходила  в коллективе, с учётом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребёнка; 
виды деятельности варьировались  в зависимости от плана занятия и настроя детей.
На этом этапе работы  были разработаны рекомендации для педагогов.  Задания,  которые требовали особого внимания, рекомендовалось  выполнять с детьми, без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения, слова песен, стихи. Музыкальные  произведения рекомендовала  чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же упражнениям и  играм. Учитывая возрастные и индивидуальные особенностей детей, воспитатель самостоятельно определял степень  активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии. Перечень логоритмических упражнений и игр, является примерным и варьировался воспитателем с учётом интереса детей. Музыкальные  упражнения, постепенно усложнялись при переходе от одной возрастной группы к другой. 
Важным компонентом нашей инновационной идеи, считали подбор музыкальных произведений, т. к. неправильно подобранные  музыкально-двигательные упражнения,  могли оказывать отрицательное влияние на деятельность ребёнка.  Всем известно, что утомляемость и нежелание исполнять неправильно  подобранную песню, сложную ребёнку по произношению,  могут приводить к психическому напряжению. Существенное значение имеет репертуар,  который по-разному влияет на различные функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность. 
Грамотное использование логоритмических упражнений в образова-тельной деятельности и в режимных моментах, не только помогало поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшать функционирование высших нервных процессов, но и позволяло повысить эффективность работы детского сада. 
Готовясь к  запланированным праздникам, развлечениям, концертам, фестивалям,  проводилась большая  подготовка детей, как музыкальным руководителем и педагогами, так и родителями.  Разучивая песни, танцы, стихи, игры,  учитывалось то, что дети воспринимают информацию непосредственно. Поэтому, старалась подбирать материал, который  ребёнку знаком, легко воспринимается и заучивается, чтобы ребёнок чувствовал  себя комфортно со сверстниками (и это я считаю одним из результатов). 
В ДОУ  веду образовательную область ИЗО и изостудию «Весёлая кисточка». С  детьми был начат и успешно завершён  проект «Сказочная азбука». Дети рисовали те буквы, которые им довались с затруднением и подбирали песни на этот звук или букву. Использовали  различные техники рисования. Делая  акцент на звук, ребёнок, в ходе коррекционной работы, начал произносить правильно. Также подбирали загадки, сочиняли сказки, рассказы, песенки.  Родители помогли оформить выставку творческих работ. С этим проектом участвовали  на международном конкурсе. 
Важным моментом на данном этапе считаю заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музы-кальных моментов в повседневной жизни ребёнка. Родителей увлекла работа по разучиванию музыкальных произведений, упражнений, распевок, и мы с педагогами обнаружили интересный опыт семейного воспитания детей.  Дети рассказывали о том, как они разучивали дома с родителями, бабушками, родственниками и т. д.,  логоритмические упражнения, пели песни, исполняли музыкально-ритмические движения и слушали музыкальные произведения. 
Подводя итоги совместных мероприятий, мы сделали вывод, что стало увеличиваться количество родителей-участников в праздничных представлениях; мероприятия проходили вдвойне интересней, когда принимали участия дети и их родственники; дети  и родители были рады об-щению друг с другом,  даже папы теперь не ссылаются на занятость, а с удовольствием принимают участие в мероприятиях детского сада. 
3 этап «Рефлексивный» (март 2013 г. — май 2013год)
На заключительном этапе  была проведена повторная диагностика, которая дала положительные результаты, что подтверждается анализом  диагностического исследования. 
Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательной области:
1  балл — ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла — ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной  помощью взрослого;
4 балла — ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно. 
Виды музыкальной деятельности:
Слушание музыки: эмоционально воспринимает музыку, выражает своё отношение к услышанному; определяет  жанр музыкального произведения; способен придумывать сюжет  к предложенному произведению.
Распевание, пение, звукопроизношение:  поет естественным голосом, чисто интонирует;  эмоционально исполняет песню, передавая характер песни, четко произносит слова  и динамические особенности музыкального произведения.
Музыкально-ритмические движения: ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром; умеет выполнять танцевальные движения.
В результате реализованного  проекта у детей сформировались  коммуникативные навыки общения, логоритмика способствовала развитию речи, которая  стала более мелодичной и интонационно окрашенной,  нормализовалось дыхание. Увеличился словарный  запас  дошкольников, а также  улучшились  внимание и память. 
У наших воспитанников, занимающихся логоритмикой, развилось воображение, благодаря регулярным занятиям, возросли показатели в развитии  двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве. Интегрированный подход сочетания  речи и музыки, позволил  детям раскрыть творческие способности.
Детей, регулярно занимающихся логоритмикой, отличает умение общаться друг с другом, работать в парах, группах. Дети легко вступают в контакт, проявляют инициативу, готовность к общению, правильно воспринимают ситуацию, понимают её смысл, критически оценивают себя и сверстников.
Анализ деятельности педагогов, анкетирование показали, что у педагогов значительно повысился  интерес к проблеме. Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль нашей инновационной идеи, и пришли к выводам: большое значение имеет не только обучение, но и накопление методического запаса; логоритмика  незаменима при переключе-нии внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня. 
По результатам проведённой работы с родителями отмечается повышение заинтересованности в результатах развивающей работы с детьми, понимание необходимости этого проекта. У родителей  повысился  интерес к музыкальной культуре, к музыкальным произведениям, песням. Активно стали  принимать участие в жизни ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....