План-программа по пескографии
материал (младшая группа)

Шпынь Наталья Петровна

Тематическое планирование по пескографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа по пескографии

 

Пояснительная записка

Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия.

Одной из ведущих форм естественной деятельности детей являются игры с песком. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и этоделает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Именно поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Играя с песком, строя прекрасные песочные «картины», создавая различные изображения ребенок развивает фантазию, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия.

Рисование происходит непосредственно пальцами рук по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.

Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.

Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г « Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».

 

Цель программы: сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи:

Обучающие:

Обучить детей технике рисования на песочном столе, освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Научить детей использовать базовые приемы создания песочных изображений, точности и плавности движений, уметь рисовать пальцами обеих рук одновременно.

Развивающие:

Развивать художественно- творческие способности ребенка, самостоятельность, активность, инициативность в изобразительной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

Развивать речь, познавательные способности.

Развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные:

 Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы, усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

Основные принципы игр па песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующее возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; Исключается негативная оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

Предполагаемый результат к концу года:

 - Освоение детьми элементарных правил владения пескографией, техники песочного рисования.

- Создание рисунков в данной технике.

 - Развитие координации и мелкой моторики (развитие точности, координации движения рук и глаза, гибкость рук, ритмичность), совершенствование движения рук, умения работать кистью и пальцами обеих рук руки и глаза.

- Развитие внимания, усидчивости, межполушарного взаимодействия, зрительномоторной координации.

Основные виды и формы совместной деятельности:

Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.

Индивидуальные объяснения и соавторство.

Фото и видео выставки текущих работ.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001.
  2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика,1991.
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1974.
  4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс,2006.
  6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
  8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
  9. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
  11. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
  13. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение,1971.
  14. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  15. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  16. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  18. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Сфера, 2008.
  19. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Радянська школа, 1986.
  20. Мелик – Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. – М., 1995.
  21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 1981.
  22. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  23. Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.

Комплексно – тематическое планирование

 

п\п

Тема

Программное

содержание

Сентябрь

1

Песочек

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2

Пятнышки

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

3

Кучки

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

4

Насыпушки

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

Октябрь

5

Точки

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

6

Палочки

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

7

Цветы-ладошки

Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

8

Тарелка с баранками

Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Ноябрь

9

Солнышко

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

10

Забор

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

11

Рыбки

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

12

Дорожки

Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.

Декабрь

13

Колеса

Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

14

Улиточки

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

15

Дождик

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

16

Ветер

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Январь

17

Колобок

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

18

Мячики

Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

19

День Рождения котенка

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

20

Свободная тема

Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Февраль

21

Домашние животные

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

22

Море - корабль

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Учить различать кол. предметов (много - мало, много - один). Учить сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Снятие тонуса кистей рук.

23

Подарок для папы

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

24

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.  

Март

25

Здравствуй, весна!

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.

26

Птицы прилетели домой

Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам.

27

Мамин день

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

28

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

Апрель

29

Путешествие в космос

Вовлечение детей в позновательный процесс, развитие восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, тренировка мелкой моторики рук, совершенствование навыков рисования песком, обучение рисованию относительно сложных геометрических фигур, наложение фигур одна на другую

30

Мои любимые животные сказок

Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.

31

Божьи коровки на лужайке

Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку.

32

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.   

Май

33

День Победы!

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

34

Бабочка

Учить рисовать двумя руками. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей. Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

35

Лягушка

Учить рисовать двумя руками. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей. Вызвать интерес к созданию изображения на песке. Повышать тактильную чувствительность. Развитие воображения и творческого мышление

36

Мы рисуем, что хотим.

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Предполагаемый результат

  1. Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
  2. Создание рисунков в данной технике.
  3. Умение аккуратно действовать с песком.
  4. Более четкие и развитые движения пальцев рук.

Стихотворения для занятий с песком

Приветствие педагога

Давайте поздороваемся друг с другом:
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
Как, ребятушки, живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: Подъём!
В Песочную страну пойдём!

Правила поведения с песком (слова педагога)

Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить (Т. М. Грабенко)

Правила поведения с песком (слова детей)

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.

Стихотворение для вступления

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать все внимательно! (А. Густышкин)

Прощание с Песочной страной

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
До свиданья, песок.
До свиданья, дружок.

Развивающие и образовательные игры и упражнения с песком

«Волшебные узоры»

Упражнение поможет вернуть сказочному миру красоту и счастье.
Ребята рисуют пальчиками причудливые узоры по собственному творческому замыслу, а затем декорируют их камушками, разноцветными бусинками и пуговичками. Педагог может подсказать графическую идею, например, изобразив волнистую линию, кружочки и лесенки, но дети выполняют задание самостоятельно с опорой на собственную фантазию.

«Поможем миру стать добрее»

Упражнение с терапевтическим эффектом.
Педагог предлагает детям вылепить из мокрого песка плотный шарик, нарисовать лицо злого волшебника, одновременно проговаривая характеристики персонажа, который является олицетворением злобы и враждебности (злой, страшный, пугает маленьких детей, несёт разрушение, не любит красоту). Вылепив злой песочный шарик, дети затем разрушают его руками, символически побеждая зло.

«Архитекторы»

Ребёнку предлагают построить дома для жителей песочного города, расселить игрушечных человечков, озвучивая при этом свои действия, придумать жизненную историю одного из человечков, разыграть сцену, например, знакомство с соседями, визит в гости, приём гостей и т. д.

«Что изменилось»

Взрослый вместе с ребёнком создаёт рисунок на песке, затем стирает часть изображения и просит рассказать, что изменилось. В процессе рассказа ребёнок закрепляет навыки использования имён существительных в родительном падеже.

«Подбери слово»

Ребёнок раскапывает спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает слова для характеристики предмета, например, мячик — маленький, круглый; машинка — легковая, красная и т. д.

«Там, на неведомых дорожках»

Игра способствует развитию диалоговой речи.
Педагог показывает игрушечного зайчика, рассказывает, что он живёт в сказочном лесу, он очень любознательный, любит путешествовать, но ещё совсем неразумный и непослушный. Однажды во время прогулки он забрёл далеко и заблудился. Каких зверей он встретит на своём пути, о чём они будут говорить? Детям предлагают выбрать фигурку животного и спрятать за деревом, педагог играет роль зайчика, который встречает разных лесных жителей и вступает с ними в диалог.

«Остров сокровищ»

Упражнение стимулирует развитие пространственного мышления.
Педагог держит в руках игрушку, символизирующую Сказочника, который очень любит преподносить сюрпризы. В песочной стране он спрятал множество подарков, но самое главное, что где-то в песочнице находится таинственный клад. Искать можно только двумя пальчиками, строго следуя указаниям Сказочника. Дети проводят поисковую операцию в индивидуальном порядке, проговаривая свои действия.

«Дорисуй картинку»

С помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки построения предложений. Педагог рисует на песке домик, самолёт, воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по ней простое или сложное предложение.

«Исправь ошибку»

Упражнение на закрепление навыков слогового анализа слова.
Педагог чертит на песке заведомо ошибочное количество полосок, ребёнок подсчитывает количество слогов в слове, сравнивает с количеством полосок и исправляет ошибку, дорисовывая или стирая лишнюю полоску.

«Напиши слово»

Ребёнок прорисовывает печатными буквами слово и вертикальными линиями делит его на слоги.

«Ступеньки»

На холмиках, насыпанных из песка, разместить одноэтажный, двухэтажный и трёхэтажный домики. Задача ребёнка — выложить ступеньки из картинок с изображением односложных, двухсложных и трёхсложных слов.

«Волшебный Город Букв»

Игра закрепляет знание букв, но аналогичным образом можно работать и с цифрами.
Педагог и ребёнок берут себе по букве, называют их, обмениваются, затем обращаются друг к другу с просьбой вылепить букву из песка. На поверхности песочницы игроки формируют рельефы букв, сверяют с образцом и приступают к лепке следующей пары букв. Постепенно песочница преобразится в настоящий Город Букв.

«Песочные змейки»

Педагог проговаривает и выкладывает с помощью верёвочки слово, ребёнок читает, затем засыпает песком любой фрагмент слова и самостоятельно восстанавливает силуэты букв. Усложнённый вариант игры: ребёнок видит только часть слова, на основе фрагмента он прописывает всё слово.

Эксперименты и опыты с песком и водой

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

 

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

 

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

 

На рабочих столах стоят ёмкости с песком, педагог предлагает рассмотреть песок в лупу и провести интересные и познавательные опыты.

№ 9 «Камень и песок»

Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.

№ 10«Сухой песок»

  • Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песочнице игрушки. Вывод: песок легко копается, поэтому в нём удобно что-либо прятать и закапывать сокровища.
  • Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Вывод: сухой песок не лепится.

Практическое знакомство со свойствами сухого песка приводит детей к заключению, что он не лепится

№ 11«Вода и песок»

  • Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро уходит в песок. Вывод: песок с лёгкостью впитывает воду.
  • Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне. Вывод: песок не растворяется в воде.

№ 12«Песочная кулинария»

Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. Вывод (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму.

№ 13«Кирпичики»

Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует сделанный накануне кирпичик с добавлением цемента. Вывод: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при строительстве мостов, дорог, домов.

Во время экспериментальной деятельности дети изучают свойства песка, земли, воды и глины

№14. Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№15. Своды и тоннели.

Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

Оборудование:

1. Поднос с сухим песком.

2. Лист тонкой бумаги.

3. Карандаш.

4. Клеевой карандаш.

Опыт: Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.

Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.

№16. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. 2 подноса.

3. Формочки и совки для песка.

Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

№17. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. Сито.

3. Два тазика.

4. Тяжелый стальной брусок.

5. Маркер.

Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

№18. Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок.

Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Сито.

3. Два тазика.

4. Деревянная толкушка.

5. Тяжелый стальной брусок.

6. Маркер.

Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на получившийся рыхлый песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. Таким же образом насыплем сухой песок в другой тазик и плотно утрамбуем его деревянной толкушкой. Осторожно положим на получившийся плотный песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в рыхлый сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? В рыхлом песке между песчинками много воздуха, брусок его вытесняет и погружается глубоко в песок. А в плотном песке воздуха осталось мало, песчинки уже сжались, и брусок погружается на меньшую глубину, чем в рыхлом песке.

Вывод: В рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".

Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...

Карта учёта реализации образовательной программы(ежедневная план-программа)

План работы на день,переходими ппостеппено на ФГОС,работаем по программе "От рождения до школы",вот такую мы выбрали таблицу на наш детский сад.Девочки может кому-то и поможем выбрать,минуты ещё высчи...