План работы по самообразованию на период 2020-2023г.
учебно-методический материал

Абрамова Елена Викторовна

 План работы по самообразованию на период 2020-2023г. "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_2020-2023.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Крепыш»

Программа самообразования

воспитателя Абрамовой Елены Викторовны

на период с 2020- 2023

 Мегион 2020 г.

Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.

Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей, средствами художественной литературы.

Цель: Повышение педагогической компетенции в вопросе социально- нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
  • Поиск эффективных формы форм работы с родителями по социально-нравственному воспитанию

Основные направления реализации программы.

  •  Расширение образованности.
  •  Повышение педагогической  компетентности.
  • Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
  • Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
  •  Участие в различных конкурсах.
  •  Транслирование опыта практических результатов  в педагогическом сообществе.
  •  Самостоятельный поиск педагогической информации в системе Интернет.
  •  Посещение музеев, выставок, театров,  с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.

Ожидаемые результаты.

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • Оформление собственных методических наработок.
  • Повышение квалификации.
  • Разработка и проведение открытых мероприятий;
  • Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по социально -нравственному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы.

Этапы реализации Программы:

2020-2021 год

  • Изучение методической литературы по данной теме.            В течении года
  • Изучение опыта по данной теме,                                                 В течении года

     представленного в интернет- сообществе.

  • Составление перспективного плана работы  с детьми           Октябрь
  • Подбор художественной литературы,

     иллюстрированного материала.   Создание

     картотеки сказок для работы с детьми                                           Ноябрь- декабрь

  • Подбор дидактического материала по данной теме                 В течении года
  • Разработка плана работы с семьей по проблеме

    социально-нравственного воспитания

    дошкольников средствами художественной литературы             Январь  

  • Составление плана работы с социальными партнерами          Февраль
  • Создание предметно развивающей среды по данной теме      В течении года

2021-2022 год

 

  • Анкетирование родителей по данной теме                             Сентябрь
  • Проведение родительских собраний                                        Октябрь, март
  • Освоение различных методов и приёмов

     в работе с детьми по данной теме                                            В течении года  

  • Участие различных  конкурсах                                                 В течении года  
  • Работа с социальными партнерами                                           В течении года
  • Реализация проекта по данной теме                                          В течении года
  • Пополнение предметно развивающей среды

     по данной теме                                                                                В течении года

2022-2023 год

  • Обобщение и систематизация материалов по

     социально-нравственному воспитанию

     дошкольников средствами художественной

     литературы                                                                                       Сентябрь – ноябрь

  • Распространение педагогического опыта в                          

     сетевом педагогическом сообществе,  

     на сайте ДОУ в сети Интернет,

     педагогических советах                                                                 В течении года

  • Участие различных  конкурсах                                               В течении года
  • Работа с социальными партнерами                                        В течении года
  •  Реализация проекта по данной теме                                       В течении года
  • Пополнение предметно развивающей среды

      по данной теме                                                                                 В течении года

  • Анализ и оценка достигнутых изменений
    профессиональных качеств.                                                      Апрель- Май

Перспективный план работы с детьми и их родителей

на три учебных года 2020- 2023.

2020-2021 год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

ноябрь

Беседа с детьми на тему «О чем нам говорят книги»

Просмотр видео «Что такое библиотека»

Чтение воспитателем произведение В.Осеева «Волшебное слово»

Родительское собрание на тему «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

декабрь

Чтение и беседа по прочитанным произведениям

Я. Аким «Первый снег»,

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

Памятка для родителей «Есть много способов, чтобы расширить мир вашего ребенка. Любовь к книгам – лучший из всех.»

январь

Чтение и беседа по прочитанным произведениям

Н. Некрасов «Мороз – воевода»

В. Бианки «Бесплатные столовые»

Совместное чтение ребенка и родителя произведения «Мы кормушку смастерили» З. Александрова.

февраль

Экскурсия в библиотеку.

Просмотр и беседа мультфильма «Мешок яблок»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Совместное творчество ребенка и родителя рисунок добрых дел из понравившегося произведения.

март

Чтение худ. литературы и беседы по прочитанному с Батюшкой

Пополнение предметно развивающей среды, изготовление масок.

Апрель- май

Просмотр детского театра по произведению «Муха- цокотуха»
Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений, сценок.

Проектная деятельность на лето «Узнаю хорошее из книги- делаю это в жизни»

2021-2022 год.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь-октябрь

Мониторинг

Чтение и беседа по прочитанным произведениям

С. Михалков «Осень в лесу»

А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»

Анкетирование родителей по данной теме                            

Родительское собрание.

Защита летних проектов «Узнаю хорошее из книги- делаю это в жизни»

ноябрь

Чтение и беседа по прочитанному произведениям

Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»

К. Ушинский «Коровка»

Совместное творчество ребенка и родителя, полюбившиеся животные из произведений (почему)

Совместная деятельность родителя, ребенка и воспитателя в создании альбома «Вот такие, герои полюбившихся книг»

декабрь

Просмотр спектакль детского театра «Очень хитрая лиса»

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Консультация для родителей «Как приобщит детей к театру»

январь

Чтение и беседа по прочитанному произведениям

А. Фомин «Подружки».

Е. Зайцев «Уроки Айболита»

Совместное чтение ребенка и родителя произведения

З. Александрова «Птичья елка»

февраль

Чтение и беседа по прочитанному произведениям

З. Александрова «Дозор»

А. Барто «Есть такие мальчишки»

Совместное чтение ребенка и родителя произведения

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

март

Чтение стихотворений Югорских писателей.

Родительское собрание

Апрель- май

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Чтение и придумывание загадок, скороговорок, считалок.

Семейная игра квест «По мотивам сказок»

2022- 2023 год.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь- октябрь

Мониторинг

Участие в олимпиадах и конкурсах

Родительское собрание

Пополнение предметно развивающей среды.

ноябрь

Чтение и беседы по прочитанным произведениям

Я. Таяц «Моя мама пахнет хлебом»

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»

Совместная деятельность по проектной работе.

декабрь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок, считалок.

Игра- батл (по загадкам, скороговоркам, считалкам)

Защита своих проектов.

январь

Участие в олимпиадах и конкурсах

Чтение и беседы по прочитанным произведениям

М. Пришвин «Лесные хоромы»

С. Козлов «Зимняя сказка»

Совместная работа ребенка, родителя и воспитателя в создании альбома «Стихи и рассказы о красоте и богатстве Югорского края»

февраль

Заучивание и проигрывание сценок из произведений, про добро и зло, любовь, дружбу.

Показ- выступление перед другими группами.

Совместная творчество родителя и ребенка, создание элементов декора, масок, инвентаря.

март

Чтение и беседы по прочитанным произведениям

Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Родительское собрание

Апрель-май

Проигрывание понравившихся сценок из произведений.

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Мониторинг

Совместное творческая работа родителя и ребенка, проигрывание сценок из произведений.

Список литературы:

Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / М. Н. Космачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45516/ (дата обращения: 28.11.2021).

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.

Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.

Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.

Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию в меж аттестационный период

каждому педагогу когда-то придется столкнуться с аттестацией. Когда я получила первую категорию - я перед собой поставила задачу: создать план в меж аттестационный период. Это необходимо для аттестаци...

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя Т.А.Пилясовой в межаттестационный период 2015-2019 г.г. по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 250 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАНОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНАУТВЕРЖДАЮЗАВЕДУЮЩАЯ  МАДОУ  № 250 _____________Ч.М.Мурадимо...

«ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» на период с 2015 года по 2019 год

План работы по самообразованию на период с 2015 года по 2019 год...

Индивидуальный план работы по самообразованию на период с 2015 по 2020 год

Тема самообразования:  «Игровая деятельность как средство развития речи детей»...

Индивидуальный план работы по самообразованию на период с 2020 по 2025 год

Тема:  «Развитие интеллекта дошкольников в процессе развивающей дидактической игры»....

План работы по самообразованию на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения уровня самообразования на межаттестационный период по теме: "Развитие творческих способностей бетей дошкольного возраста посредчтвом нетрадиционных техник рисования...