ОД в старшей группе "Масленка Домашняя"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ли Диана Владимировна

Изготовление тряпичной народной куклы "Масленка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИ

ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(В СТАРШЕЙ  ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ)

ТЕМА: «Масленка Домашняя»

образовательная область «Художественное творчество»

 

                                                                      Подготовил:

воспитатель

Ли Диана Владимировна

Направление:  художественное творчество.

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие.

Цель: учить детей мастерить куклу из лоскутков.

Задачи:

Образовательные: учить мастерить куклу-масленку из лоскутков ткани; 

продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, народными праздниками, обычаями: масленичные гуляния;
приобщать детей к традиционной культуре России;
активизировать словарный запас дошкольников. 

Развивающие: развивать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры;
развивать познавательные способности детей;
развивать мелкую моторику, внимание, воображение, фантазию; 
развивать глазомер, самоконтроль, зрительно - моторную координацию; 

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народным традициям;
воспитываем аккуратность при работе с тканью; 
создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы из ткани

Оборудование и материалы:

Готовая кукла Масленка Домашняя;

Сундучок  с лоскутами ткани (светлая ткань для куклы, красная треугольной формы для платочка кукле, цветная квадратной формы для платья, прямоугольная для рук,  палочки деревянные, кусочек синтепона, нитки для завязок, красные ленточки) ;

Словарная работа:
Оберег, разноцветная ткань, лоскут, Масленица, чучело. 

Предварительная работа:

- разучивание пальчиковой гимнастики «Веселые льдинки»;
- разучивание песен, частушек, обрядовых песен, народных игр “Путаница”, “Плетень”
- игры с куклами;
- знакомство с праздником Масленичные гуляния;
- беседа о Масленичных гуляниях;
- рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»;
- Проект «Удивительные куклы»

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, давайте с вами знакомиться. Меня зовут Диана Владимировна, а как зовут вас,  я вижу на бейджиках.  В прошлую нашу встречу я обратила внимание на необычную выставку. (Обращает внимание детей на выставку кукол). Какие интересные и необычные куклы. Что же это за куклы?

Ответы детей (Это куклы обереги.) А что значит оберег?                        

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю  ещё с одной куклой, главной героиней самого яркого, весёлого народного праздника.

Скажите, какой праздник приближается?

Ответы детей

Воспитатель:         Этот праздник знаешь ты,
                               
На него печем блины.
                               
Зиму прочь им прогоняем,
                               
Весну красную встречаем

А чем же еще славится масленица?

Ответы детей  (на масленицу сжигают чучело масленицы, все веселятся, играют, поют заклички весне)

Воспитатель:   К вам в  гости я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами, «куклами из волшебного  сундучка».

(воспитатель открывает сундучок, достает куклу масленку).

Воспитатель:   А знаете, ребята,  существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она Масленка Домашняя. Она представляла собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. 
Ее, в отличие от обрядовой куклы, не уничтожали в конце масленичной недели, а наоборот, хранили в красном углу или при входе в дом, так как она считалась мощным оберегом жилища и домашнего очага.

А  вы хотите научиться делать куклу Масленку своими руками? 

Ответы детей. 

Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую. (дети проходят за столы)

 Пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленку, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом. 

( воспитатель выкладывает из сундучка лоскутки и палочки)

А как вы думаете, из чего на Руси делали масленицу?

Ответы детей

Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия.

А вот соломы и лыка у меня нет! Что же делать?

Версии детей

(подвести к тому, что можно сделать и из лоскутков)

Воспитатель:   В основе куклы - крестовина, для того чтобы палочка сохранила всю свою природную силу и передала ее кукле не обязательно убирать у нее сучки

(Воспитатель сопровождает объяснение  показом)

Берем две деревянные палочки, длинную для туловища и короткую для рук

Ребята,  начнем делать куклу с головы. Ткань, какого цвета нам понадобится?

Ответы детей 

Воспитатель:    Почему именно белой?

Все эти куклы были безликие. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.  Эти куклы являлись оберегами, как для детей, так и для всего дома.

- Воспитатель изготавливает голову куклы на деревянной палочке ( проговаривая свои действия)

- Для рук и возьмем лоскуток прямоугольной формы.

( Воспитатель изготавливает руки  куклы, на деревянной палочке проговаривая свои действия)

- Соединяем туловище  и руки куклы и крепко связываем красной ниткой.

- Наряжаем нашу куклу в сарафан и фартук.

Вот какая Масленка Домашняя у меня получилась!

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними. 

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, 
Над самым оконцем
(Сжимают и разжимают кулачки.) 
Забралось в сосульки 
(Стучат пальчиками по столу.) 
Весеннее солнце. 
(Поднимают руки и делают «солнышко») 
Сверкая, бегут 
По сосулькам слезинки… 
(Сжимают и разжимают кулачки.) 
И тают сосульки – 
Весёлые льдинки. 
(Стучат пальчиками по столу.) 

А сейчас давайте с вами повторим последовательность нашей работы

(воспитатель выставляет на доске  алгоритм выполнения куклы)

Воспитатель:   Дети, возьмите все необходимое для поделки и приступим к работе.

Каждый ребенок выполняет свою куклу, воспитатель помогает

Воспитатель: В последний, прощеный день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания, завязывая ленточки на ручках у куклы. Вы тоже можете загадать желание и завязать ленточку на руке куклы.

Ребята, понравилось ли вам работать в  творческой мастерской?

О какой кукле вы сегодня узнали?

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник.

В группе вы поиграете с ними и подарите тем,  кому задумали. 
Спасибо за работу, за старание. А я на  память о нашей встрече хочу подарить вам куклу Масленку Домашнюю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""

·        Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Домашние и дикие животные

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в  старшей группе. Домашние и дикие животные...

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Тема: "В гостях у дедушки и бабушки"       Программное содержание:Задачи на развитие познавательных способностей:показать детям, какую пользу приносят человеку домашние ...

конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Цель: Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных, составлять   рассказ – описание. Упражнять в знании геометрических фигур.  Закреплять умение сопос...

Конспект НОД в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"

Работа по закрнплению пройденного материала по теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные. Звук "С".

Занятие для воспитанников старшей группы, с нарушением речи. Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....

Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...