Рефлексивный анализ динамики речевого развития детей
методическая разработка (старшая группа)

Гетта Ольга Геннадиевна

Образец отчета учителя-логопеда ДОУ, имеющего в составе группы комбинированного вида для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ

ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - воспитанников группы комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (6-го года жизни)

за 2020-2021 учебный год (учитель-логопед Гетта О.Г.)

Для рефлексивного анализа использовались результаты первичного и итогового диагностического мониторинга, проводимого по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Программой коррекционно-логопедического мониторинга, принятой в ДОУ.

Целями диагностического логопедического мониторинга в группе комбинированной направленности для детей 6-го года жизни № 8 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
  • выявление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии воспитанников;
  • правильное построение коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2020-21 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2021-22 учебный год.

Сроки проведения первичной педагогической диагностики: 5 - 23 октября 2020 года (по причине болезни учителя-логопеда).

Списочный состав группы: 8 обучающихся (на 0,5 ставки учителя-логопеда).

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: использовалась методика определения уровня речевого развития детей Безруковой О.А., Каленковой О.Н. для детей 5-6 лет с опорой на иллюстративный  материал.

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Запас общих сведений
  • Изучение состояния лексического компонента речи (объем и системная организация словаря);
  • Изучение состояния грамматического строя речи (словоизменение, словообразование и синтаксис);
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния просодической стороны речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Изучение психологической базы речи (вербальная память, мышление, речевое внимание).

По результатам первичного логопедического мониторинга вынесено следующее логопедическое заключение:

  • ОНР, 3-4 уровень речевого развития. Дизартрия - 1 воспитанник;
  • ОНР, 3 уровень речевого развития. Дизартрия - 3 воспитанника;
  • ОНР 2 уровня. Дизартрия - 2 воспитанника;
  • ОНР 1 уровня. Дизартрия - 2 воспитанника.

Среднее значение сформированности речевых компонентов по старшей группе – 37,69 %, что свидетельствовало о низком уровне речевого развития воспитанников в целом.

Самыми проблемными (низкий уровень) являлись такие компоненты речи, как словообразование   (21,8 %), звуковой анализ и синтез (4,2 %), продуцирование текста (составление                           рассказа – 29,7 %), речевое внимание (27 %).

Максимально приближенными к среднему уровню сформированности находились такие компоненты речи, как общие представления об окружающем (59,4 %) и слоговая структура слова (58,3 %).

Остальные компоненты речевой системы: объем и системная организация словаря, словоизменение, синтаксис, фонематический слух, просодика, понимание текста, пересказ, вербальная память, мышление - находились на уровне ниже среднего.

По результатам первичной диагностики был составлен речевой профиль группы № 8:

Уровень сформированности различных компонентов речи (по 5-балльной шкале):

3 балла – средний уровень – 1 воспитанник;

2 балла – уровень ниже среднего – 2 воспитанника;

1 балл – низкий уровень – 5 воспитанников.

Исходя из анализа результатов логопедического мониторинга мною были выбраны следующие направления для углубленной работы с воспитанниками на 2020-2021 уч. год:

- формирование умения проводить звуковой анализ и синтез;

- развитие словообразовательных навыков;

- развитие речевого внимания;

-развитие умения составлять рассказ (по предметной картинке, по сюжетной картинке по серии сюжетных картинок).

После обследования детей родители воспитанников приглашались для ознакомления с результатами, проводилась беседа о необходимости их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, о создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

Сроки проведения итоговой педагогической диагностики: 11 - 24 мая 2021 года

По результатам итогового логопедического мониторинга вынесено следующее логопедическое заключение:

  • ОНР, 4 уровень речевого развития. Дизартрия - 3 воспитанника;
  • ОНР, 3 уровень речевого развития. Дизартрия - 4 воспитанника;
  • ОНР 2 уровня. Дизартрия - 1 воспитанник.

Среднее значение сформированности речевых компонентов по старшей группе – 61,48 %, что свидетельствует о среднем уровне речевого развития воспитанников  (повышение составило 23,79 %).

Проблемными (низкий уровень), по-прежнему, являются такие стороны речи, как словообразование - 45,4% (повышение на 23,6%), звуковой анализ и синтез - 40 % (повышение на 35,8%), продуцирование текста (составление рассказа) – 46,9 % (повышение на 17,2%), речевое внимание – 46,8 % (повышение на 19,8 %).

На уровне ниже среднего находятся такие компоненты, как фонематический слух – 57 % (повышение на 22%), вербальная память – 51,7 % (повышение на 13,8%).

На среднем уровне сформированности находятся такие компоненты речи, как объем словаря  – 66,1 % (повышение на 25,9%), системная организация словаря – 66 % (повышение на 25,7%), словоизменение – 67,6% (повышение на 20,3%), синтаксис – 65,7% (повышение на 26,4%), понимание текста – 64,2 % (повышение на 26,7%), пересказ – 68,8 % (повышение на 27,1%), мышление – 61,5% (повышение на 24,8%)

На уровне выше среднего находится просодическая сторона речи – 71,9% (повышение на 25%).

На высоком уровне находятся такие компоненты речи, как общие представления об окружающем – 81,2 % (повышение на 21,8%) и слоговая структура слова – 83,3 % (повышение на 25%).

По результатам итоговой диагностики составлен речевой профиль группы № 8:

Уровень сформированности различных компонентов речи (по 5-балльной шкале) после проведенной коррекционно-логопедической работы:

5 баллов – высокий уровень – 1 воспитанник;

4 балла – уровень выше среднего – 2 воспитанника;

3 балла – средний уровень – 2 воспитанника;

2 балла – уровень ниже среднего – 2 воспитанника;

1 балл – низкий уровень – 1 воспитанник.

Анализ динамики речевого развития (средние значения по группе) первичного и итогового мониторинга за 2020-2021 уч. год:

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ логопедической группы № 8                          за 2020-2021 уч. год

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮ-ЩЕМ

ОБЪЕМ СЛОВА-РЯ

СИСТЕМ-НАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ (ассоциативные связи)

СЛОВОИЗ-МЕНЕНИЕ

СЛОВООБ-РАЗОВА-НИЕ

СИНТАК-СИС

ФОНЕМА-ТИЧЕСКИЙ СЛУХ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

СЛОГОВАЯ СТРУКТУ-РА

ПРОСО-ДИКА

ПОНИ-МАНИЕ  ТЕКСТА

ПРОДУЦИ-РОВАНИЕ ТЕКСТА (СОСТАВ-ЛЕНИЕ РАССКАЗА)

РЕПРОДУ-ЦИ-РОВАНИЕ ТЕКСТА (ПЕРЕСКАЗ)

ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

РЕЧЕ-ВОЕ ВНИМА-НИЕ

МЫШЛЕ-НИЕ

Среднее значение по группе

октябрь 2020г.

59,4%

40,2%

40,3%

47,3%

21,8%

39,3%

35,0%

4,2%

58,3%

46,9%

37,5%

29,7%

41,7%

37,9%

27,0%

36,7%

37,69%

май 2021г.

81,2%

66,1%

66,0%

67,6%

45,4%

65,7%

57,0%

40,0%

83,3%

71,9%

64,2%

46,9%

68,8%

51,7%

46,8%

61,5%

61,48%

Сравнительный анализ речевого профиля группы № 8 после проведенной коррекционно-логопедической работы показывают существенную положительную динамику:  повышение по группе в целом составляет 23,79 % (с 37,69% в начале учебного года до 61,48% в конце учебного года) и выглядит следующим образом:

Сравнительный анализ уровня сформированности речеязыковых компетенций воспитанников старшей логопедической группы на начало и конец 2020-2021 учебного года также говорит о положительной динамике и выглядит следующим образом:

Фактические результаты показали, что к концу первого года коррекционно-развивающего обучения уровень речевого развития большинства воспитанников (6 человек - 75% детей) находится в диапазоне от ниже среднего до выше среднего, к концу учебного года появился        1 ребенок (12,5%) и с высоким уровнем речевого развития, а количество воспитанников с