Доклад для педагогов «Психологическое обоснование использования народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация

Елена Васильевна Крылова

Муниципальный уровень, городской семинар-практикум «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста», МАДОУ детский сад №10 «Лучик», 25.03.2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon spraka_i_prikaz.pdf347.07 КБ
Файл narodnye_igry.docx106.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

 ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»              

141700 г. Долгопрудный, Московской обл., ул. Спортивная д. 7-б                              тел. (498) 686-3915

Психологическое обоснование использования народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста

Выступление на городском практическом семинаре по обмену опытом на тему: «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление подготовила

Педагог-психолог МАДОУ д/с № 10 «Лучик»

Крылова Елена Васильевна

Согласовано с заместителем директора по ВМР

Чистовой Э. А.

г. Долгопрудный 2021 г.

Психологическое обоснование использования народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются разные виды игр: ролевые, дидактические, строительные, подвижные, музыкальные, спортивные, театральные, игры-забавы, а также народные. Народные игры не случайно стали использоваться в работе с детьми дошкольного возраста и вошли в программу детского сада, одобренную ФГОС.

В сёлах и городах на территории России среди молодёжи были всегда широко распространены разнообразные игры. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались и дети, которые состязались в силе, ловкости, меткости; а в связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Одни из первых русских педагогов, заложивших научную базу воспитания детей, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский учитывали важную роль подвижности в игре для развития физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков и уделяли много внимания сбору и изучению народных игр.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, важно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается прежде всего сюжет, тема игры, её правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

В основе системы отбора народных игр для детей дошкольного возраст лежат следующие принципы:

- постепенный переход от игр-забав к играм с элементами научения;

- постепенное усложнение задач и условий игры, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе сверстников и свободы общения.

Мы ограничили сегодня разнообразие народных игр для детей дошкольного возраста играми с музыкальным сопровождением и попробуем перечислить те задачи, которые решаются в ходе этих игр.

  • Приобщение к речевым особенностям русского языка, усваивая нормы и обороты, стили и всевозможные фольклорные особенности.
  • Усвоение этических и нравственно-культурных норм общения по средствам речи с приобщением к историческим ритуалам и традициям народной жизни.
  • Развитие музыкальных и ритмических способностей детей, включая вокальных данных.
  • Развитие произвольности психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления).
  • Формирование навыков и умений общаться между собой, используя опыт, приобретённый в ходе народных игр.
  • Формирование личностных качеств, способствующих развитию трудолюбия, взаимовыручки, сплочённости, гуманистических чувств, позитивного настроения, волевых способностей.

В качестве примера сегодня я представлю вам старинную русскую народную игру «Капустка».

Во-первых, удобство проведения этой игры в том, что она не требует никакого специального оборудования. В эту игру могут играть дети, начиная от 5 человек до полного состава группы в возрасте от 3-х лет и старше с усложнением (диалогами, ролями).

Во-вторых, игра «Капустка» решает сразу несколько психолого-педагогических задач. Она способствует удовлетворению потребностей детей в общении при достаточно тесном контакте, но тактильные прикосновения, обусловленные правилами, носят культурный характер (плотный хоровод) и ограничены временем пения и движениями по тексту песни. Таким образом, игра приучает детей к выдержке, выносливости, терпению.

В этой игре, как и во многих других хороводных играх, дети учатся слушать текст песни и подстраиваться, чтобы петь вместе. При этом развиваются речевые и музыкальные навыки.

Идёт и личностное развитие ребёнка в приобщении его к общему условному целому результату «Во какой кочанчик получился!» без особых затрат и умений.

Развивается и познавательная сфера детей. В ходе игры пополняются знания об окружающем (овощи, огород и т. д.)

Дети приобщаются к корням своего народа, на чувственной основе осваивается культурный код нации.

Каждый ребёнок стремится быть замеченным, значимым, проявить себя лучшим образом. Именно в игре каждый ребёнок может проявить и раскрыть свой потенциал. Хотите, чтобы дети росли здоровыми, подвижными, веселыми сообразительными и находчивыми – приобщайте их к народным играм. Народные игры с музыкальным сопровождением, даже в качестве вокала, - это очередная встреча с поэзией русского хоровода, народным юмором, раскрепощающая и способствующая свободе общения с хорошим положительным зарядом.

Старинная народная хороводная игра «Капустка» для детей от 3 летhttps://thumb.tildacdn.com/tild3237-6133-4166-b236-636135313135/-/resize/460x/-/format/webp/_____.jpg

Проводится без оборудования, начиная с 5 человек детей

Дети стоят по кругу, взрослый показывает движения и поёт

Текст песни

Движения

Мы капустку сеем, мы капустку сеем

Посеяли.

Делаем сыпчатые движения пальцами рук, водя руками влево и вправо, затем приседаем

Расти, расти, ты капусточка!

Расти, расти, будешь хрусточка!

Присев на корточки и сложив ладони перед собою, постепенно поднимаемся на ноги, поднимая руки вверх и берёмся обычно за руки, образуя кружок

- Я – кочерыжка!

Завивайся, вейся, капустка!

Завивайся, вейся, белая!

Как же капустке не виться?

Как же ей белой не завиваться?

Поливает дождик капустку,

Кочешок плотней завивает.

Воспитатель объявляет себя кочерыжкой и отпускает руку одного ребёнка, начиная вращательный шаг вокруг своей оси, как бы, накручивая (завивая) детей, держащихся за руки вокруг себя

Во каков кочанчик получился!

Все дети прижимаются плотнее друг к другу, держась

А хозяюшка придёт и капустку разовьёт

Младший воспитатель берёт за руку последнего ребёнка и ведёт его по кругу в обратную сторону, раскручивая (развивая) «кочанчик»

Разберу, развею капустку,

Разберу, развею белую.

Развивайся, ты моя капустка!

Развивайся, ты моя белая!

В младшей группе взрослые берут на себя пение в ходе хороводной игре, а дети могут подпевать.

Начиная со средней группы, учитывая индивидуальные способности можно детям передавать ролевые функции, лишь помогая петь

ВСЁ! (хором)

Все дети поднимают руки вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование массажных ковриков и дорожек в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста». Рекомендации для родителей и педагогов.

Упражнения с массажными ковриками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.Массаж стоп после дневного сна.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

«Использование народного фольклора с жанром угэ в работе с детьми дошкольного возраста»

          Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе  фольклорные формы (загадки, п...

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора с жанром чабыр5ах в работе с детьми дошкольного возраста»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе  фольклорные формы (загадки, песенки, скороговорки чабыр5ах, пословицы, ...