Мастер-класс "Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей"
учебно-методический материал

Гракова Анна Сергеевна

Презентация "Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей 5-6 лет». МАДОУ ЦРР Д/с 105 Калининград 2019

Слайд 2

? Каково влияние музыки на формировании личности дошкольника. ? На развитие каких конкретно функций оказывает влияние музыка? ? Следует ли целенаправленно учить дошкольников слушать музыку или это врожденный, природный процесс? ? Как настраивать детей на слушание музыки?

Слайд 3

Музыкальное развитие в общем развитии ребенка: формируется эмоциональная сфера совершенствуется мышление (сравнение, анализ, синтез) образная речь развитие воображения и воли общее интеллектуальное развитие. Физиологический аспект: связан с исследованиями В.Бехтерева, И.М. Догеля , И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышают общий тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций. Психологический: музыка, воздействуя на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, коммуникативных нарушений. Педагогический: посредством музыки воспитывает у ребенка способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

Слайд 4

Позиция самого ребенка в образовательном процессе Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности познавательной мотивации формирование познавательных действий становление сознания развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира !!! Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Параметры общения: форма общения: внеситуативно-личностное содержание потребности в общении: потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию ведущий мотив общения: личностный, взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами значение данной формы общения в общем развитии ребенка: приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению

Слайд 6

В чем особенность организации образовательной деятельности в ДОУ? Главная особенность организации образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Слайд 7

Познавательная потребность, познавательный интерес – важнейший элемент в структуре образовательной деятельности дошкольника ! Познавательный интерес —важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы человека, побуждает к непрерывному поиску изменения, улучшения действительности посредством деятельности. ! необходимо вызвать в ребёнке познавательную потребность, лежащую в основе развития интереса к познанию ! развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт (К. Д. Ушинский)

Слайд 8

Компоненты воздействия на организм и личность ребенка: Движение Игра Музыка

Слайд 9

Общие рекомендации для педагогов и родителей относительно организации их взаимодействия с детьми дошкольного возраста В детском саду и семье необходимо создавать атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Важно сосредоточить усилия на поддержке и поощрении желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Взрослые должны предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Нужно избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением детей. Их использование формирует у дошкольников аналогичное поведение и может стать причиной появления таких нежелательных черт характера, как жестокость и упрямство. Необходимо помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать свое поведение.

Слайд 11

+ИКТ. Подборка иллюстрирующего материала в ноутбуке Детские музыкальные инструменты Театрализация. Игровая ритмика. импровизация Изобразительная деятельность

Слайд 12

Задание: используя предложенный материал, продемонстрировать элемент музыкального занятия – слушания музыкальных произведений Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка». Пьесу команды выбирают по своему желанию, при необходимости можно включить в элемент занятия все три произведения. Необходимо продемонстрировать многообразие возможности влияния музыки на развитие детей старшего дошкольного возраста, включая развитие коммуникативной функции, общения.

Слайд 13

Вывод: Необходимо формировать у дошкольников заинтересованность в овладении новыми знаниями, создавать условия для всестороннего гармоничного развития личности; способствовать позитивному общению со сверстниками и взрослыми Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

Слайд 14

Педагогические условия, которые направлены на формирование и развитие познавательного интереса отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач; определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта; единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей; развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса; соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий; вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми; «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении; индивидуальный подход к детям

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей 5-6 лет через слушание-восприятие музыки».

(Перед входом на мастер-класс раздать 3 вида фишек разного цвета. Далее это поможет быстро поделиться на 3 команды)

I часть. Погружение в проблему.

Демонстрируется в виде Презентации с комментариями.

2 слайд

? Значение музыки в формировании личности. На развитие каких конкретно функций оказывает влияние музыка?

? следует ли целенаправленно учить дошкольников слушать музыку или это врожденный, природный процесс?

? Как настраивать детей на слушание музыки?

?

3 слайд (влияние слушания музыки на развитие дошкольника при успешной организации обучения)

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление. Восприятие базируется на ярких музыкальных впечатлениях.

Любому виду музыкальной деятельности предшествует слушание, в процессе которого развивается мышление (сравнение, анализ, синтез), образная речь.

Слушание-восприятие музыки – это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания, а оно способствует развитию воображения и воли, происходит общее интеллектуальное развитие.

4 слайд (позиция самого ребенка при обучении)

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Задача дошкольных учреждений - развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Иными словами, необходимо развивать и формировать познавательный интерес дошкольника.

Прежде, чем перейти к обсуждению влияния музыка на всестороннее развитие ребенка-дошкольника, на специфические виды его деятельностей, включая общение, нам необходимо вспомнить особенности данного возрастного периода и специфику общения со сверстниками и взрослыми.

5 слайд (учет специфики общения дошкольника при организации целенаправленного обучения через слушание-восприятие)

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ И МАГНИТНОЙ ДОСКОЙ

(В процессе обсуждения возрастных особенностей ОБЩЕНИЯ на магнитную доску крепятся подготовленные характеристики:

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

  • спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи
  • умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения
  • пробуждается интерес к личности сверстника
  • возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то
  • злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте
  • стремление  помочь другому, подсказать правильный ход или ответ
  • сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями
  • возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы
  • в процессе общения со взрослыми на основе наблюдения и подражания, через систему поощрений и запретов происходит становление нравственных чувств и моральных представлений ребенка.
  • общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.
  • потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка
  • потребность в любви и одобрении. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности
  • именно в общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом
  • общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

На слайде:

Параметры общения:

  1. форма общения: внеситуативно-личностное
  2. содержание потребности в общении: потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания
  3. ведущий мотив общения: личностный: взрослый как целостная личность,  обладающая знаниями, умением и нормами
  4. значение данной формы общения в общем развитии ребенка: приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход  к дискурсивному мышлению

Форма мыслительного процесса, в котором происходит последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Итогом такого мыслительного процесса является умозаключение.

6 слайд (особенности обучения в ДОУ)

Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования: в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

7 слайд (познавательная потребность, интерес)

! В процессе обучения и воспитания необходимо вызвать в ребёнке познавательную потребность, лежащую в основе развития интереса к познанию

 ! в ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт (К. Д. Ушинский)

! Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы человека, побуждает к непрерывному поиску изменения, улучшения действительности посредством деятельности. Особенностью познавательного интереса является то, что он может обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности индивида, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

! Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, потому что взаимодействие человека с окружающей действительностью может быть не только из-за его действий и темперамента, а ещё, из-за того, что интерес представляет собой обязательное требование к развитию умственных особенностей личности, ее энергичности и оригинальности. И именно поэтому сегодня, современные программы считают, что организация у дошкольников в точном объеме полных систем представлений различных явлений, проявляющихся в окружающем мире, а не по отдельности частичных знаний является особо актуальной в современном мире.

8 слайд (ведущий вид деятельности)

Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются движение, игра и музыка.

Музыка создает положительный фон, помогает детям запоминать упражнения, выразительно передавать через движение образы.

Игра – основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность.  

Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных. игровых), где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный, игровой  сюжет. Допустима разнообразная интерпритация:  сюжетные комплексы общеразвивающих  упражнений, подвижные и музыкально-подвижные  игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и др.

9 слайд: Общие рекомендации для педагогов и родителей относительно организации их взаимодействия с детьми дошкольного возраста:

  • В детском саду и семье необходимо создавать атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки.
  • Важно сосредоточить усилия на поддержке и поощрении желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
  • Взрослые должны предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении.
  • Нужно избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля за поведением детей. Их использование формирует у дошкольников аналогичное поведение и может стать причиной появления таких нежелательных черт характера, как жестокость и упрямство.
  • Необходимо помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать свое поведение.

? Как избавиться от излишней заорганизованности процесса слушания-восприятия музыки? Важен выбор методов, форм и приемов обучения.

II часть.

10 слайд

Слушание Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

Музыка может выражать настроение человека, его переживания, чувства. Может похоже передавать черты характера. У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса», «Злюка», «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про царевну-несмеяну, которая проливала слезы, чуть сто не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчишки, особенно если они еще маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами. Вот как плаксу изображает музыка (слушание пьесы). Какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда.

А какого ребенка мы называем злюкой? Бывают дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют (слушание пьесы). Какая колючая и некрасивая музыка. Это потому, что она рассказывает про злюку.

Третья пьеса называется «Резвушка». Резвушкой называют девочку-непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая – т.е. быстрая, живая, веселая, шаловливая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Все бы ей веселиться, прыгать да бегать! Вот так похоже музыка может передать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки.

III часть.

11 слайд

Эксперимент

Теперь я предлагаю вам подойти к столам в соответствии с цветом фишки.

1 стол – детские музыкальные инструменты (колокольчики, барабан, маракас, бубенчики, ложки, треугольник и т.д.)

2 стол – театрализация, игровая ритмика. шапочки, элементы костюмов, султанчики, ленты, флажки, ткани и т.д.

3 стол – изобразительная деятельность. Листы, краски, карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы и т.д.

4 стол – ИКТ. Подборка иллюстрирующего материала в ноутбуке

12 слайд

Задание – используя предложенный материал, продемонстрировать элемент музыкального занятия – слушания музыкальных произведений Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка». Пьесу команды выбирают по своему желанию, при необходимости можно включить в элемент занятия все три произведения. Необходимо продемонстрировать многообразие возможности влияния музыки на развитие детей старшего дошкольного возраста, включая развитие коммуникативной функции, общения.

IV часть.

13 слайд

Актуализация использованных методов

Основная идея и смысл эксперимента заключен в том, чтобы показать, что различные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя не должны сводиться лишь к обучению музыкальным навыкам и знаниям. Необходимо формировать у дошкольников заинтересованность в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности; способствовать позитивному общению со сверстниками и взрослыми. Для этого музыкальным руководителям следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников и апробирование их на занятиях, связанных с музыкальной деятельностью. Особое место отводится использованию слушания музыки, важнейшего средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы. При развитии мышления формируется личность ребенка, способная творить и созидать. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

14 слайд

Педагогические условия, которые направлены на формирование и развитие познавательного интереса:

- отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач;

- определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;

- единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;

- развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса;

- соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий;

- вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми;

- «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении;

- индивидуальный подход к детям

Наиболее распространенная классификация методов – наглядный, словесный и практический. В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания. Значение словесного метода также очень велико. Но это не пересказ музыки (занятие бессмысленное), а это необходимость углубления восприятия музыки детьми. Педагог может не только привить любовь к музыке, но и  расширить представления о явлениях действительности, обогатить внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Умение увлечь детей беседой о музыкальном произведении, не упрощая его содержания, владеет далеко не каждый педагог. Иногда беседа сводится к названию произведения, показу портрета композитора, игрушки, а затем, при повторном прослушивании, к поиску изобразительных моментов и сюжетности. Либо педагог предлагает детям ответить на вопрос «Что вы представляете, слушая музыкальное произведение?», «Как бы назвали данную пьесу?»

Эти приемы имеют недостатки: музыка предстает перед детьми как изображение конкретных явлений действительности вне опоры на эмоционально-образное содержание.

Но ребенку не следует навязывать представление о музыке как о звуковой иллюстрации каких-либо явлений. Беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками.

Практический метод в развитии музыкального восприятия очень важен. Чтоб ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Б. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). поэтому движения успешно используются как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что уже доступно детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (Инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен. Такие варианты, отход от стереотипной структуры придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный, практический) должен применяться в проблемной форме, с нарастанием проблемности. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности.

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности, а также знания об окружающем. Создание ситуации успеха и формирование положительных мотиваций в обучении – условие, которое способствует более глубокому познанию действительности, нового взгляда на мир.

V часть

Подведение итогов мастер-класса

Рефлексия

Словарь, характеризующий эмоционально-образное

содержание музыки

(деление носит условный характер, т.к. некоторые слова могут быть отнесены одновременно к нескольким группам).

Веселая

радостная

Грустная

печальная

Спокойная

добрая

игривая

жалобная

приветливая

задорная

тоскливая

неторопливая

звонкая

скорбная

убаюкивающая

озорная

хмурая

шутливая

обиженная

колыбельная

бойкая

плачущая

мягкая

смешная

просящая

плавная

забавная

гладкая

резвая

Нежная

ласковая

напевная

прыгучая

протяжная

скачущая

мечтательная

хороводная

солнечная

сверкающая

легкая

Страшная

злая

танцевальная

светлая

грубая

плясовая

прозрачная

тяжелая

улыбающаяся

задумчивая

сердитая

недовольная

темная

Торжественная

праздничная

Мужественная

бесстрашная

Взволнованная

встревоженная

бодрая

боевая

стремительная

важная

смелая

вьюжная

маршевая

отважная

метельная

четкая

решительная

ненастная

отчетливая

сильная

тревожная

гордая

богатырская

беспокойная

могучая

грозная

торопливая

победная

военная

солдатская

суровая

Таинственная

сказочная

строгая

волшебная

уверенная

колючая

храбрая

пугливая

твердая

опасливая

осторожная

настороженная

загадочная

отрывистая

острая

подкрадывающаяся

Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.

Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Использование  программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...

Мастер-класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в общении детей 6-5 лет"

Мастер – класс «Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей 5-6 лет через слушание-восприятие музыки».(Перед входом на мастер-класс раздать 3 вида фишек разного цвета. Д...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...