«Здравствуй, здравствуй, детский сад!»
рабочая программа
Программа
психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей
к условиям детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pr1.docx | 523.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здравствуй, здравствуй, детский сад!»
Программа
психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей
к условиям детского сада
Программу разработал:
Педагог-психолог
Короткова С.Г.
Введение | 3 |
| 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы | 3 |
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3лет | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы | 8 |
II. Содержательный раздел | 9 |
2.1.Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания | 9 |
2.1.1. Диагностическая работа | 9 |
2.1.2. Профилактическая и Коррекционно-развивающая работа | 9 |
2.1.3. Консультативная работа | 11 |
| 11 |
III. Организационный раздел | 13 |
3.1. Материально-техническое обеспечение программы | 13 |
3.2. Перечень используемых методических пособий: | 15 |
3.3. Описание распорядка и режима дня | 15 |
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 15 |
Приложение № 1. | 16 |
Приложение № 2. | 17 |
Приложение № 3. | 19 |
Введение
Программа по адаптации детей к детскому саду (далее – программа) является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 40 «Антошка» (далее - МБДОУ).
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного возраста, МБДОУ детского сада № 40 «Антошка» г. Смоленска, разработана педагогом-психологом Коротковой С.Г. и направлена на психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.
Данная программа определяет содержание и структуру деятельности, направленной на эффективное решение проблем адаптации через проведение всесторонней работы с детьми младшего дошкольного возраста и всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям работы педагога-психолога: психодиагностика, психологическое консультирование и профилактика, экспертная деятельность.
Сроки реализации: ежегодно с сентября по ноябрь (1-2 занятия в неделю)
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью программы является адаптация, обеспечивающая эффективность деятельности и сохранения своего психофизического благополучия детей младшего дошкольного возраста в условиях пребывания в общеразвивающей группы детского сада
Задачи:
* изучить факторы риска, спрогнозировать ход адаптации детей, разработать меры поддержки.
* создать условия для благополучного хода адаптационного процесса и благоприятного психологического климата.
* анализировать ход процесса адаптации детей к условиям ДОУ, сформулировать выводы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Игровые сеансы программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагоги ориентируются на ребенка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и его индивидуальные особенности.
- единства диагностики и коррекции. По результатам анкетирования родителей вырабатываются единые требования, которые учитываются не только в игровых сеансах, но и в свободной деятельности, всех режимных моментах.
- доступности, который проявляется в соответствии возрастным уровням сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
- развития творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
- полноценных межличностных отношений, основанных на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- добровольности, который предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Подходы:
При формировании программы использованы те же подходы, что и в основной образовательной программе дошкольного образования:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).
- Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3 лет.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как изменения, затрагивающие все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
- Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
- очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
- жесткая регламентация условий выполнения задач;
- изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
- поощрение и порицание взрослым действий;
- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
- выход за пределы знакомого помещения;
- необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
- встреча с коллективом ровесников;
- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
- наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
- особенности обменных процессов;
- тип нервной системы и темперамента;
- тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка. У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.
Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В саду дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые движения, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении – приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии и негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации программы предполагается, что ребенок будет адаптирован к активному пребыванию в общеразвивающей группе детского сада:
- будет иметь положительный эмоциональный фон;
- появятся представления о том, что его ждет в детском саду и продуктивность действий в новых условиях;
- ребенок станет инициативен в самостоятельной и коммуникативной деятельности;
- сможет организовывать свое поведение без дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание программы реализуются в процессе организованной образовательной, игровой и свободной деятельности с детьми и процессе взаимодействия взрослых и детей.
Для реализации программы необходимо взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Цель диагностической работы – выявление факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, анализ проведенной работы. Психолого-педагогическая диагностика в младшей группе проходит методом сбора информации (анкетирование родителей – Приложение № 1) и наблюдением (Приложение № 2) за детьми во время пребывания в детском саду, которое допускается только с письменного согласия его родителей (законных представителей). В конце адаптационного периода проводится анализ адаптации, который предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям сада, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.
2.1.2. Профилактическая и Коррекционно-развивающая работа
Данные виды работы предполагают проведение комплекса игровых сеансов, беседы и встречи с родителями и педагогами при возникновении затруднений. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
Групповые и подгрупповые занятия и мероприятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся в кабинете педагога – психолога.
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.
Все занятия проводятся в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года), согласованы с учебным планом МБДОУ.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.
Цель игровых сеансов (16 встреч) – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Используются элементы нетрадиционных техник изодеятельности.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями (Приложение № 3)
Профилактическая и Коррекционно-развивающая работа
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Периодичность |
1.Снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование благоприятного психологического климата. |
| Дети раннего и младшего дошкольного возраста | Сентябрь –ноябрь |
5.Предупреждение возможных возрастных трудностей в развитии ребенка и их своевременное устранение. | 1.«Улыбка малыша в период адаптации» 2.«Что такое ТПМПК и ПМПк?» 3. Игровой тренинг «Ласковые руки мамочки моей» | Родители | Сентябрь Октябрь Февраль |
2.1.3. Консультативная работа
Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.
Таблица № 4
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Периодичность |
1.Повышение психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах создания условий для развития полноценного ребенка. | 1.Подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. | Педагоги и родители | В течение года. |
2.Проведение индивидуальных консультаций и бесед по результатам диагностики, вопросам воспитания и обучения детей. | |||
3. Помощь в организации педагогического процесса, взаимодействия с родителями. | Педагоги | В течении года. | |
3.Повышение психологической грамотности. | 1. Сообщения в «Устном педагогическом журнале» | Родители | В течение года |
Экспертная работа
Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).
Экспертная деятельность педагога-психолога МБДОУ касается оценки образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений
Направления экспертной работы в МБДОУ по программе «Здравствуй, здравствуй, детский сад!»:
- Исследование адаптационных мероприятий с воспитанниками и их семьями.
- Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям комфортному пребыванию ребенка в детском саду.
- Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» и построена на тех же принципах.
Вид помещения | Функциональное использование | Оснащение |
Групповое помещение | Непосредственно образовательная деятельность. Игровая деятельность. Самостоятельная творческая деятельность. | Детская мебель, стульчики, столы. Игровые модули для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровая мебель. Центр книги и развития речи, центр детского творчества, центр игры. Игровая зона «Фиолетовый лес» Телевизоры, DVD, ноутбук. |
Приемная комната | Информационно-просветительская работа с родителями. | Информационные стенды для родителей. Наглядно-информационный материал. Выставки детского творчества. |
Музыкальный зал | Тематические досуги, праздники и конкурсы. | Переносная мультимедийная установка, ноутбук. Аудио- и видеокассеты, CD диски. |
Кабинет заведующего МБДОУ | Индивидуальные консультации и беседы с родителями; | Библиотека нормативно – правовой документации; Компьютер, принтер, сканер. Документация по содержанию работы в МБДОУ (охрана труда, приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр.) |
Медицинский кабинет (кабинет медицинской сестры) | Осмотр детей. консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ. | Шкаф для документации, стол и стул для медсестры. Электронные весы, ростомер, кушетка, лампа для кварцевания. Стеклянный шкаф для медикаментов, тумбочка медицинская, стеклянный столик. |
Методический кабинет | Повышение профессионального уровня педагогов, осуществление методической помощи педагогам, организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, планирование, организация и контроль образовательного процесса, | Библиотека педагогической, методической, передовой и детской литературы. Опыт работы педагогов, накопление передового педагогического опыта. Документация по содержанию работы в МБДОУ. Материалы по формам работы с педагогическим коллективом, демонстрационный, раздаточный материал, пособия для занятий с детьми. Компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, проектор |
Кабинет педагога-психолога и логопеда | Психолого-педагогическая диагностика. Индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ | Стол и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий. Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей. Игровой материал, развивающие игры, стол для рисования песком. Зеркало. Ноутбук . |
Коридоры МБДОУ | Информационно-просветительская работа с сотрудниками МБДОУ и родителями. Выставки детского творчества. | Стенды для родителей, визитка МБДОУ. Стенды для сотрудников (административные вести, охрана труда, уголок профкома, пожарная безопасность и др.) |
- Перечень используемых методических пособий:
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М., 2012
- Неверова Ю.В., Иванова Е.В. развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет.М., 2014
- Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш». С.Петербург, 2011
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению 2003
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. С.Петербург, 2011
3.3. Описание распорядка и режима дня.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
При проведении режимных моментов МБДОУ придерживается тех же правил, что и при реализации основной общеобразовательной Программы.
Игровые сеансы с психологом утром, длятся не более 20 минут, проводятся совместно с воспитателем группы 2 раза в неделю в сентябре и октябре.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МБДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!»
Приложение №1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад»
Фамилия, имя ребёнка_______________
Дата рождения ______________________
1. Какое настроение преобладает у ребёнка?
* бодрое, уравновешенное – 3
* раздражительное, неустойчивое – 2
* подавленное – 1
2. Как Ваш ребёнок засыпает?
* быстро (до 10мин.) – 3
* медленно – 2
* спокойно – 3
* неспокойно – 2
3. Что вы делаете, чтобы ребёнок заснул?
* дополнительное воздействие – 1
* без воздействия – 3
4. Какова продолжительность дневного сна ребёнка?
* 2 часа – 3
* менее 1 – 1
5. Какой аппетит у Вашего ребёнка?
* хороший – 4
* избирательный – 3
* неустойчивый – 2
* плохой – 1
6. Есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки?
* сосёт палец, раскачивается (др. указать) – 1
* нет отрицательных привычек – 3
7.Интересуется ли Ваш ребёнок игрушками?
* да – 3
* нет – 1
* иногда – 2
8. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
* да – 3
* нет – 1
* иногда – 2
9. Как Ваш ребёнок играет?
* умеет играть самостоятельно – 3
* не всегда играет сам – 2
* не играет сам – 1
10.Взаимоотношения со взрослыми?
* легко идёт на контакт – 3
* избирательно – 2
* трудно – 1
11.Взаимоотношения с детьми?
* легко идёт на контакт – 3
* избирательно – 2
* трудно – 1
12. Отношение ребёнка к занятиям: внимателен, усидчив, активен
* да – 3
* нет – 1
* не всегда – 2
13.Есть ли у ребёнка уверенность в себе?
* есть – 3
* не всегда – 2
* нет – 1
14.Есть ли опыт разлуки с близкими?
* переносит разлуку легко – 3
* тяжело – 1
15.Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?
* есть – 1
* нет - 3
ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ:
55 – 40 баллов – готов к поступлению в детский сад, адаптация пройдёт успешно
24 – 39 – условно готов
1 – 24 – не готов посещать детский сад
Дата заполнения________
Приложение № 2.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Фамилия, имя ребёнка, возраст __________________________________
Дата заполнения: 1-й части__________ 2-й части__________
ПАРАМЕТРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА | 1 часть | 2 часть |
Настроение | Бодрое, уравновешенное | ||
Неустойчивое, раздражительное | |||
Подавленное | |||
Длительность и характер засыпания | Спокойное, быстрое (до 10 мин) | ||
Неустойчивое | |||
Неспокойное, медленное | |||
Длительность и характер сна | Спокойный, соответствует возрасту | ||
Неустойчивый | |||
Неспокойный, не соответствует возрасту | |||
Аппетит | Хороший | ||
Избирательный, неустойчивый | |||
Плохой | |||
Навыки самообслуживания | Соответствуют возрасту | ||
Не всегда | |||
Не соответствуют возрасту | |||
Инициативность в игре | Умеет найти себе дело | ||
Не всегда | |||
Нет | |||
Самостоятельность в игре | Умеет играть самостоятельно | ||
Не всегда | |||
Сам не играет | |||
Идёт на контакт с взрослыми | Легко | ||
Избирательно | |||
Трудно | |||
Идёт на контакт с детьми | Легко | ||
Избирательно | |||
Трудно | |||
Реакция на отрыв от матери | Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему | ||
Отрывается не сразу | |||
Периодически возвращается, плачет | |||
Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми | Вступает в контакт сам | ||
Не всегда | |||
Сам не вступает в контакт | |||
Результативность действий: | Доводит начатое дело до конца | ||
Не всегда | |||
Не доводит | |||
Общий балл | |||
Средний балл |
ОБРАБТКА РЕЗУЬТАТОВ ПО КАРТЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ПАРАМЕТРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА | Баллы
|
Настроение | Бодрое, уравновешенное | 3 |
Неустойчивое, раздражительное | 2 | |
Подавленное | 1 | |
Длительность и характер засыпания | Спокойное, быстрое (до 10 мин) | 3 |
Неустойчивое | 2 | |
Неспокойное, медленное | 1 | |
Длительность и характер сна | Спокойный, соответствует возрасту | 3 |
Неустойчивый | 2 | |
Неспокойный, не соответствует возрасту | 1 | |
Аппетит | Хороший | 3 |
Избирательный, неустойчивый | 2 | |
Плохой | 1 | |
Навыки самообслуживания | Соответствуют возрасту | 3 |
Не всегда | 2 | |
Не соответствуют возрасту | 1 | |
Инициативность в игре | Умеет найти себе дело | 3 |
Не всегда | 2 | |
Нет | 1 | |
Самостоятельность в игре | Умеет играть самостоятельно | 3 |
Не всегда | 2 | |
Сам не играет | 1 | |
Идёт на контакт с взрослыми | Легко | 3 |
Избирательно | 2 | |
Трудно | 1 | |
Идёт на контакт с детьми | Легко | 3 |
Избирательно | 2 | |
Трудно | 1 | |
Реакция на отрыв от матери | Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему | 3 |
Отрывается не сразу | 2 | |
Периодически возвращается, плачет | 1 | |
Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми | Вступает в контакт сам | 3 |
Не всегда | 2 | |
Сам не вступает в контакт | 1 | |
Результативность действий: | Доводит начатое дело до конца | 3 |
Не всегда | 2 | |
Не доводит | 1 |
Выявление уровня адаптации ребёнка по карте наблюдений
Уровень адаптации | Средний бал по карте наблюдений |
Лёгкая | От 2,6 до 3,00 балов |
Средняя | От 2,1 до 2,5 баллов |
Трудная | От 1,6 до 2,00 баллов |
Приложение № 3
Тема «Поиграем с зайкой»
Задачи:
- Вызвать доверие о доброжелательное отношение к взрослому и персонажу.
- Побуждать детей к ведению диалога.
- Содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.
- Закреплять названия овощей.
Содержание:
Приветствие. В гости приходит «Зайка» - педагог-психолог в костюме.
Воспитатель предлагает поздороваться с Зайкой и назвать свое имя.
Обыгрывание песенки.
Зайка к (имя ребенка) прискакал
Возле (имя ребенка) прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Ты поймай меня дружок!
Педагог показывает мешочек (с овощами)
Рассматривание овощей.
Что любит зайка (морковку)?
Взрослый вносит морковку из картона. В морковке спрятаны шарики (счетные палочки).
Зайка рассыпает предметы.
Упражнение «Помоги зайке»
Подвижная игра «Поймай зайку»
Раз-два-три-четыре-пять!
Вышел зайчик погулять.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вот как весело дружок!
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно зайчика ловить!
Ай, ай, зайка быстро поскакал!
(побуждать детей ловить «зайку»)
Музыкальная игра «Зайка прыгал»
Прощание с Зайкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здравствуй, здравствуй детский сад»
Конспект занятия «Здравствуй, здравствуй детский сад»Цели: развивать дружелюбные отношения у детей к детскому саду, сотрудникам; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...
Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»
Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...
ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ «ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»
ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»Цели— адаптация нового набора детей в ДОУ,— формирование положительного мотивационного отношения к ДОУ,—...
Здравствуй, здравствуй, детский сад!
Программа для адаптации детей к условиям детского сада...
"ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!" развлечение, посвящённое началу нового учебного года
Сценарий развлечения для дошкольников ко Дню Знаний. включает в себя задания по материалам предыдущих лет обучения....
Программа "Здравствуй, здравствуй детский сад" школа для родителей вновь поступивших детей.
Чтобы снизить риск дезадаптации при поступлении ребенка в детский сад, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечивает оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно пони...
Конспект «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»
Детский сад - новый период в жизни ребенка, поэтому, большинство родителей испытывают опасения: не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в жестко стр...