«Здравствуй, здравствуй, детский сад!»
рабочая программа

Программа

психолого-педагогического сопровождения

 адаптации детей

к условиям детского сада

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pr1.docx523.84 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Downloads\2021-12-06_001.jpg

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!»

Программа

психолого-педагогического сопровождения

 адаптации детей

к условиям детского сада

Программу разработал:

Педагог-психолог

Короткова С.Г.

Введение

3

  1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

3

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3лет

4

1.2. Планируемые  результаты освоения программы

8

II. Содержательный раздел

9

2.1.Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

9

2.1.1. Диагностическая работа

9

2.1.2. Профилактическая и Коррекционно-развивающая работа

9

2.1.3. Консультативная работа

11

  1. Экспертная работа

11

III. Организационный раздел

13

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

13

3.2.  Перечень используемых методических пособий:

15

3.3. Описание распорядка и режима дня

15

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

15

Приложение № 1.

16

Приложение № 2.

17

Приложение № 3.

19


Введение

Программа по адаптации детей к детскому саду (далее – программа) является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в муниципальном  бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 40 «Антошка» (далее - МБДОУ).

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного возраста, МБДОУ детского сада № 40 «Антошка» г. Смоленска, разработана педагогом-психологом Коротковой С.Г. и направлена на психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.

Данная программа определяет содержание и структуру деятельности, направленной на эффективное решение проблем адаптации через проведение всесторонней работы с детьми младшего дошкольного возраста и всеми участниками образовательного процесса по следующим  направлениям работы педагога-психолога: психодиагностика, психологическое консультирование и профилактика, экспертная деятельность.

Сроки реализации: ежегодно с сентября по ноябрь (1-2 занятия в неделю)

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Целью программы является адаптация, обеспечивающая эффективность деятельности и сохранения своего психофизического благополучия детей младшего дошкольного возраста в условиях пребывания в общеразвивающей группы детского сада

Задачи:

* изучить факторы риска, спрогнозировать ход адаптации детей, разработать меры поддержки.

* создать условия для благополучного хода адаптационного процесса и благоприятного психологического климата.

* анализировать ход процесса адаптации детей к условиям ДОУ, сформулировать выводы.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Игровые сеансы программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагоги ориентируются на ребенка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и его индивидуальные особенности.

- единства диагностики и коррекции. По результатам анкетирования родителей  вырабатываются единые требования, которые учитываются не только в игровых сеансах, но и в свободной деятельности, всех режимных моментах.

- доступности, который проявляется в соответствии возрастным уровням сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

- развития творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

- полноценных межличностных отношений, основанных на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

- добровольности, который  предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Подходы:

При формировании программы использованы  те же подходы, что и в основной образовательной программе дошкольного образования:

- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).

- Деятельностный  подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3 лет.

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.  Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.          

 У детей 2-3 лет  недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.          

 Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.           Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.        

 Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.      

Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.

Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

 Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".  

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как изменения, затрагивающие все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом. 

Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

  1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
  • знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
  • очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
  • жесткая регламентация условий выполнения задач;
  • изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
  • поощрение и порицание взрослым действий;
  • ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.

2. Условия, связанные с новой организацией среды:

  • выход за пределы знакомого помещения;
  • необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.

3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:

  • встреча с коллективом ровесников;
  • необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
  • наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

  • функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
  • особенности обменных процессов;
  • тип нервной системы и темперамента;
  • тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
  • психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:

- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

- процесс адаптации ускоряется взрослыми;

- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка.  У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.

У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В саду  дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые движения, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.  Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении – приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии и негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:

- положительный эмоциональный фон;

- продуктивность действий в новых условиях;

- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

- наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.

  1. Планируемые  результаты освоения Программы

В результате реализации программы предполагается, что ребенок будет адаптирован к активному пребыванию в общеразвивающей группе детского сада:

- будет иметь положительный эмоциональный фон;

- появятся представления о том, что его ждет в детском саду и продуктивность действий в новых условиях;

- ребенок станет инициативен в самостоятельной и коммуникативной деятельности;

 - сможет организовывать свое поведение без дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание программы реализуются в процессе организованной образовательной, игровой и свободной деятельности с детьми и процессе взаимодействия взрослых и детей.

Для реализации программы необходимо взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1. Диагностическая работа

Цель диагностической работы – выявление факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, анализ проведенной работы. Психолого-педагогическая диагностика в  младшей группе проходит методом сбора информации (анкетирование родителей – Приложение № 1) и наблюдением (Приложение № 2) за детьми во время пребывания в детском саду, которое допускается только с письменного согласия его родителей (законных представителей). В конце адаптационного периода проводится анализ адаптации, который предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям сада, участие  в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.

2.1.2. Профилактическая и Коррекционно-развивающая работа

Данные виды работы предполагают  проведение комплекса игровых сеансов, беседы и встречи с родителями и педагогами при возникновении затруднений. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

Групповые и подгрупповые занятия и мероприятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся в кабинете педагога – психолога.

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.

Все занятия проводятся в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года), согласованы с учебным планом МБДОУ.

Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.

Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.

Цель игровых сеансов (16 встреч) – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;
  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

 В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Используются элементы нетрадиционных техник изодеятельности.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями (Приложение № 3)

Профилактическая и Коррекционно-развивающая работа

Цель работы

Виды деятельности

Объект деятельности

Периодичность

1.Снятие эмоционального и мышечного  напряжения, формирование благоприятного психологического климата.

  1. Игровые сеансы (16 занятий) в период адаптации к ДОУ

Дети раннего и младшего дошкольного возраста  

Сентябрь –ноябрь

5.Предупреждение возможных возрастных трудностей в развитии ребенка и  их своевременное устранение.

1.«Улыбка малыша в период адаптации»

2.«Что такое ТПМПК и ПМПк?»

3. Игровой тренинг «Ласковые руки мамочки моей»

Родители

Сентябрь

Октябрь

Февраль

2.1.3. Консультативная работа

Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.  

Таблица № 4

Цель работы

Виды деятельности

Объект деятельности

Периодичность

1.Повышение психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах создания условий для развития полноценного ребенка.

1.Подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы.

Педагоги и родители

В течение года.

2.Проведение индивидуальных консультаций  и бесед по результатам диагностики, вопросам воспитания и обучения детей.

3. Помощь в организации педагогического процесса, взаимодействия с родителями.

Педагоги

В течении года.

3.Повышение психологической грамотности.

1. Сообщения в «Устном педагогическом журнале»

Родители

В течение года

  1. Экспертная работа

Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).

Экспертная деятельность педагога-психолога МБДОУ касается оценки образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений

Направления экспертной работы в МБДОУ по программе «Здравствуй, здравствуй, детский сад!»:

  1. Исследование адаптационных мероприятий с  воспитанниками и их семьями.
  2. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям комфортному пребыванию ребенка в детском саду.
  3. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов.

III. Организационный раздел.

3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

      Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» и построена на тех же принципах.

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповое помещение

Непосредственно образовательная деятельность.

Игровая деятельность.

Самостоятельная творческая деятельность.

Детская мебель, стульчики, столы.

Игровые модули для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровая мебель.

Центр книги и развития речи, центр детского творчества, центр игры.  

Игровая зона  «Фиолетовый лес»

Телевизоры,  DVD, ноутбук.

Приемная комната

Информационно-просветительская работа с родителями.

Информационные стенды для родителей.

Наглядно-информационный материал.

Выставки детского творчества.

Музыкальный зал

Тематические досуги, праздники и конкурсы.
Родительские собрания и мероприятия, консультативно-просветительская работа с родителями.

Переносная мультимедийная установка, ноутбук.

Аудио- и видеокассеты, CD диски.

Кабинет  заведующего МБДОУ

Индивидуальные консультации и беседы с родителями;

Библиотека  нормативно – правовой документации;

Компьютер, принтер, сканер.

Документация по содержанию  работы  в  МБДОУ (охрана  труда,  приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр.)

Медицинский кабинет

(кабинет медицинской сестры)

Осмотр детей.
Учет состояния здоровья.
Профилактика заболеваний.  
Медико-педагогический контроль.

консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ.                                                                                                                                                                          

Шкаф для документации, стол и стул для медсестры.

Электронные весы, ростомер, кушетка, лампа для кварцевания.

Стеклянный шкаф для медикаментов, тумбочка медицинская, стеклянный столик.

Методический кабинет

Повышение профессионального уровня педагогов, осуществление методической помощи  педагогам, организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, планирование, организация и контроль образовательного процесса,
консультативно-просветительская работа с родителями                                                                                                                                                                            

Библиотека педагогической, методической, передовой и детской литературы.

Опыт работы педагогов, накопление передового педагогического опыта.

Документация по содержанию работы  в МБДОУ.

Материалы по формам работы с педагогическим коллективом, демонстрационный, раздаточный материал, пособия  для занятий с детьми.

Компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, проектор

Кабинет педагога-психолога и логопеда

Психолого-педагогическая диагностика.

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ                                                                                                                                                                            

Стол и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий.

Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей.

Игровой материал, развивающие игры,  стол для рисования  песком. Зеркало. Ноутбук .  

Коридоры МБДОУ

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  МБДОУ  и  родителями.

Выставки детского творчества.

Стенды для  родителей,  визитка  МБДОУ.

Стенды  для  сотрудников (административные  вести, охрана труда, уголок профкома, пожарная безопасность и др.)

  1. Перечень используемых методических пособий:

  1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М., 2012
  2. Неверова Ю.В., Иванова Е.В. развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет.М., 2014
  3. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш». С.Петербург, 2011
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению 2003
  5. Хомякова Е.Е.  Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. С.Петербург, 2011

3.3. Описание распорядка и режима дня.

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 

При проведении режимных моментов МБДОУ придерживается тех же правил, что и при реализации основной общеобразовательной Программы.

Игровые сеансы с психологом утром, длятся не более 20 минут, проводятся совместно с воспитателем группы  2 раза в неделю в сентябре и октябре.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая среда нашего МБДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!»

Приложение №1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                             «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад»

Фамилия, имя ребёнка_______________

Дата рождения ______________________

1. Какое настроение преобладает у ребёнка?

   * бодрое, уравновешенное – 3

   * раздражительное, неустойчивое – 2

   * подавленное – 1

2. Как Ваш ребёнок засыпает?

   * быстро (до 10мин.) – 3

   * медленно – 2

   * спокойно – 3

   * неспокойно – 2

3. Что вы делаете, чтобы ребёнок заснул?

   * дополнительное воздействие – 1

   * без воздействия – 3

4. Какова продолжительность дневного сна ребёнка?

   * 2 часа – 3

   * менее 1 – 1

5. Какой аппетит у Вашего ребёнка?

   * хороший – 4

   * избирательный – 3

   * неустойчивый – 2

  * плохой – 1

6. Есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки?

   * сосёт палец, раскачивается (др. указать) – 1

   * нет отрицательных привычек – 3

7.Интересуется ли Ваш ребёнок игрушками?

   * да – 3

   * нет – 1

   * иногда – 2

8. Проявляет ли интерес  к действиям взрослых?

   * да – 3

   * нет – 1

   * иногда – 2

9. Как Ваш ребёнок играет?

   * умеет играть самостоятельно – 3

   * не всегда играет сам – 2

   * не играет сам – 1

10.Взаимоотношения со взрослыми?

   * легко идёт на контакт – 3

   * избирательно – 2

   * трудно – 1

11.Взаимоотношения с детьми?

   * легко идёт на контакт – 3

   * избирательно – 2

  * трудно – 1

12. Отношение ребёнка к занятиям: внимателен, усидчив, активен

   * да – 3

   * нет – 1

   * не всегда – 2

13.Есть ли у ребёнка уверенность в себе?

   * есть – 3

   * не всегда – 2

   * нет – 1

14.Есть ли опыт разлуки с близкими?

   * переносит разлуку легко – 3

   * тяжело – 1

15.Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?

   * есть – 1

   * нет - 3

ПРОГНОЗ  АДАПТАЦИИ:

55 – 40 баллов – готов к поступлению в детский сад, адаптация пройдёт успешно

24 – 39 – условно готов

1 – 24 – не готов посещать детский сад

Дата заполнения________

Приложение № 2.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Фамилия, имя ребёнка, возраст __________________________________

Дата заполнения: 1-й части__________ 2-й части__________

ПАРАМЕТРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1 часть

2 часть

  Настроение

Бодрое, уравновешенное

Неустойчивое, раздражительное

Подавленное

Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 мин)

Неустойчивое

Неспокойное, медленное

Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

Неустойчивый

Неспокойный, не соответствует возрасту

Аппетит

Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

Навыки самообслуживания

Соответствуют возрасту

Не всегда

Не соответствуют возрасту

Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

Не всегда

Нет

 Самостоятельность в игре

 Умеет играть самостоятельно

 Не всегда

 Сам не играет

Идёт на контакт с взрослыми

Легко

Избирательно

Трудно

Идёт на контакт с детьми

Легко

Избирательно

Трудно

Реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

Отрывается не сразу

Периодически возвращается, плачет

Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми

Вступает в контакт сам

Не всегда

Сам не вступает в контакт

Результативность действий:

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

Общий балл

Средний балл

        

ОБРАБТКА РЕЗУЬТАТОВ ПО КАРТЕ НАБЛЮДЕНИЯ

ПАРАМЕТРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Баллы

 

  Настроение

Бодрое, уравновешенное

3  

Неустойчивое, раздражительное

2  

Подавленное

1  

Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 мин)

3

Неустойчивое

2

Неспокойное, медленное

1

Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

3

Неустойчивый

2

Неспокойный, не соответствует возрасту

1

Аппетит

Хороший

3

Избирательный, неустойчивый

2

Плохой

1

Навыки самообслуживания

Соответствуют возрасту

3

Не всегда

2

Не соответствуют возрасту

1

Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

3

Не всегда

2

Нет

1

Самостоятельность в игре

 Умеет играть самостоятельно

3

 Не всегда

2

 Сам не играет

1

Идёт на контакт с взрослыми

Легко

3

Избирательно

2

Трудно

1

Идёт на контакт с детьми

Легко

3

Избирательно

2

Трудно

1

Реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

3

Отрывается не сразу

2

Периодически возвращается, плачет

1

Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми

Вступает в контакт сам

3

Не всегда

2

Сам не вступает в контакт

1

Результативность действий:

Доводит начатое дело до конца

3

Не всегда

2

Не доводит

1

Выявление уровня адаптации ребёнка по карте наблюдений

        

Уровень адаптации

Средний бал по карте наблюдений

Лёгкая

От 2,6 до 3,00 балов

Средняя

От 2,1 до 2,5 баллов

Трудная

От 1,6 до 2,00 баллов

Приложение № 3

Тема «Поиграем с зайкой»

Задачи:

  1. Вызвать доверие о доброжелательное отношение к взрослому и персонажу.
  2. Побуждать детей к ведению диалога.
  3. Содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Закреплять названия овощей.

Содержание:

Приветствие. В гости приходит «Зайка» - педагог-психолог в костюме.

Воспитатель предлагает поздороваться с Зайкой и назвать свое имя.

Обыгрывание песенки.

Зайка к  (имя ребенка) прискакал

Возле (имя ребенка) прыгать стал.      

Прыг-скок, прыг-скок,

Ты поймай меня дружок!

Педагог показывает мешочек (с овощами)

Рассматривание овощей.

Что любит зайка (морковку)?

Взрослый  вносит морковку из картона. В морковке спрятаны шарики (счетные палочки).

Зайка рассыпает предметы.

Упражнение «Помоги зайке»

Подвижная игра «Поймай зайку»

Раз-два-три-четыре-пять!

Вышел зайчик погулять.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вот как весело дружок!

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно зайчика ловить!

Ай, ай, зайка быстро поскакал!

(побуждать детей ловить «зайку»)

Музыкальная игра «Зайка прыгал»

Прощание с Зайкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, здравствуй детский сад»

Конспект занятия «Здравствуй, здравствуй детский сад»Цели: развивать дружелюбные отношения у детей к детскому саду, сотрудникам; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...

Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...

ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ «ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»

ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»Цели—    адаптация нового набора детей в ДОУ,—    формирование положительного мотивационного отношения к ДОУ,—...

Здравствуй, здравствуй, детский сад!

Программа для адаптации детей к условиям детского сада...

"ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!" развлечение, посвящённое началу нового учебного года

Сценарий развлечения для дошкольников ко Дню Знаний. включает в себя задания по материалам предыдущих лет обучения....

Программа "Здравствуй, здравствуй детский сад" школа для родителей вновь поступивших детей.

Чтобы снизить риск дезадаптации при поступлении ребенка в детский сад, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечивает оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно пони...

Конспект «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Детский сад - новый период в жизни ребенка, поэтому, большинство родителей испытывают опасения: не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в жестко стр...