Конспекты занятий "Татарстан"
план-конспект занятия (старшая группа)

Скопцова Анна Николаевна

Конспект занятия "Путешествие в Республику Татарстан" , мастер-класс "Изготовление татарского головного убора", квест-игра "Всё о татарах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.6 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_tatarstan.docx18.13 КБ
Файл kvest.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс по изготовлению татарского головного убора «тюбетейка»

Цель: изготовление из цветной бумаги татарского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать татарский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы ;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
материалы и оборудование:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.

Ход работы:

В: здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в мастерскую, где попробуем сами изготовить татарский головной убор. Скажите, кто знает, как он называется? (ответы детей). Молодцы! И сейчас я немного вам расскажу о нём.

На сегодняшний день татарская тюбетейка является таким же национальным атрибутом, как гармонь, чак-чак, или калфак. Из элемента одежды она довольно быстро перешла в современный головной убор. Слово «тюбетейка» происходит от тюркского слово «тюбе» и в переводе обозначает «вершина», «крыша».

При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства. Орнамент украшает предметы интерьера: настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы – намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный.
Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним , как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны. У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.

1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок.

Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две одинаковые полосы;
- склеить их, получится ободок нужной длины.

2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.

3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.

4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.

5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.

6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.

7. По технологической карте подготовим орнамент для ободка.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.

9. По технологической карте подготовим орнамент для верха.

10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.

Наша тюбетейка готова.



Предварительный просмотр:

Цель: расширить и укрепить знания детей о стране, познакомить детей с народными костюмами, национальными блюдами, символикой Республики Татарстан. Воспитывать чувство гордости и уважение к традициям татарского народа.  

Задачи:

Образовательные:

- обогащение знания детей о городах;

-формирование обобщённого представления о Республике Татарстан;

-формирование целостной картины мира.

Развивающие:

-развитие речевой активности и наглядно - образного мышления;

-развивать умение рассказывать о своих впечатлениях;

-развивать память, сообразительность, находчивость.

Воспитывающие:

-воспитывать дружеские отношения;

-воспитывать интерес к Родине;

-воспитывать чувство патриотизма.

Предшествующая работа: Дать общее представление о татарской республике, ее городах. Просмотр иллюстраций по теме, знакомство с достопримечательностями города Казань, с географической картой, гербом, флагом, беседа о национальном костюме, кухне.

Оборудование: Флаги РТ и РФ, герб РТ, аудиозаписи, конверт с письмом, клей, эскизы, пластилин, экран, проектор, наглядное пособие, билеты.

Ход занятия:

   - Ребята, посмотрите, какой к нам в детский сад пришел большой конверт! Хотите узнать от кого он? (ответы детей)

Здесь написано, что коренной житель Республики Татарстан, города Казань приглашает нас в гости на свою Родину.

Знаете, что такое Родина? (ответы детей)

     Родина, дети – это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, ваши соседи, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас.

 (Воспитатель достает билеты) Смотрите, в конверте  для каждого из нас лежат волшебные билеты. Хотите узнать почему? (ответы детей) Транспорт, на котором мы будем отправляться, мы выберем сами. Готовы начать путешествие? (ответы детей) А на чем? (ответы детей) Тогда в путь!

     (Появляется кукла в национальном костюме \ слайд с дедом)) Здравствуйте, девочки и мальчики, я очень рад видеть вас у себя на Родине. Моя Родина – Республика Татарстан. В современном  Татарстане проживает очень много людей разной национальности и все живут в мире и дружбе. Чтобы отличаться от других народов, все народы придумали свой герб, национальный костюм.

- Знаете ли вы, как называется столица Татарстана? (ответы детей) (Казань). А что обозначает слово «Казань» и почему столицу Татарстана так назвали? (ответы детей)

 Поселение, которое потом стало столицей Татарстана,  находилось на реке Казанка. Это было очень хорошее место, сюда стали переезжать много людей, здесь велась торговля, строились дома. Город становился все больше и лучше. Поэтому он стал главным городом Татарстана, его столицей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим слайд, на котором изображена столица.

(слайд  с государственными символиками)

- Дети, знаете ли вы что это? (ответы детей) (Флаг, герб Республики Татарстан)

- У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают? (ответы детей) На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики. А какие цвета на вашем государственном флаге? Предлагаю вам по памяти раскрасить флаг Республики Татарстан.(выдается раскраска с изображением флага)

Практическая работа.

(Воспитатель подводит детей к дому, где сидят куклы в татарском национальном костюме)

Воспитатель: Ребята, это дом коренного жителя – Бабая и Абики. А кто они по национальности? Почему так думаете? (ответы детей)

Ребята, я вам предлагаю украсить одежду для кукол и приглашаю в художественную мастерскую.

Давайте рассмотрим из каких элементов состоит её одежда.(ответы детей) У Абики костюм состоит из платья, фартука, калфака, сапожек.

Ребята, а как украшены их национальные костюмы? (ответы детей) Узором, орнаментом.

Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите, какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме. (ответы детей)

Правильно.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма).

Перед вами предметы татарских костюмов. Давайте мы с вами выберем те, что подходят Абике и украсим их орнаментом. На столах лежат заготовки элементов растительного узора, клей и эскизы национальной одежды. Где будет находиться орнамент?  (ответы детей) Орнамент будет на фартуке, калфаке, сапожках.

Практическая работа.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, Абика благодарит вас и дарит нам видеоролик. (Включается  видеоряд под музыку про еду на татарском языке)

Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы увидели на экране. (ответы детей)

Молодцы, верно. А названия всех блюд вы узнали? (ответы детей) Сейчас я вас с ними познакомлю. (Знакомство с татарской выпечкой)

А вы бы хотели научиться так печь? (ответы детей) Я приглашаю вас к Абике на кухню. Перед вами пластилин разных цветов, давайте мы с вами слепим татарскую выпечку.

Практическая работа.

Воспитатель: Наше путешествие по республике Татарстан подходит к концу и нам пора возвращаться в группу. На каком транспорте мы едем обратно? (ответы детей) Приготовили наши волшебные билетики и в путь.  



Предварительный просмотр:

        

Квест «всё о татарах».

Цель: закрепить полученные знания детей о стране, культуре, традициях, быте татарского народа.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о республике Татарстан: о его истории и достопримечательностях;
  2. Обогащать представление детей об окружающем нас мире;
  3. Формировать диалогическую речь, учить детей отвечать на вопросы.

Развивающие:

  1. Развивать у детей нравственно-патриотические качества;
  2. Развивать память, внимание, воображение;
  3. Развивать интерес к традициям и обычаям татарского народа.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать доброе, уважительное отношение к татарскому народу;
  2. Воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением символики, игра «Одень куклу в национальный костюм» в наборе плоскостные куклы мальчика и девочки, элементы костюмов народов, игра «Составь узор» с набором шаблонов татарской национальной одежды (фартук, калфак, тюбетейка) и вырезанные заготовки орнамента, игра «Накрой стол» с набором карточек татарских национальных блюд.

Предварительная работа: знакомство с символикой, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с национальной кухней.

Условия: Квест проводится в группе. Игра разделена на станции. Для каждой станции в группе отведено определенное место. Каждая станция обозначается цифрой. По ходу игры, за каждое выполненное задание, команда получает страничку от книги. Итог: собранная книжка-передвижка «все о татарах».

Тематические станции:

1.«Флаг Татарстана»;

2.«Национальные праздники и обряды»;

3.«Национальный татарский костюм»;

4.«Национальный узор»;

5.«Национальная татарская кухня».

Ход занятия:

В: здравствуйте, ребята.

(издаётся звук сообщения, на экране появляется Даша-путешественница.)

Д: здравствуйте, ребята, узнали меня? (ответы детей). Правильно, я Даша-путешественница и сегодня, мне нужна ваша помощь. Я собиралась в путешествие, но  только открыла книжку, которую мне прислал Бабай, подул ветер и все странички разлетелись. Поможете мне собрать все странички? (ответы детей).

Итак, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по Республике Татарстан. Каждая станция имеет свой номер, мы должны будем, по порядку пройти по всем станциям. Если правильно ответите на вопросы или выполните задание, вы получите страничку от книги. В конце квеста мы должны будем собрать все странички в одну книжку.

Команда в путь. Желаю всем удачи!

 1.Первая станция: «Флаг Татарстана»

На столе разложены флаги республик. Дети должны найти флаг Татарстана.

На рабочих столах разложены полоски разных цветов, дети должны выбрать нужные полоски флага Татарстана и приклеить на бумаге.

Д: Какие цвета на флаге Татарстана? (ответы детей).

А вы знаете, что такое Гимн Республики? (ответы детей).  А давайте, мы послушаем гимн Республики Татарстан.

Назовите столицу Татарстана (ответы детей).

Команда получает страничку от книжки.

 Д:  Молодцы! Переходим к следующей станции, какая следующая цифра? (ответ детей)

 2. Станция «Национальные праздники и обряды».

     Д: Мы с вами уже знакомились с национальными праздниками народа. Посмотрите на иллюстрации и выберите, какой из этих праздников татарский. Детям перечисляются названия праздников народа. (Дети должны выбрать татарский).

 Выбери национальный татарский праздник:

        1.Сабантуй (татарский), Масленница (русский), Акатуй (чувашский), Роштува (мордовский), Кугече (марийский), Толсур (удмуртский).

Все народы, помнят свои праздники, празднуют их. Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от окончания посевных работ. Даже названия времён года обозначались понятием, связанным с той или иной работой.

Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. Найдите иллюстрации, где изображено празднование этого праздника.

Команда получает страничку от книжки, и проходит к следующей станции.

3Станция«Национальный татарский костюм»

Д:  Традиционный национальный костюм – есть у каждого народа, это свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов. Костюм способен рассказать нам о старинных традициях. Одежда всегда была уникальной и неповторимой культурной ценностью. Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.

Игра «Одень куклу в национальный костюм».

На выбор даются национальные костюмы народов, дети должны выбрать и одеть кукол в татарские национальные костюмы.  

Д: как называется женский головной убор? (Калфак)

Д: как называется мужской головной убор? (Тюбетейка)

Д: Что такое «кафтан»? (верхнее мужское платье)

Д: как называется верхнее женское платье? (жилет)

Д: Молодцы, ребята!

Команда получает страничку, и отправляются на следующую станцию.

4. Станция «Национальный узор»

Д: долгими вечерами женщины занимались вышивкой и ткачеством. У каждого народа свои традиционные узоры и орнаменты. Даны образцы орнаментов.

Я предлагаю вам, ребята, сейчас выбрать татарский национальный орнамент и украсить предмет национальной одежды.

Игра «Составь узор»

Даны шаблоны татарской национальной одежды (фартук, калфак, тюбетейка) и вырезанные заготовки орнамента. Дети по своему усмотрению украшают национальные предметы.

 Команда получает страничку  и проходит к следующей станции.

5.Станция «Национальная татарская кухня»

Д:  ребята, любите ли вы ходить в гости? А принимать гостей? Как в вашей семье готовятся принимать гостей? В старину говорили: «гостю на стол лучшее ставь». Этому правилу следуют до сих пор. Каждая республика гостеприимна и встречает гостей накрытым столом. А на столе мы можем увидеть национальное  блюдо. Например:  у узбеков - плов, у украинцев - сало и борщ, у русских - щи, маринованные грибочки. А знаете ли вы татарские национальные блюда? (Чак-чак, пехлеве, бэлиш, баурсак, кыстыбый, эчпочмак, губадия, кош-теле, бак бэлиш).

Игра «Накрой стол»

Дети выбирают картинки татарской национальной кухни и прикрепляют их к тарелкам.

Команда получает последнюю страничку, и собирают книгу.

Д: Что у нас получилось? (ответы детей). Как мы назовём нашу книгу? (ответы детей)

Д: Спасибо, что отправились со мной в путешествие и помогли мне собрать книжку! Эту книжку я оставлю вам. До свидания!

В:  Ну что дорогие ребята, понравилась ли вам игра? О чем мы сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали? Все ли для вас было легко в выполнении заданий? Ребята, а с кем вы поделитесь информацией, которую вы узнали сегодня? А что больше всего вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....