конспект
методическая разработка (подготовительная группа)

Хайрова Татьяна Викторовна

конспект  "Свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_konspekt2018.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная основная образовательная программа: “программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой 2011г.

Возрастная группа- подготовительная

Тема ООД ”Свойства воды”

 Основная образовательная область: познание. Познакомить детей с основными свойствами воды.

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды, вызывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

 • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

 • активизировать и обогащать словарь детей существительными,  прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Задачи:

1. Образовательные:

-уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, озёра, осадки, и т.д.)

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать элементарные представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое.

2. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

3. Развивающие:

- развивать речь, мышление, любознательность;

- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

Виды деятельности: познавательно-исследовательская;

Изобразительная; двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, стихотворение Н.Рыжовой, загадки, игра “ капельки тучки”.

Формы организации: Групповая, индивидуальная.

Оборудование для воспитателя: Оборудование:

стаканы с водой, стаканы с молоком, кусковой сахар, тарелочки, пластмассовые ложки, кусочки льда

Демонстрационный материал: мнемосимволы свойств воды, плакат «Состояние воды», музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя», песня «Злая тучка», музыка «Шум ручья», сосуд с грязной водой, воронка, фильтр, прозрачный сосуд, термос, стеклянный бокал, контейнер для льда.

Оборудование для детей:

Раздаточный материал: фартуки, шапочки, стаканы с водой, стаканы с молоком, кусковой сахар, тарелочки, пластмассовые ложки, кусочки льда (на каждого ребёнка).

Демонстрационный материал: мнемосимволы свойств воды, плакат «Состояние воды», музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя», песня «Злая тучка», музыка «Шум ручья», сосуд с грязной водой, воронка, фильтр, прозрачный сосуд, термос, стеклянный бокал, контейнер для льда.

рисунки на тему “Вода”; прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; листы белой бумаги, кисточки, акварель голубая.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о воде, дожде, облаке, опыты по плотности воды.  Словарная работа: активный словарь– жидкость, безвкусная, прозрачная, не имеет форму. Пассивный: морская, болотная, дождевая, питьевая, озёрная, речная.

                                                   

 Ход занятия

Дети и воспитатель стоят на ковре.

Воспитатель: Доброе утро, дети! Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, к нам на почту детского сада пришло вот такое письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что что у нас очень много воды, но они все равно не понимают, помогите мне объяснить им, что такое вода и какими свойствами она обладает. »

Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.

Послушайте стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций).

А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т.д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь.

Часть II. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Чтобы убедиться в этом, нам необходимо отправиться в лаборатория, где мы будем проводить исследования. А что же такое лаборатория?

Дети:

Давайте мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. Давайте наденем специальные шапочки лаборантов. Прежде чем мы приступим  к работе, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории:

Дети: 

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: “Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Опыт 4.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую в стакан с молоком.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Также вспомним, что вода не имеет форму

Опыт 5. Предложить детям рассмотреть лед. Обозначить, что это твердое состояние воды и она имеет форму.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Часть III. Физкультминутка

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом , потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли

От дождя себя закрыли.

Опыт № 6: «Фильтрование воды»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная.

А в нашу воду попала  земля, нам нужно её очистить. Предложите, как можно это сделать? (ответы детей).

А я предлагаю использовать для очищения  сделать фильтр из обычного спонжика. Наша вода становится чистой, но для того, чтобы можно её было пить нам её ещё надо прокипятить.

Опыт 7.Выталкиваем воду

Цель опыта – увидеть, как повышается уровень воды, если класть в нее предметы. В стакан кладем что-нибудь легкое, наливаем воду, но не до конца. Даем детям камешки, которые они будут кидать в стакан до тех пор, пока легкие предметы не перельются с водой через край. Вода легкая!

Опыт 8.Плавающее яйцо

Опускаем сырое яйцо в стакан. Оно тонет. Вытаскиваем его и добавляем в стакан соль – несколько ложек. После того как яйцо положили в соляной раствор, оно будет плавать на поверхности. Соленая вода плотнее обычной, именно поэтому в море плавать легче.

 А еще с помощью воды можно делать кучу экспериментов. Давайте сделаем несколько из них.

Опыт 9. Умная вода

Вы никогда не видели воды, которая сама возвращается в стакан, после того как ее разлили? Теперь сможете познакомиться. Для опыта потребуется стакан, подкрашенная в любой цвет вода, большая суповая тарелка, кусочек пластилина и две спички.

Наливаем в стакан воду, капаем в нее краситель, чтобы все действия воды были лучше видны. На дно суповой тарелки крепим небольшой кусочек пластилина, вставляем в него две спички. Аккуратно выливаем в тарелку подкрашенную воду. Поджигаем спички, которые воткнули в пластилин. Накрываем горящие спички пустым стаканом, в котором была вода. Вода из тарелки начинает собираться обратно в перевернутый стакан.

Этот опыт объясняется разницей в давлении воздуха. Под стаканом с горящими спичками давление меньше атмосферного, поэтому туда и устремляется умная вода.

Опыт 10. Лавовая лампа.

Для изготовления лавовой лампы в бутылку наливают стакан воды, оставшееся пространство заполняют маслом на два пальца ниже горлышка. Воду нужно окрасить при помощи пищевого красителя в яркий цвет. Бросают в воду шипучую таблетку и наблюдают, как к поверхности масла поднимаются разноцветные водяные пузырьки. Когда реакция закончится, можно бросить в бутылку еще одну таблетку. Опыт объясняется разной плотностью масла и воды, вода тяжелее, а масло легче, они никогда не смешиваются друг с другом, поэтому капельки воды в масле, поднимаясь, создают эффект лавы.

Опыт11. Вулкан

Приступаем к эксперименту.

В "кратер вулкана" т. е. бутылку в макете;

насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Это взаимодействуют вещества кислота - лимонная и сода – щелочь.

После проведения опыта подводим итог:

Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.

Опыт прошел успешно.

Итог:

Воспитатель: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества.

Мы привыкли, что вода-        (Слайд № 23- 24                                                                                  

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а скажите какие опыты были самыми сложными, какие самые интересные, какие бы вы ещё хотели проделать? (ответы детей).
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....