Программа кружка "В гостях у сказки"
рабочая программа (старшая группа)
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида
«Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Принято на Совете педагогов УТВЕРЖДАЮ
протокол №-----от---------------20----г. Заведующая МБДОУ «Детский сад
«Планета детства» комбинированного
вида» -------------------- Ворожцова Н.В.
Приказ №----------
от « »------------------20----г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая СП «Детский сад
комбинированного вида «Колокольчик»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства"
комбинированного вида»
-------------------Аброськина А.Б.
Приказ №-------------------
от « »------------------20---
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«В гостях у сказки»
Возраст детей: 5-6лет
Срок реализации:1год
Составители:
Кузоятова С.И.
Бондаренко О.А.
п.г.т Комсомольский 2021-2022г.г.
Содержание
1. Пояснительная записка________________________________________________3
2. Календарно-тематическое планирование _________________________________8
3. Содержание изучаемого курса __________________________________________12
4.Методическое обеспечение_____________________________________________13
5.Список литературы____________________________________________________14
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что ФГОС ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
- Устав ДОУ;
- Закон «Об образовании Российской Федерации»;
- Конвенция о защите прав ребенка;
Цель рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников
Новизна программы заключается:
•в развитии творческих способностей детей в процессе знакомства с новым литературным материалом через использование различных методов и приемов: рисование, лепка, инсценировка, изготовление поделок и др.
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Общая характеристика программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-6 лет (старшая группа) в количестве 19 человек.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)
64 занятия : по 2 занятия в неделю
Формы занятий -подгрупповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
Продолжительность занятий: 25 минут
Виды деятельности:
- игровая
-продуктивная
-познавательно-речевая
-музыкальная
-самостоятельная
Формы работы:
- чтение сказок
-рассказывание и пересказ сказок
-беседы- диалоги
-рассматривание иллюстраций, открыток, рисунков
-рисование героев и сюжетов сказок
-выставка рисунков по мотивам сказок
-сюжетная лепка
-инсценирование, этюды, элементы драматизации
-игры
- викторины
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Основными принципами построения программы являются:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с другими образовательными областями.
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Условия реализации рабочей программы «В гостях у сказки»
1.К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты
- повышение интереса к книге, к чтению сказок
-активизация словаря, развитие связной речи
- развитие моторных способностей
-развитие коммуникативных навыков
-развитие творческих способностей
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- совместное пополнение дидактического материала и литературы для уголка чтения
- открытый показ кружковой работы.
- консультация «Роль сказок в развитии и воспитании детей».
- консультация «Какие сказки нужно читать детям ».
- фото отчеты кружковой работы
Формы подведения итогов
- викторины;
- открытые занятия
- фото отчеты
- праздники
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками программы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
- тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;
- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Кол-во занятий в неделю | Формы работы на занятии |
Октябрь | 1 Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
2 Русская народная сказка «Лиса и журавль»
3 Русская народная сказка «Как лиса училась летать»
4 Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
5 Русская народная сказка «Лиса и козел»
6 Русская народная сказка «Кот и лиса»
7 Корякская сказка «Хитрая лиса»
8 Викторина по сказкам
| 1(1 неделя)
1(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки
Чтение сказки. Зарисовка понравившихся героев
Беседа по сказке
Веселая аппликация «Лисонька»
Отгадывание загадок по содержанию сказки
Выставка книг : «Сказки, где герои лисички- сестрички»
Беседа по сказке
|
Ноябрь | 1 Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
2 Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
3 Г.Х. Андерсен «Свинопас»
4 А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
5П.Ершов «Конек горбунок»
6 М. Горький «Гадкий утенок»
7 С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
8М.Горький «Воробьишко» | 1(1 неделя)
1(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки
Выставка сказок Г.Х. Андерсена
Зарисовка понравившихся героев
Аппликация «Жар птица»
Беседа по сказке Настольная игра лото «Сказки» Д/и «Сказки из кубиков» |
Декабрь | 1Н. Носов «Бобик в гостях у барбоса»
2 Сказка «Как собака друга искала?»
3 Алтайская сказка «Страшный гость» перевод А.Гарф и П. Кучияка
4 Украинская сказка «Колосок»
5 Японская сказка «Врун»
6 «Чудесные лапоточки» обработка Н Колпаковой
7 «Петушок и бобовое зернышко»
8 Малые фольклорные формы | 1(1 неделя)
1(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя)
Итого : 8 | Выставка книг : «Собака- друг человека»
Беседа по сказке . Рисунок «Моя собачка»
Чтение сказки
Зарисовка героев сказки
Д/и « Найди слова которые не относятся к данной сказке» Д/задание «Исправь ошибку»
Коллективная аппликация «Петушки»
Составление рассказов по пословицам
|
Январь | 1 Русская народная сказка «Хаврошечка»
2 Русская народная сказка «У страха глаза велики»
3Сказка «Лиса и козел»
4 Английская сказка «Три поросенка»
5 «Заяц и еж» Братья Гримм | 1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя)
Итого : 5 | Беседа по сказке. Анализ пословиц, фразеологизмов
Зарисовка героев сказки
Чтение сказки. Настольная игра лото «Сказки» Лепка «Веселые поросята на полянке»
Д/задание «Путеводитель по сказкам» |
Февраль | 1 Русская народная сказка «Царевна –лягушка»
2Нанайская сказка «Айога»
3 «Про Иванушку дурачка» Обр. М.Горького
4 «Красная шапочка» Ш. Перро
5 «Бременские музыканты» Братья Гримм
6 Русская народная сказка “Заяц – хвастун»
7 Русская народная сказка «Зимовье»
8 Малые фольклорные формы | 1(1 неделя)
1(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя)
Итого : 8 | Чтение сказки
Отгадывание загадок
Выставка собственных иллюстраций к данной сказке Драматизация сказки
Зарисовка понравившихся героев сказки
Д/игра «Вспомни сказки , где герои Зайцы»
Пантомимическая игра «Угадай кого покажу»
Составление рассказов по пословицам
|
Март | 1 «Крылатый, мохнатый, масляный» ( в обработке А.Толстого)
2 Русская народная сказка «Хвосты»
3Д. Манин- Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
4 Японская сказка «Ивовый росток»
5В. Катаев «Цветик- семицветик»
6 Русская народная сказка «Жихарка»
7Сказка «Кот в сапогах»
8 Викторина по сказкам | 1(1 неделя)
1(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя)
Итого : 8 | Чтение сказки , беседа о труде, взаимопомощи
Д/игра «Сказочные загадки»
Веселая аппликация «Зайка»
Игра «Лови, бросай- героев сказки называй»
Чтение сказки
Зарисовка героев сказки
Лепка: «Кот в сапогах»
Игра |
Апрель | Сказки В. Сутеева 1 «Раз, два- дружно»
2 «Мы ищем кляксу!
3 «Про бегемота, который боялся прививок»
4 «Яблоко»
5 «Палочка-выручалочка»
6 «Капризная кошка»
7 «Под грибом»
8 «Под грибом»
|
1(1 неделя)
(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя)
Итого : 8 |
Чтение сказки
Д/ игра «Найди слово, которое не относиться к данной сказке»
Просмотр мультфильма по сказке
Игра «Изобрази вкус яблока»
Зарисовка героев сказки
Д/ игра «Мяч по сказкам»
Разгадывание загадок. Игра «Попросись под грибок»
Драматизация сказки
|
Май | 1 «Федорино горе» К. Чуковский
2 «Первая охота» Бианки
3 «Волшебная иголочка» Осеева
4 Сказка «Двенадцать месяцев»
5 «Вежливое слово» Мошковская
6 «Топтыгин и лиса» К.Чуковский
7 Сказка «Мальчик с пальчик»
8 Литературная викторина « Наши любимые сказки» | 1(1 неделя)
1(1 неделя)
1(2 неделя)
1(2 неделя)
1(3 неделя)
1(3 неделя)
1 (4 неделя)
1 (4 неделя)
Итого : 8 | Чтение сказки
Беседа по содержанию
Чтение сказки. Настольная игра лото «Сказки»
Аппликация «Подснежник»
Отгадывание загадок
Д/игра «Вспомни сказки , где герои Лисы»
Зарисовка героев сказки
Игра
|
Содержание изучаемого курса
В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л. Фесюковой, изложенная в еѐ книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов, совершенно справедливо утверждают следующее: - существует много сказок жестоких, несущих в своѐм содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка – Хаврошечка» и девочка плакала на еѐ могиле, как сѐстры и мачеха издевались над Золушкой. – сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей. – сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даѐт и воспитателю, и ребѐнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всѐ можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребѐнка». Для этого Л.Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
- Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки
Основа работы по данной программе – воспитание у ребѐнка позиции активного читателя (слушателя). Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.
Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребѐнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребѐнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
Методическое обеспечение
Основной формой работы являются занятия. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, игровую продуктивную, познавательно-речевую, музыкальную, самостоятельную.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с иллюстрациями, рисование, лепка , пересказ, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная ( чтение, беседа), подгрупповая (театрализация, дидактическая игра) .
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения: словесные- объяснения, беседа, загадывание загадок, пересказ; наглядные- показ иллюстраций, картин, видео ; креативные—творческий подход. Используются игровые упражнения, этюды, игры- драматизации, сюжетно- ролевые игры.
В группе создан уголок «В гостях у сказки». Подобраны печатные пособия: наборы сюжетных картин, репродукции картин в соответствии с тематикой, детские книги из круга детского чтения, портреты художников, их иллюстрации, дидактические игры по сказкам.
Воспитатели в работе используют ИКТ- средства: ноутбук, телефон, магнитофон
Оборудования группы: магнитные доски, наборы для детского творчества, театральные костюмы и куклы
Список литературы
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. –
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
- . Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.
7 Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki_2.docx | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида
«Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Принято на Совете педагогов УТВЕРЖДАЮ
протокол №-----от---------------20----г. Заведующая МБДОУ «Детский сад
«Планета детства» комбинированного
вида» -------------------- Ворожцова Н.В.
Приказ №----------
от « »------------------20----г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая СП «Детский сад
комбинированного вида «Колокольчик»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства"
комбинированного вида»
-------------------Аброськина А.Б.
Приказ №-------------------
от « »------------------20---
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«В гостях у сказки»
Возраст детей: 5-6лет
Срок реализации:1год
Составители:
Кузоятова С.И.
Бондаренко О.А.
п.г.т Комсомольский 2021-2022г.г.
Содержание
1. Пояснительная записка________________________________________________3
2. Календарно-тематическое планирование _________________________________8
3. Содержание изучаемого курса __________________________________________12
4.Методическое обеспечение_____________________________________________13
5.Список литературы____________________________________________________14
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что ФГОС ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
- Устав ДОУ;
- Закон «Об образовании Российской Федерации»;
- Конвенция о защите прав ребенка;
Цель рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников
Новизна программы заключается:
•в развитии творческих способностей детей в процессе знакомства с новым литературным материалом через использование различных методов и приемов: рисование, лепка, инсценировка, изготовление поделок и др.
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Общая характеристика программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-6 лет (старшая группа) в количестве 19 человек.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)
64 занятия : по 2 занятия в неделю
Формы занятий -подгрупповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
Продолжительность занятий: 25 минут
Виды деятельности:
- игровая
-продуктивная
-познавательно-речевая
-музыкальная
-самостоятельная
Формы работы:
- чтение сказок
-рассказывание и пересказ сказок
-беседы- диалоги
-рассматривание иллюстраций, открыток, рисунков
-рисование героев и сюжетов сказок
-выставка рисунков по мотивам сказок
-сюжетная лепка
-инсценирование, этюды, элементы драматизации
-игры
- викторины
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Основными принципами построения программы являются:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с другими образовательными областями.
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Условия реализации рабочей программы «В гостях у сказки»
1.К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты
- повышение интереса к книге, к чтению сказок
-активизация словаря, развитие связной речи
- развитие моторных способностей
-развитие коммуникативных навыков
-развитие творческих способностей
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- совместное пополнение дидактического материала и литературы для уголка чтения
- открытый показ кружковой работы.
- консультация «Роль сказок в развитии и воспитании детей».
- консультация «Какие сказки нужно читать детям ».
- фото отчеты кружковой работы
Формы подведения итогов
- викторины;
- открытые занятия
- фото отчеты
- праздники
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками программы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
- тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;
- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Кол-во занятий в неделю | Формы работы на занятии |
Октябрь | 1 Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» 2 Русская народная сказка «Лиса и журавль» 3 Русская народная сказка «Как лиса училась летать» 4 Русская народная сказка «Лиса и кувшин» 5 Русская народная сказка «Лиса и козел» 6 Русская народная сказка «Кот и лиса» 7 Корякская сказка «Хитрая лиса» 8 Викторина по сказкам | 1(1 неделя) 1(1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки Чтение сказки. Зарисовка понравившихся героев Беседа по сказке Веселая аппликация «Лисонька» Отгадывание загадок по содержанию сказки Выставка книг : «Сказки, где герои лисички- сестрички» Беседа по сказке |
Ноябрь | 1 Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» 2 Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» 3 Г.Х. Андерсен «Свинопас» 4 А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 5П.Ершов «Конек горбунок» 6 М. Горький «Гадкий утенок» 7 С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» 8М.Горький «Воробьишко» | 1(1 неделя) 1(1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки Выставка сказок Г.Х. Андерсена Зарисовка понравившихся героев Аппликация «Жар птица» Беседа по сказке Настольная игра лото «Сказки» Д/и «Сказки из кубиков» |
Декабрь | 1Н. Носов «Бобик в гостях у барбоса» 2 Сказка «Как собака друга искала?» 3 Алтайская сказка «Страшный гость» перевод А.Гарф и П. Кучияка 4 Украинская сказка «Колосок» 5 Японская сказка «Врун» 6 «Чудесные лапоточки» обработка Н Колпаковой 7 «Петушок и бобовое зернышко» 8 Малые фольклорные формы | 1(1 неделя) 1(1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Выставка книг : «Собака- друг человека» Беседа по сказке . Рисунок «Моя собачка» Чтение сказки Зарисовка героев сказки Д/и « Найди слова которые не относятся к данной сказке» Д/задание «Исправь ошибку» Коллективная аппликация «Петушки» Составление рассказов по пословицам
|
Январь | 1 Русская народная сказка «Хаврошечка» 2 Русская народная сказка «У страха глаза велики» 3Сказка «Лиса и козел» 4 Английская сказка «Три поросенка» 5 «Заяц и еж» Братья Гримм | 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 5 | Беседа по сказке. Анализ пословиц, фразеологизмов Зарисовка героев сказки Чтение сказки. Настольная игра лото «Сказки» Лепка «Веселые поросята на полянке» Д/задание «Путеводитель по сказкам» |
Февраль | 1 Русская народная сказка «Царевна –лягушка» 2Нанайская сказка «Айога» 3 «Про Иванушку дурачка» Обр. М.Горького 4 «Красная шапочка» Ш. Перро 5 «Бременские музыканты» Братья Гримм 6 Русская народная сказка “Заяц – хвастун» 7 Русская народная сказка «Зимовье» 8 Малые фольклорные формы | 1(1 неделя) 1(1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки Отгадывание загадок Выставка собственных иллюстраций к данной сказке Драматизация сказки Зарисовка понравившихся героев сказки Д/игра «Вспомни сказки , где герои Зайцы» Пантомимическая игра «Угадай кого покажу» Составление рассказов по пословицам |
Март | 1 «Крылатый, мохнатый, масляный» ( в обработке А.Толстого) 2 Русская народная сказка «Хвосты» 3Д. Манин- Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 4 Японская сказка «Ивовый росток» 5В. Катаев «Цветик- семицветик» 6 Русская народная сказка «Жихарка» 7Сказка «Кот в сапогах» 8 Викторина по сказкам | 1(1 неделя) 1(1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки , беседа о труде, взаимопомощи Д/игра «Сказочные загадки» Веселая аппликация «Зайка» Игра «Лови, бросай- героев сказки называй» Чтение сказки Зарисовка героев сказки Лепка: «Кот в сапогах» Игра |
Апрель | Сказки В. Сутеева 1 «Раз, два- дружно» 2 «Мы ищем кляксу! 3 «Про бегемота, который боялся прививок» 4 «Яблоко» 5 «Палочка-выручалочка» 6 «Капризная кошка» 7 «Под грибом» 8 «Под грибом» | 1(1 неделя) (1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки Д/ игра «Найди слово, которое не относиться к данной сказке» Просмотр мультфильма по сказке Игра «Изобрази вкус яблока» Зарисовка героев сказки Д/ игра «Мяч по сказкам» Разгадывание загадок. Игра «Попросись под грибок» Драматизация сказки |
Май | 1 «Федорино горе» К. Чуковский 2 «Первая охота» Бианки 3 «Волшебная иголочка» Осеева 4 Сказка «Двенадцать месяцев» 5 «Вежливое слово» Мошковская 6 «Топтыгин и лиса» К.Чуковский 7 Сказка «Мальчик с пальчик» 8 Литературная викторина « Наши любимые сказки» | 1(1 неделя) 1(1 неделя) 1(2 неделя) 1(2 неделя) 1(3 неделя) 1(3 неделя) 1 (4 неделя) 1 (4 неделя) Итого : 8 | Чтение сказки Беседа по содержанию Чтение сказки. Настольная игра лото «Сказки» Аппликация «Подснежник» Отгадывание загадок Д/игра «Вспомни сказки , где герои Лисы» Зарисовка героев сказки Игра |
Содержание изучаемого курса
В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л. Фесюковой, изложенная в еѐ книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов, совершенно справедливо утверждают следующее: - существует много сказок жестоких, несущих в своѐм содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка – Хаврошечка» и девочка плакала на еѐ могиле, как сѐстры и мачеха издевались над Золушкой. – сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей. – сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даѐт и воспитателю, и ребѐнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всѐ можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребѐнка». Для этого Л.Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
- Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки
Основа работы по данной программе – воспитание у ребѐнка позиции активного читателя (слушателя). Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.
Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребѐнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребѐнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
Методическое обеспечение
Основной формой работы являются занятия. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, игровую продуктивную, познавательно-речевую, музыкальную, самостоятельную.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с иллюстрациями, рисование, лепка , пересказ, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная ( чтение, беседа), подгрупповая (театрализация, дидактическая игра) .
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения: словесные- объяснения, беседа, загадывание загадок, пересказ; наглядные- показ иллюстраций, картин, видео ; креативные—творческий подход. Используются игровые упражнения, этюды, игры- драматизации, сюжетно- ролевые игры.
В группе создан уголок «В гостях у сказки». Подобраны печатные пособия: наборы сюжетных картин, репродукции картин в соответствии с тематикой, детские книги из круга детского чтения, портреты художников, их иллюстрации, дидактические игры по сказкам.
Воспитатели в работе используют ИКТ- средства: ноутбук, телефон, магнитофон
Оборудования группы: магнитные доски, наборы для детского творчества, театральные костюмы и куклы
Список литературы
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. –
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
- . Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.
7 Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативная программа « В гостях у сказки»
Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...
Программа В гости к сказке
Программа театрально кружка "В гости к сказке" для детей старшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
ПРОГРАММА КРУЖКА «Дорога в сказку» для средней группы
Цель программы:· Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников. Задачи программы:·...
Программа кружка "Дорога в сказку"
С переходом в школу,ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимает его "зажатость".Главным направлением программы...
Рабочая программа кружка «Математика и сказка»
ВВ основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения мат...
Рабочая программа кружка " Волшебный мир сказки"
Программа кружка " Волшебный мир сказки"...