Статья "Формула эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения"
статья

Хорохорина Юлия Николаевна

Автор статьи делится опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формула эффективности процесса

психолого-педагогического сопровождения.

 

Хорохорина Ю.Н.

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка»

г. Тамбов

Проблема оценки эффективности профессиональной деятельности актуальна в современном образовании, чему уделено внимание и в методических рекомендациях[2].Психологическая служба в ответ на вызовы времени должна существенно обновить цель и задачи, ценностно-смысловые и организационные основы своей деятельности, определяя адекватные объективным требованиям приоритеты, содержание, технологии и стандарты качества психологических услуг[2,с.56].Методические рекомендации содержат конкретные предложения для педагогов-психологов, специалистов, курирующих их работу, руководителей общеобразовательных организаций по решению задач оказания психологической помощи обучающимся, а также научно обоснованные рекомендации по повышению качества образования в условиях меняющегося детства.

Современная психолого-педагогическая служба системы образования является социальным ресурсом и опирается в своей деятельности на ряд важных принципов, выполнение которых, способствует повышению эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения [2, с.57-58]:

а)принцип обеспечения единства деятельности – осуществление деятельности, исходя из принципов единства целей и задач, преемственности и согласованности взаимодействия между всеми участниками психологической службы для обеспечения максимально своевременной, доступной, качественной психолого-педагогической помощи для всех категорий лиц, которые в ней нуждаются;

б) принцип защиты прав и интересов детей -обеспечение защиты прав ребёнка, психологической безопасности и комфортности создаваемой для него среды, сохранение и укрепление здоровья;

в) принцип профессионализма – оказание психолого-педагогической помощи на основе выполнение требований профессионального стандарта и квалификационных требований, предъявляемых к должностям педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора;

г) принцип соответствия нормативно-правовым требованиям – осуществление психолого-педагогического сопровождения в строгом соответствии с федеральными требованиями:

д) принцип учета региональной специфики -определение приоритетов деятельности на основе анализапроблем детского населения региона и приоритетных задач системы образования;

е) принцип результативности – создание и использованиесистемы качественной объективной оценки результативности деятельности на уровне конкретных специалистов, учреждений, муниципальных образований, отдельных структурных элементов;

ж) принцип научности и доказательности – включение в практическую деятельностьнаучно обоснованных методик и технологий с доказанной эффективностью;

з) принцип непрерывности сопровождения- обеспечение преемственности процесса психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования обучающихся.

В методических рекомендациях даются требования к ожидаемым результатам оказания адресной психологической помощи детям целевых групп общеобразовательной организации [2, с.49]:

- своевременное выявление нарушений поведения обучающихся, отклонений в развитии и трудностей в обучении;

- поддержание психологической безопасности и комфортности среды общеобразовательной организации;

-осведомленность субъектов образовательной среды о способах получения психологической и иных видов помощи в стенах общеобразовательных организации и иных организациях (психологические центры, телефоны доверия);

- сформированное доверие обучающихся к институционализированным формам помощи;

- привитие обучающимся навыков преодоления трудных жизненных ситуаций через внедрение образовательных, просветительских и профилактических программ;

- достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной или адаптированной образовательной программы в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий;

- скорректированное поведение обучающихся, варьирование развития познавательной сферы, нивелирование трудностей в обучении с помощью психокоррекционных развивающих программ;

- обеспечение соответствия компетенций содержанию деятельности у педагогов-психологов, реализующих мероприятия по профилактической работе с целевыми группами обучающихся;

- своевременное выявление обучающихся группы риска и оказание им адресной психологической помощи;

 - повышение эффективности образовательного процесса при работе с разными категориями обучающихся.

Поскольку вышеуказанные требования оценки эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения, в большей степени, касаются обучающихся общеобразовательных организаций, обратимся к психолого-педагогической литературе и практическому опыту, чтобы определить, что такое психолого-педагогическое сопровождение и, как оценить его результативность и качество у обучающихся дошкольных образовательных учреждений?

Психолого-педагогическое сопровождение это особый вид помощи (поддержки) ребёнку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса. Ряд авторов под «сопровождением» подразумевают помощь, поддержку, содействие, сочувствие, сотрудничество и обеспечение процесса развития [3].

 Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития для каждого  возрастного периода).

Составляющими качества процесса психолого-педагогического сопровождения являются[3]: качество условий (ресурсное обеспечение); качество процессов (вовлечённость всех участников образовательных отношений); качество результатов (количественные и качественные показатели).Качественные показатели результативности деятельности педагога-психолога в рамках процесса психолого-педагогического сопровождения рассматриваются авторами в двух аспектах: педагогическом и психологическом.

Педагогические показатели: отсутствие детей с низким уровнем познавательного развития и освоения программного материала (позитивная динамика развития); наличие  познавательной активности, творческого отношения к делу; отсутствие признаков асоциального  поведения; бесконфликтное взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Психологические показатели: субъективное ощущение у детей комфортности и уверенности в социуме; наличие адекватной самооценки, положительной «Я -концепции»; оптимальное развитие способностей ребёнка.

На основании анализа психолого-педагогических источников и личного практического опыта попытаемся записать формулу эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения. Ключевые понятия и условные обозначения,использованныедля записи формулы, расположены не хаотично, а в логической последовательности и начинаютсяс доминирующего понятия -эффективности.

Эффективностьэто соотношение между достигнутыми результатами и затратами (материальными, временными, кадровыми). Эффективность выше тогда, когда получаем желаемый результат с наименьшими затратами. Синонимами эффективности являются: результативность, КПД, продуктивность, производительность, плодотворность, оперативность. Особое значение для меня имеет слово-синоним плодотворность. Мы должны сотворить плод нашего труда. Педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений, к которым относятся: ПП–педагог-психолог, ПК – педагогические кадры, ЗП – законные представители (родители), Р(Д) – ребёнок, дети. Рассмотрим подробно составляющие формулы эффективности: Э=(ПП+ПК+ЗП +У): Р(Д).

Ключевой фигурой в этой связке является педагог-психолог. В названии профессии на первом месте слово «педагог», т.е. педагогическое составляющее, апсихологическое - на втором плане. Однако, в последние годы, судя по семинарам и вебинарам, на первый план в работе с детьми всё чаще выходит психологический, а чаще психотерапевтический аспект. В собственной практике уделяю особое внимание психолого-педагогическому просвещению педагогов и родителей. Можно долго и сложно добиваться определённых результатов в одиночку, но, если объединить усилия всех участников образовательных отношений, эффект достигается значительно быстрее[3]. В психолого-педагогическом сопровождении детей (при дефиците времени) педагог-психолог имеет право (обязан) делегировать полномочия по развитию познавательных процессов, личностной сферы воспитателям, поскольку они чаще и больше общаются с ребёнком. Однако, воспитатель должен быть вооружён знаниями и умениями, инструментарием для ведения этой работы. Знаниями и умениями обеспечивает педагог-психолог через различные формы психолого-педагогического просвещения. Педагог-психолог берёт на себя особо сложные проблемы развития и коррекции. Таким образом, все участники образовательных отношений участвуют в сотворении плода. Каким он будет - зависит от нас, но его параметры заданы ФГОС.

Обратим внимание на следующий компонент формулы эффективности «У»–условия.Условия - это ресурсная база и система сопровождения.

Материально-техническое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения в разных дошкольных образовательных организациях существенно отличается друг от друга: одни учреждения построили пять-десять лет назад, другие - в 50-60-е  гг. прошлого века.

Однако, в этой связи уместны слова Марка Поташника[1]:«Единственный параметр, который определяет успехи детей и, от которогодействительно зависит качество образования – это не наличие новой мебели или дополнительных компьютеров, а качество взаимодействия педагога и ученика в процессе занятий, определяемое только компетентностью педагога. Это единственный фактор, реально определяющий успешность процесса обучения».

Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение - это должным образом упорядоченный процесс (модель сопровождения) и систематизированный подбор эффективных диагностических и развивающих методик (инструментария).Модель сопровождения, представленная на рисунке, разработана, апробирована и используется мной в работе со всеми детьми, а не только с воспитанниками «спризнаками одарённости» [4].

О последствиях отсутствия чётко выстроенной системы сопровождения можно сказать словами Н.Г.Чернышевского:«У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха».

Можно мечтать о необходимых условиях работы, стремиться к лучшему будущему, но не следует забывать о том, что результативности и качества работы от нас ждут сегодня и сейчас.

Список использованных источников

  1. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника.
    М.: Педагогическое общество России, 2006.
  2. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193  «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс] // Федерация психологов Образования России. URL:https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 15.09.2021).
  3. Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018 №1(83).
  4. Хорохорина Ю.Н.Детская одарённость: психолого-педагогическое сопровождение. // Бюллетень № 5 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения

Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения...

Актуальность арт-терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дома ребенка

Данная статья  опубликована в сборнике "Дополнительное образование: состояние, проблемы, перспективы" 2018 (ISBN 978-5-9909365-2-2) по материалам городской научно-практической конференц...

Доклад: "Учет личностных особенностей детей раннего возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения адаптации к ДОУ"

Доклад был представлен на региональном научно-методическом семинаре «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях ДОУ». Подготовленный материал...

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Презентация к статье "Формула эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения"

Автор статьи делится опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений....