Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога тифлопедагога. Тема недели: «Зимние праздники и развлечения. Новый год»
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа)

Веселева Татьяна Владимировна

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога тифлопедагога. Тематическая неделя декабря "Зимние праздники и развлечения. Новый год". 

План разработан по четырём направлениям:

Развитие зрительного восприятия

Развитие социально-бытовой ориентировки

Развитие зрительного восприятия (формирование представлений сенсорных эталонах)

Развитие ориентировки в пространстве

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Тема недели: «Зимние праздники и развлечения. Новый год»

Понедельник

Развитие зрительного восприятия (предметных представлений).

Подготовительная группа

«Новогодний праздник»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Приобщать детей к истокам народной культуры.

- Расширить и закрепить знания о праздновании Нового Года.

- Формировать знания о традициях празднования Нового Года у разных народов.

- Закрепление умения «читать» наложенные изображения.

Социально-коммуникативное развитие:

- Воспитывать интерес к обычаям родного народа.

- Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Физическое развитие:

- Развитие зрительного восприятия.

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

Материалы, оборудование: демонстрационный материал – изображением празднования Нового года; раздаточный материал – изображения с наложенным контуром.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинки с изображением празднования Нового года.

Практические: д/у «Добавь слово, подходящее по смыслу», «Помоги Дед Морозу», ЗГ «Дед Мороз», ПГ «Елочка».

Словесные: беседа, ответы на вопросы.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Мозаика-Синтез, 2009. С 90

Провести с Евгенией К. игровое упражнение «Раскрась игрушки на Новогодней ёлочке» Цель: упражнение подборе цветовых сочетаний, в правильном соотнесении предметов цвету, развитие зрительного внимания.

С Алмазом М. корректурную пробу «Ёлочки». Цель: развитие переключения внимания.

Д/и «Сделай пары одинаковыми», «Раздели конфеты коробкам». Цель: поровну развитие логического мышления, зрительного внимания.

Р/у «Найди в каждом ряду лишнюю снежинку». Цель: развитие логического мышления, зрительного внимания.

Родителям обсудить с ребенком традиции праздновании Нового года в разных странах. По возможности рассмотреть изображения или посетить театры нашего города, какие актеры играют в театре.

Внести картинки, иллюстрации где изображены традиции празднования Нового Года для рассматривания и упражнения в составлении рассказа  сюжетной картинке.

Старшая группа

«Новый год в семье».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- Продолжать знакомство с традициями празднования Нового Года.

- Закреплять представления о традициях празднования Нового года в семье.

- Закреплять знания детей об отличительных признаках елочных игрушек (цвет, форма, величина, материал изготовления).

- Развивать слуховую память.

Речевое развитие:

- Активизировать речевую деятельность детей.

- Развивать умение формулировать свои мысли.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом. 

Материалы, оборудование: картинки с изображением празднования Нового года в семье; разные елочные игрушки.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинки с изображением празднования Нового года, елочных игрушек.

Практические: д/у «Какая елочка», «Сравни елочные игрушки», 3Г «Дед Мороз», ПГ «Елочка».

Словесные: беседа, ответы на вопросы.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Мозаика-Синтез, 2009. С.62

Организовать с Олей П. развивающее упражнение «Найди отличия». Цель: развитие зрительного внимания.

Провести с Никитой Д. д/у «Раскрась елочку». Цель: развитие мелкой моторики, закрашивать, не оставляя пробелы и не выходя за контур.

С Анастасией К. д/и  «Найди одинаковые пары варежек». Цель: развитие зрительного внимания. Развивающее упражнение «Найди отличия». Цель: развитие зрительного внимания.

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Вторник

Развитие социально-бытовой ориентировки.

Старшая группа

«Украшение Новогодней елочки»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Развивать память, внимание, воображения.

Социально-коммуникативное развитие:

- Воспитывать сотрудничество между детьми, аккуратность и эстетический вкус.

Речевое развитие:

- Закреплять умение подбирать эпитеты к Новогодней елке.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

- Развивать мелкую моторику.

- Закреплять навыков и умений в работе с бумагой, нитками, ножницами, клеем.

Материалы, оборудование: демонстрационный материал – картинки конус из картона, с изображением Новогодней елочки; раздаточный материал – салфетки, ножницы, клей, нитки.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинки с изображением празднования Нового Года.

Практические: д/у «Украсим Новогоднюю елочку», «Помоги Дед Морозу», ЗГ «Дед Мороз», ПГ «Елочка».

Словесные: д/у «Опиши Новогоднюю елочку», ответы на вопросы.

Социально-бытовая ориентировка дошкольников нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е.Н. Подколзиной. С. 76

Провести с Даниилом З. игровое задание «Раскрась правильно игрушку». Цель: развитие мелкой елочную моторики, ориентировки на листе бумаги.

С Анной С. д/у «Найди елочку без пары». Цель: развитие логического мышления, зрительного внимания.

Упражнять детей дома в вырезании круга из квадрата.

Внести в группу маленькую искусственную елочку для украшения ее изготовленными игрушками

Подготовительная группа

«Украшение Новогодней елочки»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Развивать память, внимание, воображения.

Социально-коммуникативное развитие:

- Воспитывать сотрудничество между детьми, аккуратность и эстетический вкус.

Речевое развитие:

- Закреплять умение подбирать эпитеты к Новогодней елке.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

- Развивать мелкую моторику.

- Закреплять навыков и умений в работе с бумагой, нитками, ножницами, клеем.

Материалы, оборудование: демонстрационный материал – картинки конус из картона, с изображением Новогодней елочки; раздаточный материал – салфетки, ножницы, клей, нитки.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинки с изображением празднования Нового года.

Практические: д/у «Украсим Новогоднюю елочку», «Помоги Дед Морозу», ЗГ «Дед Мороз», ПГ «Елочка».

Словесные: д/у «Опиши Новогоднюю елочку», ответы на вопросы.

Социально-бытовая ориентировка дошкольников нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. С. 113

Провести: с Артёмом Г. д/у «Опиши Новогоднюю елочку». Цель: закрепление умения подбирать эпитеты к Новогодней елке.

С Дарьей Ш. словесную игру «Доскажи словечко». Цель: закрепление умения правильно отгадывать загадки.

С Анной Ш. Провести игровое упражнение «Обведи по контуру ёлочку» Цель: развитие прослеживающей функции глаза, мелкой моторики. 

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Среда

Развитие зрительного восприятия (формирование представлений сенсорных эталонах).

Старшая группа

«Четырехугольники»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Развивать обследовательские действия при восприятии геометрических фигур, способности делать обобщения на основе выделения общих существенных признаков.

- Развивать константность восприятия, умения соотносить геометрические фигуры разной формы и величины с их контурными изображениями.

- Формировать целостного образа фигуры, тонких зрительных диффиринцировок пространственного расположения элементов и их соотношения с другими частями целого.

Физическое развитие:

- Развитие прослеживающих зрительных функций.

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

Материалы, оборудование: демонстрационный материал набор – четырехугольников: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция; раздаточный материал – таблица с контурами разных четырехугольников 3 размеров, в разных пространственных положениях, наборы геометрических фигур, подносы с различными наборами разноцветных четырехугольников, конверты четырехугольниками, фишки, перфокарты с перепутанными линиями.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание разных четырехугольников.

Практические: д/у «Четырехугольники», «Домики для фигур», 3Г «Дед Мороз». д/и «Будь внимательным», «Составь четырехугольник», ПГ «Елочка», д/у «Из каких фигур можно составить квадрат», «Перенеси фигуры в нижний ряд».

Словесные: ответы на вопросы.

«Формирование представлений о форме у дошкольников с нарушением зрения» / Л.А. Ремезова, Л.В. -Тольятти. 2002.

С Даниилом З. д/у «Сравни фигуры». Цель: упражнение в сравнении геометрических тел.

С Иваном Л. д/у «Домики для фигур». Цель: развитие константности восприятия, умения соотносить геометрические фигуры разной формы и величины с их контурными изображениями.

Провести с Никитой Д. развивающую игру «Из каких двух частей можно составить квадрат». Цель: формирование целостного образа фигуры, тонких зрительных диффиринцировок пространственного расположения элементов и их соотношения с другими частями целого.

С Ольгой П. провести д/и «Три проекции». Цель: формирование навыка «чтения» графических простейших конструкций, моделей выполненных трех проекциях (вид спереди, сбоку, возведения конструкций сверху) соответствии схемами.

С Алисой Б. Пройти лабиринт «Помоги Дед Морозу дойти до елочки» Цель: развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз.

Предложить родителям упражнять ребёнка в перенесении фигуры в нижний ряд для развития прослеживающей зрительной функции.

Внести геометрические тела конуса и цилиндра для нахождения в группе предметов похожих на конус и цилиндр, для упражнения в рисовании их графической модели.

Подготовительная группа

«Конус, цилиндр»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- Упражнять в сравнении геометрических тел, рисовании графических моделей (схем) конуса и цилиндра.

- Формировать навык «чтения» графических моделей простейших конструкций, выполненных в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху) и возведения конструкций в соответствии со схемами.

- Развивать зрительную память, зрительных возможностей одинаковых по величине геометрических фигур.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом. 

Материалы, оборудование: демонстрационный материал – конструкция из трех деталей: цилиндра, конуса, кирпичика, доска, мел, карточка-образец «Запомни и нарисуй»; раздаточный материал - листы бумаги, фломастеры, графические модели конструкций из трех деталей, таблица с изображением геометрических фигур, полупрозрачная бумага.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание геометрических фигур конуса и цилиндра.

Практические: д/у «Сравни фигуры», «Нарисуй схему», ЗГ «Дед Мороз», д/и «Три проекции», «Построй по схеме», ПГ «Елочка», д/у «Запомни и нарисуй», «Найди одинаковые фигуры».

Словесные: ответы на вопросы.

«Формирование представлений о форме у дошкольников с нарушением зрения»/ Л.А. Ремезова, Л.В. – Тольятти. 2002

Алмаза М. упражняться возведении конструкций соответствии схемами, выполненных в трех проекциях. Цель: закрепление навыка «чтения» графических простейших конструкций, моделей выполненных трех проекциях (вид спереди, сбоку, возведения конструкций сверху) в соответствии схемами.

С Виктором К. д/у «Нарисуй схему». Цель: упражнение рисовании графических моделей (схем) конуса и цилиндра.

Д/у «Запомни и нарисуй». Цель: развитие зрительной памяти. С

Д/и «Найди одинаковые фигуры». Цель: развитие зрительных возможностей восприятии одинаковых величине геометрических фигур.

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Четверг

Развитие социально-бытовой ориентировки.

Старшая группа

«Сказочное путешествие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- Дать знания о скелете человека (основные части: подвижные и неподвижные).

- Упражнять детей в правильной осанке во время ходьбы и сидением за столом.

Социально-коммуникативное развитие:

- Показать оказание первой помощи при переломе.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

Материалы, оборудование: кукла (мягкая игрушка), таблица «скелет человека». дидактическая игра «Положи правильно», картинки с изображением продуктов питания, сказочные короны на каждого ребенка.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание изображений сказочных героев.

Практические: превращение в сказочных героев, д/y «Оказание первой помощи», д/и «Положи правильно», ЗГ «Снежинки».

Словесные: рассказ педагог, ответы на вопросы.

Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации /. - Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008.- С.78

Провести: д/и «Положи правильно». Цель: закрепление знаний о скелете человека.

ЗГ «Снежинки». Цель: прослеживающие зрительные функции.

Развивать «Оказание первой помощи». Цель: закрепить навыки оказания первой помощи при переломе.

Во время посещения продуктового магазина обратить внимание на отделы магазина продукты которые продаются в них.

Внести в группу весы, кассовый аппарат, продуктовую сумку, игрушки «Продукты питания» для организации с/р игры: «В магазин за покупками»

Подготовительная группа

«В магазин за продуктами»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- Закреплять представления детей о разных магазинах, их видах, отделах.

- Закреплять представления детей о продуктах питания, их видах (молочные, мясные, кондитерские).

- Закреплять умение классифицировать продукты питания.

- Упражнять в узнавании продуктов анализаторов (осязания, обоняния, вкусовой чувствительности).

Социально-коммуникативное развитие:

- Закреплять представления детей о правилах поведения в магазине.

- Упражнять в обращении к окружающим в соответствии поведения в общественных местах.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

Материалы, оборудование: кукла Маша, натуральные продукты питания, муляжи и изображения различных продуктов питания, изображение продуктового магазина, альбомные листы с заданием, цветные карандаши.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание продуктов питания, натуральных продуктов питания и муляжей.

Практические: д/и «Идем в магазин», «Составь витрину», «Найди лишний продукт на полке», ФМ «Зарядка».

Словесные: беседа «Какие бывают продукты питания?», «Правила поведения в магазине».

Социально-бытовая ориентировка дошкольников нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. С. 114

Организовать с Анной Ш. р/у «Поиграй пальчиками». Цель: обеспечение подвижности каждого пальчика обоих рук.

Р/и «Следим глазами по линии». Цель: развитие умения точно проводить разной конфигурации.

 Р/и «Волшебный штрих». Цель: развитие умения видеть отдельные элементы на заштрихованном поле. ряд».

 Р/и «Продолжи Цель: закреплять умения проводить линии точно соответствующие длине и направлению сторон фигуры трафарета.

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Пятница

Развитие ориентировки в пространстве.

Старшая группа

«Игрушки Деда Мороза»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- Развивать умение понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога.

- Упражнять в расположении предметов в названных направлениях окружающего пространства.

Речевое развитие:

- Развивать умение детей читать схемы пространства и словесно обозначать направление своего движения.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

- Развивать мелкую моторику рук.

Материалы, оборудование: демонстрационный материал – большая схема с изображением разных дорог, одна из которых ведет на фабрику игрушек, три плана-схемы, одна из которых соответствует дороге до фабрики игрушек, образец елочной игрушки, объемная елка, елочные игрушки, изготовленные детьми заранее; раздаточный материал – индивидуальные фланелеграфы, набор геометрических форм для составления елочной игрушки, цветная бумага, ножницы.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание схемы пути на фабрику игрушек.

Практические: д/у «Дойди по схеме до фабрики игрушек и опиши свой путь», ЗГ «Дед Мороз», д/и «Выложи на фланелеграфе елочную игрушку из геометрических форм, по образцу», «Наряди елку», ПГ «Елочка», д/у «Вырежи разноцветные флажки для по гирлянды».

Словесные: чтение стихотворения, ответы на вопросы.

Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л. А. Дружинина - Челябинск: АЛИМ, изд- во Марины Волковой, 2008.С. 86

Организовать с Иваном Л. д/и: «Выложи снежинку из палочек». Цель: формирование умения ориентироваться на фланелеграфе (микроориентировка).

С Анастасией К. «Помоги Мише добраться первым до ёлочки» Цель: развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз.

С Анной С. и/у «Дорисуй елочку» Цель: развитие целостности зрительного восприятия.

Д/у «Выложи снежинку из палочек». Цель: формирование умения ориентироваться на фланелеграфе (микроориентировка). 

Предложить родителям дома с ребенком пройти лабиринт «Какой подарок звери получат на Новый год?» 

Внести елочные игрушки для размещения их на елке по словесным инструкциям учителя- дефектолога.

Подготовительная группа

«Мастерская Деда Мороза»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: 

- Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе, на доске).

- Развивать умение самостоятельно располагать предметы названных направлениях микропространства.

- Развивать умение детей определять направление и местоположение предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

- Развивать воображение, внимание.

Речевое развитие:

- Развивать умение словесно обозначать расположение предметов.

Физическое развитие:

- Обогащать двигательный опыт ребенка, выполняя движения, в соответствии с текстом.

- Развивать мелкую моторику рук.

Материалы, оборудование: демонстрационный материал - магнитной доске; рисунок с образцом елочной игрушки, рисунок «Дед Мороз с мешками подарков»; раздаточный материал – рисунок елки на карточки с заданиями; простые карандаши, цветные карандаши, ножницы.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинки с изображением Новогодней елочки.

Практические: д/у «Украшение Новогодней елочки», «Изготовь игрушки», 3Г «Дед Мороз», д/и «Повесь игрушку на елке, куда я скажу», ПГ «Елочка», д/у «Соедините точки по порядку», «Помоги Деду Морозу найти недостающую игрушку», «Чудесный мешочек».

Словесные: чтение стихотворения, ответы на вопросы.

Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Л. А. Дружинина - Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.С. 120

Провестис Артёмом Г. д/и «Что находится вокруг снежинки» Цель: развитие ориентировке на микроплоскости (на листе бумаги).

С Дарьей Ш. Д/у «Нарисуй звезду по цифрам». Цель: развитие микроориентировки на листе бумаги, зрительного внимания.

С Евгенией К. «Помоги зажечь огни на лабиринт елке». Цель: зрительно-моторной развитие координации, прослеживающей функции глаз.

Д/у «Куда падает снежинка». Цель: закрепление в речи пространственных предлогов.

Д/у «Нарисуй елочку по цифрам». Цель: микроориентировки развитие на Листе бумаги, зрительного внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в средней группе тема недели: «Мамин праздник».

Планирование образовательного процесса в средней группе  с 04.03.2019 по 07.03.2019г.Тема недели: «Мамин праздник».Итоговое мероприятие: Праздник для мам, бабушек.Понедельник 04.03.20...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Зимние забавы».

Цель недели: Формировать представления детей о зиме, дать представления о видах зимних забав.Задачи: Познакомить с зимними видами спорта (коньки, лыжи, санки). Формировать представления о безопа...

Ежедневное планирование в средней группе тема недели: "Зимние забавы".

Цель: Закрепить правила безопасности во время катания с горки, на коньках, лыжах, санках. Расширять представления детей о зимних забавах (катание на коньках, лыжах, игра в хоккей, лепка снежной бабы)....

Календарно-тематический план в младшей группе на тему Неделя семьи

Календарно - тематический план "Неделя семьи" в младшей группе. У каждого дня определённое название....