«Патриотическое воспитание дошкольников»
проект (подготовительная группа)

Чудакова Ольга Владимировна

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_patr.docx52.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»

«Патриотическое воспитание дошкольников»

                                                                Воспитатель:

        Чудакова Ольга Владимировна

2021

                                                                                                                                                                     

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.

Актуальность работы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.  

Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;  

- между         стремлением         педагогов         к         воспитанию         основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.  

Новизна моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу  на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным селом проводилась с января 2021 г по декабрь 2021г.  

Целью моей работы является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  1. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
  3. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Решение задач позволило спрогнозировать следующий результат - это воспитанник, способный:

- проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села;

- способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

- проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

- проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;

- воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

- понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

- интерес к историческому прошлому и настоящему родного села Екатеринославка.

- владение детьми знаниями о семье, детском саде, городе.

- участие родителей в реализации воспитательной системы.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:

  1. Игровые,
  2. ИКТ,
  3. Здоровьесберегающие,
  4. Проблемные,
  5. Развивающего обучения,
  6. Проектный метод
  7. Лепбук

 

        - Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. 

  1. Каждый день ребенка в детском саду мы наполняем радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) - тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

          а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.

- результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки образовательной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей. 

- единые требования к предметно-развивающей среде:

Предметно-развивающая среда в моей группе структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.

- использование системы мониторинга:

  1.  сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

  1. Теоретическая база опыта  

Работу по патриотическому воспитанию начала с изучения научной и методической литературы, которая помогла мне с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.  Следующий шаг – создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию: мною были подобраны следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Отдельное место занимает художественная литература: С. Баруздин «Страна, где мы живем», Д. Чибисов «Вечный огонь», Н. Михайличенко «От края до края», «Святое Белогорье», «Родом они ровенчане» и другие. Широко использую пейзажную лирику А. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Зима!.. Крестьянин торжествуя», С. Есенина «Береза» и т. д.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Праздник победы», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей  посредством применения общедидактических методов и приемов. В своей работе по формированию национально-патриотических ценностей у дошкольников использую методические пособия: Алешиной Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», программу Князевой О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.  

        В своей группе к тематическим неделям, праздникам организовываю совместно с родителями и воспитателями других групп уголки, выставки:

        - «Воинская слава», где находятся атрибуты времен Великой Отечественной войны (гимнастерка, фляжка, полевая сумка командира, альбомы с фотографиями).

- «Мой поселок вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей и другие.

Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, заучиваем русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:

«С родимой земли - умри не сходи».

«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»

«Один в поле не воин»

«Храбрость города берёт»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Воспитанники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Благодаря работе по патриотическому воспитанию мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «Рождество» и «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Наши любимые, «Наш защитники», «Никто не забыт и ничто не забыто».

 Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, -  все активные участники праздников.

Большую роль отвожу проведению экскурсий. Беседую с детьми о том, где они провели лето и обращаю их внимание на то, что дети были в разных городах, сёлах и видели, какая красивая и огромная наша страна. На различных экскурсиях дети знакомятся с особенностями таких природных зон как луг, поле, лес, пригорок; знакомятся с трудом человека в природе (посадка леса, полевые работы, устройство лесопитомника, теплицы).  

        Дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей.  Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.  Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам.

Дети средней группы могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Знакомлю детей с тяжелым крестьянским трудом на земле. На экскурсиях дети видят, как работают их родители, видят результаты труда в поле и на ферме.

Воспитывая будущих граждан страны, учу их радоваться труду на общественное благо, прививаю им чувство ответственности, а потому требую от них чёткого выполнения порученного дела, приучаю самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на  его дальнейшую судьбу.  Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям   самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями:

  • КВН «О подвигах наших предков»,
  • Круглый стол «Воспитать патриота и гражданина»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки «Встреча с интересными людьми», «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»,
  • конкурсы рисунков
  • фотовыставки «Моё любимое село», «Самое красивое место в нашем селе», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии» и др.
  • походы
  • Оформление информационного стенда:  рубрика «Пошли мне чтения доброго…», (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  • игровые программы
  • Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
  • Совместное создание взросло-детских  проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежков», «Моя любимая кукла», «Детка».
  • Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
  • Провела родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг - самоделок. Активное участие в презентации приняли семьи Рубаха («Аленкины сказки»), Орловых («Сашкины рассказы»). А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».
  1. Заключение

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на мой взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.  Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

  1. Результативность опыта

Систематическая работа позволила накопить  у детей достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей стала более образной, расширился кругозор и словарный запас, усилился познавательный  интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.  Результативность проделанной работы можно отследить в ниже представленном мониторинге.

  Результаты диагностики по патриотическому воспитанию детей

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае  стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Приняли участие в акциях «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку». У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, походы), а также количественный состав их участников. Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному  источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе.

В жизни нашего детского сада укоренились такие традиции: ежегодно проводятся народные праздники -  «Осенины», «Масленица»;  отмечаются календарные праздники «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 марта», «День Победы»;  привычным стал семейный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», выпускной утренник.

В ходе совместной работы старалась помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой  и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы.  Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что  сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей села.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников.  

Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию нравственно - патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

  1. Литература

  1. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» - М., 2005. – 136 с.
  2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...