Проект "Музыка здоровья"
методическая разработка

Гракова Алеся Станиславовна

Проект  разработан  на основе программы музыкального здоровьесберегающего  развития  дошкольников "Музыка  здоровья" М.В. Анисимовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_zdorovya.docx25.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 «Сударушка» г. Смоленск

 Проект

 «Музыка здоровья»

( проект  разработан на  основе программы  музыкального  здоровьесберегающего развития  дошкольников

«Музыка здоровья» М.В.Анисимовой)

Выполнила и разработала:

Музыкальный руководитель

Гракова  Алеся  Станиславовна

2021 г.

Пояснительная записка

        Благополучие  нашего общества  во  многом  зависит от  состояния здоровья детей . В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Ученые доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние.

       Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.

     Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать  эффективным методом лечения детских неврозов. Нам, педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

Образовательная область: музыка

Актуальность:

    Формирование  основ  здорового  образа  жизни возможно  не только  через физическую культуру,  правила  гигиены  и  прочее, но  и через музыку.  Донести  до  воспитанников, родителей,  педагогов  необходимость осознанного  подхода  не только к  выбору музыки,  но и к  звуковой  среде в целом,  важно и перспективно.

Новизна:

    Обобщение  и расширение  педагогического  опыта  по  созданию педагогических условий, способствующих  укреплению  здоровья  детей  при  использовании  возможностей  музыкального  искусства.

Цель проекта:

     Формирование  у  детей , родителей и педагогов знаний, навыков ЗОЖ для укрепления здоровья  при  использовании  возможностей  музыкального  искусства.

Задачи проекта :

Образовательные:

-   Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии.

-   Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное  содержание  музыки.

-  Повышать  педагогическое  мастерство  родителей  по  данной  теме.

-  Способствовать формированию положительного  эмоционального  отношения к ценности здоровья, здоровому  образу  жизни  у   всех  участников  проекта.

Развивающие:

- Развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности

-Укреплять  речевой  аппарат с  помощью  артикуляционной  гимнастики и др.

Оздоровительные:

  1. Укреплять психическое и физическое здоровье детей
  2. Уделять внимание профилактике простудных заболеваний
  3. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители;

Возраст детей:  5-6 лет

Состав группы: 25 человек

Тип  проекта: долгосрочный.

Вид: здоровьесберегающий, музыкально-валеологический.

Планируемые результаты:

  • Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.
  • Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
  • Улучшение общего состояния здоровья детей.
  • Повышение их самооценки и уверенности в себе.
  • Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
  • Знание  детьми, педагогами  и родителями  информации  о  связи музыки  и здоровья.
  • Владение  некоторыми  навыками  музыкальных здоровьесберегающих  технологий  всеми  участниками  проекта.

Этапы  реализации  проекта.

1 этап: Подготовительный

1. Определение  проблемы, темы, актуальности  проекта.

2. Изучение  литературы, методических разработок, интернет- ресурсов по данной  теме.

3. Постановка  цели, задач  проекта.

4. Планирование  деятельности со  всеми  участниками  проекта.

5. Изучение  компетентности  родителей  по  теме  проекта.

2 этап: Практический.

Слушание музыкальных произведений:

  1. Музыкотерапия
  2. «Эффект Моцарта»
  3. Сказкотерапия

Пение музыкальных произведений:

  1. Вокалотерапия (разучивание  и исполнение песенного репертуара)
  2. Дыхательная гимнастика (по методу А.Н. Стрельниковой)
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы)

Музыкально-ритмические упражнения:

  1. Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации)
  2. Логоритмика
  3. Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах)

Игровое творчество:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Музыкальные игры.

Релаксация:

  1. Музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой)
  2. Улыбкотерапия.

3 этап: Заключительный.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Музыка здоровья».

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  1. Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры)
  2. Словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения)
  3. Наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал)
  4. Методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)

Учебно-тематический план

 

Методика

Количество времени, часы

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

Слушание

Музыкотерапия (слушание музыкальных фрагментов и музыкальных произведений композиторов-классиков; слушание и просмотр музыкальных видеосюжетов: «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках»)

2

-

2

«Эффект Моцарта» (прослушивание музыки произведений Моцарта с использованием игры на колокольчиках)

2

-

2

Сказкотерапия (сочинение и прослушивание сказок)

2

2

-

Пение

Вокалотерапия:

- вокально-хоровая работа (пение учебно-тренировочного материала);

- пение музыкальных произведений

2

 

 

1

1

 

 

          -

1

 

 

1

Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой

1

-

1

Артикуляционная гимнастика

1

-

1

Дикционные упражнения

1

-

1

Музыкально-ритмические упражнения

Ритмотерапия (музыкально-ритмические игры, упражнении, импровизации)

0,5

-

0,5

Логоритмика

0,5

-

0,5

Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на музыкальных инструментах)

1

-

1

Игровое творчество

Пальчиковая гимнастика (рук, пальцев, спины)

1

-

1

Музыкальные игры

2

-

2

Релаксация

Музыкальный аутотренинг

2

0,5

1,5

Улыбкотерапия

0,5

-

0,5

Итого:

19

2,5

16,5

 

Примерный репертуарный план

Слушание

Бах И.С. «Шутка»

Бетховен Л. Финал концерта №5 (фрагмент)

Брамс И. «Колыбельная»

Гречанинов А. «Материнские ласки»

Григ Э. «Утро» («Пер Гюнт»)

Моцарт В.А. «Музыкальная шкатулка», увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»,  симфония №40 (фрагмент), менуэт ре-мажор.

Прокофьев С. «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка»)

Свиридов Г. «Весна. Осень»

Чайковский П.И. !Утренняя молитва», «В церкви»

Шопен Ф. Прелюдия ля-мажор, соч. 28, №7

Пение

Попевки:

«Скок-поскок», русская народная песня

«Сидит ворон», русская народная песня

«Антошка – соломенная ножка», песенка-дразнилка

«Нюша – копуша», песенка-дразнилка

«Коля – Николай», песенка-дразнилка

«Барашеньки – крутоноженьки», русская народная песня

Скороговорки:

«Шла Саша по шоссе»

«Носит Сеня»

«Мамами любимы мы»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка»

«Жук над лужею жижа»

Песенный репертуар

«Веснушки», «Ням- ням», «Тик-так» (муз. А. Варламова, сл. Р.Паниной)

«Хомячок», «Манная каша» (муз. Г. Абелян, сл. В.Викторова)

« Антошка» (муз. В.Шаинского, сл. Ю. Этнина)

«Будильник» (муз. О.Полякова, сл. В.Орлова)

«Неприятность эту мы переживем» (муз. Б.Савельева, сл. А. Хайта)

«Мир похож на цветной луг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского)

«Пестрый колпачок» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой)

«Семь дорожек» (муз. В.Шаинского, сл. М. Танича)

«Кузнечик» (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова)

«Про лягушек и комара» (муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

«Белые кораблики» (муз. В.Шаинского, сл. Л. Яхнина)

«Леталка» (муз. И сл. А.Усачева)

Методическая основа проекта.

•«Музыкально-рациональная терапия» педагога-музыканта В.И. Петрушина

•Дыхательная гимнастика А.П. Стрельниковой

•Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей

•Теория Н.А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников

Использованная  литература:

1.Анисимова М.В. Музыка здоровья: Программа  музыкального  здоровьесберегающего  развития  дошкольников. – М: ТЦ Сфера,2014- 128с.

2.Арсеневская О.Н. Система  музыкально – оздоровительной  работы  в детском  саду: занятия, игры, упражнения.- Волгоград, 2009.- 204с.

3.Интернет – ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....