ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
статья (средняя группа)

Степанова Ольга Юрьевна

 

Аннотация: В статье раскрываются вопросы изучения чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях. Обосновывается идея о том, что формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных и этнокультурных ценностях чувашского народа начинается с дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: традиции, общение, двуязычие, культура чувашского народа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-istorya_rodnogo_kraya_2.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова О.Ю.

МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района Чувашской Республики»

Статья на тему «История родного края»

Аннотация: В статье раскрываются вопросы изучения чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях. Обосновывается идея о том, что формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных и этнокультурных ценностях чувашского народа начинается с дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: традиции, общение, двуязычие, культура чувашского народа.

 «Где бы ни жил ребенок, он должен с раннего детства впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее. Однако в настоящее время снижается интерес к родному языку, культуре своего народа. Это актуально для многих национальных семей нашей страны, где выросло несколько поколений детей, не овладевших родным языком, а значит и равнодушных к своей национальной культуре, что «унизительно» для человека, вызывает падение нравов», - так писал И. Я. Яковлев, великий чувашский просветитель.

Жаль, что история, культура, традиции чувашского народа стали исчезать. Мне обидно за чувашский язык, когда я слышу, что этот язык никому не нужен.

Работая в детском саду, я решила, что необходимо учить детей чувашскому языку с раннего возраста, так как изучение других языков в этот период дается детям легко.

Некоторые родители думают, что вообще не нужно изучать чувашский язык, и это бесполезно, и с этим языком вы далеко не «уйдете».

На мой взгляд, учить чувашский язык полезно (хотя бы для развития памяти) и интересно, так как вы изучаете историю своего народа. Исходя из того, что дети проживают в Чувашской Республике, где, согласно закону о языке, государственными языками признаются два языка: русский и чувашский, я считаю необходимым знакомить детей с чувашским языком, наряду с преподаванием русского языка.

Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем рождается чувство любви к родной земле, уважение к национальным традициям и обычаям[3].

В целях обогащения знаний детей о родной культуре, о языке создается и пополняется уголок чувашского края. Это куклы в чувашских национальных костюмах, герб Чувашской Республики, символика, изделия из дерева с чувашскими орнаментами, художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т.д.[1].

Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа изучение чувашского языка осуществляется через игру, творческую деятельность, общение, в повседневной жизни, с использованием разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, в ходе непосредственной учебной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и др.[4].

Уникальность дошкольного возраста заключается в том, что именно в это время возможно включить процесс изучения чувашского языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда у детей нет естественной потребности общаться на изучаемом языке. Новая игра (с новыми сказочными персонажами, животными, говорящими только на новом чувашском языке) является психологическим оправданием перехода на новый язык в условиях, когда все коммуникативные задачи могут быть решены на русском языке и нет необходимости в чувашском. Благодаря игре развивается интерес к чувашскому языку. С помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано с психологическими особенностями детского организма[5].

Задачи изучения чувашского языка решаются не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями учеников. Часто бывают задания по изучению чувашских слов и стихов дома. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его различными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Наиболее ценным является непосредственное участие родителей вместе с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду[2].

Таким образом, процесс обучения чувашскому языку не только предоставляет детям возможность овладеть другим способом общения, но и знакомит детей с истоками культуры чувашского народа, формирует у них основы нравственности на лучших примерах национальной культуры, народных традиций и обычаев, создает благоприятные условия для привития любви и уважения к людям другой национальности, воспитания толерантной личности.


Список литературы

1. Васильева, Л. Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет : учебно-методическое пособие / Л. Г. Васильева. - Чебоксары : Новое Время, 2016. - 128 с.

2. Матьянова, И.В. Программа по приобщению дошкольников к чувашскому языку «Колыбель чувашского слова» примерная парциальная образовательная программа / И.В. Матьянова. - Чебокары: «Новое время», 2017. - 60 с.

3. Махалова, И. В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания "Родники здоровья". Примерная парциальная образовательная программа / И. В. Махалова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2015. - 79 с.

4. Мурашкина, Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» / Т.В. Мурашкина. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2015. - 64 с.

5. Соловей, Л.Б. Программа по социально- коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» / Л.Б. Соловей - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2015. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Педагогический проект "История родного края"

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края «Машина времени»

Детям предлагается совершить путешествие во времени, познакомиться с основными событиями истории родного края в этапах отечественной истории, от каменного века до наших дней. Побывать в древнем мире п...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»

Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)

Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...