Самообразование
учебно-методический материал (средняя группа)

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_20-21g.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида №27»

План по самообразованию

в средней  группе

 «Социализация детей среднего  дошкольного возраста

через сюжетно-ролевую игру»

                                                       Воспитатель: Пархоменко А.В.

                                          2020-2021 учебный  год.

Актуальность темы:

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде.  Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.  И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами, зона игры с машинами для мальчиков.

Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Цель: 

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

План работы

Сентябрь

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Написание плана работы на год.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

4. Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в среднем дошкольном возрасте».

5. Анкетирование для родителей «Во что играют дети дома?»

5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в среднем  дошкольном возрасте».

Октябрь 

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».

2.  «Сюжетно - ролевая игра  «Магазин игрушек».

3. Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».

4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

Ноябрь 

1. Консультация  для родителей «Учим ребёнка общаться».

2. Просмотр видеофильма по теме «Профессии взрослых людей»

3. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

4. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

Декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения  на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».

3.Сюжетно-ролевая игра: ««Парикмахерская».

Январь

1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

Февраль

1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

2. «Знакомство с профессией библиотекарь» - экскурсия в сельскую библиотеку. 

3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»

 Март

1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».

2.  Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

Апрель

1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3.  Экскурсия по улице Победы (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком,  транспортом, пешеходами).  

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я -  шофер, вы – пешеходы»

Май 

1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2. Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» ( презентация)

Оптимальность и эффективность средств

Успешность сюжетно - ролевой игры зависит от предметно - игровой среды, последовательной и систематической организации игровой деятельности, активного использования методов и приёмов обучения детей игровым действиям.

Формы и методы руководства сюжетно - ролевой игрой должны быть направлены на формирование игры как деятельности.

В своей работе я стараюсь чётко следовать принципам организации сюжетной игры:

Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».

Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании  инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.

Формы и методы работы

Формы

 

Методы

Экскурсии

Дидактическая игра

Целевые прогулки

Наблюдение

Развлечения, праздники

Беседа

НОД

Создание проблемной ситуации

Инсценирование 

Чтение художественной литературы

Выставка

Рассматривание иллюстраций

Встречи с людьми разных профессий

Заучивание стихов

ОТЧЁТ

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.

Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.

2. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

3. Игра дошкольника / под  ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.

4. Образовательные порталы

В течении полугода мною были подготовлены и проведены:

1.  Мною были оформлены центры для игр «Парикмахерская», «ПДД»,  «Аптека»,  «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

2. Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде воспитателя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела»).

3. Экскурсия в сельскую библиотеку.  «Знакомство с профессией библиотекарь»

4. Постоянно проводились сюжетно – ролевые игры:  «Парикмахерская», «Семья», «Больница», «В гостях у куклы Кати» и др. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

5. Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Больница, салон красоты, строители,  автобус и другие).

6. Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель»,  «Я хочу быть воспитателям», «Моя мама продавец»).

7. Дидактические игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

8. Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

9. Анкетирование для родителей «Во что играют дети дома?»

10. Консультация для родителей  «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Учим ребёнка общаться». Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).

Результативность опыта.

 Работая по данной теме, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но учу  улаживать их самостоятельно.

Отчёт по самообразованию

в средней  группе

 «Социализация детей среднего  дошкольного возраста

через сюжетно-ролевую игру»

                                                             Воспитатель: Пархоменко А.В.

2020-2021учебный  год.

Период работы над темой: 01.09.2020-30.05.2021 г.

Актуальность темы самообразования: Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: 

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

1)  В своей работе использовала три принципа организации игры в детском саду:
Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми.
В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы. В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускала принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, развивала у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Как можно чаще хвалила и поощряла каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе старалась, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Сюжетно-ролевая игра является основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.


За период проведения работы по самообразованию мною была изучена литературы по теме самообразования.

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.

2. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

3. Игра дошкольника / под  ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.

4. Образовательные порталы

5. Некоторые вопросы и консультации на эту тему брала из интернета.

2) Создала картотеку сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников.

Пополнила предметно - развивающую среду по сюжетно - ролевым играм с изготовлением атрибутов к играм. 

 Постоянно проводились сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «В гостях у куклы Кати» и др.

3) Работа с родителями. Были проведены и подготовлены:

А) Консультация для родителей: «Какие игрушки нужны малышу 4-5 лет»,

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка 4-5 лет ».

Б) Советы родителям по игровой деятельности с детьми.

Результаты работы по теме самообразования:

Эффективность педагогического опыта (качественная оценка). Я считаю, что опыт работы имеет положительный результат. У детей расширился кругозор знаний о профессиях   уважение к труду, развивается память. Внимание друг к другу. Коммуникативные и социальные навыки сформированы в целом на достаточном уровне. Сформированы положительные взаимоотношения между детьми.

Выводы по теме самообразования:

Подводя итог свой работе можно сделать вывод, что работа плодотворно сказалось на детях. Они стали более социально - коммуникабельны, речь развернута, память устойчива. Более теплыми стали взаимоотношения между собой. Проявляется взаимопомощь и коллективный труд.

Проблемы:

Родители не всегда заинтересованы в значимости игры, как средства развития социально- коммуникативных отношений. В настоящее время в детском саду серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей. А ведь именно эта игра является основой социального развития ребенка.

Перспективы:

На следующий учебный год 2021- 2022учебный год планирую брать другую тему по самообразованию: «Воспитание патриотических чувств дошкольников России через ознакомление с родным краем»

Цель и задачи работы по теме самообразования на 2021– 2022 учебный год

Цель: развитие у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе родного края и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему миру.

Задачи:

- Развитие основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

- Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- Формирование чувства привязанности к своему селу (городу, детскому саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

- Продолжать знакомить детей с народами России, народным творчеством средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово.

- Систематизировать и закреплять знания детей о природе края;

- Воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения Государственной символики России, родного края.

- Воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...