Музыкально-логопедический проект «Музыкальная логоритмика»
проект (старшая группа)

Головина Мария Захаровна

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Цель проекта: преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_proekt.docx28.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-логопедический проект «Музыкальная логоритмика»

«Музыкальная логоритмика»

музыкально-логопедический проект

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Информационная часть программы: образовательная.

Образовательная область: речевое, художественно-эстетическое развитие

Форма реализации программы: фронтальная.

Возрастная направленность: старшая группа.

Продолжительность программы: один год.

Составители: Учитель-логопед – Павлова Наталья Юрьевна

Музыкальный руководитель – Головина Мария Захаровна

Пояснительная записка.

      Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.                                                                                         Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.                Продолжительность от 20 до 30 минут, так как занятия являются интегрированными.  Тема используется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры; песни и стихи, сопровождаемые движениями; двигательные упражнения; несложные танцы; музицирование на музыкальных инструментах; дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Цель проекта: преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.

Задачи:

- развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

- развивать фонематическое восприятие и фонематическое представление,

слуховое внимание, расширять лексический запас;

- учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);

- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; созданию условий для совместной деятельности и формированию уважительного отношения к сообществу детей и взрослых;

Планируемый результат:

- сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание, правильно артикулировать звуки речи, знания по лексическим темам, умения выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;

- способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;

- свободно ориентироваться в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;

- сформировать готовность к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Взаимодействие с родителями:

- индивидуальные консультации;

- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

- информирование о результатах деятельности проекта (мастер-класс, фотоотчет, используя интернетресурсы);

- открытые занятия.

План мероприятий по реализации проекта.

I этап Организационный

- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей;

- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные игры и упражнения; 

- познакомить с планированием проекта воспитателя старшей группы;

- разработать алгоритм занятий с элементами логоритмики; 

- познокомить с планированием проекта воспитателей старших групп;

 Сроки реализации: сентябрь 2021

II этап Практический

- реализация проектных мероприятий;

- выработать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;

- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;

- выработать правильное речевое дыхание;

- улучшать фонематический слух с помощью упражнений, попевок на развитие диатонического слуха.

- развить общую и артикуляционную моторику.

Сроки реализации: ноябрь 2021 - апрель 2021

III этап - Заключительный

Задачи:

- обобщить результаты деятельности по теме проекта;

- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

- подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями муниципалитета – мастер-класс с участниками проекта (логопедом, педагогами, музыкальным руководителем, выступление на МО ДОУ)

Сроки реализации: май 2021

Планируемые результаты:

- сформировано умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику;

- выработаны двигательные навыки, взаимосвязь речи и движения;

- закреплено умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «всех вместе»;

- выработано умение красиво танцевать, правильно выполнять движения танца, слушая музыкальное сопровождение;

- отработано единство речи, мимики, жестов, выразительных речевых средств в игре;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими, слушая музыкальное сопровождение, развит ритмический слух.

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может построить речевое высказывание в ситуации общения;

- ребенок при помощи логогимнастики, владеет правильным речевым дыханием и имеет длительный ротовой выдох, закреплен навык мягкого голосоведения;

- подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Итоги проекта:

В результате реализации данного проекта ребенок является полноценным участником образовательных отношений, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса. Выработался навык творчески исполнять роли, импровизировать в играх. Умеет выполнять упражнения под музыку, развиты пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей.

Список литературы:

1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)

2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 - 3 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010. г.)

3. М. Ю. Картушина. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г.)

4. Кисловская И. А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия»;

5. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста.Пермь: ПКИПКРО, 2009.

6. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., ВЛАДОС, 2002

7. Журнал «Музыкальная палитра»

8. Журнал «Музыкальный руководитель»

Перспективное планирование

п\п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ожидаемые результаты

I Организационный

1/

Изучение литературы

Сентябрь

Сбор информации по теме проекта

2.

Разработка перспективного плана

Ноябрь

Перспективный план

3.

Выступление на педагогическом часе - «Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи дошкольников»

Ноябрь

Протокол педагогического часа

4.

Разработать алгоритм занятий

ноябрь

Технологическая карта

II Практический

1.

Занятия:

  • «Краски Осени»

  • ««Как коза в лесу избушку построила»

  • «Дед Мороз построил дом»

  • «Теремок-холодок»

  • «Морозята»

  • «Приключение снежинки»

  • «Мороз, солнце и ветер»

  • «Гуси - лебеди»

  • «Я маму мою обидел»

  • «Кем быть?»

  • «Космическое путешествие»

  • «От куда у Кита такая глотка»

  • «История о том, как гном построил дом»

  • «Волшебное зеркальце»

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Учить детей сильному и слабому выдоху. Развивать речь через звукоподражание и чистоговорки Развивать творческую фантазию, умение импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации.

Развивать слуховое внимание и зрительную память. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Вырабатывать четкость и скоординированность движений во взаимосвязи с речью. Создавать атмосферу добра и взаимного сотрудничества.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

Развивать внимание, воображение, звукопроизношение и память физических действий. Учить детей анализировать проигранную ситуацию.

Учить детей концентрировать внимание на определенных группах мышц. Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением.

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.

Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.

Систематизировать у детей знания по теме «Инструменты и орудия труда». Развивать слуховое внимание и память. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

Систематизировать у детей знания по теме " Профессии". Развивать слуховое внимание и память. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

Закрепить знания о космосе. Развивать воображение, творческое внимание. Работать над звукопроизношением, умением сочетать движение и речь. Учить брать на себя роли и передавать театральными средствами действия, слова и настроение героев

Развивать внимание, речь и воображение. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с сюжетом сказки. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

Учить детей характерным движениям. Закрепить навык коллективной игры, где каждый знает своё место, умеет брать на себя роль. Развивать речь: четкость, правильность, интонационную выразительность. Воспитывать ответственность.

Развивать творческие способности детей. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. Учить сочетать движения и речь, воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре. Воспитывать живой интерес к театрализации, инициативу и самостоятельность детей.

2.

Развлечения:

  • «В гостях у Снежной Королевы»
  • «Весеннее путешествие»

Декабрь

Март

Приказ

Приказ

Работа с родителями

1.

Диагностика web анкетирование «Развитие речи ребенка»

Сентябрь

Диагностическая карта

2.

Консультации offline:

  • «Что такое музыкотерапия?»
  • «Как слушать музыку?»

Ноябрь

Публикация на сайт ДОУ

3.

Видео-кейс «Занятие музыкальной логоритмикой в домашних условиях»

Февраль

Публикация на сайт ДОУ

4.

Открытое занятие 

Март

Протокол

Работа с педагогами

1.

Мастер-класс

Май

Выступление

2.

Семинар по теме «Логоритмические упражнения в режимных моментах»

Май

Выступление

III Итоговый

1.

Обобщение

Май

Итоговое занятие

2.

Презентация проекта

Май

Материалы презентации

3.

Размещение на сайте

Май

Публикация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект музыкально - логопедической недельки в ДОУ

В данном материале отображена совместная работа учителя- логопеда и музыкального руководителя в ДОУ через проектную деятельность в детском саду. Проект разработан специалистами на неделю для детей под...

Конспект открытого музыкально-логопедического занятия для музыкальных руководителей и учителей - логопедов г. Ачинска " Собери Золушку на бал"

Конспект направлен на расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Одежда» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенст...

Интегрированное музыкально-логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей подготовительной группы "По следам бременских музыкантов"

Дети погружаются в музыкальную, сказочную и игровую атмосферу непосредственно образовательной деятельности по закреплению гласных звуков, развитию слухового внимания, слуховой и речевой памяти, развит...

Паспорт образовательного проекта музыкального руководителя с детьми коррекционной группы "Логоритмика"

Паспорт долгосрочного годового проекта "Логоритмика", проводимый музыкальным руководителем с детьми коррекционной группы. Включает в себя: цель, задачи, актуальность проекта, предполагаемые ...

Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи детей

В презентации рассказывается о заадачах.методах и приёмах  логоритмики в детском саду....

Конспект развлечения «Играем с Шапокляк» в рамках проекта «Музыкально – логопедическая неделька»

Актуальность разработкиЦель: развивать речевые, двигательные, ритмические способности детей путём сочетания слова и музыки....

Творческий проект "Музыкальная логоритмика"

Проект создан с целью внедрения новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования в дошкольном учреждении. Логоритмика является одним из эффективных видов работ...