«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет с помощью природных материалов»
учебно-методический материал (младшая группа)

Актуальность проблемы.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей раннего возраста. В раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Игра с природным материалом является естественной и доступной для каждого ребенка формой деятельности. Это дает больший воспитательный и образовательный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики19.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет с помощью                    природных материалов»

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.        

Актуальность проблемы.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей раннего возраста. В раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Игра с природным материалом является естественной и доступной для каждого ребенка формой деятельности. Это дает больший воспитательный и образовательный эффект.

Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Цель:

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности с природным материалом.

Я работаю с детьми второго и третьего года жизни. В этом возрасте дети только начинают познавать мир и знакомиться с миром природы. Поэтому в работе с детьми я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обучать детей действиям с предметами.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста, совершенствуя разнообразные действия с предметами.

3. Познакомить детей с многообразием природного материала.

4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе с природными материалами, побуждать к экспериментированию с разнообразными природными материалами.

Игры с природным материалом я использую в образовательной деятельности и в режимных моментах. С детьми организую совместную и индивидуальную работу. Использую природный материал в индивидуальной работе, и во время утреннего приема, как отвлекающий элемент, активно использую  игры с природными материалами в адаптационный период.

В работе с детьми с использованием природного материала для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, мною часто используются такие виды деятельности как

- перекладывание

- перекатывания

- сортировка

- собирание

- рисование

Для реализации поставленных задач я постепенно оснащаю предметно-пространственную среду разнообразными природными материалами, игрушками, играя с которыми у ребенка развивается мелкая моторика. Мною были собраны различные материалы: крупы, семена, орехи, шишки, желуди, песок. При организации предметно – развивающей среды группы учитывался принципы безопасности, (природный материал должен быть чистым, не травмоопасным, эстетичности.

Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении необходимо придерживаться следующих правил: мыть руки перед игрой; следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений, а так же менять загрязненный материал, обрабатывать)

Игры с крупами

Игры с крупами это одно из любимейших детских занятий. Для создания данной игры я использую различные емкости: тазы, контейнеры, куда можно поместить крупы. В пластиковый контейнер насыпаю гречку, горох, фасоль детям даю ложки, чашки, ситечко и дети их пересыпают. Для использования данной технологии использую такие игры как: «Золушка», в этой игре детям предлагаю разделить фасоль от риса,«Ищем секрет», в емкости с крупой прячу маленькие игрушки, например из киндера, и предлагаю отыскать «секрет»«Пересыпалки», с помощью этой игры предлагаю пересыпать крупу из одной ладошки в другую, пересыпаем ложками. «Найди такой же».Насыпаю в небольшой поднос манку и предлагаю ребенку что-нибудь нарисовать«Веселые рисунк».

Игры с  солью.        

Детский сад у нас оснащен интерактивной песочницей, вместо песка используется специально обработанная соль,  Дети очень любят играть в такие игры как: «Вода», «шарики»  Песок приятный на ощупь, его можно пересыпать, гладить, насыпать горку или рыть ямку, так же рисовать разные фигурки, кроме того дети получают сеанс галотерапии.

Игры с водой.

С водой я использую такие игры  «Поймай шарик»«Наливаем - Выливаем» и т. п. дети переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). Так в игре развивается мелкая моторика и формируется представления о свойствах воды и о свойствах различных материалов.

Игры с растительным материалом.

Использую желуди, шишки, крупы, игры с  растительным материалом способствуют развитии координации движений рук и мелкой моторики. В первую очередь для тренировки мелкой моторики я учу ребят ощупывать, обследовать, перебирать природный материал.

Так в игре «Сортировщик» дети отделяют различные растительные материалы друг от друга.

Использую в качестве ручных тренажеров для массажа рук природный материал - грецкие орехи, шишки, желуди. Предлагаю детям выполнять круговые движения между ладоней шишкой, грецким орехом, желудем; сжатие с разной силой ореха, так же растирание между ручек разных круп: греча, пшено, рис. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом.

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость. Дети могут действовать с различными предметами. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук. Малыши познакомились с многообразием природного материала. Дети могут самостоятельно и аккуратно играть с природным материалом.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными. Работа с природным материалом оказывается увлекательной и неутомительной, но благодаря этой работе развивается моторика рук. Руки ребенка постепенно крепнут, становятся более подвижными, готовыми выполнять четкие, последовательные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...