Методическая разработка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иванова Вера Леонидовна

   В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».

     На территории Урала проживают люди разных национальностей: русские, евреи, украинцы, но больше всего проживают татары и башкиры, коми и манси. У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский, татарский, башкирский, и обязательно русский язык. Потому что русский язык – это государственный язык России. Так же у каждого народа есть свои традиции, праздники, обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка164.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПГО «Детский сад № 53»

 

Методическая разработка

«Традиции народов Урала»

                                                                                           

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkp6-XddDNN4wIcvBrnbSOjqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

                                                                                              Выполнила:

                                                                   Иванова Вера Леонидовна

                                                                   первая квалификационная категория

                                   г. Полевской, 2022 г.

Тема: «Путешествие по карте: традиции народов Урала».

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Форма: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект: технология «путешествие по карте

Средства: наглядные: предметные картинки, карта.

 

Цель: формирование у детей представлений о культуре и быте народов Урала, приобщать детей к истокам народной культуры и традициям.

Задачи:

1.Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и быте народов Урала.

2. Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона. Развитие речевой и познавательной активности детей.

3.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Ход деятельности:

  1. Мотивация.

Задача: мотивация детей на предстоящую деятельность.

                 В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».

                 Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в карманах все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовались Уральские горы.
   На территории Урала проживают люди разных национальностей: русские, евреи, украинцы, но больше всего проживают татары и башкиры, коми и манси.
У каждого народа свой язык.
  Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский, татарский, башкирский, и обязательно русский язык. Потому что русский язык – это государственный язык России.
  Так же у каждого народа
есть свои традиции, праздники. 

              - Хотите узнать о них?

                Предлагаю вам отправиться в путешествие и познакомиться с традициями некоторых народов, проживающих на Урале.

   - русские                                                   -коми-пермяки                                                        

- башкиры                                                                                           

                                                                  -манси                            

- татары                                            

II.Планирование деятельности.

Задачи: развивать умение планировать свою деятельность.

1.Выбор транспортного средства передвижения.

      Перед вами карта Урала, где разными цветами обозначены места проживания людей разных национальностей

-Что мы возьмём с собой в путешествие?

 -А на чем нам будет путешествовать удобно? (дети выбирают удобный вид транспорта, объясняют свой выбор)

 3. Определение маршрута по карте.

-А что нам еще нужно сделать, чтобы отправиться в путешествие? (определить маршрут путешествия).

-Посмотрите на карту, она условно разделена на разные цвета, как вы думаете почему? А каким цветом обозначены реки на карте? Леса, а они какого цвета? А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом?

-Маршрут на карте проложен стрелочками. А начнём мы наше путешествие от нашего детского сада.

Начинаем путешествие по рекам Урала.

Какие реки Урала вы знаете?

(река Чусовая, река Серга, Исеть, Арамилка, река Тура)

     Маршрут на карте проложен стрелочками. А начнём мы наше путешествие от нашего детского сада.

4.        Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

      Путешествуя по просторам Урала, мы с вами узнаем о:

  • Жилище народов разных национальностей; Быт;
  • Род деятельности;
  • Национальные блюда;
  • Национальная одежда;
  • Национальные праздники;
  • Национальные игры;

- Как вы думаете, кто нам может встретиться на пути? Что мы можем увидеть?

III.        Само путешествие.

      С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, башкирского, татарского, коми-пермякского и манси народов.

     Мы с вами русские.

     -Что вы знаете о традициях русского народа?

  1. Жилище. Быт.

   Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Прежде, чем попасть в избу, мы попадали в сени, где было отдельное помещение-чулан, для хранения. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки- на куты. 

-А как вы думаете, что главное в деревенской избе?

   Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по-чёрному.

-Что это значит?

Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы в которых топились печи по- чёрному назывались «курные» или «черные».

   Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку,но есть ещё и мужской кут. Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь-это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

   Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница- полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового плена.

2.Род деятельности.

   Хозяйка с вечера муки в ступе натолчёт и поставит тесто для хлеба. Утром с первыми петухами встанет, печку затопит и хлеб в печь на лопате печься отправит.

   Хлеб испечётся, тут и вся семья встанет, из умывальника умоется, поест да за дела примется. Мужчины, - рубили дрова, скотинку пасли, охотились на различных животных и птиц, в поле работали, сеяли пшеницу, рожь, просо, овёс. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода удобрением). Детишки им обед носили, да помогали. А, женщины – скотинку кормили, собирали лекарственные травы, растения и ягоды.

   В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

   Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

   Во все времена люди селились рядом с источниками воды у озёр, у реки, собирали дождевую воду. Воду из колодца носили женщины на коромысле.

   А хозяйка в доме уберёт, и детки ей обязательно помогают крынки, плошки, помыть. Самовар растопить, чтоб горячим чаем напоить.   А дети маленькие играли в деревянные лошадки, что дед да отец вырезали, а девочки - бусами из косточек, да посудкой, как у маменьки, только маленькой. Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из ниток косы, украшения, шили головные уборы. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребёнком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала.

   Вечер наступит, все в доме соберутся. Скотинка в хлеву отдыхает, куры на насесте спят. От дневных дел отдохнуть, да другими заняться: бабушка прядёт, мама шьёт, дед лапти плетёт, папа лошадки сыну из дерева вырезает.

   Раньше света не было, как у нас сейчас, а когда темнело, люди избы освещали лучинами или масляными светильниками. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Светец - подставка для лучины, освещающий жильё.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти. А дети лежат на печи да бабушкины сказки слушают.

   По выходным в церковь ходили богу помолиться, новости узнать.

3.Национальные блюда.

   Русская земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Большинство блюд русской кухни готовилось в печи.  Хлеб – всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб, который пекли к празднику, назывался каравай.

   Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рябинки, левашники, курники.

   Ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На праздник      Масленицы специально пекли блины.  

   Издавна каша была любимой едой русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей.

   Жидкие блюда на Руси называли похлебкой. В России придавали большое значение супам, и каждая хозяйка знала множество рецептов супов на все случаи жизни. Летом обычно ели холодные супы: окрошки и ботвиньи на квасе, свекольники, легкие овощные супы, готовили лапшу с мясом, грибами или на молоке. Часто ели щи, борщ, солянку, рассольник и уху.

   Русские хозяйки держали кур. Из яиц готовили начинки для пирогов, ели их вареными или всмятку, добавляли в холодные супы. На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами.

   В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. А чтобы сохранить свой урожай, люди сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.

   Пили наши предки мед, квас, кисель, компот. Распространенным напитком на Руси был кисель. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника. Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.

4. Национальная одежда.

   Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.

Женская рубашка отличалась от мужской длины, она доходила до щиколотки, шилась из льняных тканей и украшалась вышивкой.  Носили рубашку с нешироким поясом.

   Поверх рубашки замужние женщины обычно надевали понёву – юбку. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Они были в клетку, размер которой указывал много или мало земли имеют крестьяне в селе.    Поверх понёвы повязывали передник – одежда, которая защищала перед платья от грязи во время работ.

- Как вы думаете, почему передник именно так называется? (потому что надевается спереди).

   А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии, одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя душегрея более длинная, на зиму же шили утепленную, и более короткую.

- А что же носили мужчины?

   Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся книзу и доходящие до щиколоток.

   Кушак был тоже обязательной частью костюма. Кушак или пояс – это лента, шнур, ремень для завязывания по талии. Он оберегал хозяина, так как обычно изготавливался только индивидуально, преимущественно для близких людей, украшался вышивкой, которая носила определенный смысл оберега. К нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

   Поверх рубахи обычно надевали зипун - это русский крестьянский кафтан из грубого, толстого сукна. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

    А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме- душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп. 

   На ноги надевали лапти, валенки.

   На голове носили мужчины и мальчики- шапки, картуз и при встрече было принято снимать головной убор.

   Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

5. Национальные праздники.

   -Ребята, вы любите праздники? Почему?  Какие вы знаете праздники?

   -Вы знаете, много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

   Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

   Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

   Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации), по-особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

  Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю. Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник. Семик и Троица. Посиделки (супредки) устраивались в осенне-зимний период. Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи и др.

  6. Национальные игры.

   Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию. Давайте вспомним некоторые из них и поиграем.

Башкиры.

   Продолжаем наше путешествие дальше. 

1.Жилище.Быт.

   Башкиры издавна жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов.

-Как вы думаете, почему? (Потому, что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел)

   Башкиры были хорошими скотоводами, охотниками, рыболовами, землепашцами и отличными пасечниками, добывали мед диких пчел.

   Им часто приходилось переходить с места на место. Надо было перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах – юртах (тирмэ) – круглый дом.

- Как вы думаете из чего делали юрту?

   Сооружали юрту из дерева, шерсти и кожи. Внутри нее разжигали огонь (по середине) и угощали гостей кумысом – напиток из молока кобылы(лошади). Юрта легко складывалась и перевозилась. И защищала людей от перемен погоды. А в самой середине – отверстие.

-Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка).

    Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком. Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти. 

   Самым главным местом здесь был очаг.

- Вы знаете, что это такое? (костер).

-А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи).

Вокруг очага располагались все остальные предметы.

-А куда же выходит дым от костра – очага? (в двери и в круглое отверстие на верху юрты).

– Ребята, а для чего нужна эта занавесь – (Шаршау)?

 Она разделяет юрту на две половины: большая – мужская, маленькая – женская

2.Род деятельности.

   Для того, чтобы выжить башкиры занимались земледелием, бортничеством, охотой, лесные промыслы, рыболовством. Главным занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Из шкур этих животных изготавливали разные кожаные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

3. Национальные блюда.

   Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом. Башкиры ели мясо лошадей, овец, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

   Основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушёная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушёные ягоды, сушёные злаки, мёд. Примерами являются такие блюда как казы (конская колбаса), какланган ит (вяленое мясо), пастила, кумыс, сейәле hары май (вишня в топлёном масле), муйыл майы (черемуховое масло), ҡорот (сухой курт), эремсек и айран — все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу.

4. Национальная одежда.

   У каждого народа есть свой национальный костюм.

   У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный серебряными монетами. Украшали себя женщины нагрудными изделиями из кораллов и монет. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами.

   А мужчины одевали рубахи и штаны, легкий халат, камзолы, тулупы. Головной убор – тюбитейки, круглые меховые шапки, женщины тоже меховые шапки носили. На ногах носили сапоги, кожаные ботинки, лапти.

5.Башкирские национальные праздники.

   У башкирского народа сложились свои многовековые национальные традиции. На ряду с религиозными мусульманскими праздниками свято почитаются и издавна отмечаются языческие праздники.

Давайте познакомимся с башкирскими праздниками.

6. Башкирские национальные игры.

    В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

   Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

                                                 Татары.

  1. Жилище. Быт.

   Традиционным жилищем татар была срубная изба. У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети. Традиционные черты интерьера избы — свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Изба разделялась перегородкой или занавесью на женскую и мужскую половину. Татары любили и любят украшать свои дома.     Наружные стены их обычно выкрашены в яркие зелёный, синий, жёлтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-жёлтые. На любых украшениях у татар— не только домов, но и посуды и в вышивках — по традиции нет изображений людей или животных, а имеются только орнаменты и цветочно-растительные узоры. Много старания и изобретательности вкладывали татарские мастера в украшение окон резными наличниками.

   Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу. Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары.

-Для чего она нужна?

    На сэке мог стоять самовар — значит, она заменял стол, сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки. Очень любили и любят татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-чаршау — и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пёстрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.

   В татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял — татары любят спать на мягком и в тепле. Наверное, такая любовь к подушкам была и потому, что в каждом дворе обязательно разводили гусей, кур, уток, — значит, было много пуха и пера. Малыш в своей люльке утопал в подушках, бабушка-эби и дедушка-бабай сидели на подушках, даже под ноги клали подушечку.

  1. Род деятельности.

   Основными занятиями татарских племен были: пашенное земледелие; пастбищно-стойловое животноводство; огородничество.

   На полях выращивали ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия: производство ювелирных изделий; скорняжное дело; валяльное ремесло; ткачество; кожевенное производство.

  1. Национальные блюда.

   Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном.

4.Национальная одежда.

    Основа татарского костюма- кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Поверх рубахи надевали камзол. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн). В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

  Головным убором мужчин, была тюбетейка (тубэтэй). Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую, или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Девушки носили мягкие белые калфаки. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками. Обязательной частью женской одежды было покрывало. 

5.Национальные праздники.

   Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются: Сабантуй, Нардуган, Новруз, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамадан.

6.Национальные игры.

   Татарские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь человека к веселью, удальству. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Коми – пермяки.

  1. Жилище. Быт.

-Как вы думаете какие строились раньше дома? (прочные, из толстых бревен)

-Из каких деревьев строились дома? (Ответы детей)

   Дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды).

   Дома строили высокими который способствовал сохранению тепла в холодное зимнее время. Полы для сохранения тепла всегда делались двойными.

   У Коми крестьян большой деревянный дом –Керка, был с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были, красивы и гармоничны.

   По христианской традиции каждый дом строился с Божьего благословения, и перед заселением хозяин приглашал священника, чтобы наполнить пространство благодатью.

1 место – это печь (пач), которая служит для тепла и приготовления еды. Возле печи лежат дрова,а также много старинной посуды: чугунки, ухваты и дрОна занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место».

-Как вы думаете, почему его так называли?

В этом месте хозяйка готовила еду, шила, пряла.

2 святое место – это красный угол, который в коми избах находится наискосок от печи, он всегда хорошо освещен, так как по левую и правую сторону от него располагаются окна. Его всегда держат в чистоте, а иногда украшают вышитыми полотенцами, в нем хранятся иконы и свечи. «Красный угол» - это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога, а также самое почётное место для гостей.

3 святое место в избе это стол (пызан), который стоит в центре избы и за ним собирается вся семья.

   По бокам избы стоят лавки (лабич). Раньше в избе стульев не было, все сидели на лавках, так как семьи были большие. Полы в избе деревянные и покрыты половиками. Половик по Коми будет (джодждра). Их в старину не покупали в магазине, а сами ткали или вязали.

В избе много предметов старинной утвари.

Прялка (печкан). На ней прядут шерсть. А этот небольшой берестяной короб с крышкой – туес. А это ухват – приспособление, с помощью которого достают посуду их печи, чтобы не обжечься.Люлька (потан). Её подвешивают к потолку и качают в ней маленьких детей, она тоже сделана из дерева. Она прочная и долговечная.

2.Род деятельности.

   Наиболее важные занятия коми— ловля рыбы,охота, скотоводство. Занимались замшеделием (изготовлением валенок выделкой кожи) из-за северных холодов, знали толк в гончарном ремесле.

3. Национальные блюда.

   С незапамятных времён традиционными занятиями коми-пермяков были сбор ягод, грибов и трав, рыболовство и охота, которые и сформировали их основной рацион.Очень тёплое и ласковое слово для коми-пермяка — нянь — хлеб. Это не только основной продукт питания, но и символ богатства и счастья. А ещё это одно из основных ритуальных блюд: свадьба и похороны, крестины и новоселье, христианские праздники и языческие обряды всегда сопровождались приготовлением рыбного пирога — черинянь, пельменей — пельнянь, каравая — чöвпан. Хлебом встречают долгожданного гостя, хлеб дают с собой в дорогу как лучший гостинец.

   Ранней весной коми-пермяка радуют своей нежной зеленью и ароматом листья и стебли пикана — сныти, которую люди употребляют в пищу в виде основного блюда и в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Настоящим брендом коми-пермяков стали пистики — молодые побеги полевого хвоща. Приготовленные из них каша, суп, пельмени, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами.

   Мясо и рыба являются одними из основных продуктов питания коми-пермяков, а блюда из различных ягод (брусника, клюква, морошка, черника, голубика, малина, жимолость, рябина) украшают стол круглый год. Будучи хорошими охотниками и рыболовами, сегодня они могут угостить хорошего гостя дичью: мясом глухаря, рябчика, тетерева, зайца, кабана, лося, медведя.

   Очень вкусны и полезны парёнки—блюда из традиционных овощей — репы и брюквы, которые парят (отсюда и их название) в русской печи с добавлением сусла или сахара. Излюбленным блюдом коми-пермяков являются пельмени с редькой.

   Одним из атрибутов традиционного коми-пермяцкого стола являются блюда из грибов: солёные рыжики и грузди, маринованные грибы, икра из сухих грибов, пельмени.

4.Национальная одежда.

-Какие цвета преобладают в костюме? (Черный, красный, синий, белый)

-Из чего предки изготавливали ткань? (Лен)

   Лён — это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали. Получали холст, он серого цвета. Холст красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.

   И мужчины, и женщины носили рубахи (Йӧрнӧс). Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги.

   На верх рубахи женщины одевали сарафан (Дубас).

   На сарафан - спереди передник (Запон).

   Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие – женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.

   Женский головной убор назывался Шамшура.

   Мужчины носили штаны в белую и синюю плоски (Вешян).

   Неотъемлемой частью одежды был пояс- кушак (Пӧкрӧм).

-Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы,а женщины носили ключи от сундуков).

   Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого.

   На ногах наши предки носили лапти (Нинкӧммез).

   В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали пальто (Зипун).

5.Национальные праздники.

    У коми- пермяков существуют своя религия, быт, обряды и обычаи, даже праздники. Народные праздники и почитаемые дни были связаны с датами православного календаря. Значительное влияние на календарную обрядность коми-пермяков оказали и традиции соседнего русского населения. Так как коми-пермяки православные, то они отмечают праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, три Спаса (но с другими названиями), Ильин день, Петров день и другие. Свадебный обряд схож с русским, который включает в себя: сватовство, приданое, выкуп.

6.Национальные игры.

   Каждый народ веками создавал, совершенствовал и хранил свои лучшие игры.

Сильный человек сравнивался в них с медведем, как с самым сильным из зверей: «ошкодьён» (силён, как медведь»). Человека с незаурядным здоровьем сравнивали с оленем: «коркор, ён» (здоров, как олень). Сила, ловкость совершенствовались в самобытных народных играх и состязаниях молодёжи и взрослого населения. Давайте познакомимся с некоторыми национальными играми коми.

Манси.

  1. Жилище. Быт.

  Семьи были большими и малыми. Поселения (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными (весенние, летние, осенние). В них обычно насчитывалось до десяти домов с постройками, располагавшихся по берегам рек.       Как правило, селения находились на расстоянии дня езды одно от другого. Основной тип жилища - срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента.  Летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Чумы сделаны из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костер, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в теплых меховых мешках. Отапливалось и освещалось жильё чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

  1. Род деятельности.

    Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство.

3. Национальные блюда.

   Ханты и манси пьют много чая, едят много хлеба. Хлеб (нянь) бывает множества видов.

   Много блюд готовят ханты из рыбы и мяса. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят сырой и мороженой (строганина). Из рыбы вытапливают жир, который употребляют в чистом виде или смешивают с ягодами. Характерно для ханты и манси употребление в пищу сырого оленьего мяса и крови.

4.        Национальная одежда.

   Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей — сов. Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних — женские шубы. Камус — шкура с ног оленей — шла на изготовление обуви и рукавиц. Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.

   Так же присутствовала и одежда из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые покупали или ткали сами. Ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных. Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками.

   Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды — рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы. Дорожной одеждой служила шуба — гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур. Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.

   Суконная накидка — лузан была без рукавов, с незашитыми боками, капюшоном, внутренними карманами спереди и сзади.

   Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги — уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу. Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи — ровдуги. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги.

   Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами. Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками. К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя — для предохранения от несчастий. Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву — например, его бросали в воду, чтобы избежать опасности.

   Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.

   Интересна так же мужская мансийская прическа. Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами. В ушах носили серьги. Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах. Женский костюм также своеобразен, как и мужской.      Женщины-манси носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей. Позднее стали носить платье — суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан. По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером. Бисером украшался и воротник рубахи. Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха — сахи. Самой нарядной считалась шуба белого цвета. Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки. Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом. В каждой местности был свой орнамент.

   Женщины носили также распашные кафтаны — нуй сахи — из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.

   Верхотурские манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами. В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам — из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки. В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами — шугаями.

   Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Праздничные чулки обязательно орнаментировали. Кожаная поверхность няр расшивалась бисером. Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.

   Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток. В начале XX в. распространились покупные платки и шали.  Долго сохранялось поверье, что ходить без платка — значит навлекать на себя несчастье.

   Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам. Девушки носили головные повязки — панжос.

5.        Национальные праздники.

   У народов ханты и манси тоже есть свои национальные праздники. Давайте с ними познакомимся.

6.        Национальные игры.

   Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.

IV.        Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

-Ребята, мы проехали длинный путь, побывали в гостях у разных народов, проживающих на Урале. Обратный путь вы можете проложить стрелочками сами.

-что нового узнали?

- понравилось ли вам путешествие?

- что было интересно?

- что было трудным?

Дети эмоционально отвечают на вопросы

Самооценка и саморефлексия ребенка.

Открытость.

- А чтобы вы хотели еще узнать?

- Куда бы вы еще хотели бы отправиться?

-О чём вы сегодня расскажите дома?

-Что вам больше всего запомнилось?

- Давайте украсим карту Урала всем тем, что встретилось нам на пути.

Дети самостоятельно приклеивают картинки на карту.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...