Развитие мелкой моторики у детей
статья (младшая группа)

Волошина Ольга Александровна

Ребенку предстоит пройти долгий и сложный путь, прежде чем он научится ходить, бегать, прыгать и кататься на велосипеде. Но сразу при появлении малыша у него проявляется наличие определенных моторных навыков.

Моторика, или двигательная активность организма или отдельных органов, предполагает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определенной задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определенных органов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: Развитие мелкой моторики ребенка

С первого же дня появления на свет ребенок устанавливает прочную эмоциональную связь с заботящимися о нем людьми.  Эмоциональный запас, накопленный ребенком за первые месяцы жизни, во многом скажется на его умении общаться с людьми. Чрезвычайно важно играть с детьми, но необходимо помнить основное правило: заниматься играми с малышом можно только тогда, когда о находится в хорошем настроении, и не надо пытаться продолжать игру, если он утомился и не расположен к этому.

        Ребенку предстоит пройти долгий и сложный путь, прежде чем он научится ходить, бегать, прыгать и кататься на велосипеде. Но сразу при появлении малыша у него проявляется наличие определенных моторных навыков.

        Моторика, или двигательная активность организма или отдельных органов, предполагает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определенной задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определенных органов.

Ускорение развития моторики:

-массаж кистей и пальцев рук;

- игры с предметами-сначала с крупными (кубики, конструкторы, крупные пазлы), а затем с более мелкими (пуговицы, бусины, мозаика, конструкторы и т.п.);

-разминание пальцами мягких игрушек;

- разминание пальцами пластилина или глины;

- рисование цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой;

- раскрашивание и штрихование рисунков;

- вырезание различных фигур (аппликаций) ножницами.

Простые упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук есть множество, в том числе очень простых, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. В качестве упражнений можно использовать:

- хлопанье в ладоши в разном темпе и с разной интенсивностью (тихо и громко);

- «игра на пианино» – барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- «летание» пальчиков – махать в воздухе только пальцами;

- рисование в воздухе различных фигур всей рукой и только кистью руки (упражнение выполняется сначала одной, а затем – другой рукой);

- катание по столу по очереди каждым пальцем мелких бусинок, горошин;

- завязывание и развязывание узлов на толстой веревке или шнурке;

- нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинок на нитку.

Занятия надо проводить регулярно, иначе эффекта от упражнений не будет, хотя бы по 15 минут в день. Ребенок должен воспринимать все задания, как игру. Упражнения надо стараться менять, но каждый день повторять те, что ребенок уже закрепил. В процессе занятий необходимо следить за состоянием ребенка: если он начал скучать или устал, ему надо дать отдохнуть или переключиться на что либо другое.

Комлекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук довольно разнообразен.

Это сгибание и разгибание пальцев, касание кончиками пальцев поочередно большого пальца, сжимание пальцев в кулак и вращение, собирание рукой карандашей или палочек, лежащих на столе, сгибание всех пальцев на лежащей руке ладонью вниз, перекатывание между ладонями двух небольших шариков или грецких орехов и т.д.

Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики и координации движений у детей. В свою очередь, развитие мелкой моторики стимулирует некоторые зоны головного мозга, в частности мыслительные процессы и речевые центры. Чтобы занятие  ребенку было  интересным, как правило, такие игры сопровождаются рифмованными историями, сказками или потешками (небольшими по объему фольклорными произведениями, «Ладушки», «Сорока» и т.д). Занятия пальчиковыми играми помогают также достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребенком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними.

        Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребенка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трем годам ребенок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно проговаривая тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...