Интеграция проектов с практикой чтения художественной литературы.
статья

Иванова Анжелика Сергеевна

 Статья ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТОВ С ПРАКТИКОЙ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_a.s._statya.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТОВ С ПРАКТИКОЙ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Иванова А.С., воспитатель 

МКДОУ детский сад «Белочка» г. Тайшет

     Одним из самых результативных и привлекательных методов в организации образовательного процесса, является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода- создание педагогом таких условий, в которых дети смогут самостоятельно или при помощи взрослого находить и приобретать знания путем исследования, поиска и решения практических задач. Именно в проектной деятельности ребенок взаимодействует не только с детьми и педагогом, но и чувствует себя активным участником процесса, исследует, творит и играет.

Начиная любой проект, я использую образовательную технологию «Модель трех вопросов» это помогает получить информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Отвечая на вопрос «Как нам найти ответы на наши вопросы?», дети как правило говорят, что нужно прочитать в книге.

     Большинство проектов предполагает чтение художественной литературы. Художественная литература может быть мотивацией если прочесть ее детям до проекта и найти проблемную ситуацию в произведении. Сочетание наблюдения на прогулке с художественным словом, способствует образованию ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.   Для введения детей в проект «Золотой одуванчик», я обратилась к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, ребята, куда мы с вами вчера ходили и что видели на участке наблюдая за одуванчиками. — Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читаю рассказ «Золотой луг», который помог детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять. Обсудив с ребятами проблемную ситуацию «Почему луг днем был золотым, а рано утром зеленым», у нас возник экологический проект «Золотой одуванчик». Мы совместно с детьми стали наблюдать за одуванчиками, их ростом и цветением. Провели опытно-исследовательскую деятельность: «Одуванчик утром и днём», «Летающие семена». А также узнали, что это растение лекарственное. В нем очень много полезных витаминов. Листья и корни используются в медицине для лечения кашля, улучшения аппетита. На прогулке ребята помогли парашютикам – семенам отправиться в путешествие над зелёной лужайкой, а у нас в группе осталась лужайка из одуванчиков, мы ее нарисовали сами!

     Во время прогулки на участке около березы, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что, если мы не знаем, как поступить, нам нужно узнать о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение. Так у нас начался проект «Муравьи», у детей возникла проблема: нужны ли муравьи в природе? Чтобы узнать о жизни муравьев я решила познакомить детей с произведениями разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях. Используя этот прием, я познакомила детей с рассказом Н. Романовой «Красная точка» и сказкой В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», предложила детям сравнить оба произведения, чем они похожи и чем отличаются. В рассказе Н. Романовой «Красная точка» говориться о жизни работящего муравьишки, и чтобы наблюдение было долгим, автор поставил краской точку на теле муравьишки, для того чтобы увидеть, как работают, как едят, как от дождя прячутся, как ухаживают за молодняком. Рассказ очень познавателен. А напутственные слова автора агитируют на свое наблюдение-исследование за муравьями.

     Сказка В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», познакомила детей с жизнью муравьев. «У муравьев ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — а муравьи все входы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Вот оказывается, по какому строгому порядку живут в муравейнике. Поэтому приходится всем жителям леса помогать маленькому муравью, который ушиб ногу, поскорее добраться домой. Эту сказку можно использовать не только в познавательных целях, но и в разговорах о нравственности, ведь сказка о Муравьишке — это еще и сказка о человеческих чувствах, о жалости и доброте, о том, как сильные могут помочь слабому, о том, что из всякой беды можно выбраться, если у тебя много друзей. В ходе проекта мы познакомились и с другими произведениями Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин «О муравьях», Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе». По итогу проекта дети пришли к выводу что муравьи умелые труженики и настоящие санитары живой природы! Итогом проекта стал макет муравейника.

     Проект «Мой домашний питомец» возник после знакомства с рассказами Андрея Усачева «Умная собачка Соня», дети получили яркие впечатления от рассказов. Вместе с детьми внимательно отнеслись к небольшим рассказам и обнаружили в них кладезь интригующих тем для организации с детьми интересной познавательно- исследовательской деятельности. В книге рассказываются истории о собачке Соне, они веселые и достаточно поучительные. Соня– необыкновенная собачка: она умеет думать и говорить. А еще с ней часто случаются смешные и забавные истории. Но благодаря своему уму и находчивости она находит выход из любой ситуации. Соня перекрасила скатерть с помощью варенья, сделала искусственную радугу, когда стала лить воду из лейки, познакомилась с приправой- горчица, которая образует пожар во рту. Совместно с ребятами мы разобрали проблемные ситуации, обозначенные в произведении, которые стали началом краткосрочных мини-проектов: «Чем можно окрасить ткань?», «Откуда берется радуга?», «Приправа горчица». В ходе реализации проекта совместно с детьми провели ряд опытов: окрашивание ткани красками, соком ягод и овощей; как получить радугу; попробовали на вкус горчицу.

Отправной точкой исследовательского проекта «Волшебный магнит» стало чтение легенды о магните, рассказ Л.Н.Толстого «Магнит», в проекте мы попытались ответить на интересующие нас вопросы:

- Какие предметы притягивает магнит?

- Чем притягивает магнит?

- Какие предметы не притягивает магнит?

- Как магнит применяет человек?

 Это произведение подтолкнуло нас с ребятами увлечься опытно экспериментальной деятельностью. В ходе реализации проекта мы провели опыты с магнитами, познакомились со свойствами и способностями магнита. Узнали, как воздействует магнит на разные предметы, о способности намагничивать и притягивать через предметы. Итогом проекта: мы с ребятами сделали игру «Ловись рыбка» и плоскостной магнитный театр «Заюшкина избушка».  Родители помогли пополнить уголок экспериментирования с магнитами, распечатали карточки для фиксации опытов.

     В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания детей о временах года. Поэтому в проекте «Зимушка-зима», я использовала художественную литературу в ходе реализации проекта. Сначала я познакомила детей с произведениями К.Д. Ушинского «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи-зимы»; В.В. Бианки «Книга зимы», Н.И. Сладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль». Данные произведения детям очень понравились, и они выразили свои представления о зиме в рисунках. Наблюдения за растениями зимой я сочетала с чтением художественной литературы (Н. Павлова «Деревья зимой», «Зимняя пирушка», С.А. Есенин «Береза» и др.). Провела экскурсию по территории детского сада, где с детьми находили и узнавали знакомые деревья. Задавала детям вопросы: как зимуют деревья? Есть ли у деревьев зимние шубы? Откуда берутся трещины на коре деревьев? Может ли мороз убить дерево? Порассуждали с детьми на эту тему, выслушала их предположения. А потом прочитала ответ на этот вопрос, в рассказе В. Бианки «Лес зимой». Во время знакомства с рассказом В. Бианки «Под снегом на лугу» предложила детям подумать, почему травка не погибает под снегом. Перед прогулкой вместе с детьми мы налили горячую воду в две одинаковые бутылки и закупорили их. Я предложила детям потрогать бутылки и убедиться в том, что вода в них одинаково горячая. На прогулке одну из бутылок мы поставили на открытое место, а другую закопали в снег. Спустя некоторое время обе бутылки мы поставили рядом и сравнили их. Ребята сделали вывод: в бутылке, закопанной в снег, вода остыла меньше, значит снег сохраняет тепло, как «снежное одеяло». Этот опыт помог детям закрепить представление, что под снегом растения не гибнут.

     Для того чтобы обогатить знания детей об изменениях, происходящих весной в природе. Я решила познакомить детей с описание весны, которые имеются в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник», так у нас возник проект «Весна». Авторы этих произведений описывают яркие и точные образы своего ощущения прихода весны. Подбирая произведения разных авторов одной темы, можно по-разному рассказать о весне, у детей дополнился и расширился кругозор наблюдения за природой. Сделано это было с целью заинтересовать ребят, вызвать положительные эмоции, научить любить родную природу, посредством художественного слова. С ребятами мы провели экспериментирование «Распускание веток», дети ежедневно вели наблюдение за веточками и отмечали в календаре наблюдений, происходящие изменения. Итогом проекта стал лэпбук «Весна».

Художественная литература служит обогащением опыта детей и мотивацией к теме проекта, позволяет эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Литература:

 1.Дорошина И.Г. «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС ДО» (электронный ресурс)

2.Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 192с.

3.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова М.: «Карапуз –дидактика» 2005. –192с.

4. Сахаутдинова М.Ф. «Проектная деятельность в ДОУ» (электронный ресурс, научная библиотека)

 5.Удовика А.В. «Инновационный подход по организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста» (электронный ресурс, научная библиотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Лепка», «Чтение художественной литературы» и « формирование элементарных математических представлений». Тема: « Зимние забавы»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) Задание для усвоения составлять сюжетную композицию из вылепленных фигур. Лепить из пластилина фигуру человека в движении. Закрепить спос...

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей

Воспитатель уточняет и систематизирует  представления  детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...