Методическая разработка.Инновационные технологии познавательном развитии детей дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)

Бакиева Зульфия Расимовна

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель: Бакиева Зульфия Расимовна

Организация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского района

Населенный пункт: Санкт – Петербург

 

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель: Бакиева Зульфия Расимовна

Организация: ГБДОУ Детский сад 68 Приморского района

Населенный пункт: Санкт – Петербург

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Познавательное развитие» предполагает: 

  • развитие  познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.

Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.

Формы работы с родителями:

  • консультации;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки);
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
  • проведение встреч-обсуждений  по теме самообразования (с использованием ИКТ) .

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование насыщенности образовательной деятельности  в зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности  в пространстве детской реализации;
  • обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного интереса  у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих  ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры,  сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей; проведение мастер-класса .
  • Центры  познавательного развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей; в центре экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности);
  • Презентация отчета по теме самообразования  на родительском собрании  

"Наши успехи";

  • Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ;
  • Распространение опыта работы в СМИ.

План  работы на ___________учебный год

 

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

  • в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
  • намечать план действий;
  • отбирать способы решения поставленной задачи;
  • добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов),  наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

 1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

  • использования  ИКТ технологий,
  • экспериментирования,
  • проектной деятельности,
  • проблемно-игровыми технологиями,
  • методами ТРИЗ,
  • знаково-символическими средствами - моделирование.

 

I этап. Теоретический

 

Месяц

Методическая работа по теме самообразования

Сентябрь

Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

II  этап. Практический. Работа с детьми.

Октябрь

1. Технология ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера

3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.

Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах в пространстве детской реализации.

Ноябрь

Технология исследовательской деятельности. Экспериментирование.

Методы и

приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие, развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Декабрь

Технология проектной деятельности.

Реализация краткосрочного проекта на тему:

Январь

Проблемно-игровые  технологии.

Февраль

Использование  ИКТ технологий. Технология интерактивного обучения.

Март

Технология моделирования  со знаково-символическими средствами .

Апрель

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

 

III этап. Обобщающий

Май

Отчет по самообразованию

Выступление на педсовете ДОУ.

В течение года

1.Доклад  для воспитателей
  «Метод проектов как современная педагогическая технология»

2.Мастер-класс для воспитателей

 «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения  познавательной активности детей»

3. Сообщение для воспитателей

"Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

 

 

Месяц

Работа с родителями

РППС

Сентябрь

Включение в повестку дня сообщение для родителей.

(возрастные особенности, выдержки из программы о задачах на учебных год)

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста.  Что мы знаем , что хотим узнать?"

Привести в соответствие с возрастными особенностями детей  центры познавательного развития в группе.

Октябрь

Памятки для родителей.

"ТРИЗ -технология"

Проведение индивидуальных бесед .

Познакомить с книгой (предложить ознакомиться)

Бориса Павловича Никитина

«Ступеньки творчества или Развивающие игры».

1.Создать картотеку игр по ТРИЗ -технологии.

2. Приобретение блоков Дьенеша, развивающих  игр по технологии Б.П. Никитина.

 

Ноябрь

Создать тематическую папку

"Экспериментируем дома с детьми". Советы родителям и картотеки опытов и экспериментов домашних условиях.

Оформить весь игровой материал, атрибуты, выполненные с помощью родителей (прописать дидактические задачи,  расставить в центре экспериментирования).

Декабрь

Познакомить родителей с темой проекта, который будет реализовываться с детьми.
(Тема проекта............
Сроки реализации......
выбирается в соответствии с темами недель педпроцесса ДОУ или на усмотрение воспитателя и желания детей)

Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию в процессе реализации проектной деятельности.

Обогащение РППС атрибутами по теме проекта, создание условий для реализации проектной деятельности.

Презентация продукта проекта.

Январь

Предложить родителям активно использовать проблемно-игровые технологии в организации досуга детей.
Составить консультацию " Проблемно-игровые технологии в развитии познавательной активности детей"

Составить картотеку проблемных ситуаций для детей.

Февраль

Внесение в повестку родительского собрания вопроса "Вред или польза от интерактивного обучения и использования ИКТ -технологий в образовательном процессе"
Взять выдержки из действующего САНПин о нормах и рекомендациях.

В РППС  создать аудио, медиатеки. Создать электронную библиотеку  развивающих материалов для детей.

Март

Консультация "Технология моделирования  со знаково-символическими средствами "

Создать условия в РППС для полноценного внедрения технологии в группе.

Апрель

Выставка в приемной группы игр и пособий по
педагогической технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Приобрести пособия по данной технологии.

Май

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе.

Оформление

опыта работы.

 «Инновационные технологии в познавательном  развитии детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

Изучение методической литературы в течение года:

  1. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6, дополненное. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой
  2. Ресурсы Сети Интернет. Точка Доступа https://ipk74.ru/upload/iblock/e41/e41b52de9b7d54ccb14af25f18bcb083.pdf
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. [Текст] / Н.В. Алешина; Москва, 2004
  4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые 3 информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Ю.М.
  5. Коноваленко С.В. Как научится думать быстрее и запоминать лучше.
  6. Практикум по развитию познавательной деятельности. [Текст] / С.В.
  7. Коноваленко ; – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  8. Корзун А.В., Веселая дидактика, [Текст] / А.В. Корзун; г.Ульяновск, 2000.
  9. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Программа развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. [Текст] / С.В Лелюх., Т.А Сидорчук., Н.Н Хоменко;– Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
  10. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников, [Текст] / Н.В. Макарова; Москва,2009.
  11. Новоселова С.Л., Габдулисламова Л., Каримова М. Компьютеры в подготовительной к школе группе. [Текст] Дошкольное воспитание. № 5.2002.
  12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помогите принцу найти Золушку:
  13. Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. [Текст] / Г.А Урунтаева., Ю.А Афонькина; М.: Просвещение, 1994.
  14. Шипицына Л.В. Азбука общения, [Текст] / Шипицына Л.В.; «Детсво-Пресс», г. Санкт_Петербург, 2004.
  15. Шолохович Ч.В. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

предлагаю родителям и воспитателям познакомиться с несколькими играми,способствующими сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...

«Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».

Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является и...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств.Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их перераб...

Методическая разработка по физическому развитию детей дошкольного возраста «Дорожка здоровья»

Одним из приоритетных направлений в деятельности МБДОУ МО г.Краснодар «Центр — детский сад №110» является оздоровительная работа:профилактика заболеваемости, укрепление здоровья дете...