Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»
статья (младшая группа)

Керимова Любовь Николаевна

Статья: Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»

Воспитатель группы раннего возраста:

Керимова Любовь Николаевна

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.

Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.

Адаптационный период в детском саду –серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

В связи с вышеизложенным, предлагаем, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Адаптационно-сенсорный и дидактический фартуки», которое, считаем, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Фартуки притягивают внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами фартука, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.

Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи использование методического пособия «Адаптационно-сенсорный и дидактический фартуки», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Предпосылки: успешная адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению; обогащение материально – технической базы и предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы.

Вид: учебно – методическое пособие.

Предназначение: от 1,5 до 3лет.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно - исследовательской сферы, сенсорно-моторное развитие детей.

Задачи:

1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей при знакомстве и действий с пособием, включая все виды восприятия.

2. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства и действия с ним.

3. Развивать познавательную, исследовательскую активность.

4. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

5. Развитие коммуникативных способностей.

 

При изготовлении «Адаптационно-сенсорный и дидактический фартуки» должны соблюдаться:

1. Принцип развивающего образования;

2. Принцип практической применимости;

3. Принцип интеграции содержания.

При изготовлении «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки» выдержаны следующие условия создания:

1. Фартук должен быть обучающим и развивающим.

2. Фартук должен быть многофункциональным.

3. Фартук должен быть привлекательным для детей.

4. Фартук должен соответствовать гигиеническим требованиям.

5. Фартук должен быть удобен для детей и педагога.

Достоинства пособия:

- многофункциональность;

- дает возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.

Фартук прост в изготовлении, многофункционален.

1. Яркий, нарядный всегда привлекает к себе малышей.

2. Все детали можно снять, поменять, добавить.

3. Одновременно несколько детей могут на нем играть.

4. Если снять фартук и разложить его на полу, он превращается в развивающий коврик.

5. Сенсорный и дидактический фартуки полны сюрпризов и секретов.

Дидактические упражнения.

Дидактическое упражнение «Сказочный домик»

Цель: Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Пополнять литературный запас сказками, потешками, стихотворениями.

Ход игры: Ребята, посмотрите, на моем фартуке есть волшебный домик, в нем живет сказка, называется она «Курочка Ряба».

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил — не разбил;

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут!

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.

(Во время прослушивания сказки на фартук при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом сказка на фартуке оживает).

 

предлагает свернуть ленточки на колпачки или катушки, при этом показывая детям, как это надо сделать. При этом, воспитатель следить за аккуратностью выполнения задания, чтобы ребенок держал катушку двумя руками.Можно создать игровую ситуацию«Кто быстрее свернет ленточку?»

 

Дидактическое упражнение «Дерево с геометрическими фигурами».

Цель: Закрепить представления о свойствах геометрических предметов: цвет, форма.

Ход игры: - Ой, ребята, вот беда-то, на моем волшебном дереве росли геометрические фигуры, а теперь посмотрите, оно стоит пустое и грустное. Поможем дереву вернуть фигуры? (Да)

- Скорее всего геометрические фигуры спрятались в кармашках моего фартука, кто хочет их поискать? (Дети по очереди выходят, достают из кармана геометрическую фигуру, называют ее, какого она цвета, после этого вешают обратно на дерево и так до тех пор, пока все фигуры не окажутся на дереве).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Авторское создание дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»

Воспитатель группы раннего возраста:

Керимова любовь Николаевна

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.

Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.

Адаптационный период в детском саду –серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

В связи с вышеизложенным, предлагаем, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Адаптационно-сенсорный и дидактический фартуки», которое, считаем, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Фартуки притягивают внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами фартука, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.

Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи использование методического пособия «Адаптационно-сенсорный и дидактический фартуки», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Предпосылки: успешная адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению; обогащение материально – технической базы и предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы.

Вид: учебно – методическое пособие.

Предназначение: от 1,5 до 3лет.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно - исследовательской сферы, сенсорно-моторное развитие детей.

Задачи:

1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей при знакомстве и действий с пособием, включая все виды восприятия.

2. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства и действия с ним.

3. Развивать познавательную, исследовательскую активность.

4. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

5. Развитие коммуникативных способностей.

При изготовлении «Адаптационно-сенсорный и дидактический фартуки» должны соблюдаться:

1. Принцип развивающего образования;

2. Принцип практической применимости;

3. Принцип интеграции содержания.

При изготовлении «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки» выдержаны следующие условия создания:

1. Фартук должен быть обучающим и развивающим.

2. Фартук должен быть многофункциональным.

3. Фартук должен быть привлекательным для детей.

4. Фартук должен соответствовать гигиеническим требованиям.

5. Фартук должен быть удобен для детей и педагога.

Достоинства пособия:

- многофункциональность;

- дает возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.

Фартук прост в изготовлении, многофункционален.

1. Яркий, нарядный всегда привлекает к себе малышей.

2. Все детали можно снять, поменять, добавить.

3. Одновременно несколько детей могут на нем играть.

4. Если снять фартук и разложить его на полу, он превращается в развивающий коврик.

5. Сенсорный и дидактический фартуки полны сюрпризов и секретов.

Дидактические упражнения.

Дидактическое упражнение «Сказочный домик»

Цель: Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Пополнять литературный запас сказками, потешками, стихотворениями.

Ход игры: Ребята, посмотрите, на моем фартуке есть волшебный домик, в нем живет сказка, называется она «Курочка Ряба».

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил — не разбил;

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут!

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.

(Во время прослушивания сказки на фартук при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом сказка на фартуке оживает).

предлагает свернуть ленточки на колпачки или катушки, при этом показывая детям, как это надо сделать. При этом, воспитатель следить за аккуратностью выполнения задания, чтобы ребенок держал катушку двумя руками.Можно создать игровую ситуацию«Кто быстрее свернет ленточку?»

Дидактическое упражнение «Дерево с геометрическими фигурами».

Цель: Закрепить представления о свойствах геометрических предметов: цвет, форма.

Ход игры: - Ой, ребята, вот беда-то, на моем волшебном дереве росли геометрические фигуры, а теперь посмотрите, оно стоит пустое и грустное. Поможем дереву вернуть фигуры? (Да)

- Скорее всего геометрические фигуры спрятались в кармашках моего фартука, кто хочет их поискать? (Дети по очереди выходят, достают из кармана геометрическую фигуру, называют ее, какого она цвета, после этого вешают обратно на дерево и так до тех пор, пока все фигуры не окажутся на дереве).