Конспекты НОД
план-конспект занятия

Голишева Анна Игоревна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение   Каратабанский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

     Непосредственная образовательная деятельность

                             в старшей группе

(развитие речи, математическое развитие,                    конструирование)

     «В поисках волшебного ларца»

        

Голишева Анна Игоревна воспитатель первой квалификационной категории.

Цели: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Закрепить у детей знания полученные ранее.  

  Задачи:

- развивать навык словоизменения;

- развивать  восприятие, внимание,  память, логическое мышление, речь детей;

- развивать целостное  восприятие русской народной сказки;

- развивать мелкую  моторику пальцев рук;

- развивать умения называть цвет, форму, размер, толщину;

- упражнять в порядковом счете до 10;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости бумаги;

- формировать навык  сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

- воспитывать чувство уверенности при выполнении заданий;

- воспитывать внимательность, дружелюбие;

- закрепить умение составлять целое из частей;

- закрепить умение правильно пользоваться кисточкой;

-закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, социализация.

Словарная работа: «Ласковушка», ларец, Звездочет.

Материал: блоки Дьенеша,  карта – схема маршрута, карточки к блокам Дьенеша, разрезные картинки, мольберт, звездочки плоскостные, звездочки объемные, ларец, кукла-«Ласковушка», предметно-схематические модели к сказкам, воздушный шарик, картинки с изображением животных(лиса, заяц, медведь, волк), палочки Кюизенера, карточки с цифрами от 1 до 5.

Ход деятельности:

 1. Вхождение в день.

 Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки и улыбнитесь друг другу.

 Отлично!

 Молодцы! ( Звучит релаксационная музыка).

 У нас в группе гостья. А зовут её "Ласковушка". Как вы думаете, почему её так называют? (мягкая, добрая, ласковая). Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать "Ласковушку" по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите её нежно, постараемся передать ей своё тепло, частичку своей души. Начнём с меня.( Меня зовут Людочка!).

 Вот "Ласковушка" вернулась ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки нам подарила она? Давайте оставим её у нас.

- Ребята, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик, а к ниточке привязан конверт.

 - Ребята, что это такое? Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано.

 - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь разрезные картинки. Тут какое-то волшебство, правда, ребята? Давайте попробуем собрать картинки, может тогда мы все поймем, от кого письмо?

(Подгрупповая работа. Первая группа собирает картинку с изображением Звездного Волшебника. Вторая группа собирает картинку с изображением звезды.)

 - Все ясно, значит письмо нам прислал Звездный волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

ПИСЬМО

 " Здравствуйте, дорогие ребята! Я приготовил вам сюрприз, вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Я оставляю вам свой волшебный колпак. Выполнив задания, вы должны собрать все звезды на мой колпак.

 Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи!"

- Ну что, ребята, начнем путешествие? Но  чтобы нам не сбиться с пути, мы должны нарисовать карту маршрута.(индивидуальная работа за столами)

«Геометрический диктант».

-В правом  верхнем углу нарисуем -  квадрат.

- В левом нижнем углу  - треугольник.

-В правом нижнем углу -  овал.

-В левом верхнем углу -  прямоугольник.

-В середине -  круг.

-Ну, вот мы нарисовали карту-маршрут, а теперь за первой звездой.  Каждое задание зашифровано вот в такой схеме. Чтобы приступить в выполнению нам нужно будет решить задачи, используя блоки Дьенеша.

Задание № 1:

Квадратный, красный, большой, толстый.

"Загадки- отгадки".

1.Летом бродит без дороги

 Между сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге,

 От мороза прячет нос.

 ( медведь)

2.Не барашек и не кот,

 Носит шубу круглый год.

 Шубка серая- для лета,

 Для зимы- другого цвета.

 ( заяц).

3.Серый, зубастый,

 По угодьям рыщет,

 Кого съесть ищет.

 ( волк).

4.Хвост пушистый,

 Мех золотистый,

 В лесу живет,

 В деревне кур крадет.

 ( лиса).

 - Ребята, скольких животных мы отгадали? (4)

 - Ребята рассмотрите внимательно предметно-схематические модели к сказкам и назовите те сказки, в которых присутствуют эти персонажи.

 ( "Теремок", " Колобок", "Лисичка со скалочкой", " Маша и медведь", " «Заюшкина избушка»)

 - Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

 - Давайте приклеим звездочку на колпак Волшебника и будем путешествовать дальше.

Задание №2:

Прямоугольный, желтый, большой, тонкий.

-Ребята в этом задании Звездный Волшебник  хочет чтобы мы поиграли в игру «Доскажи словечко»

Баба .. (Яга)

Гуси … (лебеди)

Курочка …(Ряба)

Ковер …(самолет)

Лисичка …(сестричка)

Жили …(были)

Царевна …(лягушка)

Тянут …(потянут)

-молодцы, а теперь мы слова ковер и самолет разделим на части хлопками. (ко-вер). Сколько частей в этом слове?(2)

(са-мо-лет). Сколко частей в этом слове? (3)

-Какое слово длиннее? Почему?

Задание №3:

Треугольный, красный, маленький, тонкий.

-Ребята это задание мы будем выполнять с помощью палочек Кюизенера. Игра «Найди пару»

К цветной цифре (палочке) подобрать соответствующую ей обычную цифру, изображенную на карточке.

Задание №4:

Круглый, синий, маленький, толстый.

Вот ещё одно задание, которое мы выполним. Мы должны изготовить коробочки. Но прежде мы должны размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Брат Федя разбуди соседей.

-вставай Большак,

-вставай Указка,

-вставай Середка,

-вставай Сиротка,

-вставай Крошка-Митрошка.

Привет ладошка.

Подтянулись и проснулись.

Вы очень хорошо справились с заданием. Ещё одну звезду приклеим к волшебному колпаку.

Вы прошли все препятствия на пути, а теперь вас ждет впереди 3 дороги:

 Налево  пойдете - попадёте к лягушкам в болото, к лягушкам в болото, кому попасть охота?

 Направо  пойдёте - угодите сразу к Бабе-Яге, здесь в конце дорожки, живёт в ступе Бабка-Ёжка.

 Прямо пойдёте - ларец волшебный найдете.

 - Какую дорогу выбираем? Ну что не боитесь? Тогда вперед! Но тут задание: чтобы добраться до ларца нужно прошагать ровно десять шагов, проговаривая вслух порядковый счет от 1 до 10.

Итог:

-Ребята давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы добраться до волшебного ларца (ответы детей).

 - А вот и волшебный ларец! А что же внутри? Ребята посмотрите, Звездный Волшебник приготовил для нас какой-то сюрприз.

- Ребята, здесь опять он к нам обращается. Послушайте:

 " Вы выполнили много заданий. Поздравляю! За это я хочу исполнить ваши заветные желания. Возьмите каждый себе звездочку и положите её на ладошку. Закройте ладошки и глазки и загадайте свое желание. Подумайте, чего бы вам хотелось больше всего на свете и добрый волшебник поможет вам осуществить ваши мечты»

- Ребята, а давайте положим наши звездочки в коробочки, и пусть они там хранятся. И    назовем их коробочками добрых поступков. У каждого из вас будет своя. Теперь любое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать звездочками, складывая их в коробочку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Каратабанский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

 в подготовительной группе

«Город, в котором мы будем жить»

                                         Воспитатель первой

                                       квалификационной категории

                                       Голишева А.И.

Задачи:

  • Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить ее
  • Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле
  • Формировать умение прогнозировать последствия своих действий

Материал:

        Панно и предметные картинки к нему, модели, фотографии с изображением разных уголков земли (пустыня, ледник, вулкан…), бумажные листы по количеству детей, «транспорт будущего», нарисованный ранее детьми, «билеты» на самолет.

Ход НОД.

   Оргмомент

     В группу влетает воздушный шар, к  нему прикреплен бумажный лист, на котором написано слово «здравствуйте»

    Что означает это слово?

Что такое «здравствуйте»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуйте»,

Значит, будь здоров!

С вечера расстались,

Встретились с утра,

Значит слово «здравствуй»

Говорить пора

    Давайте поздороваемся с гостями, которые к нам сегодня пришли и пожелаем им здоровья.

    Ребята! А как по-другому можно приветствовать друг друга! (Доброе утро)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:  «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам.

И каждый становится добрым доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

    Ребята, когда вы вырастите, кем-бы вы хотели быть? (ответы детей)

    Вы обязательно добьетесь того, чего хотите, а еще вы будете очень хорошими людьми, я в это очень верю.

    А знаете, у меня есть заветная мечта: хочу, чтобы вы, когда вырастите, жили в очень красивом, чистом, веселом городе.

     Давайте сегодня мы «построим» такой город.

     Для начала нужно  выбрать место для нашего будущего города и чтобы рассмотреть всю нашу большую землю, я вам предлагаю подняться в небо на самолете.

Дети садятся в самолет, согласно купленным билетам (соответствие числа количеству предметов)

    Внимание! Наши приборы зафиксировали несколько фотографий.

(показать на мониторе фото океана, ледника, пустыни, вулкана и выяснить можно ли там построить город)

 

     Ребята! А какие условия необходимы людям, которые будут жить в нашем городе?

(используя модели, перечисляют: воздух, тепло, вода, почва, цветы, деревья, насекомые, птицы, животные)  

    Итак, вы перечислили условия и наши приборы зафиксировали еще одну фотографию (выставить макет, на котором изображено голубое небо и земля)

    Это место нам подходит для строительства нашего города?

Физминутка.

   

    Мы с вами вспомним строительные профессии и придумаем к ним соответствующие движения (маляр, плотник)

    А что делает садовник?

Мы березку посадили

И водой ее полили,

И березка подросла,

Ветки к небу подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Наклеивают заранее заготовленные картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц, насекомых.

    Как красиво у нас получилось. А где будем жить мы? Давайте каждый нарисует дом.

(дети рисуют)

    А теперь наклеим транспорт, который мы рисовали раньше, это будет экологически чистый транспорт.

    Давайте придумаем название нашему городу, улицам.

    Ребята, а какими должны быть жители этого города, чтобы он всегда оставался чистым, красивым, нарядным?

    Значит, получается, сегодня день рождения нашего города. А в день рождения принято дарить подарки. Что можно подарить? Давайте подарим песню.

    А теперь пора возвращаться домой в наш любимый детский сад



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

«Моя любимая игрушка»

(речевое развитие)

Цель: Создание условий для развития связной речи и формирования способностей к творческому рассказу.

Задачи:

Образовательные:

• Учить способам обследования предмета (ощупать, погладить) с одновременным проговариванием свойств игрушки (называть ее признаки: цвет, размер, особенности внешнего вида).

Развивающие:

• Развивать активное запоминание, наблюдательность, речь детей.

• Формировать умение составлять описательные рассказы при помощи наглядных картинок с изображением игрушек.

Воспитывающие:

• Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.

Активизация словаря«музей»«выставка»«экспонаты».

Предварительная работа: индивидуальные беседы с детьми об игрушках, фотовыставка «Моя любимая игрушка», мини-музей «Игрушки наших родителей», Фото выставка «Игрушки своими руками».

Методы и приёмы:

1. Наглядный (картинки с изображением игрушек).

2. Практический (составление рассказа по картинки с изображением игрушек).

3. Словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы).

Ход образовательной деятельности:

В. Здравствуй, дружок (дать руку товарищу справа)

     Здравствуй, дружок (дать руку товарищу справа)

     Скорей становись со мною в кружок

     Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

И гости: «Привет!»

В. Ребята, мы с вами приготовили  выставку.

В. Ребята, а что такое выставка?

Ответы детей.

В. А как ребята, наша выставка называется?

Ответы детей.

В. Давайте расскажем, какие игрушки у нас на выставке.

Игра с мячом:  «Игрушка, какая?» (деревянная, и т.д.)

В. Ребята игрушки сделаны из разных материалов.

В. Из железа…? Из дерева….?  Из плюша…?  Из пластмассы…?  Из стекла…? Из ткани…? Из бумаги…? Из резины…?

Дети. Железные, деревянные, и т.д.

В. К нам пришло в гости много людей, чтобы посмотреть нашу выставку любимых игрушек!

Воспитатель открывает занавес, а там нет ни одной игрушки, только письмо.

Письмо:

Я сегодня в группу заходил и выставку игрушек увидел. Смотрю я – какие здесь замечательные игрушечки! Да какие они все разные. Мне тоже очень хочется иметь такие  игрушки, вам ещё купят, а мне никто  не купит.  Не отдам я их, ни за что!             Групповёнок.

- Что же ты сделал Групповёнок? Ты же нам всю выставку испортил!

- Ну, вот, теперь мы не покажем нашим гостям, какие игрушки были у нас на выставке! Мы даже не рассмотрели её! Что же нам делать ребята, как гостям показать выставку.

Ответы детей: приходят к выводу: вернуть игрушки.

В. Посмотрите, здесь ещё лежат конверты, а в них карточки с какими-то заданиями.

В. Ребята, давайте попробуем выполнить эти задания, может быть, он вернёт нам игрушки.

Подгрупповая работа:

Д. игра «Разрезные картинки»,  

Д. игра «Игрушки для мальчиков и девочек»

Как одним словом можно назвать то, что у вас на картинках? Давайте и мы с вами превратимся в игрушки. Как это можно сделать?

Ф. минутка:

Превращаемся в игрушки –   (выполняем повороты вокруг себя, руки на поясе)

В куклы, мячики, хлопушки    (поворачивают корпус вправо-влево)

Полосатый круглый мяч,    (соединяют пальцы в «замок»)

Он уже пустился вскачь.     (прыгают на месте, руки на поясе).

Я колесо надеваю,       (постукивают кулаками)

Пирамидку собираю!    (чертят руками треугольник перед собой)

А из кубиков мы сможем    (руки на поясе, наклоняются вперёд)

Сделать башню, мост и дом    (соединяют ладони треугольником, разводят руки в           стороны, соединяют над головой)

И пусть куклы и матрёшки    (приседают, маршируют, разводят руки перед собой)

Расставляют мебель в нём    (наклоняют корпус вперёд)

В. Посмотрите, Групповёнок оставил свой мешок. В нём лежат все игрушки с выставки. Ребята, а давайте вспомним, какие игрушки спрятались от нас в чудесном мешочке Групповёнка? А что бы вам проще было вспомнить, давайте воспользуемся  карточкой-подсказкой. Помните, как мы учились по этим картинкам составлять рассказ о разных игрушках! (рассказывание по схеме о игрушке)

В. А теперь каждый составит рассказ о игрушке.

Ребята по одному выходят и составляют по моделям рассказ об игрушке.

Мяч (резиновый, цвет, как играть, большой - маленький, круглый),

машинка (разноцветная, кузов, кабина, ездит, железная),

кукла вязаная (шерсть, кроватка, соска, одежда для куклы),

 мишка (мягкая игрушка) (части тела, цвет, плюш, мягкий, как играть),  матрёшка (цвет, форма, размер, как играть, деревянная),

ёлочная игрушка (стекло, цвет, ёлка, круг, как играть),  

домик (бумага, цвет, размер, из каких частей состоит, как играть),

барыня (глина, цвет, размер, овал, как играть),  

кубик (пластмасса, цвет, размер, квадрат, как играть)

В. Теперь все наши экспонаты-игрушки в сборе. Ох, и трудно было  нам с вами открыть такую замечательную выставку. А тут еще кое-кто нам помешать захотел.

В. Кто нам мешал, помните?

- А как мы с вами справились с этим?

- Что нам помогло при составлении рассказов об игрушках?

 - Что интересного о сегодняшнем приключении вы бы рассказали своим мамам и папам?



Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе

«Что такое природа? Живая и неживая природа.»

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Материал: Объекты природы и ,,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и ,,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина).

 

                                          Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

 

-Вы знакомы со словом ,,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

-Почему вы относите тот или иной объект к природе?  (предположения  детей)

-Растения, животные, птицы—они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель--роста (цыпленок—курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

--Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

-Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

-Природа—это то, что существует без помощи человека, а ,,не природа’’—это все то, что сделано руками человека.

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на ,,природу’’.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка—на кита. (дети продолжают этот ряд.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить.  На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое»

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

-Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

 -Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.)

 

                                      Физкультминутка.

-А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

-Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.

-Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.

-Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)

           Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

  Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.

-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

            Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов,, лекарств и тот же воздух.

-Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

-Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

                                             (С. Кирсанов)

 Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

                                               Л.Дайнеко



Предварительный просмотр:

          Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

                         Тема: «Пожарная безопасность».

Программное содержание:

- закрепить знание о пожарной безопасности;

- учить рассказывать о правилах безопасности при пожаре;

- звуковая культура речи: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя;

- звуковая культура речи: закрепить звукопроизношение звуков

«ш», »р», »у».

Наглядный материалигрушка пожарная машина, плакат «О пожарной безопасности».

Ход занятия:

1.«Отгадайте загадку».

Если дым валит клубами,

Пламя вьётся языками,

И огонь везде и жар

Это бедствие - … (пожар) .

- Сегодня, мы с вами поговорим о пожарной безопасности. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди.

- Ребята, а чтобы не случилось у вас такая беда, давайте вспомним правила пожарной безопасности.

Чего нельзя делать детям?

- Нельзя брать в руки спички, зажигалки.

- Нельзя зажигать газовую плиту.

- Не включать утюг и другие электроприборы.

- Не влезать предметами в розетки.

- А как вызвать пожарную машину? (По телефону набрать номер «01»).

- А какая она пожарная машина? (машина красная и наверху прикреплена лестница, номер 01) .

-Давайте с вами посмотрим на плакат и расскажем, что на нём?

2. Послушайте стихотворение:

Красная машина по дороге мчится,

Ей на месте поскорей нужно появиться,

Там огня необходимо погасить лавину-

Все зовут пожарной красную машину.

«01»-две эти цифры часто набирают;

Значит, осторожными не всегда бывают.

(В. И. Мирясова.)

- Правильно, ребята! Пожарная машина всегда красная, чтобы её было видно издалека.

Красный цвет- цвет тревоги, цвет огня!

- А как едет пожарная машина, быстро или медленно? (быстро)

- А как называются люди, которые спасают от пожара? (спасатели, пожарные) .

- Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно, слышно сирену.

- Как звучит сирена? (у- у - у - у) .

- Ребята, как вы думаете, что лежит в кузове пожарной машины? (инструменты: шланг, топор, лопата и т. д.)

- Как шипит вода, выливаясь из шлангов? (ш-ш-ш-ш) .

- Ребята, как вы думаете, почему возникают пожары? (Ответы детей.)

Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнём. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее разгораются, бушуют.

3. Д /и «Огоньки».

- Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы по тихонько горели, потом стали разгораться больше, больше, выше, выше. (Дети имитируют огонь.)

4. Доскажи предложение:

-Чтобы не было беды надо хорошо знать правила!

- Давайте ещё раз повторим правила пожарной безопасности?

Спички нельзя … (брать) ;

Газ нельзя… (зажигать) ;

Утюг нельзя… (включать) ;

В розетку пальцы нельзя… (вставлять) .

- Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Каратабанский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

в старшей группе

«Удивительное рядом»

                                  Воспитатель

                                                          второй квалификационной

                                                        категории  Голишева А.И.

  • Конспект разработан в соответствии с тематической неделей «Маленькие исследователи»
  • Тема: «Удивительное рядом»
  • Цель: Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе;  умение решать проблемные ситуации. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.
  • Задачи:

* Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в  

природе;

          * Побуждать к опытнической деятельности, развивать познавательный      

          интерес детей в процессе   экспериментирования;
         * Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,  

           обобщать, делать выводы;

          * Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности;

          * Создавать  благоприятную атмосферу доброжелательности и  

           взаимопонимания.

  • Словарная работа: развивать речевую активность, обогащать и активизировать словарь: «осадки», «лаборатория», «ученые»
  • Интеграция областей: «познание», «музыка», «коммуникация», «безопасность», «социализация», «художественное творчество», «физическая культура».
  • Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкальная.
  • Формы организации совместной деятельности: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, музыкальные игровые двигательные упражнения, беседа, слушание музыки, рисование.
  • Материал к НОД:   мультимедийная установка,   конверты с письмами, оборудование для опытов: штатив, колба, горючее, земля, стекло, цветные карандаши, бумага, светильник,  емкость с жидкостью (вода с молоком).

Ход НОД:

Оргмомент.

«Здравствуйте, ребята!»

Как вы думаете, что означает это слово?

Что такое «Здравствуйте»?

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуйте!»,

Значит будь здоров!

С вечера расстались,

Встретились с утра,

Значит слово «Здравствуй!»

Говорить пора.

1. Что определяет погоду? 

    Ребята! Сегодня мы продолжим с вами играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Осадки». Например, ваша любимая Каркуша прислала письмо с вопросом: «Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки». А вот еще одно письмо, кажется оно от Фили: «Невозможно высунуть нос из конуры, все снег да снег. Откуда он только берется?»

     Давайте сделаем свой первый научный вывод, ответив на вопрос: «Чье из этих писем задержалось, а какое пришло во время?» (ответы детей) Почему вы так решили?  (Дети: Каркуша писала письмо осенью, а филя зимой)

     Так как Каркуша давно ждет ответа, я решила пригласить ее к нам. Пусть услышит все сама и посмотрит наши опыты.

Появляется на экране Каркуша: «Здравствуйте, ребята! Я так спешила! Я так спешила!  Надеюсь, ничего не пропустила?»

       Каркуша! Ты как раз во время, усаживайся, пожалуйста, и слушай внимательно. Но сначала выслушай один совет:

     Ребята! Какой нужно дать совет Каркуше, чтобы не промочить крылышки?  (Взять зонт, посмотреть в окно, послушать прогноз погоды, одеться по погоде)

       Ребята! А что определяет нашу погоду в течение дня?»  (солнце, воздух, вода)

  • Что дает солнце? (тепло, свет)
  • Что происходит с воздухом? (он перемещается и получается ветер)
  • А что делает для погоды вода? (образует облака, дарит дождь и снег)
  • Как одним словом можно назвать эти погодные явления: дождь, снег, град, туман? (осадки)

 

 2. Круговорот воды в природе

    Сейчас я вам покажу схему превращения воды в осадки. (Показ с пояснением круговорота воды в природе)

   

3. Теперь, дорогие мои юные ученые, мы переходим к практической части.

Опыт №1

    Я покажу, как приблизительно происходит появление дождя, испарение влаги с земли.

     Для опыта я беру влажную землю, вместо солнца я ее подогрею огнем и мне нужно холодное стекло, оно будет служить облаком. Земля нагревается в этой колбе, расположенной на штативе, из земли поднимается влага в виде пара в вверх, т.к. пар очень легкий. Он начинает оседать на стенках колбы, а некоторые добираются до стекла- облачка в котором уже много капель пара, их становится слишком много, они остывают, превращаются в капли и падают вниз. (Все сообщение сопровождается показом)

    Очень быстрое превращение воды в пар вы могли наблюдать дома на кухне. Кто догадался, что я имела в виду? (Кипение воды, оседание пара на крышке кастрюли)

    На самом деле, на Земле процесс образования облаков происходит медленнее, на все движение капель воды, пара нужно время.

4. Как получается дождь?

Опыт №2  «Дождик».

 (Слышится шум дождя)

    Слышите, разве зимой бываем дождь, да это волшебница вода разговаривает с нами дождем. Вы уже, наверное, соскучились по дождю, вы его не только услышите, но и увидите. Для этого совсем немного надо, губку и воду. Сбрызгиваю губку водой и спрашиваю, льется вода из губки? Даю потрогать. Куда делать вода губка её впитала, этих капелек для неё слишком мало. Повторяю. Затем опускаю губку в противень с водой, переворачиваю и поднимаю. Вот и пошёл дождь. Губка вся промокла, не смогла уже больше запасать - держать в себе воду, вот она и начала капать из неё. Так же и в природе, маленькая тучка как губка запасает в себе воду, впитывает, растёт, темнеет. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже не может, и они падают вниз, проливаются дождём.

    А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует.

Вот поэтому, ее и называют волшебницей. Она - то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.

5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

    А сейчас я предлагаю поиграть в интересную волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя.

(Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова и начинается игра).

    Я мама Тучка. А вы мои детки – маленькие капельки и вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю.

(Капельки прыгают, разбегаются, танцуют)

   Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (парами за руки друг друга).

    Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

    Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

    Плавали, плавали  капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевши, капельки поднимаются и вытягивают руки вверх).

    Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

6. Как узнать погоду по облакам

     Дети! Хотите, я вас научу, как по облакам узнать о погоде? Смотрите, какие бывают облака (Показ).

 Это кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.

 Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.

 Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик. Тучи – дождевые облака серого цвета с рваными краями. У некоторых бывает белая верхушка, такие тучи сулят грозу.

 

7.  Какого цвета облака?

     Опыт №3

    Теперь ребята посмотрите на вот этот пейзаж, картину художника. Что он написал?  (Небо, облака).

     Вы заметили, какого они необычного цвета? Кто из вас видел такие облака?  Это было днем или вечером, а может утром или ночью?

 (Дети высказывают свои предположения, наблюдения).

     Почему облака меняют свой цвет утром и вечером, я вам сейчас расскажу и покажу.

 Дети переходят за рабочие места в «лаборатории»

     Представьте, что в этой емкости кусочек белого облака. Посмотрите, это действительно так? А светильник - это луч солнца. Мы наблюдаем такие облака днем, когда лучи солнца светят на облака сверху. Включим светильник и направьте луч сверху. Что вы наблюдаете?

 Дети описывают наблюдения. Замечают, что цвет не изменился.

    Но солнце всходит и заходит, и лучи светят с другой стороны. Теперь мы можем изменить цвет своего облачка, направив на него луч с нужной стороны.  Дети наблюдают действия. Замечают изменения.

     Давайте сделаем научное утверждение. Когда солнце садится и встает, облака меняют свой белый цвет и становятся нежно-розовыми. Чтобы вы не забыли результат эксперимента, зарисуйте вот такую схему в своих научных дневниках. (работа по подгруппам: 1-дети рисуют положение солнца в зависимости от цвета облаков, 2-закрашивают облака относительно положения солнца) )

 

8. Итог.

    На этом наша работа в научной лаборатории  заканчивается. Я, думаю, Каркуше стало все понятно. Все были умницами и умниками, настоящими юными учеными. Всем спасибо!

Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки.

Невозможно высунуть нос из конуры, все снег да снег. Откуда он только берется?




Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Каратабанский детский сад «Солнышко»

«Чудо остров»

непосредственно-образовательная деятельность

 в старшей группе

                        воспитатель: Голишева А.И.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений». 

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие». 

Программное содержание: 

Цель: Развитие логического мышления и психических функций внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:1) Закрепить состав числа 8 из двух меньших.
2)Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
3)Упражнять в арифметических действиях сложения в пределах 8.
4) Систематизировать представления детей о водном транспорте.
5) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающие задачи:

1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.

2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. 
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.

5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Воспитательные задачи:

1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Формировать умение действовать в коллективе сообща, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.

Материал  и оборудование: Видео и аудио сопровождение, мультимедийная презентация «Игровое путешествие на остров», модель «парусника» и «острова», карточки с примерами, кодовые карточки, блоки Дьенеша, плоскостные изображения рыб разного цвета, размера, с чешуйками разной формы.

Предшествующая работа: отсутствует

 Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Ход проведения НОД:

1 Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию. Сообщение темы занятия. 
Воспитатель:

 Собрались все дети в круг.
            Я - твой друг и ты – мой друг. 
            Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение? А я немного волнуюсь. Давайте улыбнёмся чтобы всё волнение исчезнет.

Звучит музыка, шум ветра)

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это ветер шумит.

Дети:

(на экране появляется остров в тумане)

Воспитатель: Посмотрите, что там виднеется? А как можем разглядеть?

Дети: Кажется остров.

Воспитатель: Интересно, что за остров такой? Вам интересно узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Только как мы узнаем? Остров далеко.

Дети: Можно отправиться на остров.

Воспитатель: Хорошая идея, только вот на чем мы отправимся?

Дети: На корабле.

Воспитатель: А почему на корабле? Можно и на автобусе, на велосипеде и т. д.

Дети: Нет, там вода, можно доплыть только на водном транспорте.

Воспитатель: А какой водный транспорт вы знаете?

(Дети называют водный транспорт)

2. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5, нахождение блока по кодовой карточке, соотнесение его с эталоном

Воспитатель: На чём мы отправимся в путешествие? Строить судно мы будем с помощью этих удивительных блоков. Они одинаковые? Чем они отличаются?

Как нам найти среди других  нужные блоки для строительства? Оказывается, эти блоки зашифрованы, а чтобы отгадать нужно решить пример, найти карточку с ответом, на обратной стороне которой будет код блока.

Игровое упражнение: «Собери парусник» - на столе разложены примеры, решив пример, найти ответ – если ответ правильно, то на обороте изображён паспорт фигуры, из которых сложится парусник.

Воспитатель: Мы с вами отправимся на паруснике. С помощью чего он передвигается?

Дети: Паруса  и ветра.

Воспитатель: Занимайте места на паруснике и отправимся на неизвестный остров. Но там очень жарко и может напечь голову, нам потребуются головные уборы. В путь!!! (Звучит шум моря и крик чаек).

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Нашу лодку подгоняя,

Ветер парус раздувает.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус надувать

3. Порядковый счет в пределах 10

Воспитатель:  Вот и чудо остров, чтобы на него попасть нам придётся добираться по камушкам и посчитать их.

Игра «Пройди по камушкам» (Порядковый счёт)

Попугай: Ура! Ура! У нас гости! У нас гости! Как я люблю гостей!

(Приветствуют попугая)

4. Подгрупповая работа: классификация  блоков по двум признакам (толщина и форма) и классификация «жизненного» материала по трем признакам (цвет, размер, форма чешуек)

Воспитатель: Вот мы и на острове. Какое длинное было путешествие. Вы, наверное, проголодались. А чем можно подкрепиться на необитаемом острове?

Дети: Поймать рыбу и зажарить её.

Воспитатель: Ну что тоже хорошая идея.

Сейчас кто в голубых головных уборах, будут рыбаки, вы ловите рыбу только – с круглой и треугольной чешуёй.

А кто в розовых кепках, разжигают костёр. Что нужно сделать для пожарной безопасности (выложить костёр камнями) – камни должны быть только круглые и толстые.

Воспитатель: Пока рыба готовится, мы  с вами потанцуем немного.

Физминутка: «Танец островитян» песня «Чунга-чанга»

Воспитатель: Вот рыба и готова. Возьмите каждый па тарелочке и обратите внимание на тарелке,  есть схема, какую рыбу вам нужно взять. Посмотрите, в тарелочках рыбы все разные, чем они отличаются?

Дети: По цвету, по размеру, по форме чешуек.

5. Закрепление состава числа 8 из двух меньших

Воспитатель: А теперь разделимся на две группы по цвету – справа от меня красные, слева от меня жёлтые. Сколько красных рыбок - 4, сколько жёлтых - 4, сколько всего,  значит 4 и 4 будет 8. Сейчас справа от меня большие, а слева маленькие. Сколько больших – 5, сколько маленьких – 3, сколько всего – 8, значит 5 и 3 будет тоже 8.  Сейчас справа от меня большие, а слева маленькие. Сколько рыб с круглой чешуёй - 6, сколько с треугольной чешуёй – 2, сколько всего – 8, значит 6 и 2 тоже будет 8.

(На экране появляется попугай)

Попугай:    Ура! У нас гости! У нас гости! Как я люблю гостей! Как я люблю их угощать! Как я люблю их угощать! Угощение находится под самой высокой пальмой.

6. Обратный счет

Воспитатель: Угощение находится в коробке под самой высокой пальмой. Давайте возьмём его, поблагодарим попугая  и отправимся обратно. По камням идём в обратном направлении к паруснику и считаем их (обратный счёт)

Воспитатель :  занимайте места на паруснике.

Пальчиковая гимнастика:  «Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву. (Ладони  лодочкой, волнообразные     движения рук)

Две ладошки друзья - это лодочка моя

Паруса подниму, синим морем поплыву.  (Поднять выпрямленные ладони вверх)

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Имитация движений волн и рыбок) 

7. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, где мы были мы не скажем, а что делали покажем…. Без слов покажите, что мы делали. ( дети показывают), а помогли нам в этом удивительные  БЛОКИ! Я хочу поблагодарить вас  и подарить эти альбомы, которые помогут вам развивать ваши способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....